Все счастливые семьи похожи друг на друга
методическая разработка (4 класс) по теме

кисличенко наталия яковлевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Кисличенко Наталья Яковлевна,

учитель начальных классов,

МБОУ-лицей № 10.                                                                          

Развитие исследовательских способностей

младших школьников.

                                                                             Древняя мудрость гласит:

                                                                             Расскажи мне – и я забуду,

                                                                             Покажи мне – и я запомню,

                                                                             Дай попробовать – и я пойму.

     С первых дней своей жизни ребёнок является исследователем, первопроходцем окружающего мира. То, что для взрослого человека привычно и обыденно, для него – впервые: предметы, явления, чувства, эмоции.

     Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие».

     Вероятно, что это была лишь шутка. Но в каждой шутке есть доля истины. Каждый ребёнок обладает способностями и талантами в различных областях. Безусловно, самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. На первых этапах жизненного пути ему помогают родители, впоследствии – педагоги. К семи годам у детей обычно возникает новая потребность – учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Этот период характеризуется огромным желанием познавать, активно действовать, творить. Именно методы обучения, построенные на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, можно назвать «исследовательскими».

    «Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры» [1; 6]

    Но возможно ли сформировать исследовательское поведение без определённых знаний, умений и навыков? Нет.  Важно построить весь процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок засомневался, чтобы у него стали возникать вопросы.

Ещё Л.Н.Толстой заметил: «Знание, только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

     Таким образом, важно понять, что дать знания в случае, когда ребёнок не желает, не хочет, не готов их взять – невозможно. В этом и состоит трудность перехода от традиционной к развивающей форме обучения. Развивающая форма обучения есть развитие субъекта, превращение ученика в учащегося, в человека учащего себя. Важно, чтобы в процессе обучения у детей не только  не утратился интерес, познавательная активность, любознательность, способность самостоятельно мыслить заложенные природой, но и произошла активизация всех этих процессов.

    Необходимо учитывать, что для младшего школьника особо характерна потребность во внешних впечатлениях. Именно она впоследствии формируется в познавательную активность, которая в свою очередь является базой для формирования исследовательской деятельности.

     Многими педагогами описана классическая модель организации исследовательской деятельности.

     Выбор темы – определение цели и задач исследования – изучение литературы – консультации у специалистов – сбор материала – обработка и оформление результатов – защита.

На практике мы столкнулись с тем, что для начинающего исследователя эта модель сложна к самостоятельному применению. Ошибочно предполагать, что как только педагог создал условия для исследовательской деятельности, ребёнок сразу же сам начнёт её выполнять. Семилетнему ребёнку сложно самому выбрать тему и тем более определить цели и задачи исследования. Общая база знаний, умений и навыков ещё недостаточна.

      В своей работе мы использовали, разработанные А.И.Савенковым три относительно самостоятельных подпрограммы.

 Применение  этой методики на практике дало нам возможность избежать ряда сложностей.

      1) Подпрограмма «Тренинг».

       Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний,    умений и навыков исследовательского поиска.

 Здесь очень важна роль педагога. Необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы ребёнок сам, как бы «случайно» обнаружил интересный факт и проявил желание  к его дальнейшему изучению. В этом, как нельзя лучше, помогает экскурсия, путешествие. Ребёнок знакомится с каким-либо объектом или явлением и у него возникает заинтересованность.

        Практика показала, что в первом классе более эффективен групповой метод работы.

        В ходе одной из экскурсий на стенде музея дети увидели древнее «писало». Сведения о том, что за всю историю археологии их найдено всего лишь два, вызвали интерес. Ребята заинтересовались этим предметом. При более тщательном и детальном его рассмотрении стали возникать вопросы:

- Куда вставляется стержень?

- На чём им писали?

- Сколько ему лет?

        Выяснив, что «писало» - это предок обычной ручки (карандаша), возник вопрос: «Как?»

        Так родилась тема исследовательской работы: «История одной ручки».

        Очень важно, чтобы педагог заметил тот самый момент, когда у детей возникает заинтересованность в каком-либо объекте и подтолкнул ситуацию к дальнейшему развитию событий.

         Тема проекта должна быть понятна и близка детям. Теоретические темы являются более сложными, чем темы, имеющие практическое воплощение. Для начинающего исследователя можно предложить следующие варианты тем:  

 - За что люди любят сказки?

 - Моя семья.

 - Чем можно вычислять в пределах десяти?

      После выбора темы, необходимо определить цели и задачи исследования. На этом этапе ещё несформировавшемуся исследователю необходима помощь педагога  в освоении методов изучения объектов и явлений, в способах добычи информации, в выработке гипотезы, в определении плана деятельности по достижению цели:

- к кому можно обратиться за помощью (родителю, педагогу, музейному работнику, эксперту);

- с помощью, каких источников можно найти информацию (наблюдение, эксперименты, чтение литературы, использование медиаресурсов).

- какие предметы использовать (оборудование);

- с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели;

       В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся с помощью учителя овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности.

      Только после завершения данного этапа целесообразно переходить к следующему виду работы.

      2) Подпрограмма «Исследовательская практика»

      Этот вид деятельности является основным. В рамках этой подпрограммы учащиеся собирают и обрабатывают полученную информацию с помощью приобретённых исследовательских знаний, умений и навыков с высокой степенью самостоятельности, но под руководством педагога.

На этом этапе важно поощрять детскую инициативу в процессе самого исследования. Не ставить перед детьми определённые рамки выполнения задания, тем самым, подавляя стремление достигнуть желаемого результата.

 Так, при работе над проектом «История одной ручки» часть детей изучили историческую справку. Другие захотели создать предметную выставку, обратившись за помощью к родителям  с просьбой помочь изготовить восковые дощечки, чернильницы и гусиные перья. Некоторые дети нашли загадки и сказки о пишущих инструментах и попытались придумать свои. Мы сумели заинтересовать родителей. Они включились в исследовательскую деятельность своих детей. Этот фактор положительно влияет прежде всего на отношения в семье, делает членов семьи ближе.

     Чем разнообразнее будет исследовательская практика, тем интереснее получится финал всего проекта.

     3) Подпрограмма «Мониторинг».

     Для начинающего исследователя очень важным является момент обсуждения результатов, защита своей работы. Участие в конкурсе, семинаре даёт ребёнку возможность осознать значимость его работы. Чем насыщеннее будет исследовательская практика, тем познавательнее для всех участников проекта будет результат.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательский метод воплощает в себе требования времени, актуален и очень эффективен. Он способствует повышению интереса к обучению, формирует информационную культуру, увеличивает познавательную активность, развивает процессы памяти, мышления, воображения, творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует развитию личности ребёнка.

     

                                                    Список литературы

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2007. – 208 с.
  2. Соколова  Т.Е.  Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. -96с. – (Информационная культура младшего школьника;  Вып.7).
  3. Тексты Федеральных государственных стандартов для начальной школы (2004г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-занятие "Здоровые дети - в здоровой семье". Тема урока: "Посмотрим друг другу в глаза"

Занятие с детьми с нарушением аутистического спектра для взаимодействия с родителями через использование оборудования в сенсорной комнате, организация положительного опыта общения с матерью....

Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."

1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали?   (Ответы детей) Га...

Мы друг на друга не похожи!

Классный час по толерантности...

программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА – НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ!»

Программа адресована ученикам начальной школы, их родителям и классным руководителям. Представляет собой теоретическое воплощение идеи сотрудничества родителей и школы, ...

Памятка "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!"

ТолерантностьСотрудничество, дух партнерства;Готовность мириться с чужим мнением;Уважение человеческого достоинства;Уважение прав других;Принятие другого таким, какой он есть;Способность поставить себ...

Программа по работе с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся с интеллектуальными нарушениями "СЕМЬЯ м школа: навстречу друг другу"

Программа по работе с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся с интеллектуальными нарушениями "СЕМЬЯ м школа: навстречу друг другу"...