родительское собрание
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема родительского собрания:
Взаимодействие школы и семьи.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль и в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.
Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. В условиях села отношения педагогов с семьями являются более естественными, отличаются большей интенсивностью, значительной информированностью друг о друге, что положительно влияет на организацию совместной работы, хотя и создает некоторые проблемы. Условия села таковы, что школа часто является единственным местом, где могут собираться взрослые и дети на праздники, провести свободное время, пообщаться. Эти обстоятельства позволяют педагогам проявлять большую активность в установлении постоянных контактов с родителями детей, семьями, оказывать значительное влияние на формирование уважительных отношений между членами семьи.
Для того чтобы обеспечить успешность воспитания детей необходимо организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей. В этой связи важно предусмотреть решение следующих частных педагогических задач.
Педагогические задачи:
В работе с детьми:
воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе в школе и классе;
формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
формирование психолого-педагогической культуры родителей;
развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми .
В работе с педагогами:
формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в развитии гуманных, взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
формирование потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
освоение способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Важнейшими целями реализации сотрудничества педагогов, учащихся и родителей являются: признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса и организация их совместного творчества.
Для формирования отношений сотрудничества важно представлять школьный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Ряд видов и соответственно форм деятельности ориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Распространены семейные формы работы.
Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые на практике:
1. Развитие познавательных интересов, творческой активности
учащихся:
творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся, показывающие особенности труда, индивидуального стиля педагогов;
дни открытых уроков, проводимых в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителя, раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;
общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми и родителями (учитель со-ставляет задания, помогает формировать группы, организовать подготовительную работу, родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, входят в состав жюри и болельщиков);
праздник знаний и творчества, предполагающий защиту семейных проектов по предметам, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);
совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, тематические собрания-дискуссии по проблемам учебы, например: «Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т.п.;
деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире;
участие родителей и детей в обсуждении дополнительных тем, предметов для изучения.
2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик;
организация встреч со специалистами в Зависимости от профессиональных интересов учащихся;
организация встреч-бесед с родителями: «Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»;
организация совместных трудовых дел (оформление школы, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т.д.)
3. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;
обсуждение с детьми нравственных проблем, возникающих в повседневной жизни;
просмотр, обсуждение кинофильмов;
подготовка концертов;
проведение «дня радости»;
проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности, например: «О доброте и милосердии», «Современный человек - какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.;
проведение акций по оказанию помощи престарелым;
организация встреч с интересными людьми;
4. Подготовка учащихся к семейной жизни.
обсуждение на классном собрании тем «Идеальная современная семья». «От чего зависит семейное счастье» и др.;
проведение конкурса «Мужчины на поверке» (между мальчиками и отцами), «конкурса богатырей» (между отцами, дети помогают);
организация конкурсов «Юная хозяйка» (для девочек, при поддержке мам), «Я и моя бабушка»;
организация занятий по приобретению навыков ведения домашнего хозяйства (родители делятся своими секретами);
проведение «конкурса рыцарей и дам».
5. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:
-систематическая диагностика состояния здоровья детей;
-организация просвещения детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;
-пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных
занятиях;
- определение наиболее благоприятного режима дня, труда и . отдыха для каждого ребенка;
-организация спортивных секций и коллективов;
-организация профилактики нарушений здорового образа жизни;
-проведение «дней здоровья», спортивных соревнований (семейных, командных);
- организация туристических слетов, походов.
Особое внимание в решении проблемы взаимодействия школы и
семьи педагоги должны обратить на формирование отношений в самой семье. Установлено, что успеваемость детей зависит от времени, затрачиваемого па общение в семье. Внутренняя стабильность в доме- вот залог успешного бучения и развития детей. Иными словами, уровень образования родителей и материальный достаток меньше влияют на успешность обучения ребенка, чем теплые, человеческие отношения в семье. То, как ведут себя родители по отношению к ребенку, гораздо важнее того, кем они являются.
Среди наиболее важных факторов, влияющих на успешное развитие ребенка, можно выделить:
неформальное общение родителей с детьми, касающееся повседневных событий;
Успешность формирования отношений сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат
Воспитания может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов
На воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Так же, как и педагоги, каждый отец и мать желают видеть ляп детей здоровыми и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагога, направленные развитие интересов, способностей детей. Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, - помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных качеств и повеления в формировании ценных жизненных ориентации.
В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, иногда испытывают трудности в установлении контакта с подрастающими детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
Важнейшую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотрудничества взаимодействия между ними выполняют классные руководители. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости приобретения педагогических знаний. При общении с родителями должны чаще звучать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения учителя е родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми родителями, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учителя привлекают к сотрудничеству остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...