Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) на тему
Методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_emoc.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
- Исследование динамики межличностных отношений учащегося младших классов в сфере эмоциональных процессов происходящих с ним в течении года, проводилось совместно с педагогом-психологом ЦПМСС «Лабиринт» Кузьминой И.А.(методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»)
Цель: исследование эмоциональных проявлений и взаимоотношений учащихся в детском коллективе (начальные классы).
Методика: индивидуальные беседы с учащимися, наблюдение на занятии и в классе, беседа с учителями.
Количество обследуемых учащихся 25:
Индивидуальные бланки изучения эмоционально-волевой и социальной сферы младшего школьника.
Ф.И.О. _______________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________
Дата обследования _2008 – 2009; 2009 – 2010; 2010 – 2011г.г.________
Название метода | Качественная оценка (нужное подчеркнуть) | Количественная оценка (баллы) |
1.Эмоционально-волевое развитие | ||
Индивидуальные беседы Наблюдение | Положительное Неустойчивое Отрицательное Малоэмоциональное | 3 2 1 0 |
2.Социальное развитие | ||
Наблюдения Беседы с учителями | Отношение со взрослыми Положительное инициативное Неустойчивое Ответное безынициативное Отрицательное (агрессивное) Отсутствие отношений (отрешенность) Отношение со сверстниками Положительное инициативное Неустойчивое Ответное безынициативное Отрицательное (агрессивное) Отсутствие отношений (отрешенность) | 4 3 2 1 0 4 3 2 1 0 |
Общее количество баллов |
Результаты диагностики по методике доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника» классов СОШ №12, г. Волжска (в %)
Эмоционально-волевое развитие
Таблица № 1
Качественная оценка | Эмоционально-волевое развитие | |||||
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | ||||
1 класс | 2- 3класс | 1 класс | 2-3класс | 1 класс | 2-3класс | |
Положительное | 24% | 62% | 26% | 74% | 28% | 88% |
Неустойчивое | 32% | 16% | 38% | 12% | 18% | 6% |
Отрицательное | 12% | 2% | 14% | 6% | 8% | 2% |
Малоэмоциональное | 32% | 20% | 22% | 8% | 46% | 4% |
Диаграмма к разделу диагностики профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника» Эмоционально-волевое развитие.
Диаграмма№1
По итогам диагностики прослеживаются положительные изменения в структуре эмоциональных процессов у учащихся 2-3 классов в течении года. Возросло количество учащихся со средним и высоким уровнем социализации и эмоциональности (см.таб№1, диаг.№1;таб№2,диаг№2 ):
Социальное развитие.
Таблица № 2
Качественная оценка | Социальное развитие | |||||
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | ||||
1 класс | 2- 3класс | 1 класс | 2-3класс | 1 класс | 2-3класс | |
Положительное | 34% | 61% | 48% | 73% | 48% | 90% |
Неустойчивое | 30% | 13% | 21% | 12% | 16% | 6% |
Отрицательное | 12% | 5% | 9% | 5% | 4% | - |
Ответное безынициативное | 24% | 21% | 11% | 10% | 32% | 4% |
Отсутствие отношений (отрешенность) | - | - | 1% | - | - | - |
Диаграмма к разделу диагностики профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника» Социальное развитие.
Диаграмма№2
Таким образом, в ходе онтогенеза в эмоции постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы (воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Познавательные процессы развиваются и обогащаются чувством и словесным образом. Учащийся осознано и более охотно включается в общение с взрослыми и сверстниками, становится активнее и увереннее на занятиях, уроках. От того, нравится или не нравится учащемуся в школе, насколько высок у него интерес к занятиям (в данном случае к развитию речи и ознакомлению с окружающим), зависят его успехи в развитии речевых и познавательных процессов. Ведущим фактором, повлиявшим на развитие эмоциональной сферы учащихся в 2010-2011г.г., явилась совместная деятельность на занятиях логопеда, уроках и группы продленного дня, что повлекло улучшение межличностных отношений между учащимися, учителями и родителями. Таким образом, можно сделать вывод, что совместная деятельность (учителей, родителей, логопеда, психолога) положительно повлияла на изменение личностных показателей у учащихся начальных классов.
Диагностика верна:
Педагог-психолог первой категории Кузьмина И.А..__________________
Акцентуации характера у подростков
Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения подростков и определении его причин являются акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки как бы вдруг, неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
Как отмечают специалисты , акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Так, у 70% подростков с отклоняющимся поведением обнаруживаются изначальные нарушения характера, у 60% - установлены различные типы акцентуаций, у 21-28% беспризорников поставлен диагноз психопатии, у 40% госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями были отмечены прогулы уроков, воровство, драки со сверстниками.
Ряд типов акцентуации характера как бы провоцируют отклоняющееся поведение школьников.
Гипертимный тип акцентуаций характера дает 36% случаев отклоняющегося поведения. Подростки этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. В школе за этими детьми замечают неусидчивость, недисциплинированность, но в то же время живой ум и быстрая реакция позволяют им схватывать информацию на лету. Поэтому на уроке они могут получить неудовлетворительную оценку за ответ и тут же отличную при фронтальном опросе. У них всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, верховенству, если же их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. Этих подростков влечет риск, игра с опасностью, тянет вступить в конфликт, подраться, если им перечат. Если такой подросток оказывается в группе сверстников с асоциальной направленностью, то может стать вдохновителем и организатором каких-либо правонарушений, направленных на изощренные «развлечения», на поиск дополнительных средств на них.
Циклоидный тип как трансформация гипертимного типа проявляется в виде фазового состояния после завершения в рамках полового созревания. Для него характерны резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил. Такие подростки тяготятся людским обществом, стремятся от него скрыться. Учебные занятия, да и другие виды деятельности теряют для них интерес, настроение приобретает пессимистическую окраску. На замечания взрослых или сверстников по поводу их состояния могут отреагировать раздражением, агрессией. На этой почве возможны тенденции к суициду. Другие виды девиантного поведения у циклоидного типа не наблюдаются. Еще одной разновидностью гипертимного типа акцентуации характера является лабильный тип - сверхподвижный, неустойчивый в эмоциональной сфере. Исследователи отмечают крайнюю изменчивость настроения таких подростков - от чрезмерной веселости до глубокой печали. Столь же неустойчивы и диаметрально противоположны оценки прожитой жизни, совершенных дел, а также перспектив своего будущего: от радужной уверенности в счастливой дальнейшей жизни до пессимистической безысходности. Такие подростки довольно остро реагируют на нелестное замечание, строгое требование, так же как и на интересную новость, похвалу и положительную оценку со стороны взрослых. При наличии такой чувствительности возможны аффективные, неадекватные реакции. Формой отклоняющегося поведения у подростков этого типа может быть склонность к побегам как реакция на несправедливое отношение к нему.
Истероидный тип акцентуации характера отмечен у 52% подростков с девиантным поведением. Для данной категории детей характерны беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, которое может проявляться как восхищение, удивление, почитание, на худой конец - негодование, даже ненависть, но только не равнодушие. Ради привлечения к себе внимания истероидные подростки готовы на все. В ход идет ложь, приукрашивание, даже вызывающее поведение, они могут решиться на крайние меры, чтобы вызвать к себе сочувствие, жалость . Не обладая способностями, достаточными волевыми возможностями, они готовы прогуливать уроки, опаздывать, отказываться от поручения, лишь бы вызвать соответствующую реакцию у сверстников, на конфликт со взрослыми, учителями могут пойти по одной причине - приковать к себе внимание.
В целях создания ореола славы могут выбрать объект для подражания с негативной направленностью, хвастая и приукрашая его подвиги и похождения. Девиантное поведение чаще всего имеет высокий уровень асоциальной опасности .
Шизоидный тип акцентуации наблюдается у 44% подростков с девиантным поведением. Для них характерны замкнутость, отгороженность, некоммуникабельность, они любят проводить время одни, в своем придуманном мире фантазий, в который никого не пускают, а если кто пытается «влезть в душу», то это может вызвать у них эмоциональный взрыв. Исследователи отмечают у данной категории подростков сочетание противоречивых черт характера: холодности и утонченной чувствительности; упрямства и податливости; настороженности и легковерия; апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности; необщительности и неожиданной назойливости; застенчивости и бестактности; чрезмерной привязанности и немотивированной антипатии; рациональных рассуждении и нелогичных поступков. Все это делает поступки подростков данного типа неожиданными для окружающих. Если они воруют, то в одиночку, если совершают какое-либо противоправное действие, то с особой утонченностью. Для этих подростков характерны устойчивость и необычайность увлечений.
Эпилептоидный тип акцентуации проявляется у 61% подростков с девиантным поведением. Для данной категории детей характерна склонность к дисфории - злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью, доходящей при определенных обстоятельствах или в результате длительного накопления этих чувств до взрыва гнева и агрессии. Уже в детстве их поведение вызывает внимание со стороны взрослых. Эти дети капризны, себялюбивы, готовы нарочно изводить окружающих своими капризами и плачем. У них рано обнаруживают и садистские наклонности - мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших. В кругу сверстников они не просто претендуют на лидерство, а стремятся занять место властелина, диктатора, предъявляя свои правила игры или характер взаимоотношений. Не терпят несогласия или неподчинения.
В таких случаях идут на конфликт, драку, причем в аффекте проявляется безудержная ярость при неспособности реально учитывать силы противника. Если они не справляются с обидчиком, то, затаив обиду, ждут случая отомстить, причем жестоко и изощренно. Они испытывают наслаждение, наблюдая за мучениями противника. Им присуща склонность к пиромании, азартным играм, теряя контроль над собой, могут проиграть все и вся.
Неустойчивый тип акцентуации характера дает до 76% частоты девиантного поведения подростков, поскольку им свойственны слабоволие, неустойчивость интересов и потребностей, огромная тяга к развлечениям, безделью. Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации отличается избирательностью. Они подражают тем моделям поведения, действия которых сулят немедленные наслаждения, поэтому они довольно рано пытаются все попробовать . Не умея организовать и занять самих себя, они тянутся в группы несовершеннолетних, где занимают место безвольных исполнителей желаний лидера и членов стихийных групп.
При жесткой позиции взрослых, при умелом направлении деятельности в положительное русло проблема отклоняющегося поведения уменьшается или исчезает. При попустительстве, безответственности взрослых проявляются безделье, безнаказанность, правонарушения.
Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска, поскольку достаточно случайного стечения обстоятельств или непреднамеренного «удара» по слабому месту представителя того или иного типа акцентуации, как возникают условия для перехода акцентуации в психопатии или психопатические реакции или же непсихопатические детские неспецифические подростковые реакции. Детские поведенческие реакции:
реакция отказа - реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обсреакция оппозиции желание вернуть утраченные условия, как реакция на чрезмерные претензии к ребенку ;
реакция имитации - стремление подражать кому-нибудь, имитируя его поведение, манеру одеваться;
реакция компенсации - желание восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой ;
реакция гиперкомпенсации - отчаянные, безрассудные действия, направленные на замещение недостатка .
В подростковом возрасте эти реакции могут сохраниться, и к ним прибавляется так называемый подростковый комплекс - специфически подростковые поведенческие модели как реакция на воздействия окружающей социальной среды:
реакция эмансипации - стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявиться в побегах из дома, бродяжничестве, желании пожить «свободной жизнью»;
реакция группировки со сверстниками как потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного Я;
реакция увлечения проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений как с положительной, так и отрицательной направленностью ;обстановку ;
сексуальные влечения-реакции, связанные с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверзии .
Итак, за каждым действием и поступком подростка необходимо видеть не только желание сделать что-то неприятное, навредить, но и обычную реакцию ребенка, связанную с желанием себя защитить, обратить на себя внимание, найти опору и поддержку среди сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности эмоционально - волевой сферы младших школьников"
Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоциональн...
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников, которые должен знать воспитатель ГПД
Доклад...
Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...
Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы младших школьников
План-конспект развивающего занятия«Лаборатория дружбы»Уровень образования: ü начальное общее образование;ü специальное (коррекционное) образование.Обучающихся в группе: 8-10 чело...
Из опыта работы: " Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ"
У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы возд...
Статья «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»
Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе, к новому коллективу и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С первого дня пребывания в школе необходимо укреплять психику ребе...
Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...