Конспект Парламентского урока.
план-конспект урока (2 класс) по теме
Конспект Парламенского урока "Где рождаются законы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Parlamentskiy_urok_dlya_uchashchihsya_1.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Парламентский урок для учащихся 1-4 классов
Тема: «Где рождаются законы»
Цели и задачи урока:
- Формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином; о главе государства, парламенте и его работе.
- Закладывать основы политической культуры: осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства, общественных организаций.
- Формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками, работы в группах.
- Развивать творческий потенциал школьников.
Оборудование:
- Электронные презентации.
- Виртуальная экскурсия по Государственному Совету Республики Татарстан.
- Диск «Где рождаются законы»
План урока.
1. Приветственное слово председателя Государственного Совета РТ Мухаметшина Ф.Х. (Диск)
2. Виртуальная экскурсия по Госсовету РТ. (диск)
3. Знакомство с символикой нашей Родины. (презентация №1)
4. Знакомство с « Конвенцией о правах ребенка» (презентация №2)
5. Сказочная викторина по правам детей.(презентация №2).
6. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан (диск)
Ход урока.
- Приветственное слово председателя Государственного Совета РТ Мухаметшина Ф.Х.
- Виртуальная экскурсия по Госсовету РТ.
- Сейчас вместе с мальчиком мы совершим виртуальную экскурсию по Государственному Совету Республики Татарстан. Мы узнаем, где рождаются законы и как они внедряются в нашу жизнь.
- Итак, слушаем внимательно!
- Где рождаются законы?
- Кто их принимает?
III. Знакомство с символикой нашей Родины.
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Как называется республика, в которой мы живем? (Республика Татарстан)
- Как называется наш район? (Новошешминский район)
У каждой страны есть свои символы, которые отличают её от другой страны. Такие символы есть и у нашей страны, республики и района. К символам относятся Флаг, Герб и Гимн.
(Презентация №1)
Начнем знакомство с символов Российской Федерации.
(слайды № 2,3,4,5)
2 слайд: Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос:
- верхней – белого,
- средней – синего ,
- нижней – красного цветов.
3 слайд: Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственно флага
Российской Федерации.
- синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
- красный цвет — мужество, смелость,
- любовь;
- белый цвет — благородство и откровенность;
4 слайд: Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого; в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.
5 слайд: Гимн – это главная песня страны. Гимн России написал известный детский поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн слушают стоя и не разговаривают во время его прослушивания.
6 слайд: Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов.
Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:
- зеленый - зелень весны, возрождение;
- белый - цвет чистоты;
- красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.
7 слайд: Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.
Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа.
Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.
Символические значения цветов:
- золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана;
зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;
белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;
красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;
Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
8 слайд:
Обоснование символики герба Новошешминского муниципального района.
Первое поселение в Новошешминске появилось в 1610 году. Здесь же для защиты Закамья от кочевых народов в 1652 году была построена военная крепость, вокруг которой со временем появлялись слободы (Петропавловская, Екатерининская, Черёмуховая и др.). Население этих слобод составляли служилые люди, не только обрабатывающие землю, но и стоявшие на охране государственной границы. В последствии они составили особое сословие "пахотных солдат". Этот период в истории Новошешминского района отражен в гербе крепостной стеной и мечом. Дополняет воинскую символику района изображение щуки - символа осторожности, бдительности и охраны.
Также щука напоминает о богатстве реки Шешмы и озер (голубое поле) располагающихся на территории района, позволивших жителям активно заниматься рыбным промыслом.
Символические значения цветов:
- Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Красный цвет - символ мужества, силы, труда, красоты.
Синий, голубой цвет - символ чести, благородства, духовности
- Какие символы вы запомнили?
- Для чего любой стране нужны символы?
- Какие основные цвета используются в символах России, Республики Татарстан и Новошешминского района? Что они обозначают?
IV. Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»
(Презентация №2)
- Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?
Конечно, ваши родители, семья — важная часть общества. (слайд №2)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибли более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война — самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию — ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.(слайд №3)
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему, где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. От них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни они нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.( слайд №4)
Давайте выясним, что обозначают слова Конвенция, Декларация, права ребенка.
Посмотрим, что об этом говорят словари.
Конвенция – договор, соглашение между государствами по какому-нибудь специальному, техническому вопросу.
Декларация определяет базовые права человека.
Права человека – это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать.
- Для чего нужно знать права человека?
Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права и правда будут соблюдаться всеми людьми во всем мире!
Давайте познакомимся с некоторыми основными правами ребёнка.
Статья 6. Конвенция признает «неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь».( слайд №5)
Статья7 «Ребенок с момента рождения имеет право на имя, право знать своих родителей и право на их заботу». (слайд №6)
Статьи 13, 14 «Признают права ребенка на свободу». (слайд №7)
Статья 16 «Право на неприкосновенность жилища». (слайд №8)
В статье 28 признаются «права ребенка на образование». (слайд №9)
Статья 13 « Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение ».
Статья 14 «Право на свободу мысли». ( слайд №10)
Из статьи 32,36 Конвенции.
«Ребенок имеет право на защиту от экономической и любой другой эксплуатации, уважение его человеческого достоинства» (слайд №11)
Статья 31
«За ребенком также признается право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». (слайд №12)
В конвенции признается «право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка)».( слайд №13)
Статья 24 «Признает право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья». (слайд №14)
Статья 16 «Право на личную жизнь и тайну переписки» (слайд №15)
Обобщение о правах человека (слайд №16)
V. Викторина «Занимательное правоведение».
Можно разделить детей на команды.
(Презентация №2)
- Кто любит читать и слушать сказки? Конечно, все: и взрослые, и дети.
- А сейчас позовем на помощь сказки. С их помощью ответим на такие вопросы.
- Кого чаще всего обижают в сказках?
- Кто защитник?
- Какие права героев нарушаются?
Итак, викторина! Думайте и отвечайте!
1.- О каких правах идёт речь в «Сказке о попе и работнике его Балде»( слайд №17)
«Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно…» (право на труд)
2. «Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица…» (слайд №18)
- Какими правами воспользовались герои этого отрывка? ( право на охрану здоровья, оказание медицинской помощи)
3. Чебурашка, крокодил Гена и старуха Шапокляк воспользовались правами… (слайд №19)
( На свободное перемещение по стране и правом на отдых)
4. Гарри Поттер потерял родителей в раннем детстве. Но зато со школой ему повезло. Каким правом воспользовался герой? (слайд №20) (право на выбор образовательного учреждения и получения образования)
5. Злая мачеха лишила царевну права на … (слайд №21)
(На жизнь)
6. Лиса Алиса и кот Базилио пытаются украсть золотые, полученные Буратино от синьора Карабаса, тем самым посягая на его права … (слайд № 22)
( владениия личным имуществом)
7. Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:
«В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел де царь Салтан.» (слайд № 23)
- А на самом деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой?
Какое право было нарушено? ( право на свободу)
8. В русской народной сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич сжег лягушечью кожу.( слайд № 24)
- Какое право нарушил Иван и как он за это поплатился? ( право на личную тайну)
9. Кто в сказке Г.Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду? (слайд №25)
-Каким правом он воспользовался? ( право свободно выражать свои мысли)
10. Вам всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)
11.Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.) (Слайды №26,27,28)
- Какой вывод можно сделать?
- Изобретение самолета подсказал сказочный ковер – самолет. А сказки подсказали необходимость принятия Конвенции о Правах Ребенка.
Но у ребенка как и у взрослого человека есть не только права, но и обязанности.
Давайте познакомимся с ними. (Слайд № 29.)
- Слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
- Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;
- Получить образование, соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения;
- С 14 лет выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
- С 17 лет встать на воинский учёт.
За невыполнение каких либо обязательств или нарушение прав другого человека дети тоже несут ответственность. (Слайд №30)
За совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учёбы, пьянство; с 11 лет может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков в случае систематического нарушения правил общественного поведения или совершения общественно опасных действий; может быть исключён из школы за грубые неоднократные нарушения устава школы; с 14 лет на подростке лежит ответственность за нарушение трудовой дисциплины, уголовная ответственность за отдельные виды преступлений; возмещение причинённого вреда; с 16 лет за совершение всех видов преступлений.
Игра «Вопрос-ответ» (Слайд №31)
- Нецензурная брань ученика в школе – это издержки воспитания или противоправное действие?
- Противоправное действие, мелкое хулиганство.
- Может ли быть привлечён к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?
- УК, статья 20.
- Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе?
- УК, статья 20.
- До какого возраста человек считается ребёнком?
- До 18 лет.
- Ну а сейчас подведем итоги нашей работы.
- С каким важным документом вы познакомились?
Конвенция о правах ребёнка
- Какой организацией он был принят?
ООН
- Когда отмечается Всемирный день прав ребёнка?
20 ноября
- Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?
Государство, родители, сами дети
- Каким вы правом пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Правом на образование.
VI. Прослушивание Гимна Российской Федерации и Гимна Республики Татарстан.
Стоя слушаем Гимны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парламентский урок
Для классного часа...
Парламентский урок
Разработка Парламентского урока по теме "Закон о туризме Пермского края"...
Парламентский урок-2012 "Моя гражданская инициатива"
Сопроводительная записка Автор материала (ФИО) * Паршакова Татьяна Александровна, 09.03 1960 г.р. Должность (с указанием преподаваемого предмета) * ...
Парламентский урок во 2 классе
Цель — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения.Задачи:§ воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окруж...
Презентация "Возможны ли споры без ссоры" для парламентского урока
Что такое "дебаты"? Какие правила необходимо соблюдать для проведения дебатов? Чем дебаты лучше ссоры?...
Парламентский урок (конспект+презентация)
Парламентский урок...
Конспект парламентского урока
Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики.Сохраняя традиции, создаём будущее....