Парламентский урок
классный час по истории (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Парламентский урок в 5 классе
« Права ребенка»
Автор: Галлямова Нурия Амировна,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Высокогорской средней школы №3
Высокогорский муниципальный район, 2011
Тема: Права ребенка
Цели:
1.Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенция о правах ребёнка», познакомить учащихся с правами ребёнка.
2. Формировать навыки отстаивания своих прав.
Задачи:
1. Формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.
2. Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения.
3. Воспитание интереса у учащихся к изучению правовых вопросов, в том числе по правам несовершеннолетних.
Ход мероприятия
- Вступительное слово учителя.
Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
20 ноября 1989 года была принята «Конвенция о правах ребёнка». “Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленькихгражданах.
Этот день ежегодно отмечается как Всемирный день детей.
В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.
Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно. Вы прекрасно знаете о «горячих точках» - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты. В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.
Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости. У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.
2. Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка».
- О каких же правах идет речь в Конвенции, на что каждый ребенок имеет право?
На столах у вас, ребята, лежат листы, на которых перечислены основные права детей — статьи из Конвенции о правах ребенка.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия
. Статья 23. Каждый, даже неполноценный в умственном или физическом развитии ребенок, должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
3. Викторина по сказкам.
- Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставляются на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправимся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправляемся в путь для того, чтобы узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, унижают и обижают их. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Вопросы:
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и на свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас Барабас)
2. В какой сказке «хлебобулочный герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? ( Баба-Яга)
4. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни)
5. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки»)
6. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? («Дюймовочка»)
7. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)
На доске три плаката:
Право на бесплатное образование
Право на свободный труд, защита от безработицы
Право на неприкосновенность жилища
- Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы останавливаемся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:
1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (№3)
2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (№2)
3. Буратино продал свою азбуку, каким правом при этом он не воспользовался? (№1)
– А сейчас мы проведём небольшую викторину. На плакате с левой стороны написаны названия сказок, с правой – нарушенное право. Вы должны соединить чертой название сказки, в которой нарушено право персонажа.
«Гарри Поттер» | Нарушено право на отдых |
«Золотой ключик» | Нарушено право на жизнь |
«Золушка» | Нарушено право на неприкосновенность |
– Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А теперь вспомните персонажей этих сказок: Волан де Морта, который пытался убить Гарри, Карабаса Барабаса, который жестоко обращался с куклами, мачеху, которая заставляла Золушку много работать. Как вы можете охарактеризовать этих персонажей? (Ответ детей: Они плохие, злые, жестокие.)
– А каким вы представляете себе доброго человека? Назовите черты его характера. (Ответ детей: Он добрый, вежливый, справедливый.)
- Подведение итогов.
Наш урок был посвящен правам ребенка, мы узнали, что у детей, как и у взрослых, есть права.
- Какие документы защищают ваши права?
- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование - позволило вам познакомиться с правами ребенка. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Парламентского урока.
Конспект Парламенского урока "Где рождаются законы"...
Парламентский урок
Разработка Парламентского урока по теме "Закон о туризме Пермского края"...
Парламентский урок-2012 "Моя гражданская инициатива"
Сопроводительная записка Автор материала (ФИО) * Паршакова Татьяна Александровна, 09.03 1960 г.р. Должность (с указанием преподаваемого предмета) * ...
Парламентский урок во 2 классе
Цель — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения.Задачи:§ воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окруж...
Презентация "Возможны ли споры без ссоры" для парламентского урока
Что такое "дебаты"? Какие правила необходимо соблюдать для проведения дебатов? Чем дебаты лучше ссоры?...
Парламентский урок
Тема урока: «Гражданин России», Цель: - формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном зак...
Парламентский урок
Краткое описание проведения парламентского урока в школе....