Парламентский урок
классный час по истории (3 класс) по теме

Галиева Фания Ягъфаровна

Для классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parlamentskiy_urok.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3» Высокогорского муниципального района    Республики Татарстан

Парламентский урок в 5 классе

« Права ребенка»

Автор: Галлямова Нурия Амировна,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Высокогорской средней школы №3

Высокогорский муниципальный район, 2011

Тема: Права ребенка

Цели:

1.Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенция о правах ребёнка», познакомить учащихся с правами ребёнка.

2. Формировать навыки отстаивания своих прав.

Задачи:

1. Формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

2. Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения.

3. Воспитание интереса у учащихся к изучению правовых вопросов, в том числе по правам несовершеннолетних.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя. 

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.
20 ноября 1989 года  была принята «Конвенция о правах ребёнка». “Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленькихгражданах.
Этот день ежегодно отмечается как
Всемирный день детей. 

В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно. Вы прекрасно знаете о «горячих точках» - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты. В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.

Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости. У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.

2. Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка». 

- О каких же правах идет речь в Конвенции, на что каждый ребенок имеет право?  

 На столах у вас, ребята, лежат листы, на которых перечислены основные права детей — статьи из Конвенции о правах ребенка.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

 Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

 Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

 Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

 Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

 Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

 Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия

. Статья 23. Каждый, даже неполноценный в умственном или физическом развитии ребенок, должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

 Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

 Статья 28. Право на образование.

 Статья 31. Право на отдых и досуг.

 Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

 Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

3. Викторина по сказкам.

- Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставляются на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправимся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправляемся в путь для того, чтобы узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, унижают и обижают их.  Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Вопросы:

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и на свободный труд за вознаграждение, держал     кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас Барабас)

2. В какой сказке «хлебобулочный герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? ( Баба-Яга)

4. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?  (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни) 

5. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки») 

6. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? («Дюймовочка») 

7. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)

На доске три плаката:

Право на бесплатное образование

Право на свободный труд, защита от безработицы

Право на неприкосновенность жилища

- Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы останавливаемся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? (№3)

2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права?    (№2)

3.  Буратино продал свою азбуку, каким правом при этом он  не воспользовался? (№1)

– А сейчас мы проведём небольшую викторину. На плакате  с левой стороны написаны  названия сказок, с правой – нарушенное право. Вы должны соединить чертой название сказки, в которой   нарушено право персонажа.

«Гарри Поттер»

Нарушено право на отдых

«Золотой ключик»

Нарушено право на жизнь

«Золушка»

Нарушено право на неприкосновенность

– Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А теперь вспомните персонажей этих сказок: Волан де Морта, который пытался убить Гарри, Карабаса Барабаса, который жестоко обращался с куклами, мачеху, которая заставляла Золушку много работать. Как вы можете охарактеризовать этих персонажей? (Ответ детей: Они плохие, злые, жестокие.)
– А каким вы представляете себе доброго человека? Назовите черты его характера.
(Ответ детей: Он добрый, вежливый, справедливый.)

  1. Подведение итогов. 

Наш урок был посвящен правам ребенка, мы  узнали, что у детей, как и у взрослых, есть права.
- Какие документы защищают ваши права?
- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование - позволило вам познакомиться с правами ребенка.  Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Парламентского урока.

Конспект Парламенского урока "Где рождаются законы"...

Парламентский урок

Разработка Парламентского урока по теме "Закон о туризме Пермского края"...

Парламентский урок-2012 "Моя гражданская инициатива"

Сопроводительная записка       Автор материала (ФИО) *   Паршакова Татьяна Александровна, 09.03 1960 г.р. Должность (с указанием преподаваемого предмета) * ...

Парламентский урок во 2 классе

Цель  — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения.Задачи:§  воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окруж...

Презентация "Возможны ли споры без ссоры" для парламентского урока

Что такое "дебаты"?  Какие правила необходимо соблюдать для проведения дебатов? Чем дебаты лучше ссоры?...

Парламентский урок

Тема урока: «Гражданин России», Цель: - формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном зак...

Парламентский урок

Краткое описание проведения парламентского урока в школе....