Уроки технологии в начальной школе
план-конспект урока по технологии (3 класс)
Нестандартные уроки технологии в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 990.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Москвина Надежда Алексеевна
Учитель МБОУ г. Иркутска СОШ № 7
Уроки технологии
Урок № 1
Название учебного предмета: Технология
Класс: 3
Дата проведения урока: 3 четверть, 01.02.2024
Тема урока: Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального швейного изделия
(Учебник, с. 42—43. Рабочая тетрадь, с. 37)
Тип урока: урок-практикум
ПУ: умение выполнять петельный стежок
На тему отводится два урока. На данных уроках ученики учатся выполнять различные строчки петельного стежка, а затем ученики выполняют изделие «сердце» выполнения петельного стежка.
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: Создать условия формирования у младших школьников представления о «петельном стежке» и его видах, а также умения выполнять петельный стежок при помощи изготовления изделия «сердце».
Планируемые результаты:
Предметные:
- Познакомить со строчкой петельного стежка и приёмами её выполнения; вариантами строчки петельного стежка;
- Учить самостоятельно выстраивать технологию изготовления сложного швейного изделия (выполнение плетения, скалывание деталей кроя булавками, смётывание деталей кроя и удаление булавок);
- Формировать умение выполнять петельный стежок при помощи изготовления изделия «сердце»;
- Закреплять умение изготавливать и размечать швейные детали по лекалу;
- Закреплять умение работать с нитками и иглой, а также соблюдать технику безопасности при работе с игрой и ножницами.
Метапредметные:
Познавательные:
- Осуществлять анализ образца изделия с позиции выделения его состава;
- Использовать технологическую карту в собственной практической творческой деятельности;
- Открывать новые умения через выполнение пробного упражнения (петельный стежок);
- Понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Регулятивные:
- Рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
- Соблюдать правила безопасности (работа с ножницами и иглой) при выполнении работы;
- Планировать свою работу, через составление плана;
- Выполнять изделие с опорой на технологическую карту.
Коммуникативные:
- Объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия;
- Признавать возможность существования разных точек зрения;
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
Совместная деятельность:
- Формулировать и принимать цель совместной деятельности;
- Проявлять интерес к работе товарищей;
- В доброжелательной форме комментировать и оценивать их
достижения, высказывать свои предложения и пожелания, а также при необходимости оказывать им помощь.
Личностные:
- Поддерживать мотивацию и интерес учеников к декоративно-прикладным видам творчества;
- Продолжить формировать уважительное отношение к труду.
Материалы и оборудование для учителя: учебник, презентация, технологическая карта, образец готового изделия «сердца», нитки мулине, игольница, ножницы, универсальные салфетки, вата, булавки.
Материалы и оборудование для учащихся: учебник, технологическая карта, универсальные салфетки, нитки, иголки, заготовки изделия сердца (лекало), вата, булавки.
Структурные компоненты урока | Хронометраж | Учебный полилог | Образовательные результаты |
Организационный этап | 2 мин. | Учитель: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Учитель: Ребята, давайте проверим, все ли необходимое у вас лежит на партах. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Познавательно-информационная беседа Вид работы: беседа Учебная задача для учителя: Актуализировать знания учащихся о видах стежка, видах ткани, материалах и инструментах Учебная задача для ученика: Сейчас мы вспомним то, что изучили ранее Практическая задача: Для этого ответим на вопросы Организация деятельности: Ребята, внимательно слушаем и смотрим презентацию. Организация контроля: Ребята, контролируйте своё внимание и не отвлекайтесь. контролируйте с помощью сигнальных карточек. + Постановка проблемы | 5 мин. | Учитель: Вспомните, какие стежки мы делали с вами ранее? Ученики: Строчной и косой. Учитель: А какие изделия мы с вами изготавливали при помощи этих стежков? Ученики: Закладки и кошелёк. Учитель: А для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вам разгадать ребус. Ответ – петельный. Учитель: И так, какая же тема нашего сегодняшнего урока? Ученики: Петельный стежок. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомился с ещё одним видом стежка - петельным. А также изготовим изделие при помощи данного стежка. Цель появляется на слайде. Учитель: Для этого давайте вспомним, что такое стежок? Прямой стежок и косой стежок? Ученики: Стежок - один элемент строчки. Ученики: Прямой стежок - это основной стежок в ручном шитье и вышивке. Ученики: Косой стежок — это вид ручного шва, который используется для создания красивых краев ткани. Учитель: Какие материалы мы можем скреплять при помощи данных стежков? Ученики: Тесьму, ткани. Учитель: Какими инструментами и приспособлениями мы с вами пользуемся при работе с тканью? Ученики: Иглами, булавками, наперстком, пяльцами, ножницами. Учитель: А какие из перечисленных вами предметов являются опасными? Ученики: Ножницы, иглы, булавки. Учитель: Хорошо, а знаете ли вы, что такое петельная строчка? У учеников возникает затруднение. Учитель: Петельный стежок - это ручной прием вышивки, который заключается в выполнении одинаковых петель. | Предметные, метапредметные Р: уметь формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Анализ образца УЗ ВР: беседа, анализ образца ДЗУ: Организовать работу по выделению особенностей изделия (материал, способ изготовления и др.). ПЗ: Рассмотрите изделие, которое видите на слайде и ответьте на вопросы. | 4 мин. | Учитель: Давайте сделаем свое изделия, используя полученные знания на этом уроке. Рассмотрите изделие, которое видите на слайде. Учитель показывает изделие сердце. Учитель: Что вы видите? Ученики: Это сердце. Учитель: Посмотрите на него. Из какого материала оно сделано? Ученики: Сердце сделано из ткани. Ученики: Ниток и набито ватой. Учитель: Из каких деталей изготовлены это сердце? Учитель: Каковы конструктивные особенности изделия: форма деталей, их количество, вид соединения (подвижное или неподвижное)? Учитель: Можно ли использовать другие материалы? Учитель: Как можно разметить детали? Учитель: Как отделить детали от заготовки? Учитель: Нужно ли деталям придать форму? Как? Учитель: Как можно соединить детали? Учитель: Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить Ученики отвечают на вопросы учителя и в процессе ответов анализируют изделие. Учитель: Для того, чтобы начать выполнять наше изделие, давайте сначала прочитаем рубрику «Советы мастера». Ученик читает правила из рубрики. При необходимости учитель поясняет или комментирует. | Познавательные: умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: умеют анализировать информацию |
Физминутка 2 мин. | |||
План хода работы УЗ ВР: беседа ДЗУ: Организовать работу по составлению плана. УЗу: Как мы будем работать? ПЗ: Ребята, сейчас составим план работы. Для этого поработаем с деформированным планом. Вам нужно определить правильную последовательность выполнения изделия. | 3 мин. | Учитель: Давайте еще раз проверим все ли у нас готово для выполнения изделия. Ученики проверяют готовность. Учитель: Ребята, сейчас составим план работы. Для этого поработаем с деформированным планом. Вам нужно определить правильную последовательность выполнения изделия. Ск:
Ученики определяют последовательность плана. Учитель: Хорошо, вы правильно определили шаги плана. На основе этого я подготовила для вас технологическую карту. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
Организация рабочего места ВР: беседа ДЗУ: Организовать работу подготовки рабочего места УЗу: Подумайте, что необходимо для работы? | 2 мин. | Учитель: Подготовим рабочее место. Подумайте, что необходимо для работы? Ученики: Универсальные салфетки, нитки, вату. Учитель: Какие инструменты и приспособления будем использовать? Ученики: Ножницы, шаблоны сердца, простой карандаш, булавки. Учитель: Приготовьте все, что мы только что назвали. Ученики: Готовят все необходимое. Учитель: Проверьте, чтобы все необходимое для изготовления сердца было у вас на столах. | |
Физминутка 1 мин. | |||
Работа по плану (создание изделия) УЗ ВР: выделение критериев для оценивания ДЗУ: организовать работу по выделению критериев для оценивания изделия УЗу: Давайте выделим критерии, с помощью которых мы сможем оценить наши изделия О-Д: в полилоге К-О: Отлично. Мы с вами выделили критерии, они записаны на доске. По ним мы и будем оценивать наши работы. | 2 мин. | Учитель: Перед тем, как начать работу по плану, давайте выделим критерии для оценивания наших изделий. Ученики: 1) аккуратность выполнения; 2) правильность выполнения петельного стежка Учитель: Давайте вспомним первый пункт нашего плана. Что мы делаем сначала? Ученики: Прикалываем лекало к ткани и обводим его простым карандашом. Учитель: Выполните разметку вашего будущего изделия. Учащиеся выполняют на салфетки разметку будущего изделия. Во время выполнения учитель контролирует работу учащихся, ходит по рядам и помогает. Учитель: Что необходимо сделать дальше? Ученики: Вырезать детали по разметки. Учитель: Для этого нам понадобятся ножницы. | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Метапредметные Р: самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту; знать обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка; Применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности; Знать правила ТБ при работе с ножницами; |
Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами 1 мин. ВР: повторение правил безопасности при работе с ножницами ДЗУ: Актуализировать знания учащихся о правилах безопасности при работе с ножницами УЗу: Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами ПЗ: Посмотрим на экран и повторим | |||
Работа по плану (создание изделия)
| 15 мин. | Ученики выполняют работу. Учитель: Я вижу, что все закончили. Приведите рабочие места в порядок. Проверьте, чтобы на парте и под ней не было мусора. Аккуратно уберите материалы и инструменты, которыми пользовались в ходе работы. | |
Оформление выставки работ. Оценка результатов выполнения задания ВР: беседа и выставка работ ДЗУ: Организовать работу для анализа по критериям изделий УЗу: Какие изделия других ребят вы бы хотели отметить? Что понравилось вам в представленных изделиях? Отметьте лучшие стороны изделий одноклассников. | 2 мин. | Учитель: Ребята, положите, пожалуйста, свои получившиеся изделия на стол возле доки. Ученики раскладывают свои изделия на столе. Учитель: Давайте вспомним критерии оценки изделий. Ученики: Критерии оценки изделий: аккуратность выполнения; оригинальность выполнения. Ученики оценивают работы по критериям. Учитель: Какие изделия других ребят вы бы хотели отметить? Что понравилось вам в представленных изделиях? Отметьте лучшие стороны изделий одноклассников. Учитель: Ребята, все работы получились аккуратными, правильными, интересными. В процессе работы я за вами наблюдали и увидела, как вы старались и помогали друг другу. Вы большие молодцы! | Метапредметные К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; Слушать других, пытаться принять другую точку зрения; Уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться; Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать речь других. К:оформлять свои мысли в устной речи. |
Подведение итогов. Рефлексия ОДЗ: Придать уроку логическую завершенность. Вид работы: Итоговая беседа. Контрольно-регулировочный компонент: -контроль со стороны учителя: Учитель контролирует работу учеников, помогает осуществлять взаимоконтроль. -контроль со стороны учащихся: Ученики контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников по выделенным критериям, с помощью сигнальных карточек. | 2 мин. | Учитель: Что мы сегодня нового узнали на уроке? Ученики: Сегодня на уроке мы познакомились с еще одни стежком – петельным. Учитель: Чему мы научились? Ученики: Мы учились шить используя петельный шов. Учитель: Какую цель мы сегодня перед собой ставили? Ученики: Познакомиться с еще одним видом стежка – петельный и с помощью него изготовить изделие. Учитель: Нам удалось её достичь? Ученики: Да. Учитель: А как мы можем с вами использовать наше изделие. Ответы детей на вопрос учителя. Учитель: Ребята, сейчас я вам предложу смайлики, а вы с помощью них должны будите оценить свою работу на уроке. Учитель: Ребята, вы сегодня на уроке проделали такую замечательную и продуктивную работу. Благодарю вас за активную работы, вы все старались и проявили креативность и творчество при изготовлении своих изделий. Спасибо большое за урок! | Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: структурирование знаний;
|
Самоанализ
Данный урок был проведен по теме «Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального швейного изделия» 1 февраля 2024 года в 3 классе.
На тему отводится два урока. На данных уроках ученики учатся выполнять различные строчки петельного стежка, а затем ученики выполняют изделие «сердце» выполнения петельного стежка.
На уроке дети отрабатывали важные основные умения: вставлять нитку в иглу, подбирать материал для изделия, анализировать образец, вспоминали технику безопасности (работа с ножницами, иглой).
А также продолжали осваивать технику петельного стежка и сшивать детали между собой.
Учащимся понравилось анализировать готовые изделия по критериям, выделять их в совместной деятельности.
Также детям понравилось работать с планом. Они со мной поделились, что тоже такого раньше не делали на уроках технологии.
На проводимом мной уроке учащиеся соблюдали дисциплину, но в конце урока, многие устали, начали баловаться. Тогда я провела еще одну физминутку, они сняли напряжение и настроились продолжать работу.
Я хорошо подготовилась к данному уроку, владела материалом. Сразу установила контакт с детьми.
Мне было приятно, что все учащиеся выполняли изделие. Некоторым детям нужна была помощь, тогда я подходила, направляла и оказывала адресную помощь.
Все ребята старались, но не у всех получилось выполнить изделие в виде сердца аккуратно, но они не расстроились, мы обсудили, как надо было поступить, чтобы не было больше таких ошибок.
Урок № 2
Название учебного предмета: Технология
Класс: 3
Дата проведения урока: 3 четверть, 22.02.2024
Тема урока: «Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». Изготовление изделия сложной конструкции с отделкой пуговицами».
Тип урока: решение учебной задачи.
Форма урока: урок – проект.
Цель: способствовать приобретению первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности на основе знакомства с технологией изготовления изделий из ткани.
Данный проект является первой полноценной проектной работой. Работа проводится в групповой форме. Количество отводимых на него уроков зависит от числа участников рабочих групп. Проект выполняется в три полноценных этапа (см. памятку в учебнике на с. 121). Каждая группа при общей схожей технологии изготовления основы - «дерева» может выбрать и изготовить свои фигуры, которые крепятся к основе.
Рекомендуется для выполнения проекта выделить один рабочий стол, на котором раскладываются различные виды материалов. На этом столе каждая рабочая группа будет подбирать материалы для своего изделия. Работа групп при выполнении данного проекта (и всех последующих) будет успешнее, если ученики объединятся в группы не по признаку рядом расположенных парт, а по способностям: группа самых сильных детей, несколько групп учеников со средними способностями, группа детей с некоторыми затруднениями в работе. Это позволяет дифференцировать задания. При общем задании, едином комплексном изделии перед каждой группой ставится дополнительная задача конструктивного или технологического характера по усовершенствованию изделия. Только группа проблемных детей выполняет минимальную работу без дополнительного задания, и ей при необходимости оказывается помощь. Остальные группы получают у учителя только консультации.
Планируемые результаты
Предметные:
- осваивать изготовление изделия сложной конструкции в группах по 4—6 человек;
- учить использовать ранее полученные знания и умения по шитью, вышиванию и пришиванию пуговиц при выполнении изделия сложной конструкции;
- учить выстраивать технологию изготовления сложного комбинированного изделия (изготовление деталей изделия из разных материалов разными способами, выбор способов их соединения, прикрепления).
Метапредметные:
Познавательные:
- наблюдать конструкции, называть используемые материалы; о
- осуществлять поиск необходимой информации в учебных пособиях.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу
- рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы)
- выполнять правила безопасности труда при выполнении работы
- планировать работу
- соотносить свои действия с поставленной целью
- выполнять действия контроля и оценки.
Коммуникативные:
- формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
- поощрять и стимулировать взаимопомощь во время коллективной работы, умение быть благодарным;
- учить работать дружно, без конфликтов, учить мирно разрешать возникающие конфликтные ситуации;
- поддерживать и стимулировать самоуважение учащихся, высокий уровень оценки ими своих знаний и умений в рамках учебного предмета «Технология».
Материалы и оборудование:
для учителя: учебник «Технология» Е.А.Лутцева с. 48–49, образцы изделий, материалы и инструменты, необходимые для работы, отрывок из мультфильма «Чудо-дерево»
для учащихся:
Инструменты: ткань, ножницы, карандаш, игла, игольница, нитки, отделочный материал.
Дополнительное оборудование: шаблоны, подкладной лист, игольница, план работы (листы), толковые словари, оценочные листы, звездочки.
Структурные компоненты урока | Хронометраж | Учебный полилог | Образовательные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап | 2 мин. | Любим мы урок труда. Без труда мы никуда. Режем, клеим, мастерим, В жизни всё уметь хотим! - Ребята, человек, который любит своё дело, желает добиться успеха, всегда содержит своё рабочее место в порядке.
А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок! - Но прежде, чем приступить к работе, повторим правила рабочего человека. 1. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. 2. Располагать инструменты и материалы нужно так, чтобы они не мешали работе, и их удобно было брать. 3. Во время работы соблюдайте порядок на рабочем месте. 4. Не забывайте об осанке, держите спину прямо. 5. При окончании работы убери свое рабочее место. | Личностные: имеют мотивацию к учебной Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательно-информационная беседа Вид работы: просмотр мультфильма, беседа и рассказ учителя. Практическая задача: Для этого ответим на вопросы Организация деятельности: Ребята, внимательно слушаем и смотрим презентацию. Организация контроля: Ребята, контролируйте своё внимание и не отвлекайтесь. контролируйте с помощью сигнальных карточек. + Постановка проблемы | 5 мин. | – Сейчас мы с вами просмотрим отрывок из мультфильма по одноименному стихотворению К.И. Чуковского. (Показывает мультфильм). - Про какое дерево шла речь в мультфильме? -Что значит чудо? Давайте посмотрим, что это слово обозначает в словаре С. И. Ожегова. - Как вы себе представляете такое дерево? -Можно ли такое дерево увидеть в природе? - Ребята, давайте проверим ваши предположения. А для этого отправимся в царство деревьев и посмотрим на некоторые из них. Кигелия – колбасное дерево. Плоды не съедобны и по форме напоминают колбаски, из них делают украшения. Фикус бенгальский – дерево-лес. На самом деле это одно дерево. У него мощные ветки, для поддержки которых отрастают побеги, образуя мощные колонны-стволы. Дерево «колодец» - это дерево можно увидеть в засушливых районах острова Мадагаскар. У этого невысокого дерева (4 м) нет ветвей, а огромные листья растут из ствола. 7 метров. В середине трубочки находится чистая и прохладная вода. Драконовое дерево. Возраст дерева может достигать несколько тысяч лет. Ствол причудливо ветвится, каждая ветвь заканчивается пучком длинных и узких листьев. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; умеют строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока, создать положительную мотивацию, активизировать познавательную деятельность. Учебная задача для учителя: Создать условия для самостоятельного выделения и формулирования целей урока учащимися. | 2 мин. | -А смогли бы вы сами сделать чудо дерево? -У нас сегодня необычный урок. Урок – проект. «Волшебное дерево». -Посмотрите на наше будущее волшебное дерево. Что это за предмет? -Да, это будут не просто деревья, а развивающие пособия для наших первоклассников. -Как вы думаете, чему можно научить детей с помощью этих деревьев? -Найдите подсказку на с.48 учебника. -Что может расти на волшебном дереве? - Буквы, цифры, овощи, фрукты, фигуры. -Какие задачи поставите перед собой? -А что вам поможет выполнить волшебное дерево? -Выдумка, дружба, согласие, сплочённость, лад. -Правильно, ведь работать вы будете все вместе в группах. И в каждой группе будет свое волшебное дерево. Перед уроком технологии вы получили жетоны и предварительно были распределены на группы. | Познавательные: умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: умеют анализировать информацию | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка 2 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение учебной задачи (практическая работа) УЗ ВР: беседа ДЗУ: Организовать работу по составлению плана. УЗу: Как мы будем работать? ПЗ: Ребята, сейчас составим план работы. и поделимся на группы. | 20 мин. | -Прежде чем начать работу, вспомним правила работы в группах: 1.В группе должен быть ответственный (сразу выбирают). 2.Работать должен каждый на общий результат; 3.Один говорит, другие слушают; 4.Свое несогласие высказывай вежливо; 5.Если не понял, переспроси. И помните: один за всех и все за одного. (девиз на доске) Работа в группах. -Всё необходимое для работы у вас на столе. -С какими из предметов, лежащие на столе, вы должны обращаться особенно осторожно? -Повторим правила при работе с ножницами и с иголкой. 1 группа – дерево с цифрами; 2 группа – дерево с овощами; 3 группа – дерево с буквами; 4 группа – дерево с фруктами; 5 группа – дерево с геометрическими фигурами; 6 группа – дерево с буквами. -Командиры, возьмите конверт, достаньте из него шаблоны, план работы вашей группы. Затем шаг за шагом по вашему плану выполните работу.
По мере необходимости учитель оказывает помощь каждой группе. | Познавательные: умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, умеют работать в группе. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: умеют анализировать информацию | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка деятельности ВР: заполнение листов самооценки. ДЗУ: Организовать работу по оцениванию групповой работы и своего вклада в группе. ПЗ: Давайте оценим вашу самостоятельно выполненную работу. Поставьте галочку рядом с выбранным ответом. | 3 мин. | Все группы завершили свои работы. Давайте оценим вашу самостоятельно выполненную работу. -Группы получают оценочные листы. Поставьте галочку рядом с выбранным ответом.
| Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Защита проектов ВР: Защита проектов, выставка, беседа ДЗУ: Организовать работу по защите проектов ПЗ: Команды по очереди презентуют свои работы. Контрольно-регулировочный компонент: Контроль со стороны учителя: Учитель следит за работой учащихся и контролирует правильность их ответов. Контроль со стороны учащихся: Учащиеся контролируют ответы друг друга с помощью сигнальных карточек, при необходимости исправляют и дополняют ответы. | 5 мин. | Команды по очереди презентуют свои работы. Рассказывают, как работали над изделием. Остальные команды задают интересующие их вопросы. Рассматривают готовые изделия, обсуждают, задают вопросы. | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов. Рефлексия Общедидактическая задача этапа – Придать уроку логическую завершенность; Вид работы – Беседа; Контрольно-регулировочный компонент: -контроль со стороны учителя: Учитель контролирует работу учеников, помогает осуществлять взаимоконтроль. -контроль со стороны учащихся: Ученики контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников по выделенным критериям, с помощью сигнальных карточек. | 2 мин. | Вот они какие наши деревья! Волшебные деревья расчудесные! Наши деревья растут, да к тому ж ещё цветут! На наших деревьях может расти всё: и фрукты, и овощи, и буквы, и цифры, и даже геометрические фигуры. -А сейчас оценим работы всех групп, у каждого члена команды есть звездочки. Вы подумайте, работа какой команды вам понравилась больше. Потом подойдите к доске и приклейте звездочку под работой этой команды. -Оказывается, не только природа может творить чудеса, но и человек, мы с вами тоже сотворили такие «Волшебные деревья». -Как вы думаете, эти волшебные деревья будут рады получить наши первоклассники? -Доставила ли вам работа радость? -Вы чему-то научились? Чему? -Какие трудности возникали? -Как вы их преодолевали? -Достигли ли мы с вами поставленной цели? Просмотр листов оценки, оценивание учащихся. | Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: структурирование знаний; |
Самоанализ
Урок по теме «Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». Изготовление изделия сложной конструкции с отделкой пуговицами» был проведен в 3 классе 22 февраля 2024.
Учащимся очень понравилось работать в группах, выполняя одно общее задание – изделие, тем более для первоклассников. Все очень старались, чтобы деревья получились яркие, аккуратные и красивые.
Духовно-нравственное воспитание на уроке реализовывалось через личный пример учителя, через организацию деятельности, учебный диалог, эстетическое оформление работы и использование ее в повседневной жизни.
Учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Урок технологии не только формирует эстетический вкус у ребят, но и национально-патриотическое воспитание, интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивает наблюдательность.
На уроке применяла словесный метод беседы. В ходе применения метода беседы рассказывала нужную информацию. Беседа сопровождалась презентацией и демонстрацией волшебного дерева. При безопасной работе с ножницами применяла метод – инструктаж.
Наглядный метод – демонстрация. Показ и анализ образца. В ходе практического метода прослеживались приемы постановки задания, выявления причин недостатков. Также все этапы урока были соблюдены.
Стиль взаимоотношений с детьми на уроке – демократичный. Речь была наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Речь не монотонная. Учащиеся быстро «схватывали» нужную информацию. Я не читала с листка, а рассказывала материал четко и уверенно, что придавало больше интереса к уроку.
Учитывала на уроке индивидуальные психологические особенности учащихся. Оказывала дифференцированную помощь детям (особенно тем, кому трудно было изготавливать изделие, и работать в группе).
Урок № 3
Название учебного предмета: Технология
Класс: 3
Дата проведения урока: 3 четверть, 21.03.2024
Тема урока: Пришивание бусины на швейное изделие
Тип урока: урок-практикум
Тема рассчитана на два-четыре урока, на которых ученики знакомятся с технологической последовательностью изготовления изделия из ткани, сравнивают технологию с другими известными, знакомятся с лекалом, выполняют изделие, учатся пришивать бусину к изделию.
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: Создать условия для формирования умения изготавливать изделие из ткани и умения пользоваться лекалом, пришивать бусину к швейному изделию.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение работать с лекалом, пришивать бусину к швейному изделию; формировать знания о видах бусин и технике пришивания бусин; формировать знания об особенностях резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу; формировать знания о лекало и его особенностях.
Развивающие: Обеспечить развитие воображения, пространственных представлений, глазомера; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать навыки работы с тканью.
Воспитательные: Содействовать воспитанию усидчивости, терпения, внимательности, старательности; формировать бережное отношение у школьников к материалам, культуре труда; способствовать воспитанию чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
Планируемые результаты:
Предметные: Умение использовать лекало для изготовления изделия; умение пришивать бусинку; умение подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия, обосновывать свой выбор; умение выполнять анализ образцов изделий; технология обработки ткани; средства нанесения разметки на ткань; умение изготавливать изделие «кошелек».
Метапредметные:
Познавательные: Развивать воображение, пространственные представления, глазомер; отбирать необходимые материалы для изделий; осуществлять анализ образца изделия.
Регулятивные: Составлять план работы; работать с опорой на рисунки и схемы, технологическую карту; организовывать рабочее место для работы с тканью; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность стежков, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); выполнять работу по технологической карте; соблюдать технику безопасности при выполнении изделия.
Коммуникативные: умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение слушать учителя.
Совместная деятельность: формировать умение ставить и принимать цель совместной деятельности; формировать интерес к работе одноклассников; оказывать помощь одноклассникам; оценивать достижения одноклассников.
Личностные: Проявление самостоятельности, активности, инициативности; подводить учащихся к пониманию необходимости уважительного отношения к близким; формировать адекватную, позитивную, сознательную самооценку и самопринятие; продолжить формировать уважительное отношение к труду.
Средства усвоения: умение работать с иглой; умение продевать нитку в иголку; умение завязывать узел; умение шить строчку косым стежком; правила работы с иглой, булавкой, ножницами; умение пришивать пуговицу к швейному изделию; технология изготовления изделия из картона и бумаги, ткани; разметка деталей; сборка и отделка изделия.
Материалы и оборудование для учителя: учебник; методические рекомендации; презентация; технологическая карта; изделие; ножницы; фетр; лекало; нитки; иголки; бусинки.
Материалы и оборудование для учащихся: учебник; ножницы; фетр; нитки; иголки; бусинки.
Оформление классной доски: размещение наглядного материала, технологической карты и плана работы.
Структурные компоненты урока | Хронометраж | Учебный полилог | Образовательные результаты |
Организационный этап | 2 мин. | Учитель: Прозвенел уже звонок - Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! Прозвенел уже звонок - Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! Прозвенел уже звонок - Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! Всем, всем, всем - добрый день! Проверьте свою готовность к уроку, всё ли у вас лежит на столах? Ученики проверяют готовность к уроку. | Личностные: имеют мотивацию к учебной Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Познавательно-информационная беседа. Открытие нового знания. Вид работы: беседа Учебная задача для учителя: Актуализировать знания учащихся о технологии изготовления изделий из ткани Учебная задача для ученика: Сейчас мы вспомним то, что изучили ранее Практическая задача: Для этого ответим на вопросы Организация деятельности: Ребята, внимательно слушаем и смотрим презентацию. Организация контроля: Ребята, контролируйте своё внимание и не отвлекайтесь. контролируйте с помощью сигнальных карточек. + Постановка проблемы Знакомство с новым словом ВР: словарная работа + беседа | 5 мин. | Учитель: Ребята, вспомните, как лист бумаги можно превратить в изделие, например аппликацию. Расскажите о технологии ее изготовления. Ученики отвечают на вопросы учителя. Учитель: Верно, рассмотрите футляры для мобильного телефона и мешочек-сюрприз. Они изготовлены из ткани. Попробуйте рассказать о технологии изготовления каждого. Ученики отвечают на вопросы учителя. Учитель: Сравните технологии изготовления аппликации и изделий из ткани. Что общего и в чем различия? Ученики отвечают на вопросы учителя. Учитель: Ребята, сейчас мы с вами проведем исследование. Но прежде давайте повторим технику безопасности работы с иглой и ножницами. Ученики называют правила безопасности при работе с ножницами и иглой. Учитель: Узнаем особенности технологии обработки ткани. Приготовьте лоскут ткани. Ученики приготавливают необходимые материалы и инструменты. Учитель: 1.Разметка деталей. Какие известные тебе способы разметки можно выполнить на ткани? Попробуй. Чем удобнее размечать? 2.Выделение деталей из заготовки. Легко ли ткань рвется, режется ножницами? Какой способ ты выберешь? 3.Формообразование деталей. Легко ли ткань сгибается, складывается? Есть ли другие способы придания формы ткани? 4.Сборка изделия. Какие способы сборки применимы к ткани для соединения ее с другой тканью, бумагой, картоном? 5.Отделка изделия. Какие известные тебе способы отделки можно использовать в швейных изделиях? Ученики отвечают на вопросы учителя, проводят исследование. Учитель: Какой инструмент лучше использовать для разметки по ткани? Ученики: Острый карандаш цепляет за нити, мел оставляет хороший след линии, при разметке по линейке ткань сдвигается. Учитель: Лучший инструмент – мел, обмылок, цветной карандаш. Учитель: Ребята, познакомьтесь – это лекало. Учитель демонстрирует лекало на слайде. Учитель: Лекало – это разновидность шаблона. Его особенность – прибавки на швы включены в шаблон. К основным лекалам относят следующие лекала деталей конструкции из основных материалов (или, говоря по-другому, материалов верха): спинки, полочки, рукава (или его частей), передней и задней частей брюк, переднего и заднего полотнищ юбки (или клиньев) и т.п. На что похоже лекало? В чем его особенности? Попробуем дать определение лекалу. Ученики отвечаю на вопросы учителя и выводят определение понятия «лекало». Лекало – это шаблон (образец), по которому размечают деталь швейного изделия. Учитель: Давайте проверим составленное определение со словарем в учебнике. Ученики проверяют правильность составленного определения. Учитель: Из какого материала лучше изготавливать лекало? Плотного или тонкого? Ученики отвечают на вопросы учителя. Учитель: Лекало должно быть изготовлено из тонкого материал, так как ткань подвижна, и лекало лучше прикалывать. Из какого материала его можно изготовить? Ученики: бумаги, кальки, газеты, пленки. Учитель: Отличается ли последовательность изготовления изделия из ткани от последовательности изготовления изделия из бумаги и картона? Какими инструментами лучше выполнять разметку деталей на ткани? Чем лекало отличается от шаблона? | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; умеют строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, осуществлять поиск нужной информации в разных источниках, анализировать информацию. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Физминутка 2 мин. | |||
Анализ образца. Открытие нового знания и умения УЗ ВР: беседа, анализ образца ДЗУ: Организовать работу по выделению особенностей изделия (материал, способ изготовления и др.). ПЗ: Рассмотрите изделие, которое видите на слайде и ответьте на вопросы. + ВР: Пробное задание (пришивание бусины!!!) ДЗУ: Организовать работу по формированию умения пришивать бусину к ткани | 5 мин. | Учитель: Сегодня на уроке мы сделаем кошелек. Учитель показывает образец готового изделия. Учитель проводит анализ изделия с учениками по схеме анализа. Схема анализа: 1. Название изделия, его назначение. 2. Каковы конструктивные особенности изделия: форма деталей, их количество, вид соединения (подвижное или неподвижное)? 3. Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие материалы? 4. Как можно разметить детали? 5. Как отделить детали от заготовки? 6. Нужно ли деталям придать форму? Как? 7. Как можно соединить детали? 8. Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить? Учитель: Ребята, давайте вспомним, как правильно работать с ножницами. Ответы учеников. Учитель показывает правила работы с ножницами на слайде. Учитель: А теперь назовите правила работы с иглой и булавкой. Ответы учеников. Учитель показывает правила работы с булавкой и иглой на слайде. Учитель: Сейчас мы с вами потренируемся пришивать бусинку к ткани. Заправьте иглу одинарной нитью того же цвета, что и ткань, к которой вы будете ее пришивать, и завяжите на конце узел. Вставьте его в ткань слева и, потянув вправо, проденьте на него бусинку. Вставьте иглу в ткань так, чтобы бусинка плотно прилегала к ней. Повторите несколько раз. Завяжите узел. Отрежьте лишнюю нить. Уберите иголку в игольницу. Учитель на слайде показывает шаги выполнения пробного задания. Далее учащиеся выполняют пробное задание. Ск: | Познавательные: умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: умеют анализировать информацию |
Планирование самостоятельной практической работы учащихся ВР: беседа + работа с деформированным планом ДЗУ: Организовать работу по составлению плана. ПЗ: Ребята, сейчас составим план работы. Для поработаем с деформированным планом. Вам нужно определить правильную последовательность выполнения изделия. + ВР: Выделение критериев для оценки изделия | 5 мин. | Учитель: Давайте еще раз проверим все ли у нас готово для выполнения изделия. Ученики проверяют готовность. Учитель: Ребята, сейчас составим план работы. Для поработаем с деформированным планом. Вам нужно определить правильную последовательность выполнения изделия. Ск: Деформированный план: 1. Обведи лекало на ткань с помощью мела, мыла, простого карандаша. 2. Приведи свое место в порядок, приготовь инструменты и материалы необходимые для изготовления «кошелька». 3. Оформление изделия (Сделай прорез для бусинки. Пришей бусинку.) 4. Закрепи лекало с помощью булавки на ткани. 5. Вырежи из ткани заготовку по разметке. 6. Сшей по краям ткань, швом косого стежка. 7. Выбери цвет ткани и ниток, бусинки. План с правильной последовательностью шагов: 1. Приведи свое место в порядок, приготовь инструменты и материалы необходимые для изготовления «кошелька». 2. Выбери цвет ткани и ниток, бусинки. 3.Закрепи лекало с помощью булавки на ткани. 4.Обведи лекало на ткань с помощью мела, мыла, простого карандаша. 5.Вырежи из ткани заготовку по разметке. 6.Сшей по краям ткань, швом косого стежка. 7.Оформление изделия (Сделай прорез для бусинки. Пришей бусинку.) Ученики определяют последовательность плана. Учитель: Хорошо, вы правильно определили шаги плана. На основе этого я подготовила для вас технологическую карту. Учитель раздает технологическую карту на парту. Учитель: Ребята, по каким критериям мы будем оценивать наши изделия? Ученики: Правильность; аккуратность. | Познавательные: умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: умеют анализировать информацию |
Самостоятельная работа. ВР: повторение правил безопасности при работе с ножницами и иглой ДЗУ: Актуализировать знания учащихся о правилах безопасности при работе с ножницами и иглой УЗу: Давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами и иглой ПЗ: Посмотрим на экран и повторим + ВР: Практическая работа (создание изделия) | 18 мин. | Учитель: Ребята, сейчас приступим к выполнению изделия. Не забываете правила работы с ножницами, иголкой и булавкой и пользоваться технологической картой. Ученики выполняют работу по изготовлению изделия. Учитель: Я вижу, что все закончили работу. Приступаем к уборке рабочих мест. Дежурные помогите убрать мусор. Ученики убирают рабочие места. | Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и, планировать этапы работы. Познавательные: умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации замысла |
Оценка результатов деятельности учащихся на уроке. ВР: беседа и выставка работ ДЗУ: Организовать работу для анализа по критериям изделий УЗу: Давайте посмотрим соответствуют ли наши открытки критериям. | 3 мин. | Учитель: Разместите ваше изделие на нашей выставке. Давайте вспомним какие критерии мы выделяли в начале урока. Учитель: Давайте посмотрим соответствуют ли наши открытки критериям. Учитель: Посмотрите, какие красивые кошелки у нас получились! Вы отлично справились с работой, использовали новый инструмент – лекало. Учли правила сочетания цветов. Учитель: Ребята, кому вы подарите свой кошелек? Как вы думаете, она/он обрадуется такому подарку? Учитель: Какие трудности у вас возникли при работе? Как их можно преодолеть? Учитель: Оцените свою деятельность на уроке. | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Самоанализ
Урок по теме «Пришивание бусины на швейное изделие» был проведен 21 марта в 3 классе.
Я выделила четкие критерии для работы, разработала информативную презентацию и отобрала нужную информацию. Учащиеся уже привыкли выделять критерии для работы и оценки изделия, им это очень нравится.
Также они удачно справлялись с контролем, использую сигнальные карточки, которые мы совместно с учителем ввели на уроках.
Во время проведения данного урока учащиеся сохраняли дисциплину, в классе была рабочая, дружественная атмосфера.
Я была приятно удивлена, что даже гиперактивные дети активно участвовали в беседе, внимательно слушали, выполняли все нужные действия, включали свои творческие способности и у них получилось выполнить изделие и пришить бусинку, а также не нарушали дисциплину в классе.
Стиль взаимоотношений с детьми на уроке – демократичный. Речь была наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Речь не монотонная. Учащиеся быстро «схватывали» нужную информацию. Я не читала с листка, а рассказывала материал четко и уверенно, что придавало больше интереса у учащихся к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.
Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....
Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.
Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....
Презентация уроков технологии в начальной школе.
Данный материал может быть использован учителем на первых занятиях по учебному предмету "Технология" в качестве иллюстрационного материала или в помощь при объяснении задач и целей урока....

Безопасность на уроках технологии в начальной школе.
Таблицы, из которых можно сделать раскладушку, незаменимы при инструктажах на уроках технологии при работе с ножницами....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД
1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.
Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

уроки технологии в начальной школе
ТЕМ А: «Работа с соломой» Цель: познакомить детей с новым природным материалом - соломой, ее особенностями, учить мастерить композиции из соломки, развивать ручные умения каждого ученика, развива...