уроки технологии в начальной школе
план-конспект урока (технология, 3 класс) по теме
Тема:
« Художественная обработка разных материалов. Вырезание национальных узоров ».
Цель:
Познакомить с традиционными художественными изделиями и их национальной спецификой, активизировать ребят при изучении традиционных узоров и орнаментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_tehnologii.odt | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии в 3классе
ТЕМ А: «Работа с соломой»
Цель: познакомить детей с новым природным материалом - соломой, ее особенностями, учить мастерить композиции из соломки, развивать ручные умения каждого ученика, развивать навы ки самоконтроля, воспитывать усидчивость, развивать фан тазию, формировать навыки коллективного труда.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; строить логическое рассуждение, находить ответы на вопросы, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Знания: узнают новое о соломе.
Умения: научатся выполнять индивидуальные и групповые задания на тему.
Навыки: Составить свою картину.
Метапредметные:
Регулятивные: различать способ и результат действий.
Познавательные: проводить сравнение, классифицировать по заданным критериям
Коммуникативные: формулиро вать собственное мнение и пози цию; договариваться о распреде лении функций и ролей в совмест ной деятельности
Форма работы индивидуальная, групповая
ОБОРУДОВАНИЕ: Солома, образцы из соломы, бумага.
Инструменты: Ножницы, кисточки.
МАТЕРИАЛЫ: Солома, бумага, клей.
ХОД УРОКА
- Я загадаю загадку, а отгадку вы назовете сами:
Весной - травкой шелковистой
Летом - нивой золотой,
Ну, а зимнею порою –
Аппликацией - игрою
Сухая очень ломка.
Зовут ее (Соломка)
НА ДОСКЕ: С... Л О М К А (Вставьте пропущенную букву)
- На какое правило? (на б/гл.непроверяемое ударением)
- что означает слово СОЛОМА
( стебли хлебных злаков, остающиеся после обмолота ).
Подберите однокоренные слова:
СОЛОМЕННЫЙ
СОЛОМОРЕЗКА - машина для резка
Возникла проблема. Чтобы её решить разделим класс на 2 группы.
Работа 1 группы: НЕТБУКИ
ЗАДАНИЕ: Найти значение слова- «солома» (в интернете найти словарь Ожегова и значение слова «солома»)
http://www.ozhegov.org/words/33648.shtml
Я приглашаю вас отправиться в музей прикладного искусства. Обратите внимание на экспонаты. Из чего они сделаны?
http://www.dudutki.by/museum/solomopletenie.html
Задание2 группы: ОТПРАВИТЬСЯ В МУЗЕЙ СТАРИНЫХ РЕМЁСЕЛ - найти в интернете
СОЛОМА- это универсальный поделочный материал, из ко торого на Руси издавна делались разнообразные изделия и игрушки. Из соломки делают: сумки, коврики, мебель, корзинки, бытовые предметы. С
соломкой приятно работать: возьмите в руки соломку и потрогайте.
Практическая работа: рассмотреть соломку, определить признаки и свойства. (3группа)
- Назовите признаки соломки: (золотая, гладкая, гибкая, пахучая).
Заготовку соломы производят после созревания растений, когда она приобретает золотистый оттенок, для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают соломку вместе с узлами и разре зают сразу на части по узлам. Затем соломку запаривают (20 мин.). После такой обработки соломка становится эластичной, прочной, лег ко сгибается и плетется, трубочки из соломки нужно осторожно раз резать вдоль стебля, разрезанную солому необходимо разгладить, превращая в плоскую ленту. Отдал стебель людям целый колос нали тых зерен, а теперь и сам послушно будет сгибаться в ваших умелых руках.
- Вы, наверно догадались, с каким материалом мы будем работать?
- Приглашаю Вас в мастерскую, где вы станете соломенных дел мастерами.
- Чтобы стать настоящим мастером, надо работать аккуратно, дружно.
- А работать мы будем под девизом "КАКОВ МАСТЕР ТАКОВА И РАБОТА".
- Как понимаете?
- (по результатам труда судят о мастере, говорят хороший масте ровой)
НА ДОСКУ
Внимательно рассмотрите эту работу.
Кто хочет рассказать, как сделать это изделие? (высказывают дети) (Эта работа не завершена, и нам предстоит ее завершить).
- Чтобы вы хотели поместить в эту корзинку?
- Что является фоном нашей работы? ( круг - дерево ).
- Для фона какой еще материал можно использовать? (бумагу, картон, ткань).
Проверим рабочее место
- Чтобы работа была качественной, проанализируем наше изде лие, а поможет нам в этом памятка.
Индивидуальная работа учеников
- Название, назначение, форма
(аппликация) сувенир круглая
- Основные детали, материалы,
(шаблоны) (бумага, солома)
- Способ изготовления изделия: (пособие стр. 67).
а) Прочитаем порядок работы.
- как можно наклеить соломенные ленты?
Сплошь - "Как понимаете? (рядом). ( I вариант наклеивания).
- В каком направлении укладываем соломенные ленты? (по горизонтали).
По вертикали укладываем от края листа - ровно.
б) Положите под пресс.
- Подготовь детали к работе:
а) провести разметку деталей на оборотной стороне. Экономно рас ходуя материалы
- Вырезать детали.
- Способ соединения деталей
- Каков способ соединения деталей? ( клеевое соединение).
Наполним корзину цветами.
Оформим выставку работ.
Убрать рабочее место.
Оцените свою работу сигнальчиком. (красный молодец, жёлтый — здорово)
УРОК ТВОРЧЕСТВА
Тема:
« Художественная обработка разных материалов. Вырезание национальных узоров ».
Цель:
Познакомить с традиционными художественными изделиями и их национальной спецификой, активизировать ребят при изучении традиционных узоров и орнаментов.
Оборудование:
Шаблоны, песок, опилки, выставка работ.
ХОД УРОКА
1.Приветствие гостям.
2.Организационный момент:
Сегодня на уроке нам помогут фразы « Догадался!»
«Хочу сказать!»
«Нужна помощь!»
«Могу помочь!»
Если у вас возникнет интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом.
На уроке нас ждут открытия. Какие они будут большие или маленькие? У каждого они будут свои. За работу!
Прочитайте слова: Мастер
Мастерица
Мастерская
Мастерить
Мастерство
- Как назвать, одним словом эту группу слов?
- Почему слово мастерская я выделила?
- А кем будете вы?
- Кого называют мастерами, мастерицами?
- Что мы с вами будем делать?
- Мастерство, какого народа вы видели в музее?
Учитель - В каждом селении имелись мастера, владеющие секретами старинных ремесел, умеющих создавать новые орнаменты.
- Что такое орнамент? (словарь Ожегова)
- Сегодня работаем в группах. Мы попробуем изготовить одежду, которую украсим узорами по мотивам национального орнамента.
Учитель - Существовала издавна традиция украшения тканевых халатов. Декоративно отделывались определенные части: подол, концы рукавов, края левой полы, вокруг ворота. А рукавицы орнаментировались вышивкой, или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обувь украшали по-разному, это и выпуклые амурские завитки, либо рисование красками, или отделывали меховыми мозаичными полосками с узорами.
Цвет в изделиях играл существенную роль. Он должен соответствовать назначению предмета и делать вещь весёлой и радостной.
Какие краски использовали мастера в украшении одежды? (это - цветовые сочетания: белое с красным, белое с чёрным, чёрное с красным).
Какова цветовая гамма этих изделий? (коричневый, фиолетовый, зеленый, желтый).
Учитель - Господствующим мотивом орнамента является парная спираль, напоминающая змея, побеги растений, маска и окраска тигра, совы, оленя, бабочек, рыб, птиц, ящериц. Встречается и геометрический орнамент.
Попробуем сегодня все это переложить на наши модели одежды, используя разные материалы.
- Какие материалы перед вами?
- Какой это материал?
- Назови свойства песка и опилок?
- Каковы приемы работы с опилками и песком?
- Что можете сказать о материале бересте?
- Каковы ее свойства?
- Проведите линию на этом материале. Что вы видите? Сделайте вывод.
- При помощи чего будем скреплять?
- Как наносим клей?
- Какой инструмент нам нужен?
- О чем надо помнить работая с ножницами?
- Составим план работы.
План:
1.Работа по шаблонам.
2. Составить эскиз.
3.Вырезать орнамент.
4.Наложить на модель, обвести.
5.Украсить тем материалом, который мы выбрали.
- У вас на столах план, который поможет организовать вашу деятельность. (план прилагается)
Работаем под девизом: «Одна пчела немного меда принесет»
- Как понимаете?
Теперь, когда наша тема рассмотрена с разных сторон, приступим к практическому ее воплощению.
Практическая работа учеников
Выставка работ.
Итог:
Поднимите руки, кто почувствовал себя мастером?
Что вы делили с удовольствием?
Что вам понравилось?
Что было трудным?
Какие открытия вы для себя сделали?
У вас на столах лежат заготовки. Обсудите, нарисуйте общее настроение своей группы.
Я вижу, что у всех отличное настроение.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.
Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....
Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.
Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....
Презентация уроков технологии в начальной школе.
Данный материал может быть использован учителем на первых занятиях по учебному предмету "Технология" в качестве иллюстрационного материала или в помощь при объяснении задач и целей урока....
Безопасность на уроках технологии в начальной школе.
Таблицы, из которых можно сделать раскладушку, незаменимы при инструктажах на уроках технологии при работе с ножницами....
Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД
1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...
Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.
Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....
’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’
В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...