уроки технологии в начальной школе
план-конспект урока (технология, 3 класс) по теме

Чиликина Наталья Владимировна
ТЕМ А: «Работа с соломой»
 
Цель: познакомить детей с новым природным материалом - соломой, ее особенностями, учить мастерить композиции из соломки, развивать ручные умения каждого ученика, развивать навы­ки самоконтроля, воспитывать усидчивость, развивать фан­тазию, формировать навыки коллективного труда.

Тема:

« Художественная обработка разных материалов. Вырезание национальных узоров ».

Цель:

Познакомить с традиционными художественными изделиями и их национальной спецификой, активизировать ребят при изучении традиционных узоров и орнаментов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_tehnologii.odt29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 3классе

ТЕМ А: «Работа с соломой»

Цель: познакомить детей с новым природным материалом - соломой, ее особенностями, учить мастерить композиции из соломки, развивать ручные умения каждого ученика, развивать навы ки самоконтроля, воспитывать усидчивость, развивать фан тазию, формировать навыки коллективного труда.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; строить логическое рассуждение, находить ответы на вопросы, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Знания: узнают новое о соломе.

Умения: научатся выполнять индивидуальные и групповые задания на тему.

Навыки: Составить свою картину.

Метапредметные:

Регулятивные: различать способ и результат действий.

Познавательные:  проводить сравнение, классифицировать  по заданным критериям

Коммуникативные: формулиро вать собственное мнение и пози цию; договариваться о распреде лении функций и ролей в совмест ной деятельности

Форма работы индивидуальная, групповая

ОБОРУДОВАНИЕ: Солома, образцы из соломы, бумага.

Инструменты: Ножницы, кисточки.

МАТЕРИАЛЫ: Солома, бумага, клей.

ХОД УРОКА

  1. Я загадаю загадку, а отгадку вы назовете сами:

Весной - травкой шелковистой

Летом - нивой  золотой,

Ну, а зимнею порою –

Аппликацией - игрою

Сухая очень ломка.

Зовут ее (Соломка)

НА ДОСКЕ: С... Л О М К А (Вставьте пропущенную букву)

  1. На какое правило? (на б/гл.непроверяемое ударением)
  2. что означает слово СОЛОМА  

( стебли хлебных злаков, остающиеся после обмолота ).

Подберите однокоренные слова:

СОЛОМЕННЫЙ

СОЛОМОРЕЗКА - машина для резка

Возникла проблема. Чтобы её решить разделим класс на 2 группы.

Работа 1 группы: НЕТБУКИ

ЗАДАНИЕ: Найти значение слова- «солома» (в интернете найти словарь Ожегова и значение слова «солома»)

http://www.ozhegov.org/words/33648.shtml

Я приглашаю вас отправиться в музей прикладного искусства. Обратите внимание на экспонаты. Из чего они сделаны?

 http://www.dudutki.by/museum/solomopletenie.html

Задание2 группы: ОТПРАВИТЬСЯ В МУЗЕЙ СТАРИНЫХ РЕМЁСЕЛ - найти в интернете

СОЛОМА- это универсальный поделочный материал, из ко торого на Руси издавна делались разнообразные изделия и игрушки. Из соломки делают: сумки, коврики, мебель, корзинки, бытовые предметы. С

соломкой приятно работать: возьмите в руки соломку и потрогайте.

Практическая работа: рассмотреть соломку, определить признаки и свойства. (3группа)

  1. Назовите признаки соломки: (золотая, гладкая, гибкая, пахучая).

Заготовку соломы производят после созревания растений, когда она приобретает золотистый оттенок, для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают соломку вместе с узлами и разре зают сразу на части по узлам. Затем соломку запаривают (20 мин.). После такой обработки соломка становится эластичной, прочной, лег ко сгибается и плетется, трубочки из соломки нужно осторожно раз резать вдоль стебля, разрезанную солому необходимо разгладить, превращая в плоскую ленту. Отдал стебель людям целый колос нали тых зерен, а теперь и сам послушно будет сгибаться в ваших умелых руках.

  1. Вы, наверно догадались, с каким материалом мы будем работать?
  2. Приглашаю Вас в мастерскую, где вы станете соломенных дел мастерами.
  3. Чтобы стать настоящим мастером, надо работать аккуратно, дружно.
  4. А работать мы будем под девизом "КАКОВ МАСТЕР ТАКОВА И РАБОТА".
  5. Как понимаете?

- (по результатам труда судят о мастере, говорят хороший масте ровой)

 НА ДОСКУ

Внимательно рассмотрите эту работу.

Кто хочет рассказать, как сделать это изделие? (высказывают дети) (Эта работа не завершена, и нам предстоит ее завершить).

  1. Чтобы вы хотели поместить в эту корзинку?
  2. Что является фоном нашей работы? ( круг - дерево ).
  3. Для фона какой еще материал можно использовать? (бумагу, картон, ткань).

 Проверим рабочее место

  1. Чтобы работа была качественной, проанализируем наше изде лие, а поможет нам в этом памятка.

Индивидуальная работа учеников

  1. Название,     назначение,     форма

   (аппликация)        сувенир       круглая

  1. Основные детали, материалы,

        (шаблоны)              (бумага, солома)

  1. Способ изготовления изделия: (пособие стр. 67).

а)        Прочитаем порядок работы.

  1. как можно наклеить соломенные ленты?

Сплошь - "Как понимаете? (рядом). ( I вариант наклеивания).

  1. В каком направлении укладываем соломенные ленты? (по горизонтали).

По вертикали укладываем от края листа - ровно.

б)        Положите под пресс.

  1. Подготовь детали к работе:

а) провести разметку деталей на оборотной стороне. Экономно рас ходуя материалы

  1. Вырезать детали.
  2. Способ соединения деталей
  3. Каков способ соединения деталей? ( клеевое соединение).

Наполним корзину цветами.

Оформим выставку работ.

Убрать рабочее место.

Оцените свою работу сигнальчиком. (красный молодец, жёлтый — здорово)

УРОК ТВОРЧЕСТВА

Тема:

« Художественная  обработка разных  материалов. Вырезание национальных узоров ».

Цель:

   Познакомить с традиционными художественными изделиями и их национальной спецификой, активизировать ребят при изучении традиционных узоров и орнаментов.

Оборудование:

 Шаблоны, песок, опилки, выставка работ.

                                                       ХОД УРОКА

1.Приветствие гостям.

2.Организационный момент:

         Сегодня на уроке нам помогут фразы     « Догадался!»

                                                                              «Хочу сказать!»

                                                                              «Нужна помощь!»

                                                                              «Могу помочь!»

Если у вас возникнет интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом.

На уроке нас ждут открытия. Какие они будут большие или маленькие? У каждого они будут свои. За работу!

                Прочитайте слова:  Мастер

                                                  Мастерица

                                                  Мастерская

                                                  Мастерить

                                                  Мастерство

- Как назвать, одним словом эту группу слов?

- Почему слово мастерская я выделила?

- А кем будете вы?

- Кого называют мастерами, мастерицами?

- Что мы с вами будем делать?

- Мастерство, какого народа вы видели в музее?

Учитель - В каждом селении имелись мастера, владеющие секретами старинных ремесел, умеющих создавать новые орнаменты.

   -  Что такое орнамент? (словарь Ожегова)

   - Сегодня работаем в группах. Мы попробуем изготовить одежду, которую украсим узорами по мотивам национального орнамента.

Учитель - Существовала издавна традиция украшения тканевых халатов. Декоративно отделывались определенные части: подол, концы рукавов, края левой полы, вокруг ворота. А рукавицы орнаментировались вышивкой, или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обувь украшали по-разному, это и выпуклые амурские завитки, либо рисование красками, или отделывали меховыми мозаичными полосками с узорами.

     Цвет в изделиях играл существенную роль. Он должен соответствовать назначению предмета и делать вещь весёлой и радостной.

              Какие краски использовали мастера в украшении одежды? (это - цветовые сочетания: белое с красным, белое с чёрным, чёрное с красным).

       Какова цветовая гамма этих изделий? (коричневый, фиолетовый, зеленый, желтый).

Учитель - Господствующим мотивом орнамента является парная спираль, напоминающая змея, побеги растений, маска и окраска тигра, совы, оленя, бабочек, рыб, птиц, ящериц. Встречается и геометрический орнамент.

Попробуем сегодня все это переложить на наши модели одежды, используя разные материалы.

- Какие материалы перед вами?

- Какой это материал?

- Назови свойства песка и опилок?

- Каковы приемы работы с опилками и песком?

- Что можете сказать о материале бересте?

- Каковы ее свойства?

- Проведите линию на этом материале. Что вы видите? Сделайте вывод.

- При помощи чего будем скреплять?

- Как наносим клей?

- Какой инструмент нам нужен?

- О чем надо помнить работая с ножницами?

- Составим план работы.

План:

1.Работа по шаблонам.

2. Составить эскиз.

3.Вырезать орнамент.

4.Наложить на модель, обвести.

5.Украсить тем материалом, который мы выбрали.

- У вас на столах план, который поможет организовать вашу деятельность. (план прилагается)

Работаем под девизом: «Одна пчела  немного меда принесет»

 - Как понимаете?

Теперь, когда наша тема рассмотрена с разных сторон, приступим к практическому ее воплощению.

Практическая работа учеников

Выставка работ.

Итог:

Поднимите руки, кто почувствовал себя мастером?

Что вы делили с удовольствием?

Что вам понравилось?

Что было трудным?

Какие открытия вы для себя сделали?

У вас на столах лежат заготовки. Обсудите, нарисуйте общее настроение своей группы.

Я вижу, что у всех отличное настроение.

Спасибо за урок.


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе.

Мастерим из глины. Урок технологии в начальной школе....

Презентация уроков технологии в начальной школе.

Данный материал может быть использован учителем на первых занятиях по учебному предмету "Технология" в качестве иллюстрационного материала или в помощь при объяснении задач и целей урока....

Безопасность на уроках технологии в начальной школе.

Таблицы, из которых можно сделать раскладушку, незаменимы при инструктажах на уроках технологии при работе с ножницами....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...