Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся 1 классов (2024 - 2-25 уч.г.)
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Глинская Елена Юрьевна

Рабочая программа разработана для обучающихся первых классов общеобразовательной школы. Сроки реализации программы 2024 – 2025 учебный год. Предмет «Труд (технология)» в 1 классе изучается по 1 часу в неделю, 33 учебных недели (33 ч. в год).

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект авторов Е. А. Лутцевой и Т. П. Зуевой, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.

Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения предмету, определяемыми ФГОС и примерными программами, а также указанным в авторской программе, и не противоречат целям и задачам реализации ООП ООО (НОО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_trud_tehnologiya_1_klass_glinskaya_e.yu_._24-25.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ «Термальненская средняя школа»

имени Героя Российской Федерации А.Н.Попова

РАССМОТРЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

СОГЛАСОВАНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

УТВЕРЖДЕНО

[Укажите должность]

________________________

[укажите ФИО]

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Труд (технология)»

для обучающихся 1 классов

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для обучающихся первых классов общеобразовательной школы. Сроки реализации программы 2024 – 2025 учебный год. Предмет «Труд (технология)» в 1 классе изучается по 1 часу в неделю, 33 учебных недели (33 ч. в год).

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект авторов Е. А. Лутцевой и Т. П. Зуевой, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.

Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения предмету, определяемыми ФГОС и примерными программами, а также указанным в авторской программе, и не противоречат целям и задачам реализации ООП ООО (НОО)

   Цель изучения курса технологии: развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Основные задачи курса:

стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;

формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;

формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;

развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;

овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличается от содержания авторской программы. Рабочая программа предусматривает реализацию практической части авторской программы в полном объеме.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития критического мышления, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, личностно ориентированного обучения, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности и т. д.


Планируемые результаты освоения курса к концу 1 класса

Личностные результаты:

  • воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств;
  • бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
  • внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, адекватная самооценка.
  • Метапредметные результаты:
  • регулятивные:
  • с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке, проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • познавательные:
  • наблюдать связи человека с природой и предметным миром (предметный мир ближайшего окружения), конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, сравнивать их;
  • сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
  • группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
  • с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
  • ориентироваться в материале на страницах учебника;
  • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, представленными в конце учебника;
  • делать выводы о результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы;
  • коммуникативные:
  • учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
  • Предметные результаты:
  • общекультурные и общетрудовые компетенции; основы культуры труда, самообслуживание:
  • знать (на уровне представлений) о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе
  • как источнике его вдохновения; об отражении форм и образов природы в работах мастеров; о разнообразных предметах рукотворного мира; о профессиях, знакомых детям;
  • уметь обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
  • соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов и правила гигиены труда.
  • технология ручной обработки материалов; элементы графической грамоты:
  • знать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и т. д.);
  • знать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • знать способы разметки (на глаз, по шаблону), формообразования (сгибанием, складыванием, вытягиванием), клеевой способ соединения, способы отделки (раскрашивание, аппликация, прямая строчка);
  • знать названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы с ними;
  • уметь различать материалы и инструменты по их назначению; качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий (экономно размечать сгибанием, по шаблону); точно резать ножницами; собирать изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия (раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой); использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • уметь безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
  • с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
  • конструирование и моделирование:
  • знать о детали как составной части изделия, о конструкциях (разборных и неразборных), о неподвижном клеевом соединении деталей;
  • уметь различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
  • уметь конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
  • Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т. п.);
  • соблюдения безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
  • Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков: текущий контроль - в форме устного, фронтального опроса, выставка готовых изделий; тематический контроль «Проверим себя» по окончании каждого раздела; проектные работы. Плановых контрольных работ нет.

Содержание курса (33 ч)

      1. Природная мастерская (10 часов).

 2. Пластилиновая мастерская (4 часа).

 3. Бумажная мастерская (16 часов).

4. Текстильная мастерская (3 часа).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

«Труд (технология)» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:

        с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;

  • с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
  • с окружающим миром рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
  • с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);        
  • с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Природная мастерская

10

2

Пластилиновая мастерская

4

3

Бумажная мастерская

16

4

Текстильная мастерская

3

ИТОГО

33 часа

Календарно-тематическое планирование по технологии 1 класс (Лутцева Е.А.)

№ п\п

Наименование
разделов и тем

Всего  часов

Из них

Дата

лабораторные и
практические работы

(с указанием темы)

контрольные работы, (итоговые, тематические, промежуточные и др. виды диагностики с указанием
темы)

экскурсии (с указанием
темы)

Примечание

Природная мастерская

10 ч

1

Рукотворный и природный мир города.

2

Рукотворный и природный мир села.

1 ч

3

На земле, на воде и в воздухе.

4

Природа и творчество. Природные материалы.

экскурсия

5

Листья и фантазии.

6

Семена и фантазии.

экскурсия

7

Веточки и фантазия.

8

Фантазии из шишек, желудей, каштанов.

Урок-исследование

9

Композиция из листьев. Что такое композиция?

10

Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природный материал. Как их соединить?

Пластилиновая мастерская

4 ч

11

Материалы для лепки. Что может пластилин?

12

В мастерской кондитера. Как работает мастер?

13

В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?

14

Аквариум. Наши проекты.

Бумажная мастерская

16 ч

15

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

16

Наши проекты. Скоро новый год!

17

Бумага. Какие у неё есть секреты?

18

Бумага и картон. Какие секреты у картона?

Урок-исследование

19

Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?

20

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?

21

Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?

22

Наша родная армия.

23

Ножницы. Что ты о них знаешь?

24

Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок – портрет?

25

Шаблон. Для чего он нужен?

26

Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?

27

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

28

Весна. Какие краски у весны?

29

Настроение весны. Что такое колорит?

30

Праздники весны и традиции. Какие они?

Текстильная мастерская

3 ч

31

Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла?

32

Вышивка. Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?

33

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Что узнали, чему научились.

Итого

33ч

Оценка достижений планируемых результатов

В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поис- изучение дополнительного учебного материала и др.

       Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:

  • качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
  • степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.

Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-техно- логических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы Мастера» в 1—2 классах, рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность. На этой основе создаются условия для развития у  учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.

 Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к культуре своей страны и других народов обеспечиваются созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением учащихся в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и на внеурочных занятиях.

     Деятельность учащихся на уроках первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Начиная со 2 класса, дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Учебно-методический комплект.

  1. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /- М.: Просвещение, 2023.
  2. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Рабочая тетрадь. 1 класс /  - М.: Просвещение, 2023.
  1. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение,2021.
  2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. М.: Просвещение,2021.

2. Интернет-ресурсы.

1. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

   2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

3. Технические средства обучения.

1. Магнитная доска.

2. Персональный компьютер.

3. Принтер.

4. Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся 3– 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее соответственно - программа по труду (технологии), труд (технология)) на уровне начального общего образования составлена на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся 1 – 4 классов

Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее соответственно - программа по труду (технологии), труд (технология)) на уровне начального общего образования составлена на...

Рабочая программа по труду (технология) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса (вариант 1)

Рабочая программа курса «Труд (технология)» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 5118655) учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся 1 классов на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ТРУД» (ТЕХНОЛОГИЯ) для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа по труду (технология) для 1- 4 классов...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Труд (технология)" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приведено календарно-тематическое планирование по предмету "Труд (технология)" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа труд (технология) 1-4 класс 2024-2025 учебный год

Рабочая программа труд (технология) 1-4 класс 2024-2025 учебный год...