План-конспект урока по труду (технологии) во 2 классе на тему: «Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование.» Изделие: «Ветряная мельница»
план-конспект урока по технологии (2 класс)

Склярова Оксана Анатольевна

Данный урок способствуют реализации следующих целей: расширить представления учащихся о вариантах использования ветра человеком; формировать умение выполнять изделие на основе развертки; помочь учащимся усвоить основные термины и понятия (мельница, модель).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_tehnologii_vetryanaya_melnitsa.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по технологии

Тема урока: «Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование.»

Изделие: «Ветряная мельница»

Базовый учебник: УМК «Перспектива». Технология. Учебник для 2 класса. Авторы: Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова.

Целевые установки урока:

  • расширить представления учащихся о вариантах использования ветра человеком;
  • формировать умение выполнять изделие на основе развертки;
  • помочь учащимся усвоить основные термины и понятия (мельница, модель).

Образовательные ресурсы: презентация, рабочая тетрадь.

Оборудование:

Для учителя: примеры изделий, изображения мельниц.

Для учащихся: цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ножницы, карандаш, скрепки, стержень от ручки.

Планируемые результаты

Предметные:

  • осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня);
  • конструировать объемное изделие на основе развертки;
  • составлять композицию;
  • использовать различные материалы для выполнения изделия.

Метапредметные:

  • искать и обобщать информацию о воздухе, ветре;
  • анализировать готовую модель, выбирать необходимые для ее изготовления материалы и инструменты;
  • проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя, осуществлять действия по заданному и/или собственному плану;
  • формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
  • проводить рефлексию своих действий по выполнению изделий при помощи учителя;
  • организовывать рабочее место;
  • соблюдать правила работы с ножницами.

Личностные:

  • формировать положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
  • формировать уважительное отношение к людям и результатам их трудовой деятельности;
  • формировать эстетические чувства (прекрасного и безобразного).

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя и учащихся

Методический комментарий

Организационный момент

Задача: настрой учащихся на предстоящую работу.

(1 минута.)

Ученики раскладывают все необходимые на уроке предметы на парте. Ученики взаимно проверяют друг друга.

Учащиеся организуют рабочее место, учитель использует взаимопроверку для формирования коммуникативных умений.

Познавательно-информационная беседа.

Задача: введение новой информации в беседе.

(7 минут.)

У: На предыдущих уроках мы с вами уже узнали, что человек научился использовать энергию воды и ветра, чтобы вращать водяное колесо и плавать на парусной лодке. Ребята, а что такое ветер?

Д: Это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

У: А какой может быть ветер?

Д: Тёплый и холодный, влажным или сухим, порывистым или мягким, лёгким.

У: Верно. Сейчас прослушайте отрывки из произведений А.С. Пушкина и скажите о каком ветре в них говорится:

Отрывок 1:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного…»

Отрывок 2: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах…»

У: О каком ветре говорится в первом отрывке?

Д: О могучем, сильном, смелом, бесстрашном, величественном.

У: Да, вы правы. А кто-нибудь из вас догадался, из какого произведения эти строчки?

Дети отвечают, если знакомы с этим произведением, если нет, то учитель говорит:

-Это отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.»

У: Образ какого ветра автор создаёт во втором отрывке?

Д: Игривого, доброго.

У: Молодцы. Это отрывок из «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Скажите, для чего используется ветер в этом отрывке стихотворения?

Д: Чтобы подгонять корабль, раздувая его паруса.

У: Верно. Но люди придумали и другое применение силе ветра. Как вы думаете, в каких изделиях, помимо изученных нами раннее, может быть использована энергия ветра?

Если учащиеся знают о существовании ветряной мельницы, то они называют: «Ветряная мельница». Если же нет, то учитель показывает на слайде изображения ветряных мельниц, сопровождая показ рассказом:

-Ребята, откройте учебник на стр. 82, прочитайте текст в учебнике. Скажите, что предлагает сделать нам Ваня?

Д: Ваня предлагает нам сделать ветряную мельницу.

У: А вы знаете, что такое мельница?

Д: Это здание, в котором люди перемалывают зерна для изготовления муки, из которой пекут хлеб.

У: Верно. Мельница- это здание с установленными в ней машинами для размола зерна и получения из него муки или крупы. (Учитель демонстрирует на слайде изображения разных мельниц (слайд 1- 3.)) Существует ветряная, водяная, паровая и другие мельницы.

У: Как называют владельца мельницы или работника мельницы?

Д: Мельник.

Учитель использует отрывки из произведений А.С. Пушкина для создания образа ветра.

В результате фронтальной беседы и рассказа учителя учащиеся узнают об ещё одном способе использовании ветра человеком- о ветряной мельнице. Также у учащихся расширяются представления о профессиях (мельник).

Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока

Задача: создать условия, чтобы изготовление изделия на уроке стало мотивированным; определить основную цель урока.

(3 минуты.)

У: Правильно. К нам в гости пришел мельник (учитель показывает мельника, сделанного из картона и цветной бумаги (можно нарисовать или использовать куклу). К сожалению, его мельницу разрушило от сильных порывов ветра и теперь ему негде работать и изготавливать муку для приготовления хлеба. Поможем мельнику сделать новую ветряную мельницу?

Д: Да!

У: Какую цель мы перед собой поставим?

Д: Изготовить ветряную мельницу.

У: Да. А как вы думаете, почему мельница называется ветряной?

Д: Она приводится в действие силой ветра.

У: Молодцы!

Учитель использует игровую ситуацию для того, чтобы мотивировать учащихся к созданию ветряной мельницы.

Подготовка к выполнению трудового задания

Задача: рассмотреть объект с позиций оптимальных материалов, конструкции и технологии изготовления.

( 5 минут.)

Учитель демонстрирует свой образец изделия:

-Рассмотрите модель мельницы. Из каких частей она состоит?

Д: У мельницы есть крылья, крыша, основание.

У: Правильно. Перед тем, как приступить к работе над нашим изделием, надо вспомнить, что такое модель, что значит выполнить модель.

Д: Это образец какого-то изделия или образец для изготовления чего-нибудь.

У: Какие материалы и инструменты нам нужны для её изготовления?

Д: Для этого нам понадобится:

  1. Один лист зелёного картона для основания;
  2. Цветная бумага: коричневая для основания, белая - для крыльев;
  3. Ножницы;
  4. Клей;
  5. Шаблоны из рабочей тетради;
  6. Стержень от ручки или карандаш;
  7. Скрепки.

У: Какую технику работы нам предстоит выполнить?

Д: Моделирование из бумаги.

У: Составим план работы. С чего начнём? (Этапы отображаются на слайде, по одному.)

Д: Организуем своё рабочее место. (На слайде 4 - 1. Подготовка материалов и инструментов.)

У: Какие действия будут вторым шагом в нашей работе?

Д: Вырежем из приложения к рабочей тетради шаблоны для изготовления крыльев мельницы. Обведём их по контуру карандашом на цветной бумаге. (На слайде 4 появляется второй пункт - 2. Разметка деталей.)

У: Правильно. Что мы будете делать дальше?

Д: Вырежем размеченные детали. (На слайде 4 появляется третий пункт - 3. Раскрой.)

У: Какие действия будут четвёртым шагом в нашей работе?

Д: Изготовим макет мельницы. (На слайде 4 появляется четвёртый пункт - 4. Сборка.)

У: Для того, чтобы создать макет мельницы нам необходимо положить цветной альбомный лист вертикально и отогнуть от себя на 1 см, это будет место для склеивания. Затем дважды сложить получившийся лист пополам. Развернуть заготовку и склеить так, чтобы получился двухслойный прямоугольник. Положить его перед собой и отогнуть от себя на 1 см. Оставшуюся часть сложить на себя пополам, после чего сделать вертикальные, в том числе боковые надрезы до горизонтальной линии. Развернуть заготовку так, чтобы она приобрела объём. Низ заготовки должен быть там, где разрезы короче. Сделать основание мельницы, отогнув полоску наружу и приклеив их к картону-основе. (Учитель наглядно демонстрирует создание макета мельницы.)

Что мы будем делать дальше, как вы считаете?

Д: Проткнём острым стержнем или карандашом противоположные стены макета мельницы.

У: Верно. Затем мы соединим скрепкой противоположные детали основы крыши. Склеим их. (Учитель наглядно демонстрирует сборку крыши.)

У: Что мы будем делать дальше?

Д: Наденем на стержень заготовленные детали крыльев мельницы.

У: Правильно. И последним шагом в нашей работе будет отделка (На слайде 4 появляется пятый пункт -5. Отделка.) Для этого мы оформим композицию с помощью цветной бумаги: обклеим цветной бумагой выглядывающую часть стержня.

У: Итак. Мы составили план работы, теперь можем приступать к работе. Но перед началом работы проведём физкультминутку.

В результате анализа отделяется известное (база) от неизвестного — проблема, требующая разрешения или открытия нового знания и умения. Так как это очень сложное изделие на этапе планирования учитель подробно обсуждает с учащимися каждый пункт плана с параллельным показом изготовления модели ветряной мельницы.

Физкультминутка

Задача: активно изменить деятельность учащихся и свою для того, чтобы ослабить наступающее утомление, обеспечить эмоциональный настрой детей, а затем снова переключить учащихся и себя на продолжение занятия.

(2 минуты.)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть-за парты тихо сесть,

Семь-успокоились совсем.

Учащиеся выполняют упражнения, затем вновь садятся за парты.

Физкультминутка является отражением соблюдения учителем здоровьесберегающих технологий на уроке. Важно провести физкультминутку на этом этапе урока, для того, чтобы не отвлекать учащихся во время изготовления изделия.

Самостоятельная работа детей

Задача: развитие самостоятельности и творческих способностей учеников.

(22 минут.)

У: Прежде чем приступить, давайте вспомним и проговорим правила техники безопасности при работе с ножницами. Ученики повторяют правила техники безопасности, а далее переходят к работе.

У: Во время работы не забывайте действовать по плану, пользоваться технологической картой, представленной в учебнике.

Учащиеся работают индивидуально. Учитель ведет визуальное наблюдение, при необходимости проводит инструктаж по корректировке неправильных действий учеников.

Перед началом самостоятельной работы учащиеся повторяют правила техники безопасности при работе с инструментами, чтобы не возникло травмирующих ситуаций. Так как изготовить данное изделие непросто, учитель активно помогает учащимся.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Задача: анализ и оценка успешности достижения поставленных задач; выявление значения изучаемой темы.

(3 минуты.)

У: Сегодня мы с вами оказали помощь нашему гостю – мельнику. Удалось ли нам это сделать, можно судить по вашим работам. Какие трудности возникли во время изготовления модели ветряной мельницы? С чем они связаны? (Ответы детей.)

У: Какой из этапов урока вам бы хотелось повторить? (Ответы детей.)

У: На сегодняшнем уроке вы проявили себя талантливыми, добрыми конструкторами, способными оказать помощь человеку, попавшему в беду! Я горжусь вами!

Проводится рефлексия для того, чтобы узнать, какие возникли затруднения и правильно выстроить дальнейшую работу. Учитель хвалит ребят, для того, чтобы мотивировать их старательно выполнять работу на уроке, а также показать насколько это важно – помогать окружающим.

Информация о домашнем задании.

Задача: обсуждение домашнего задания.

(2 минуты.)

У: Приготовьте к следующему уроку рассказ о том, как ещё человек использует силу ветра. Принесите немного фольги.

Учащиеся записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

В процессе выполнения домашней работы учащиеся должны будут обратиться к различным источникам информации, что способствует развитию познавательных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: Решение задач.

Целью урока  является : 1. Закрепление навыка в решении всех видов изученных задач и приведение их к единой  системе.                    ...

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"

План-конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"...

План-конспект открытого урока по математике для 2 класса на тему «Закрепление решения примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20».

План-конспект урока по математике на тему «Закрепление решения примеров и задач на сложение и вычитание  в пределах 20" (по программе под редакцией Воронковой)....

Технологическая карта.План-конспект занятия в группе продленного дня (3 класс) на тему: "Изготовление розы из гофрированной бумаги".

Это занятие направлено на:- овладение навыком конструирования из гофрированной бумаги;- закрепление умения вырезания по шаблону и навыков работы с бумагой;- ознакомление со свойствами и способами рабо...

Конспект урока технологии «Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование» Изделие: «Ветряная мельница» (2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений о ветре и его использовании человеком; создание условий для выполнения изделия на основе развертки; совершенствование умений работать по плану.Пла...

Технологическая карта по технологии 2 класс УМК: "Перспектива" по теме: "Использование ветра. Работа с бумагой"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Конструирование объемное изделие «ветряная мельница» на основе развертки с помощью цветной бумаги.Задачи урокаПланируемые результ...