Мастер-класс для педагогов. Тема: Здоровьесберегающие технологии на занятиях ДПТ
рабочая программа по технологии (3, 4 класс)

Акинина Алена Валерьевна

Мастер-класс для педагогов ИЦТ

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством»

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

АкининаАВ_Здоровьесберегающие технологии на занятиях

Мастер-класс для педагогов ИЦТ

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством»

С1. ?-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас видеть!

 Скажите честно нам, друзья, зачем же вы пришли сюда?

 Наверно любите детей? Хотите им помочь скорей?

Пришли вы к нам на мастер-класс,

Проблему общую решать.

Как правильно создать урок,

чтоб был он детям только  впрок

Что бы он радость приносил,

здоровье и везение,

Успех и вдохновение!!!

Последнее спрошу у вас: Активны будете сейчас? (нет или Да)

Сл2.Здоровьесбережение – это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: "Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для ребенка в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих занятиях.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

сл.3 Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важно понимать что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия,

 Много можно говорить……..

Сл.4 Сними напряжение и живи с радостью!

Упражнение «Муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. А теперь замрите и откройте глаза и посмотрите др.на др.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии на занятиях ДПТ»

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

Здоровье физическое.

Здоровье психическое.

Здоровье социальное.

Здоровье нравственное.

Сл.5. В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, можно сказать, что задача любого из нас, в том чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию” собственного здоровья.

В  процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, мы используем  разные техники.

 они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования  здорового образа жизни.

Во – первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей. Во - вторых, эти занятия не ограничиваю фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных действиях.

Поэтому, с одной стороны, наши занятия – это возможность для ребенка выразить свое "Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовлении изделий.

С другой стороны– это приобщение ребенка к народной культуре. Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение многие  виды деятельности, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.

Сл.6 Здоровьесберегающие технологии
на занятиях….Но это малая  часть , существующих элементов, приемов, методов оздоровления.

Сл.7  Начнем с цветотерапии…

Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

 Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше, чем на белой, а на красной, напротив, уменьшилось на 19%.

Таблицы, схемы выполняются или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.  Менять местами цвета не желательно. В течении  мастер –класса мы попробуем показать, какие цвета на что влияют. 

Сл.8.Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.Пал.игра 

Раз-два-три-четыре-пять!                        На другой руке опять:

Будем пальчики считать –                       Раз-два-три-четыре-пять!

Крепкие, дружные,                                     Пальчики быстрые,

Все такие нужные.                                      Красивые и чистые.

СЛ9. Релаксация – 

это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Релаксация «Штанга» (Клюева Н. В.)

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза. »

СЛ.10 Дидактические игры  позволяют развивать мышление,фантазию и воображение, чувство цвета и восприятие, активизируют работу в системе “глаз-рука”. С помощью игр можно познакомить детей с теплыми и холодными цветами. Дети, играя, научаться определять художественный жанр произведения и создавать образы на основе схематических изображений.

 Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей любого возраста.

  • Дидактическая игра «Оригинальное мышление»

Сл.11. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с детьми мы должны употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. В газете “Начальная школа” приложение к газете “Первому сентября” № 15 – 2005 год была статья “Сто слов, которые следует употреблять в работе с детьми”. Не нужно забывать “Слово – лечит, слово и калечит”.  ПАМЯТКИ!!!

 Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей любого возраста.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения, и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

18. МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

19.Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает .

21.Безопасные приемы труда
на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
 «Как сделать изучение правил техники безопасности на занятиях интересным, увлекательным и главное результативным». Ведь обучающиеся часто изнывают от скуки на занятиях при изучении этих правил, не понимая, чем грозит их невыполнение

. Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд(вязание крючком)  арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача арт-терапии  состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повешении его способностей.

   Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты  в  развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.  

  • Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: 
  • а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; 
  • б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; 
  • в) в нравственном плане – честен, самокритичен; 
  • г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, 
  • сам умеет шутить; 
  • д) в эмоциональном плане – уравновешен, 
  • способен удивляться и восхищаться. 
  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ученика только положительные эмоции.   Школьники   должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку. 
  • Каждый урок должен воспитывать; стимулировать у детей   желание жить,   быть здоровым; учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно; вызывать у них позитивную самооценку.  

Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на занятиях  в комплексе с другими методами и приемами организации  занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение  предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы, разнообразны:

  1. подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
  2. игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
  3. диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов; и т.д.

Дети, даже подросткового возраста, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, "играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми  жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, "любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. (Прием сказкотерапии)

Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии обучающихся , в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

Известный советский писатель Василий Белов в своей книге "Лад” высказывает такую мысль: "Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)”.

Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Задания для педагогов

Педагогам предлагается выбрать цвет буклета и описать ощущения связанные с этим цветом.

  • Красный цвет буклета
  • Пальчиковая гимнастика Что дает пальчиковая гимнастика детям?
  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность
  • Вам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом
  • Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
  • Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой
  • руки «мешают».)
  • Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,
  • Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)
  • Отожмем лимонный сок,
  • Слив положим и песок.
  • Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
  • Угостим честной народ.
  • Зеленый цвет буклета
  • Игровая деятельность повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры .
  • Вашему вниманию представляю дидактическое пособие «Цветок здоровья»
  • Дидактическая игра «Угадай вид спорта по показу»
  • Желтый цвет буклета
  • Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.
  • Дидактическая игра «Угадай эмоцию по показу»
  • Оранжевый цвет буклета
  • Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Релаксация «Штанга» (Клюева Н. В.)
  • Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.
  • Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза. »
  • Голубой цвет буклета
  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.
  • Слушание «К Элизе» Л. В. Бетховен
  • Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса,
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методобъединении на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках и занятиях".

Текст выступления на методобъединении на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках и занятиях"....

Мастер-класс «Современный урок с позиции здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС»

В работе обобщен и представлен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках....

Презентация к мастер-классу «Современный урок с позиции здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС»

Презентация содержит материал, раскрывающий понятие "Здоровьесберегающие технологии". Представлена характеристика здоровьесберегающего урока, особенности и основные принципы здоровьесберегаю...

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе"

Здоровьесберегающие технологии очень актуальны в наше время, данная разработка поможет вам разнообразить урок и внеурочное занятие....

Мастер-класс на тему "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В данной презентации представлены здоровьесберегающие приемы, которые могут быть использованы в учебной деятельности младших школьников. Это приемы психологического настроя, приемы для снятия эмоциона...

Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению»

Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению» Описание: Дыхательная разминка, артикуляционные упражнения, распевание, и...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по футболу»

Статья Лебедева Никиты Сергеевича, на тему : «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по футболу»...