Мастер-класс для педагогов. Тема: Здоровьесберегающие технологии на занятиях ДПТ
рабочая программа по технологии (3, 4 класс)

Акинина Алена Валерьевна

Мастер-класс для педагогов ИЦТ

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством»

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

АкининаАВ_Здоровьесберегающие технологии на занятиях

Мастер-класс для педагогов ИЦТ

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством»

С1. ?-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас видеть!

 Скажите честно нам, друзья, зачем же вы пришли сюда?

 Наверно любите детей? Хотите им помочь скорей?

Пришли вы к нам на мастер-класс,

Проблему общую решать.

Как правильно создать урок,

чтоб был он детям только  впрок

Что бы он радость приносил,

здоровье и везение,

Успех и вдохновение!!!

Последнее спрошу у вас: Активны будете сейчас? (нет или Да)

Сл2.Здоровьесбережение – это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: "Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для ребенка в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих занятиях.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

сл.3 Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важно понимать что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия,

 Много можно говорить……..

Сл.4 Сними напряжение и живи с радостью!

Упражнение «Муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. А теперь замрите и откройте глаза и посмотрите др.на др.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии на занятиях ДПТ»

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

Здоровье физическое.

Здоровье психическое.

Здоровье социальное.

Здоровье нравственное.

Сл.5. В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, можно сказать, что задача любого из нас, в том чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию” собственного здоровья.

В  процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, мы используем  разные техники.

 они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования  здорового образа жизни.

Во – первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей. Во - вторых, эти занятия не ограничиваю фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных действиях.

Поэтому, с одной стороны, наши занятия – это возможность для ребенка выразить свое "Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовлении изделий.

С другой стороны– это приобщение ребенка к народной культуре. Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение многие  виды деятельности, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.

Сл.6 Здоровьесберегающие технологии
на занятиях….Но это малая  часть , существующих элементов, приемов, методов оздоровления.

Сл.7  Начнем с цветотерапии…

Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

 Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше, чем на белой, а на красной, напротив, уменьшилось на 19%.

Таблицы, схемы выполняются или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.  Менять местами цвета не желательно. В течении  мастер –класса мы попробуем показать, какие цвета на что влияют. 

Сл.8.Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.Пал.игра 

Раз-два-три-четыре-пять!                        На другой руке опять:

Будем пальчики считать –                       Раз-два-три-четыре-пять!

Крепкие, дружные,                                     Пальчики быстрые,

Все такие нужные.                                      Красивые и чистые.

СЛ9. Релаксация – 

это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Релаксация «Штанга» (Клюева Н. В.)

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза. »

СЛ.10 Дидактические игры  позволяют развивать мышление,фантазию и воображение, чувство цвета и восприятие, активизируют работу в системе “глаз-рука”. С помощью игр можно познакомить детей с теплыми и холодными цветами. Дети, играя, научаться определять художественный жанр произведения и создавать образы на основе схематических изображений.

 Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей любого возраста.

  • Дидактическая игра «Оригинальное мышление»

Сл.11. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с детьми мы должны употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. В газете “Начальная школа” приложение к газете “Первому сентября” № 15 – 2005 год была статья “Сто слов, которые следует употреблять в работе с детьми”. Не нужно забывать “Слово – лечит, слово и калечит”.  ПАМЯТКИ!!!

 Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей любого возраста.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения, и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

18. МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

19.Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает .

21.Безопасные приемы труда
на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
 «Как сделать изучение правил техники безопасности на занятиях интересным, увлекательным и главное результативным». Ведь обучающиеся часто изнывают от скуки на занятиях при изучении этих правил, не понимая, чем грозит их невыполнение

. Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд(вязание крючком)  арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача арт-терапии  состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повешении его способностей.

   Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты  в  развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.  

  • Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: 
  • а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; 
  • б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; 
  • в) в нравственном плане – честен, самокритичен; 
  • г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, 
  • сам умеет шутить; 
  • д) в эмоциональном плане – уравновешен, 
  • способен удивляться и восхищаться. 
  • Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ученика только положительные эмоции.   Школьники   должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку. 
  • Каждый урок должен воспитывать; стимулировать у детей   желание жить,   быть здоровым; учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно; вызывать у них позитивную самооценку.  

Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на занятиях  в комплексе с другими методами и приемами организации  занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение  предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы, разнообразны:

  1. подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
  2. игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
  3. диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов; и т.д.

Дети, даже подросткового возраста, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, "играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми  жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, "любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. (Прием сказкотерапии)

Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии обучающихся , в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

Известный советский писатель Василий Белов в своей книге "Лад” высказывает такую мысль: "Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)”.

Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Задания для педагогов

Педагогам предлагается выбрать цвет буклета и описать ощущения связанные с этим цветом.

  • Красный цвет буклета
  • Пальчиковая гимнастика Что дает пальчиковая гимнастика детям?
  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность
  • Вам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом
  • Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
  • Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой
  • руки «мешают».)
  • Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,
  • Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)
  • Отожмем лимонный сок,
  • Слив положим и песок.
  • Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
  • Угостим честной народ.
  • Зеленый цвет буклета
  • Игровая деятельность повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры .
  • Вашему вниманию представляю дидактическое пособие «Цветок здоровья»
  • Дидактическая игра «Угадай вид спорта по показу»
  • Желтый цвет буклета
  • Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.
  • Дидактическая игра «Угадай эмоцию по показу»
  • Оранжевый цвет буклета
  • Релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Релаксация «Штанга» (Клюева Н. В.)
  • Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.
  • Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза. »
  • Голубой цвет буклета
  • МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.
  • Слушание «К Элизе» Л. В. Бетховен
  • Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса,
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Калейдоскоп творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности «Калейдоскоп творчества»...

Проект дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Магия творчества» нацелена на развитие творческих способностей детей. Проблема развития творческих способностей с ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий художественной направленности «Палитра творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра творчества» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий разработана с учетом д...