Использование цветной бумаги и природного материала на уроках занимательного труда
план-конспект урока по технологии
Предварительный просмотр:
Использование цветной бумаги и природного материала на уроках занимательного труда
Основным видом человеческой деятельности является труд. В процессе труда произошло становление человека.
( Слайд 2) Труд играет большую роль в судьбе школьников с интеллектуальной недостаточностью. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества школьников - олигофренов: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма и т.п.
Трудовое обучение и трудовое воспитание – два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса. Трудовое воспитание может обеспечивать формирование у умственно отсталых учащихся разумных потребностей.
( Слайд 3) Уроки ручного труда в начальных классах являются первым этапом в системе профессионально - трудовой подготовки учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Задачи этого этапа заключаются в изучении индивидуальных трудовых возможностей школьников и формировании у них готовности к профессиональному обучению. Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков ручного труда важно создавать такие условия, чтобы учитель и учащиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы обучающихся, а любой ученик мог оказаться в ситуации успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей.
На уроках ручного труда учащиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания обучающиеся овладевают общетрудовыми умениями и навыками (ориентировка в задании, планирование работы, отчет о выполнении задания, оценка качества работы), знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, реализуются задачи воспитания у детей любви и привычки к разнообразным видам трудовой деятельности.
( Слайд 4) Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение образовательными программами в специальной коррекционной школе, а также мероприятий, направленных на личностное развитие школьников, является систематическая и целенаправленная коррекционная работа. Задачами этой работы являются:
- формирование нравственно-культурных ценностей;
-развитие коммуникативной компетенции;
-активизация эмоционально-мыслительных процессов.
Ведущую роль в познавательной деятельности школьника играют мыслительные процессы запоминания, внимания, также важную роль играют наличие или отсутствие у ребенка речевых дефектов; уровень его работоспособности. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отведено свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимы операции мышления.
При организации учебного процесса необходимо учитывать закономерности динамики умственной работоспособности ребенка, т. к. она зависит от функционального состояния и внешних условий организма.
(Слайд 5) На своих уроках использую разнообразные коррекционные упр., задания, а также разнообразные формы и приемы, направленные на:
-двигательную активность (эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления);
-оздоровительные минутки (один из компонентов здоровьесберегающих технологий для улучшения психоэмоционального состояния).
-дыхательные, глазодвигательные, коммуникативные упр., а также упр. для развития мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов урока тесно перекликается с усвоением программного материала. Почти на каждом уроке к уже имеющимся знаниям и представлениям добавляются новые слова, активизируются эмоционально-волевые процессы.
Занятия по трудовому обучению направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по изготовлению простейших изделий.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В процессе обучения используются словесные, наглядные и практические методы обучения.
В условиях коррекционной школы повышенную значимость имеют игровые методы обучения. Широко применяю метод презентаций, как способ эффективно и своевременно преподать учебную информацию, а также метод проектов, как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
У меня в классе 6 учеников, на уроках труда 5 человек могут работать самостоятельно. Одному мальчику Алексу К. всегда требуется помощь. Это ребенок - инвалид детства. Придя в первый класс, мальчик не умел ничего делать. Но потихонечку мы научились держать ножницы, стали вырезать и наклеивать небольшие аппликации, далее работа становилась сложнее, и я всегда помогала Алексу. Когда ребята работали с иголкой, я давала Алексу другую работу, т.к. он не мог ее держать даже в руках. Но с третьего класса Алекс с помощью учителя стал шить по проколам на бумаге, ткани. Сначала он внимательно смотрел, а потом не побоялся и попробовал. Сейчас в четвертом классе этот мальчик под моим присмотром сам пришивает пуговицу, делает поделки, помощь конечно нужна, но незначительная. Остальные ребята требуют совета со стороны учителя.
Очень часто мы делаем поделки, которые связаны с праздниками, предметными неделями, классными часами и т.д. Даже стараюсь связывать поделки с беседами представителями разных организаций. Например, к нам приходил инспектор ГАИ, который рассказывал, как правильно вести себя на дороге. На следующий день мы с ребятами сделали знаки дорожного движения. Каждый ученик выбрал свой знак, вырезал его из бумаги и оформил. (Слайд 8) Учащийся Алекс К., вырезал знак сам, но по шаблону. ( Слайд 9) Осенью у нас в школе проходил праздник «Золотая осень». К этому мероприятию учащиеся сделали красивые поделки, связанные с осенью, из бумаги и природных материалов. (Слайд 10)
С первого класса я старалась воспитывать в детях бережную любовь к природе. Моя боль за разрушение человеком природного равновесия передаётся детям. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты. На своих уроках я всегда рассказываю детям о том, что надо беречь природу и всё, что нас окружает, любить свою малую родину, делать только нужное и полезное для своей страны. В связи с этим я разработала проект «Экологическая почта».
В рамках данного проекта «Экологическая почта» мы с учащимися сделали очень много поделок из бумаги. В октябре поделка на тему: «Какой я хотел бы видеть Землю», в ноябре было открытое письмо «От имени природы». Каждый ученик выбирал конкретного представителя животного и растительного мира, от имени которого было создано письмо-обращение к Человеку. Это были те животные и растения, которые ребенок видел не только на картинке. Подготовка к созданию этого письма включала в себя самостоятельное знакомство детей с литературой об этом животном или растении, его наблюдения в природе. Ребята вырезали с помощью трафарета животных, и каждый вклеивал их в свое письмо. (Слайд11,12) В январе написали обращение к человеку от имени птиц с призывом о помощи — подкормке. Наибольший эффект этого письма был достигнут, когда мы сделали кормушки из-под пакетов молока, и дети их повесили около своего дома, а также сделали общую кормушку для класса и каждый ребенок сложил свою птичку. (Слайд13, 14)
В феврале были письма в Красную книгу. Каждый ребенок выбирал одного из представителей животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу, с которым хотел бы подружиться и которому особо хотел бы чем-то помочь. Предварительная работа нацелена была на то, чтобы ребенок прочитал дополнительную литературу о выбранном им животном или растении, так как в письме предстояло изложить, что ребенку уже известно о своем будущем друге, почему он занесен в Красную книгу и что могло бы помочь в решении проблемы. В процессе создания письма ребенок должен был определить свой посильный вклад в сохранение, защиту выбранного вида, чтобы оно стало стимулом к конкретным действиям ребят. На основании этого, мы с ребятами сделали Красную книгу про животных и растений. И каждый ребенок вклеил туда свою поделку. Дети нарисовали ландыш, подснежник, тигра, белого медведя. ( Слайд 15)
В марте в рамках проекта « Экологическая почта» птицы просили младших школьников позаботиться о безопасности их птенцов — так дымно в лесу от туристских костров весной! В связи с этим была сделана коллективная поделка « Грачи прилетели». ( Слайд 16, 17) Проект был завершен в мае поделкой на тему: «Остановим пожары в лесу». Мы вырезали деревья из бумаги, а пожар делали из пластилина.
( Слайд 18) С 5 февраля по 10 февраля проходила неделя сказок, в которой принимали участие все начальные классы и в конце недели был конкурс на самый лучший золотой ключик. Наш класс ходил на экскурсию в дом Широкова, где была представлена сказка «Снежная королева», а затем на уроке мы делали фрагменты из этой сказки. 14 февраля был праздник не только «День влюбленных», но и праздник сна, где была показана презентация и спектакль с видео. На эту тему мы сделали двух спящих птичек: маму, обнимающую своего птенца.( Слайд 19, 20) К 23 февраля были сделаны поздравительные открытки. На праздник 8 марта дети сделали красивые букеты цветов, стоящие на салфетках, которые вышили своими руками. ( Слайд 21, 22,23) 6 апреля в школе был праздник, посвященный мультфильмам, на эту тему ребята вырезали героев мультфильмов из бумаги, а также к мультфильму «Буратино» делали золотой ключик из бумаги.( Слайд 24) Детям очень нравится выполнять бумажную мозаику, и ко дню космонавтики были сделаны поделки из бумаги ,путем обрывания и приклеивания бумаги на основу.( Слайд 25) Здесь же была включена межпредметная связь: «живого мира» и занимательного труда.( Слайд 26) Мы делали модель дерева, которую можно выполнить в разные времена года, особенно после экскурсий на природу.
На Пасху ученики изготовили красивые поделки из карандашной стружки.
( Слайд 27,28, 29) С 17 апреля по 21 апреля у нас проходила неделя логопедии, где ребята соревновались на лучшую поделку из природного материала и цветной бумаги ( Слайд 30). (Ребята украшали буквы) ( Слайд 31). Ко Дню Победы 9 Мая делали георгиевскую ленту из пшена. Все поделки с ребятами мы делаем с большим удовольствием и любовью.
( Слайд 32) Сейчас мы с ребятами принимаем участие в проекте «Добрые крышки». Где всей школой собираем крышки от бутылок на лечение мальчика.
Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственного отсталых детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Необходимо поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...
Доклад на тему «Преемственность в развитии трудовых навыков у детей на уроках занимательного труда в начальных классах коррекционной школы VIII вида»
Материал для выступления на педсоветах и семинарах по трудовому обучению....
Презентация Урок занимательного труда "Поделки к 8 марта"
Материал к уроку "Поделки к 8 марта" Тема урока «Изготовление поздравительной открытки со складным цветком «Подарок маме». Цель: Изготовление поздравитель...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ТРУД - ПОДЕЛКИ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА
К уроку "Изготовление изделия из природного материала. Лебедь"Цели:коррекционно-развивающие: Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, внимание, речь. Обогащать словарный запас. Раз...
Урок занимательного труда
Презентация "Аквариумные рыбки"...
Урок занимательного труда
Разработка урока по технологии "Изготовление пано из листьев"...
Поделки из природного материала на уроках технологии.
Иногда мы не обращаем внимание, что нас окружает....