Текстиль 8 класс
план-конспект урока по технологии
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по технологии
Тема: «Рынок труда».
Класс: 8
Тип урока - комбинированный
Цель: организовать деятельность обучающихся для расширения знаний о свойствах текстильных материалов посредством выполнения лабораторной работы.
Задачи:
Образовательные: расширить знания о классификации текстильных волокон, о натуральных волокнах растительного и животного происхождения, со свойствами натуральных волокон растительного и животного происхождения; научить различать ткани по своему составу;
Развивающие: развивать пространственное представление; мыслительные способности; умение анализировать, сопоставлять и различать виды ткани.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, внимательность и аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают о классификации текстильных волокон и натуральных волокнах растительного и животного происхождения; узнают о том, как различать виды тканей.
Метапредметные:
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах; способствовать формированию умения диагностировать результаты исследований внешних признаков и свойств тканей по принятым критериям.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; выполнить самооценку результатов своей работы, рефлексию.
Ход урока
I. Актуализация знаний (3 минуты)
Учитель приветствует обучающихся, ставит проблемный вопрос и формулирует тему урока.
-Представьте, что было бы, если все люди вдруг забыли, как делать ткани из волокон растений, пуха и шерсти животных. (Возможно, всем бы пришлось одеваться в звериные шкуры или делать одежду из листьев)
Какова цель нашего урока? (узнать все о свойствах текстильных материалов)
Учитель актуализирует знания обучающихся по теме урока.
- Назовите несколько видов сырья, получаемого из растений и животных? (хлопок, лен, шерсть, шелк, древесина, кожура фруктов и овощей, растительные масла и многое другое)
-Что такое натуральное сырье? (шерсть, кожа, мех, молоко, яйца, мед, воск. Это сырье, полученное непосредственно из природных источников, без значительной обработки или изменения своих естественных свойств. Оно может быть использовано для производства различных товаров, включая пищевые продукты, текстиль, косметику, лекарства и многое другое)
- Прежде чем изготовить какое-либо изделие, мастер непременно подумает, из чего его можно изготовить и как изготовить. Например, мебель в вашем классе из чего изготовлена, из какого материала? (мебель изготовлена из дерева, сырьём явилась древесина)
-Вы уже это знаете: мебель изготовлена из дерева, сырьём явилась древесина. А из какого материала сшита ваша одежда? Из чего изготовлен этот материал, из какого сырья? (Однако, в реальном мире одежда может быть сшита из различных материалов, таких как хлопок, шерсть, полиэстер, нейлон, шелк и других синтетических или натуральных волокон)
II. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)
Учитель демонстрирует обучающимся видеоролик о волокнах растительного и животного происхождения. Проводит опрос после просмотренного видеоролика.
Ткань состоит из переплетенных между собой нитей (пряжи). Каждая нить содержит несколько скрученных тонких волокон. Пряжу используют для производства различных текстильных изделий: ниток, тесьмы, тканей, трикотажа. Просмотрим видеоролик о текстильных материалах и их классификации.
III. Первичная проверка понимания (3 мин)
Учитель проговаривает ТБ работы с интерактивной доской.
ТБ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.
Не приступать к работе с влажными руками.
Нельзя класть предметы на оборудование и дисплей.
Не давить и не стучать по интерактивной панели, не прислоняться к ней.
Учитель предлагает выполнить обучающимся интерактивные задания (тесты)
IV. Первичное закрепление (25 мин)
Учитель организует самостоятельную работу обучающихся ч/з практическое задание.
Чтение текста о свойствах ткани.
Понятия о свойствах ткани.
Хлопковое волокно более стойкое, чем вискозное и натуральный шелк, к действию света. Обладает высокой устойчивостью к действию щелочей. Волокна сильно набухают, усаживаются, становятся не извитыми, гладкими, стенки их утолщаются, канал суживается, прочность повышается, блеск усиливается; волокна лучше окрашиваются, прочно удерживая краситель. Из-за малой упругости хлопковое волокно имеет высокую сминаемость, большую усадку, низкую стойкость к воздействию кислотой.
Льняное волокно имеет сравнительно толстые стенки, узкий канал, закрытый с обоих концов; поверхность волокна более ровная и гладкая, поэтому льняные ткани меньше, чем хлопчатобумажные, загрязняются и легче отстирываются. Льняное волокно уникально и тем, что быстрее других текстильных волокон поглощает и выделяет влагу; оно прочнее, чем хлопковое. Содержание в льняном волокне лигнина делает его устойчивым к действию света, погоды, микроорганизмов. Термического разрушения волокна не происходит до + 160°С. Химические свойства льняного волокна: устойчиво к действию щелочей, но не устойчиво к кислотам. В связи с тем, что льняные ткани имеют свой естественный достаточно красивый шелковистый блеск, мерсеризации их не подвергают.
Учитель проводит Физ. Минутку.
Учитель знакомит обучающихся с алгоритмом выполнения лабораторно-практической работы.
Лабораторно-практическая работа «Сравнение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей»
Материалы: образцы хлопчатобумажной и льняной ткани- 2 шт.
Ознакомление с различными видами волокон, пряжи, тканей. Распознавание тканей полотняного переплетения.
1. Ознакомьтесь с коллекциями волокон, пряжи, хлопчатобумажных и льняных тканей. Сравните их между собой по внешнему виду.
II. Определение направления нитей основы и утка в ткани.
Последовательность выполнения работы.
1. Перенесите таблицу из учебника в тетрадь.
2. Заполните таблицу
Примечание: иглу используйте для вынимания нити из ткани и рассматривания ее через лупу.
3. Определите, в чем сходство и различия между хлопчатобумажной и льняной тканями.
Свойства ткани | Хлопчатобумажная ткань | Льняная ткань |
Блеск | Есть/Нет | Есть/Нет |
Гладкость поверхности | Есть/Нет | Есть/Нет |
Толщина нити | Толстая/ Тонкая | Тонкая/ Толстая |
Мягкость | Мягкая/ Не мягкая | Мягкая/ Не мягкая |
Растяжимость: по нитям | Тянется/ Не тянется | Тянется/ Не тянется |
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (2 мин) Учитель проводит проверку усвоенного материла, обсуждает допущенные обучающимися ошибки и корректирует их.
1. Растительные волокна — получают из растений хлопка, льна, джута? ДА
2. Волокна бывают только натуральные? НЕТ
3. Самое большое количество шерсти дают овцы? ДА
4. Процесс получения тканей из пряжи называется ткачеством? ДА
5. Нити, идущие вдоль полотна ткани, называются ни? НЕТ
6. Если образец ткани имеет кромку, то параллельно кромке направлены уточные нити? НЕТ
VI. Рефлексия (4 мин)
Учитель предлагает обучающимся подвести итоги урока, используя корзину вопросов.
Каждый обучающийся вытаскивает из корзины вопрос и отвечает на него.
Какая была цель урока? |
Удалось ли ее достигнуть? |
Каким способом удалось достигнуть цель урока? |
Что вам понравилось сегодня на уроке? |
Чему вы сегодня училась? |
Над чем ещё необходимо поработать? |
Где вы можете применить новые знания? |
Молодцы! Спасибо за работу. Приведите рабочие места в порядок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Классификация текстиля
Классификация текстиля. Технология...
Виды получения текстиля
Виды получения текстиля...
Методическая разработка «Упражнение «Яркая рыбка» по изготовлению игрушки из текстиля разной фактуры с росписью акварельными красками»
Данная методическая разработка предназначена для проведения упражнения с детьми 7 - 8 лет, может использоваться педагогами дополнительного образования в направлении декоративно-прикладного искусства н...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урка: Текстиль. Швейные приспособления. Аппликация из ткани Гриб
Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся представления о видах ткани, их строение и свойства, а также о правилах работы со швейными инструментами и приспособлениями.Задачи урока:Дидактичес...