Статья: "Подвижные фигурки оригами" Автор: Технорядова Анна Михайловна
статья по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
"Подвижные фигурки оригами"
Автор: Технорядова Анна Михайловна
педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района
старший методист ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.podvizhnye_figurki_origami.doc | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подвижные фигурки оригами»
Автор: Технорядова Анна Михайловна
Педагог дополнительного образования
ГБУДО ЦДЮТТ Кировского района;
Старший методист ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
Санкт-Петербург 2023 г.
Введение
Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках.
Оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как чтобы сделать поделку, нужно запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и тт. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, можно включиться в игру-драматизацию по знакомой сказке, они становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
Во многих школах Санкт-Петербурга ведется преподавание оригами в начальных классах. По мнению известного российского популяризатора оригами С.А. Афонькина, занятия можно проводить в 1-4 классах вместо уроков труда, уроки оригами могут быть введены в сетку часов расписания учебного заведения как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках.
Оригами можно очень продуктивно использовать в процессе обучения. С его помощью ученики быстрее освоят математику (особенно ее раздел — геометрию, т.к. понятие о геометрических фигурах лежит в основе всех
методик). Бумажные техники помогут понять и другие точные науки, основы архитектуры и других искусств.
Обращаясь к оригами, все педагоги могут найти в нем необходимые психологические и развивающие аспекты, которые не всегда легко найти в обычном классическом образовании. Занятия по этому виду искусства значительно улучшает координацию движений, логику, конструктивное и художественное мышление детей.
Методические рекомендации по планированию и анализу учебного занятия.
Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного планирования и анализа занятия. Занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляют ряд требований. Для того, чтобы занятие стало обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать, а затем и проанализировать.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана занятия, в которой необходимо отразить:
тему занятия и план ее изложения;
цели и задачи занятия;
задания, карточки, вопросы и т.п. для опроса;
задания для самостоятельной работы, закрепления знаний и умений.
Основные этапы учебного занятия:
1).Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2).Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
3).Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца того, чему необходимо научиться.
4).Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию творческого характера.
5).Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем педагогу помогает:
подача педагогом учебного материала на высоком уровне, а организация работы детей - на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;
четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;
установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний.
обязательная организация "обратной связи", которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания его способностей, потребностей, склонностей).
Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями.
Технология игры состоит из следующих этапов:
1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).
2. Этап проведения (непосредственный процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание позиций, экспертиза).
3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Игровые технологии применяются в работе с учащимися различного возраста, и используются как при организации учебных занятий, так и в культурно-досуговой деятельности.
Для школьников в системе дополнительного образования разработаны разнообразные дидактические игровые приемы, способствующие изучению преподаваемых в школе предметов в занимательной форме.
Конспект занятия по оригами для детей 7–8 лет «Лягушка-Квакушка».
Цель занятия:
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путем обеспечения единства решения игровых, познавательных и практических задач.
Задачи:
совершенствовать конструктивные умения и навыки,
развивать мелкую моторику пальцев,
развивать воображение и пространственное мышление,
формировать интерес к художественной литературе,
научить детей заботиться друг о друге, помогать друг другу,
научить детей бережно относиться к работам своим и своих друзей,
обогащение игрового опыта.
Средства обучения:
1. Раздаточный материал:
цветная бумага
карандаши
2. Наглядное сопровождение:
Для 1 года обучения
Поэтапное складывание под руководством педагога.
Для 2 года обучения
Использование раздаточного материала. (Схемы складывания различных лягушек).
3. Технико-сопровождающее оборудование:
Магнитофон (аудиокассеты с записью «пения» лягушек),
цифровая фоторамка (с фотографиями различных видов лягушек).
Литература:
Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М., «Аким», 2002
Долбженко Г. «100 оригами». Ярославль, 2000
«Оригами и педагогика» Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. С-Петербург, 1996
Рузина М.С. Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр» СПб «Дельта», 1997
Соколова С.В. «Сказки из бумаги». С-Петербург, 1998
Структурные элементы занятия.
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Подготовка к занятию
Приветствие
Разминка (пальчиковые игры «Здравствуй, пальчик»)
Знакомство с нашей гостьей (игрушечная лягушка)
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
знакомство с жизнью и многообразием видов лягушек
литературная игра (разгадывание кроссворда)
музыкальная пауза (прослушивание звуков природы)
постановка задания
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
выполнение задания
4. МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
общее исполнение песни «В траве сидел кузнечик»
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
испытание лягушек на прыгучесть
соревнования между лягушками
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята!
Мы с вами поздоровались, а наши помощники? Кто у нас помощники? (наши пальчики).
Пальчиковая игра «Здравствуй, пальчик».
Ну, вот, пальчики поздоровались и готовы нам помогать.
Что же мы будем сегодня с вами складывать?
На этот вопрос вы ответите, если отгадаете загадку:
Скачет зверушка. Не рот – а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка.
(лягушка)
Вы правильно отгадали. Ведь все конечно видели лягушек и много рассказов и сказок знаете с их участием. Назовите их. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка», Б. Заходер «Серая звездочка», притча « Две лягушки»…).
Тук-тук-тук…
Появляется игрушечная лягушка.
С ее помощью педагог проводит с детьми диагностику их знаний в области природоведенья.
Диалог с детьми.
Выявление и дополнение их знаний о жизнедеятельности лягушки. (В соответствии с возрастом детей).
А знаете ли вы, что лягушки - это бесхвостые земноводные. Существует их свыше 550 видов. У большинства лягушек и жаб язык словно вывернут задом наперед. Язык «выстреливает» изо рта и возвращается с добычей обратно.
Летающие лягушки имеют между пальцами ног перепонки, а на концах пальцев подушечки – присоски.
Отличительной особенностью зеленых лягушек являются резонаторы, позволяющие им громко «петь».
Крупных лягушек во многих странах употребляют в пищу.
Гигантская лягушка-бык помимо насекомых и улиток питается мелкой рыбой, небольшими птичками и даже змеями; может приносить вред домашнему хозяйству, поедая утят и цыплят.
Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд, чтобы узнать имя нашей гостьи.
и | к | р | а | ||||
в | о | д | а | ||||
к | л | а | с | с | |||
к | л | ю | к | в | а | ||
а | у | ||||||
ш | а | р | |||||
к | в | а | |||||
л | а | п | к | и |
Вопросы:
Откуда появляются головастики? (икра)
Дом лягушки? (вода)
Место, где проходят уроки? (класс)
Какая ягода растет на болоте? (клюква)
Как кричат, когда потеряются в лесу?(ау)
Какой формы кусудама? (шар)
Какой звук издает лягушка? (ква)
Как называются ноги лягушки? (лапки)
Разгадали весь кроссворд и в главной строке видим имя нашей лягушки. Как же ее зовут? (Квакушка).
А теперь приступаем к творческой части нашего занятия.
Наша цель на сегодня – сложить фигурку лягушки.
Для этого нам надо (задачи):
Выбрать нужную по цвету бумагу.
Вспомнить базовые формы оригами.
Следить за аккуратностью складывания.
Все молодцы!
Какие у вас хорошие получились лягушата! Возьмите карандаши и нарисуйте им глазки. Теперь они у вас совсем живые и готовые к прыжкам. А нашей Квакушке не будет скучно, потому, что у нее появилось много новых друзей, с которыми можно играть и веселиться.
Приложение к подобным занятиям.
Голуби
Гнездо голубей - небрежная постройка из сухих хворостинок. Высиживанием яиц, которых бывает всегда два, занимаются оба родителя, причем самец делает это очень неохотно.
Птенцы первые дни вскармливаются «голубиным молоком», которое образуется в зобе родителей.
Насчитывается около 280 видов голубей по всему миру.
Голубь сизый считается прародителем нашего домашнего голубя.
Лягушки
Лягушки - бесхвостые земноводные. Существует свыше 550 видов. У большинства лягушек и жаб язык словно вывернут задом наперед. Язык «выстреливает» изо рта и возвращается с добычей обратно.
Летающие лягушки имеют между пальцами ног перепонки, а на концах пальцев подушечки – присоски.
Отличительной особенностью зеленых лягушек являются резонаторы, позволяющие им громко «петь».
Крупных лягушек во многих странах употребляют в пищу.
Гигантская лягушка-бык помимо насекомых и улиток питается мелкой рыбой, небольшими птичками и даже змеями; может приносить вред домашнему хозяйству, поедая утят и цыплят.
Журавли
Журавли гнездятся на земле. Их насчитывается 14 видов. Внешне они похожи на цапель. Имеют длинные шею и ноги, но короткий клюв. В нашей стране обитает журавль серый. Он является перелетной птицей, совершая свой далекий перелет в тропические странны почти без перерыва днем и ночью. Самые крупные представители журавлиных достигают 1,5 метра. В странах восточной Азии водится журавль белый или стерх, совершенно белый, за исключением красной головы и черных рулевых перьев. Пищу их составляют различные семена, почки, корешки, клубни, а лакомством- насекомые, черви, мелкие рыбы, земноводные.
Пираньи
Хищные рыбы, распространенные только в пресных водах тропической Южной Америки. Пираньи живут стаями. Имеют мощные челюсти с острыми как бритва зубами. Питаются рыбами и могут быстро ободрать все мясо с крупной, неспособной сопротивляться добычи, оставляя только кости. Нападают также на млекопитающих.
Игры с поделками оригами.
Многим детям нравится складывать оригамные поделки, с которыми можно потом играть. Мы много таких игрушек делаем на занятиях кружка. И в этом году итоговым занятием у нас было мероприятие « Играй с нами!». Часть игр придумали сами, хорошим помощником стала книга Елены Ступак «Оригами. Игры и конкурсы».
Вот некоторые игры и поделки, которые мы использовали.
Все модели очень известные.
Юла. Игра проводится по системе с выбыванием. Игроки делятся на пары. По сигналу ведущего два игрока запускают свою юлу. В следующий тур выходит игрок, чья юла вертелась дольше. Как делать юлу можно посмотреть http://stranamasterov.ru/node/61450 и http://stranamasterov.ru/node/292342
Стаканчик с кольцом. Нужно поймать стаканчиком колечко, прикрепленное к нему. Каждому игроку дается 10 попыток.
Лошадка. Ударом пальца по хвосту снизу подбрасываем лошадку. Она должна сделать сальто и встать на ноги. Игроки по очереди подбрасывают своих лошадок. У каждого 10 попыток.
Можно усложнить игру и приготовить для лошадок препятствия
Как делать лошадку http://stranamasterov.ru/node/6840
Ворона. С помощью крыльев этой вороне можно открывать и закрывать клюв. У каждого игрока в руках ворона. На один край стола выкладываются легкие предметы. У нас были кубики из поролона, можно взять бумажные шарики. Игроки должны клювами ворон перенести предметы на другой конец стола. У кого кубиков будет больше! Можно играть командами.
Рыбки
Для игры кроме рыбок нужны удочки. На столе раскладываются рыбки. По сигналу игроки начинают ловить рыбу. (Рыбку удобно поддевать снизу за нос). Чей улов больше!
Лягушки. Могут быть разные варианты игры.
1 вариант: Игроки выстраивают своих лягушек на старте. Чья быстрее допрыгает до финиша!
2 вариант: По очереди каждая лягушка делает 10 прыжков. Результаты фиксируются. Чья дальше!
3 вариант: Лягушкам нужно преодолеть несколько препятствий разной степени сложности. Чья лягушка самая ловкая!
Кузнечик. Если ударить пальцем кузнечику по носику, то он запрыгает. В центре стола – круг. Вокруг него игроки раскладывают своих кузнечиков, предварительно пометив их (можно делать разноцветных) Количество кузнечиков у каждого игрока одинаково. По сигналу игроки помогают своим кузнечикам запрыгнуть в круг. По сигналу игра заканчивается. У кого больше кузнечиков в круге! Можно запрыгивать в коробку.
Корабли. Каждый игрок по очереди ставит свой кораблик на старт и дует на него Кораблик «проплывает» какое-то расстояние и останавливается. Результат фиксируется. Чей дальше! Можно нарисовать русло реки (с островами, мелями, порогами и т.д.) Кто пройдет трассу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «СОШ №21» Суиной Анны Михайловны
«Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по своему об...
Статья " Подвижные игры в группе продленного дня"
Подвижные игры в группе продленного дня Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 147 , Красногвардейского района ...
Отзывы о работе воспитателя МДОУ "Детский сад "Светлячок" Алексеенковой Анны Михайловны.
Данные отзывы характеризуют работу воспитателя Алексеенковой Анны Михайловны....
Статья " подвижные игры"
Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Различный смысл приобретает ...
Статья - Подвижные игры в жизни ребенка
Игровые виды спорта – важнейшая составная часть культуры. Занятия баскетболом, футболом, другими спортивными и подвижными играми способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, выносливости, коо...
статья:"Подвижные игры на уроках физической культуры"
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре и...
Статья - "Подвижные игры в группе продленного дня"
Статья - "Подвижные игры в группе продленного дня"...