Пескотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда
статья по технологии
Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peskoterapiya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пескотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда
Дети очень любят играть в песок, поэтому в моём кабинете появилась песочница. Песок – недорогой сыпучий материал, физические свойства которого использую в логопедической практике. Песочницу использую в своей работе, как на индивидуальных, подгрупповых занятиях.
В качестве песочницы использую самодельный деревянный ящик, наполненный натуральным песком. Для организации игр с песком использую камешки, мелкие игрушки и различные предметы, если материала не хватает, то использую картинки.
Во время игры с песком у обучающихся:
- развивается тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивается фонематическое восприятие и фонематический слух;
- снимается мышечное напряжение;
- стимулируется речевая активность;
- способствуют формированию связной речи;
- развивается буквенный гнозис;
- пополняется словарный запас;
- совершенствуются произносительные навыки.
Игры с песком вносят в коррекционно-развивающую работу увлекательность, эмоциональность, раскрепощенность, тем самым коррекционные занятия становятся более продуктивными.
Песочница представляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении.
Упражнения на развитие тактильно-кинетическую
чувствительность и мелкую моторику рук
«Ласковый песочек»
Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали. Сделайте то же самое, повернув ладошки тыльной стороной. Расскажите о своих ощущениях. (мягкий - твёрдый, сухой - влажный- мокрый, светлый – тёмный)
«Где ладошки?»
Один ребёнок спрятал ладонь в песке, а другой ребёнок должен очистить ладонь от песка, так чтобы не прикоснуться к ладони.
«Дождик»
Сжать в кулак песок, затем потихоньку разжимать кулак и сыпать в песочницу.
«Тесто»
Положить руки на песок, затем мнут кулаками воображаемое тесто. Резко сжимают кулаки и разжимают их. «Лепят» пироги, как бы перекладывая тесто из одной ладони в другую.
«Археолог»
Закопать игрушку (ребёнок не знает, какую).
1 вариант. В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Задача ребёнка – откопать её, не дотрагиваясь до игрушки.
2 вариант. В ходе раскопок ребёнок на ощупь попробует определить, что это за предмет.
«Песочный дождик»
Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
«Песочный ветер» (дыхательное)
1 вариант. Дети сдувают со своих ладоней песок в песочницу.
2 вариант. Детям предлагают сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране и «задуть его в песок»,
3 вариант. Выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
«Необыкновенные следы».
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых. Можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются».
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Упражнения на развитие фонематического восприятия
и фонематического слуха
«Найди друга»
Педагог достаёт из коробки картинки: бабочку, корову, лягушку, петуха, медведя и раздаёт детям. Затем просит детей сделать домики для этих животных, потому что скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Потом педагог достаёт из коробки следующие картинки: белку, кита, павлина, лошадь, мышку. Педагог спрашивает детей: «Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. В слове КИТ первый звук [к’], следовательно, КИТ пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к’] – братцы». Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. В конце игры, дети делают вывод, что Вывод: чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)
«Мой город». Педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, затем построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
«Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке. Например,
та-ка-па, па-ка-та, ка-на-па, га-ба-да, па-ба-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, та-да-та, да-та-да, ла-га-ка, га-ка-га. С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
«Кто это был?» Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой игрушке присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
«Какой звук лишний?» Педагог говорит детям: «Сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.) А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок».
-р, л, д, ж, с, т, к, м, ш, ф;
-д, в, р, с, ш, н, ж, л, х, м;
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к, р;
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в, ж.
«Какой отличается?» Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
«Назови звук» Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
Упражнения на развитие буквенного гнозиса
При работе с буквами использую упражнения:
- Лепим буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
- Превращаем буквы Л в А, Ч в Т, О в Я и т.д..
- Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
- Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
«Узнай букву»
Педагог прячет пол буквы в толщу песка, а по видимой части дети отгадывают и называют буквы.
«Кто больше»
1 вариант. Педагог пишет на песке две буквы и попросит ребёнка дописать третью так, чтобы у него получилось слово. Например, СО…. СОК, СОН, СОМ.
2 вариант. Игру изменяем, ребёнок дописывает первую букву, чтобы получилось слово. Например, ..ОМ, ДОМ, БОМ, КОМ.
«Слово рассыпалось»
1 вариант. Педагог рассыпает на песке набор букв с цифрами и просит ребёнка собрать буквы в порядке следования чисел, чтобы получилось слово.
Например, КСО СОК.
312 123
2 вариант. Педагог рассыпает буквы и просит составить возможные слова, используя данные буквы.
«Слова перевёртыши»
Напишите на песке слова, которые читаются и с слева направо и справа налево одинаково. ДЕД, БОБ, ТОТ, КОК, ТУТ. Затем запишите слова, но их смысл меняется НОС, ШУТ, РАК, ЛЕС, РОС, АНЯ, МАГ, ЗАЛ, ТОП
Упражнения на формирование связной речи
в сюжетно ролевой игре
- Ребёнок по своему замыслу создаёт свой сюжет, затем выстраивается диалог межу героями.
- По замыслу педагога выстраивают сюжет, совершают все действия главного героя. Затем ребёнку предлагается повторить рассказ для игрового персонажа.
- Проигрывание сказок с последующим их пересказом. Особенно хороши русские народные сказки, ребёнку с речевыми нарушениями, как правило, такие сказки хорошо знакомы. Стоит отметить, что наглядность помогает тем, кто из детей испытывает трудность в запоминании.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
-обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;
- развиваются первичные произносительные умения и навыки;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
- формируются навыки чтения и письма.
Литература
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2017
- Сапожникова О.Б., Рыбакова А.Н. Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2018..
- Штейнхард Ленор.// Юнгианская песочная терапия.// СПб.: Питер, 2001
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...
Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ
В плане прописаны этапы и содержание коррекционной работы...
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...
Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда
Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда...
Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...
Основные задачи коррекционной работы учителя - логопеда в ДОУ.
Родительское собрание....