Модифицированная программа инструктора по труду.
рабочая программа по технологии
Воспитание, как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач личности ребёнка. Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.
Труд играет большую роль в судьбе детей и служит эффективным средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса в нашем доме. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_instruktora_po_trudu20-21_god.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социальной защиты Московской области
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Московской области
Семейный центр помощи семье и детям «Преображение»
Модифицированная
программа инструктора по труду
(Срок реализации 1 год)
Возраст обучающихся 4 – 17 лет
Автор-составитель:
Т.М. Геронимус
Егорьевск, 2023 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание, как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач личности ребёнка. Когда речь идёт о группе детей, проживающих большую часть времени без родителей, воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей.
Труд играет большую роль в судьбе детей и служит эффективным средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса в нашем доме. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Программа деятельности инструктора по труду реализуется в рамках социально-педагогической направленности.
Принципами организации деятельности инструктора по труду по данной программе являются:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей.
Программа заключается в том, что она создаёт условия для реализации знаний и умений, полученных воспитанниками в процессе обучения различным видам декоративно-прикладного искусства, способствует усилению стартовых возможностей личности на рынке труда и профессионального образования. Программа учитывает особенности развития детей, необходимость получения навыков самообслуживания и умения грамотного ведения домашнего хозяйства.
Актуальность программы несомненна, так как она способствует подготовке воспитанников к самостоятельной взрослой жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает эстетический вкус, приобщает к прекрасному, формирует условия для развития личности и её творческих способностей. Реализация данной программы способна претворить в жизнь мечту воспитанников иметь хорошую семью, красивый дом и престижную работу. Данная программа дает возможность, особенно девочкам сделать первый шаг в осуществлении своей мечты, представить и полюбить свой будущий дом, вселяет уверенность в завтрашнем дне, в собственные силы и возможности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при условии её выполнения программа обеспечивает достижение поставленных целей и задач по воспитанию полноценной, творчески развитой личности, способной создать благополучную семью и обеспечить правильное ведение домашнего хозяйства.
Цели программы – закреплять и развивать технологические навыки, полученные на ранних ступенях, учиться новым приёмам прикладного творчества, повышать функциональную и компетентную грамотность с целью самореализации. Эта цель солидарна с главной целью воспитательной работы – формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи. Так же программа предусматривает следующие цели:
- Формирование у обучающихся трудовых умений и навыков, подготовка обучающихся к практическому применению полученных знаний.
- Принятие мер по оснащению оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, необходимыми для занятий.
- Участие и проведение выставок декоративно-прикладного искусства, привлечение детей к участию в конкурсах, фестивалях детского творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить технологическим приёмам работы при освоении декоративно-прикладного творчества;
- обучить навыкам самостоятельной трудовой деятельности с источниками информации, инструментами, технологиями.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивое стремление к достижению результата, целеустремленность, аккуратность, ответственность за выполнение начатого дела, чувство долга перед семьей и обществом;
- воспитывать толерантность, общительность, сотрудничество с людьми в различных видах деятельности;
- воспитывать уважение к своему труду и труду других людей,
- воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,
- воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку,
- воспитывать разносторонние интересы и потребности в самообразовании, дополнительном образовании, творческой работе и профессиональном самоопределении.
Развивающие:
- развивать у детей, творческие способности, фантазию, эстетический вкус;
- развивать умение адаптироваться к действительности, умение предвидеть результаты свое работы, самостоятельность в преодолении трудностей;
- попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества.
Данная программа позволяет выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Вместе с тем программа не дублирует содержания школьного обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 4 до17 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Формы занятий: групповые, коллективные, индивидуальные.
Групповая форма занятий предполагает обучение педагогом группы воспитанников. Коллективная форма необходима в ситуациях взаимного обучения. Индивидуальная форма занятий необходима в том случае, когда в течение учебного года, поступили дети, которых надо достаточно быстро доучить. Индивидуальные занятия в этом случае проводятся педагогом или более опытным сверстником.
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
- Ассортимент тканей из растительных волокон (лён, хлопок). Лён – национальное состояние и гордость России. Происхождение ивановских ситцев, характерные узоры и цветовая гамма. Назначение льняных и хлопчатобумажных тканей русского народа(понятие – «холст»,»набойка»). Краткие сведения о технике нанесения рисунка на ткань с использованием набоек.Распознание льняных, хлопчатобумажных тканей по внешнему виду. Определение основы, утка, лицевой и изнаночной стороны тканей.
- Краткие сведения о процессе получения пряжи. Подготовка сырья к прядению (трепание, чесание, выравнивание и вытягивание).
- Использование прялок в народных обрядах, ритуалах, играх. Значение украшений на прялке (роспись, резьба).
- Ассортимент свойств и назначений тканей из волокон животного происхождения. Ткани, используемые для традиционного народного костюма (понёвы). Основные виды отделок ткани.
- Ассортимент тканей из искусственных и синтетических волокон.
- Вискозные и ацетатные ткани. Гигиенические свойства тканей из искусственных и синтетических волок. Общая классификация тканей по волокнистому составу и назначению. Отличие натуральных тканей от синтетических. Прейскуранты на ткани искусственных и синтетических волокон.
- Узорное ручное ткачество – один из древнейших видов прикладного искусства. Орнаменты на поясах и их символика. Цветовая гамма. Узорное ткачество как элемент украшения традиционного народного костюма восточных славян. Роль узорного ткачества в предметах домашнего убранства крестьян и других сословий. Ассортимент предметов, характерный для крестьянской избы (скатерти, полотенца, столешники и т.п.).
РАБОТА НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
- Из истории развития швейных машин. Устройство швейных машин. Последовательность заправки ниток и намотка ниток на шпульку. Устройства механизма моталки. Заправка шпульного колпачка со шпулькой в челночное устройство.
- Краткие сведения о классификации соединительных и краевых швов. Понятие: машинный стежок, машинный шов, строчка, стачивание, скалывание, сметывание, наметывание. Виды машинных швов(стачной, шов в подгибку). Выполнение машинных швов, строчек по прямым и овальным срезам. Отделка тесьмой. Настрачивание, обтачивание с предварительной наметкой. Влажно-тепловая обработка.
- История развития швейных машин. Устройство швейной машины с ножным приводом. Приемы работы на ней. Инструктаж по безопасной работе на швейной машине.
- Приемы шитья на машине и соблюдение правил начала и окончания работы.
- Устройство регулятора длины стежка. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Закрепка строчки в начале и конце стежка. Зависимость длины стежка от свойств ткани и назначения строчки. Влажно-тепловая обработка образца.
- Из истории швейной машины с электрическим приводом. Устройство швейной машины и правила эксплуатации. Чистка и смазка машин.
- Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Соблюдение правил включения машины в электрическую сеть. Порядок действия при пуске машины, регулировка скорости шитья и остановка машины.
- Ручные и машинные швы(двойной, запошивочной).выполнение соединительных швов на швейной машине с электродвигателем. Влажно-тепловая обработка образца.
- Неполадки в работе на швейной машине. Зависимость номеров игл от номеров ниток и свойств ткани. Устройства и установка иглы. Неполадки при правильной установке иглы.
- Машинные швы: настрочной и расстрочной. Последовательность выполнения этих швов. Применение и назначение расстрочного и настрочного швов.
- Рациональные приемы при выполнении ручных швов и стежков. Понятие о технических условиях.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Бумага и картон – материалы, при работе с которыми закладываются основы графической грамотности. Воспитанники получают общее представление о техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи и выполнять по ним разметку.
В основу предложенной программы по обработке бумаги и картона положена определенная последовательность практических заданий , которые включают в себя группы изделий сходных по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Младшие школьники изготавливают следующие виды изделий: сувениры, игрушки, открытки, панно, дидактический материал, простейшие наглядные пособия, блокноты, книжки - малютки.
ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И ШВОВ
Ткань – основной текстильный материал, с которым работают младшие школьники, воспитанники получают общее представление об ассортименте тканей и ниток, сырье, используемом для их изготовления, профессиях текстильной и швейной промышленности.
Общие свойства ткани определяют основные особенности технологии ее обработки. Разметка деталей из ткани осуществляется по лекалу ( готовому или построенному самими воспитанниками). Детали соединяются с помощью клея, но главным образом нитками. Оформляются изделия аппликацией или вышивкой.
В основу предложенного в программе порядка изучения стежков и строчек положено сходство приемов выполнения отдельных стежков каждой группы строчек. Освоение стежков осуществляется в процессе упражнений и при изготовлении изделий. В занятие обязательно включаются наблюдения ,опыты, технологические задания, способствующие общему развитию и развитию технического мышления воспитанников.
В процессе практической работы воспитанники изготавливают изделия общественно полезной направленности: сувениры, салфетки, закладки, прихватки, панно, игрушки, несложную одежду для кукол.
Практическая работа с тканью носит в основном индивидуальный характер, но может быть и коллективной, в зависимости от вида работы.
КУЛИНАРИЯ
Воспитанники должны знать – виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способов их кулинарного использования. Правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезке овощей. Правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями.
- способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки, технология приготовления блюд из сырых и вареных овощей.
- изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей.
- санитарные требования к помещению кухни и столовой, правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды, общие сведения о значении минеральных солей и микроэлементов в жизнедеятельности организма, о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе молока, способы сохранения свежего молока, технология приготовления молочных супов и каш.
- общие сведения о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря, о возможности кулинарного использования рыбы разных пород, методы определения качества рыбы.
- способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной котлетной массы и рыбных полуфабрикатов, способы тепловой обработки рыбы.
- правила варки крупяных каш различной консистенции,
- особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий.
- соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров.
- способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки блинов, оладий, блинчиков.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Краткие первоначальные сведения о технологии изготовлении традиционного народного костюма. Основные виды ручных стежков, применяемые при изготовлении традиционных русских передников. Орнаментация передников тесьмой, кружевом, вышивкой, ткачеством.
- Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани в индивидуальном производстве (ателье). Приемы обводки контурных линий. Использование шаблонов для обводки припусков на швы и подгибку ткани. Способы перевода контурных линий выкройки на парные детали кроя.
- Правила безопасной работы с ножницами, утюгом иголками и булавками. Санитарно-гигиенические требования. Организация труда на рабочем месте. Понятие о научной организации труда(НОТ).
- Технология изготовления современного передника. Основные ручные и машинные операции. Рациональные приемы труда при выполнении ручных и машинных операций. Влажно-тепловая обработка.
- Работа на швейных машинах с ручным (ножным) приводом.
- Способы обработки верхней и нижней части передника. Обработка накладного кармана. Использование тесьмы при обработки боковых, овальных срезов передника. Отделка передника тесьмой, кружевом. Расположение отделки в традиционном народном переднике.
- Рациональные способы раскроя юбок из прям полотнищ. Краткие сведения о работе закройщиков в ателье. Технологические операции, выполняемые швеей-мотористкой. Приспособления малой механизации (сборочник). Применения специальных машин для обметывания швов.
- Технология изготовления передника. Виды ручных и машинных швов., применяемые для изготовления понёвы и современного передника. Перевод контурных линий выкроек на парные детали кроя. Последовательность обработки волана и соединения с юбкой. Влажно тепловая обработка.
- Последовательность изготовления современной рубахи (ночной сорочки). Отличия в раскрое массового и индивидуального производства. Технические условия и термины (ГОСТы). Способы обработки выреза ворота рубахи и ночной сорочки. Понятие прогрессивной технологии. Использование ручных и машинных швов (двойного).
- Понятие терминов выметать, сделать «перекат шва» (кант). Приемы влажно-тепловой обработки. Правила безопасности работы и санитарно-гигиенические требования.
- Краткие сведения о технологии изготовления традиционного прямого сарафана. Классификация ручных и машинных операций. Использование прогрессивной технологии при изготовлении юбки. Способы раскроя в зависимости от производства (индивидуальное или массовое).
- Правила сметывания и стачивания вытачек. Виды складок, застежек и последовательность их изготовления. Виды отделок юбки. Декоративное оформление сарафана.
- Способы обработки пояса и его соединение с юбкой. Использование унифицированной технологии. Требования к качеству готовых изделий. ГОСТы, стандарты.
- Уход и ремонт одежды. Влажно тепловая обработка. Правила безопасной обработки учащихся и санитарно-гигиенические требования.
- Охрана труда. Санитарно-гигиенические требования. Влажно тепловая и окончательная отделка изделий.
- Требования к качеству готового изделия. ГОСТы и технические условия на изготовления швейных изделий.
АППЛИКАЦИЯ И ВЫШИВКА
Значение аппликации в старинной народной вышивке. Аппликации из кожи, меха, атласа, бархата и других материалов. Сочетание аппликации с другими видами вышивки (бисером и блестками, вышивкой гладью, крестом и др). Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей. Способы выполнения аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на сетке, на канве. Съемная аппликация. Зарисовка аппликации из журналов мод.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
- Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997г.
- Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
- Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
- Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
- М.А.Гусакова “Аппликация”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
- Т.И. Еременко “Рукоделие”
- “Искусство бисероплетения”
- “Игрушка”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- “Копилка игр сибирячка”
- С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
- Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
- В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
- О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
- М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
- А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
- “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
- Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 1-2 классов.
- Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 3 класса.
- Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 4класса.
- Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”
- Д.Р.Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”
- В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”
- Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по изобразительному искусству для 1 класса
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, и...
Модифицированная программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Гармония"
Модифицированная программа (по количеству часов) по литературному чтению во 2 классе составлена на основе авторской программы кандидата педагогических наук, доцента О. В. Кубасовой. По пр...
Рабочая программа к модифицированной программе курса "По дороге к азбуке" (подготовка дошкольников к обучению письму).
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению п...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Рабочая программа Инструктора по физической культуре
Рабочая программа...
Рабочая программа инструктора по физической культуре
Дошкольное образовательное учреждение...
Доклад на тему: «Повышение профессиональной компетентности инструктора по труду через самообразование».
laquo;Мастерство учителя — это специальность,которой надо учиться»А.С. Макаренко Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющим...