Кружковое занятие "Роспись глиняной игрушки. Глиняная игрушка - символ России"
план-конспект занятия по технологии (4 класс)
Развитие интереса к художественному творчеству, посредством знакомства с дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи игрушки-лошадки, игрушки – барышни. Закрепление знаний элементов дымковской росписи (круги, кольца, точки, полосы, решётки). Закрепление практических навыков: промывание кисти перед использованием краски другого цвета; навык смешивания красок и использование палитры. Обогащение словаря художественными терминами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роспись глиняной игрушки. | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.С.Ф.Романова».
Конспект кружкового занятия.
учитель начальных классов
Наумова В.А.
« К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой, их надо осваивать».
А.Б. Салтыков
Тема: «Роспись глиняная игрушки. Глиняная игрушка –символ России»
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Цель: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие личности ребенка на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе, к своей семье и другим людям; создание условий для возможности позитивной социализации ребенка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия; умения детей выполнять движения в соответствии с заданной задачей; развивать творческую активность, воображение; закреплять навыки работы с различными материалами; формирование представлений об объектах окружающего мира.
Продолжать развивать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи игрушки-лошадки, игрушки – барышни. Закрепить знание элементов дымковской росписи (круги, кольца, точки, полосы, решётки). Закрепить практические навыки: промывание кисти перед использованием краски другого цвета; навык смешивания красок и использование палитры. Обогатить, активизировать словарь художественными терминами.
Образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие.
2. Речевое развитие.
3. Социально-коммуникативное развитие.
4. Познавательное развитие.
5. Физическое развитие.
Занятие проводится в классе, разделенной на «Мастерскую» с выставленными экспонатами и «созидательную часть», где происходит творческая деятельность детей, столы для раскрашивания глиняных фигур.
Наглядные средства: объёмные фигурки дымковских игрушек, иллюстрации и альбомы «Дымковская игрушка», карточки с элементами дымковской,филимоновской, каргапольской росписи, магнитная доска.
Оборудование для творчества: гуашь, кисти, салфетки, стаканы с водой, подставки для кисточек, доски для работы с пластилином, фартуки.
Музыкальные средства: спокойная музыка для самостоятельной деятельности детей.
Предварительная работа: знакомство с различными видами народно-прикладного искусства, просмотр презентации по теме, изучение элементов росписи, рассматривание иллюстраций и фигур игрушек.
Планируемые результаты:
иметь представление об истории создания дымковской игрушки, знать особенности изготовления и техники росписи игрушек, эмоционально откликаться на красоту изделий народных промыслов, уважительно относиться к труду мастеров, употреблять в речи новые термины и образные выражения, позитивно реагировать на результаты своего творчества и творчества детей.
Содержание занятия.
Орг. момент.
Актуализация знаний.
- Ребята , давайте прочитаем тему сегодняшнего занятия. (Глиняная игрушка – символ России).
-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
- Что вы знаете о глиняной игрушке?
-Согласитесь ли вы с утверждением, что глиняная игрушка –это символ России? Почему?
-Давайте на этот вопрос ответим в конце нашего занятия.
-Ребята, вы знаете, кого называют мастерами?
- Есть удивительная профессия, пришедщая к нам с древних времен и существующая до сих пор - игрушечных дел мастер. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы, но и как часть древних народных обрядов. Их дарили друг другу на праздники и заполняли ими свой дом. Игрушки обладали магической силой в представлении наших предков ,оберегали людей от всякого зла.
-В России игрушки делались повсеместно. Этим промыслом занимались все от мала до велика, целые деревни. Создавались они не для забавы ради, им приписывали особую силу – охранять и оберегать людей от всякого зла .В каждой местности они приобретали каждый свой вид. Вот и появились игрушки вроде бы одинаковые, но в тоже время разные.
-Какие виды народных игрушек вы уже знаете?
-Наиболее самобытными, известными промыслами являются дымковская, каргапольская и филимоновская игрушка.
- Попробуйте по силуэту игрушек узнать к какому промыслу она принадлежит?
-Предлагаю вам сейчас выслушать сообщения ребят об игрушечных промыслах, с которыми с вами познакомились на прошлых занятиях.
Филимоновская игрушка
У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную шею и придает фигуре горделивую осанку.
Орнамент росписи филимоновской игрушки простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг- это солнце, треугольник- это земля, елочки и ростки – это символ растительности и жизни. Простой и легкий узор сочетается с изящными ,вытянутыми формами . Все узоры нам напоминают о связях человека и природы.
Любимые цвета филимоновской игрушки – красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.
Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.
Каргапольская игрушка.
Любимым персонажем каргапольской игрушки всегда был и есть Конь-Полкан или Полихан –чудо с головой и туловищем человека и телом коня. Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки , где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы.
Роспись каргапольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным оттенкам.
Дымковская игрушка.
Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки. Дымковские игрушки – настоящее чудо. Среди них можно увидеть разноряженных щеголих ,лихих всадников, важных индюков и другие образы. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождает и кокетливый зонтик. Всевозможные сборки, воланы, косички, рюши, жгуты.
Дымковскую игрушку , покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа нельзя спутать с другими народными игрушками , благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто – желтый, фиолетовый, особенно сияющий на белом фоне игрушек. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освященного снега особенно ярко звучит цвет.
-Давайте с вами проверим, как вы усвоили данный материал с сегодняшнего и прошлого урока. Я показываю картинку, а вы мне отвечаете, к какому виду она принадлежит.
(Учитель показывает по очереди картинки игрушек и в самом конце рисунок хлудневской игрушки. Дети могут ее спутать с дымковской).
-А это ребята хлудневская игрушка. На границе Калужской и Брянской области расположена деревня Хлуднево. Кроме лесов здесь добрая урожайная земля, а еще много мягкой синей глины, поэтому исстари здесь появился гончарный промысел, мужчины делали посуду, женщины-игрушки.
На первый взгляд хлудневские игрушки словно родные сестры дымковской, но это не так. У дымковской и одежда и глаза и губы все нарисовано, а у хлудневской вылеплено, а потом расписано.
Изделие после обжига меняет свою окраску. Они становятся белого цвета желтого или розового оттенка, обретают цвет молока.
Расписывают не всю игрушку, а отдельные ее детали.
Древо знаний-особый символ творения природы незыблемость миропорядка. Это дом, и храм,
и тепло, и последнее пристанище человека.
Практическая работа.
-Посмотрите, к нам на урок пожаловала барыня.
- Ой, а барыня мне знаете что сказала? Вышла она во двор и не увидела своих лошадок и барашков, они убежали купаться на речку и там у них смылся их красивый рисунок и барыня просит вас вернуть им первозданный вид, расписать их по новой.
-А один послушный конь и барашек не пошли со всеми они остались во дворе, посмотрите какой у них узор круги синие и красные на одной ни на другой красные.
Что за роспись на конике? Вы узнали что это за игрушка? Молодцы! Конечно, дымковская. Готовы начать помогать барыне?
-Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел или просто игрушечниками и расписать каждому свою игрушку. Работать вы будете гуашью, основной инструмент – кисточки и ватные палочки. А чтобы вы почувствовали себя настоящими мастерами, на каждом столе имеются карточки с узорами ,они для вас существенная подсказка для росписи игрушки.
- И давайте не забывать, чтобы сменить краску , кисточки хорошо промываем и протираем салфеткой. И чтобы убрать лишнюю краску с кисточки, тоже промакиваем кисточку салфеткой. Запачканые руки тоже вытираем салфеткой.
Ну, а расписывать мы с вами будем сегодня , конечно же дымковскую игрушку.
Поэтому среди карточек, которые есть у вас на столе, найдите нужную, с узорами для росписи дымковской игрушки.
Покажите мне. Молодцы. Все правильно выбрали.
Организация продуктивной деятельности.
Прежде чем приступить к работе, разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Послушные пальчики»
Кисточку в руках катаю (трём ладошки друг о друга)
Между пальчиков верчу (пальцы в замок)
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
(Массаж пальчиков.)
Самостоятельная деятельность детей. ( Индивидуальная деятельность, творческая и изобразительная деятельность)
(Звучит спокойная музыка, во время работы слежу за осанкой детей.)
Рефлексия
У вас получились замечательные игрушки расписанные…какой росписью? Пусть ваши работы пока подсыхают, потом мы их поместим на выставку!
- Итак, у вас получились игрушки у всех разные, разные формы, разный узор придают каждой игрушке неповторимую прелесть, своеобразие, делают ее непохожей на другие.
Почему игрушки называют народными?
-Итак, вернемся к поставленному вопросу в самом начале занятия…
-Можно ли глиняную игрушку назвать символом России?
-Конечно же, да. Сегодня мы с вами закрепили знания о наиболее самобытных и известных промыслах. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, где и поныне существует данный промысел. Каргапольская игрушка - город Каргополь, Архангельская область. Дымковская- Дымковская Слобода на реке Вятке. Филимоновская - деревня Филимоново Тульская область. И сегодня мы упомянули еще одну игрушку - хлудневская из села Хлуднево, что на границе нашей и Брянской области.
-Никто уже не помнит, когда стали делать первые глиняные игрушки. Но сегодня эти промыслы живут и поныне, а с ними продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев.
-У кого работа готова можно подходить и ставить своих животных рядом с барыней.
-Ай да дымковская деревня у нас получилась и все животные вернулись к барыне.
-Давайте еще раз вспомним как называлась деревня в которой делали игрушки?
- А как называются игрушки которые там делают?
.
- Замечательно, вы все запомнили и помогли барыне, а сейчас давайте гостям покажем, что у нас получилось.
- Вам понравилось в мастерской игрушек? Тогда я приглашаю вас в следующий раз в нашу мастерскую, для создания другой игрушки.. Всех благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Изо и ХТ по программе Б. Неменского, 3 класс, 1 четвертьТема: Твои игрушки. «Глиняная сказка».
Данный урок первый по теме «Твои игрушки» из раздела «Искусство в твоём доме», 1 четверть по программе Б. Неменского. Всего на эту тему отведено 4 урока. Свой урок я построила ...
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...
Методическая разработка занятия "Беседа на тему: Русское народное творчество. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Русская матрешка"
Методическая разработка занятия для учащихся по программе "Путешествие в мир искусства"....
Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка
Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская игрушка...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...
Презентация по технологии "Глиняные и деревянные игрушки разных регионов России. Народная коми игрушка".
Презентация по технологии поможет познакомить учащихся с разными видами игрушек различных регионов России, содержжит алгоритм практической работы для создания игрушки из пластилина....
Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...