Рабочая программа учебного предмета «Технология» (1-4 класс)
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Сазонова Наталья Анатольевна

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для обучающихся  1-4 классов составлена в соответствии с  Федеральным государственным общеобразовательным  стандартом начального общего образования, (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373)  на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования   

        Предмет «Технология» изучается на ступени начального общего образования в качестве обязательного предмета в 1-4 классах в общем объёме 270 часов, 33 часа в год ( 1 час в неделю) для обучающихся 1 классов и  34 часа ( 1 час в неделю) для обучающихся 2-4  классов.     УМК «Перспектива»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii.docx51.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры начальных классов

Зав. кафедрой

___________

Протокол № 1

от   «28»      августа     20 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по содержанию образования

______________

«29»  августа   20 г.

ОБСУЖДЕНО:

На заседании педагогического совета

ГБОУ Школа № 281

протокол № 8

от   «29»    августа     20 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом директора ГБОУ Школа

Директор школы:__________

« 31» 08 .20 г.

№ 187-ОД

                 

Рабочая программа   учебного предмета «Технология»

 (1-4 класс)

                                                          УМК «Перспектива»

Составитель: Сазонова Н.А.

                                                                       

                                                                   

                                                                     2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для обучающихся  1-4 классов составлена в соответствии с  Федеральным государственным общеобразовательным  стандартом начального общего образования, (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373)  на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования   ГБОУ Школа

        Предмет «Технология» изучается на ступени начального общего образования в качестве обязательного предмета в 1-4 классах в общем объёме 270 часов, 33 часа в год ( 1 час в неделю) для обучающихся 1 классов и  34 часа ( 1 час в неделю) для обучающихся 2-4  классов.     УМК «Перспектива»

1. Планируемые  результаты  изучения учебного  предмета «Технология»

1.1.Личностные  результаты:

             -первичное представление о  гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

 1.2. Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

1.3 Предметные результаты

1 класс

Обучающийся  научится:

- под контролем учителя организовывать рабочее место  и поддерживать порядок на  нём  во  время работы, правильно работать  ручными инструментами;

- с помощью учителя  анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и  средних  по  размеру),  использовать пресс   для сушки изделий.

с помощью учителя реализовывать творческий замысел.

- соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.

-  осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

 - применение и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

- об основных источниках информации;

-  назначении основных устройств компьютера;

- правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

2 класс

Обучающийся научится:

- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;

- называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;

организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;

- различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;

проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;

- объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия). 

Обучающийся получит возможность научиться:

- уважительно относится к труду людей;

- определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;

организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;

- отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

- анализировать предметы быта по используемому материалу.

3 класс

Обучающийся научится:

-     получать первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

-усваивать первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

-  приобретать  навыки  самообслуживания;  овладевать технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усваивать правила техники безопасности;

 -  использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

 - приобретать первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

- знать свойства изучаемых материалов, освоить приемы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе с проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;

- соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;

- различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;

- оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;

- овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;

- осмыслить понятие «развертка», усвоить правила построения развертки;

- знать приемы составления композиции;

- освоить понятия «масштаб», «чертеж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;

- уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;

- уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертеж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;

- знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;

Обучающийся получит возможность научиться:

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

 - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

4 класс

.Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

- иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;

- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

-уважительно относиться к труду людей;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия,комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.

Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способами соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

- выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; в--выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;

пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).

Выпускник получит возможность научиться: 

- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

                                                  2.Содержание  курса. 

1 класс

Давайте познакомимся (3 часа)

Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология.

Человек и земля (21 час)

Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.

Человек и вода (3 часа)

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».

Человек и воздух (3 часа)

Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.

Человек и информация (3 часа)

Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.

2 класс

Как работать с учебником (1 час)

Знакомство с учебными пособиями, наблюдение, анализ структуры учебника и рабочей тетради, определение назначения каждого источника информации, освоение системы условных знаков, которые используются в этом комплекте.

    Земледелие. Посуда. Хлеб — всему голова (5 часов)

Освоение технологии выращивания зелёного лука. Освоение способа наматывания ниток на шаблон, выполнение композиции «Корзина с цветами». Освоение техники «тестопластика», выполнение игрушки из теста.

Народные промыслы (6 часов)

Изучение хохломской росписи и её особенностей, освоение техники «папье-маше». Изучение городецкой росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация». Изучение дымковской росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «лепка» из пластилина. Изучение семёновской росписи и её особенностей, выполнение изделий в технике «аппликация» из ткани.

Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год (4 часа)

Освоение техники «объёмная аппликация» с использованием пластилина, выполнение композиции «Деревня». Освоение способа изготовления аппликации из природных материалов и пластилина, выполнение изделий «Курочка из крупы», «Попугай». Освоение техники «бумагопластика», выполнение подвижной конструкции «Лошадка» из бумаги. Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе развёртки: выполнение проекта из бумаги «Деревенский двор».

Строительство. Внутреннее убранство дома (5 часов)

Освоение техники «бумагопластика», выполнение изделия «Изба». Освоение способа создания мягкой игрушки из помпонов, выполнение изделия «Домовой». Освоение техники «лепка» из глины, выполнение изделия «Печь». Освоение способа плетения из бумаги, выполнение изделия «Коврик». Освоение способа изготовления объёмных изделий на основе чертежа, выполнение изделия «Мебель».

Народный костюм (4 часа)

Освоение приёма плетения в три пряди, плетение косы для композиции «Русская красавица». Освоение шва «через край», выполнение изделия «Кошелёк». Освоение тамбурного шва, выполнение вышивки на салфетке «Вишенки».

Человек и вода (3 часа)

Освоение техники «изонить», выполнение композиции «Золотая рыбка». Освоение техники создания полуобъёмной аппликации, выполнение аппликации «Русалка». Проект «Аквариум».

Человек и воздух (3 часа)

Освоение техники выполнения изделий на основе развёртки, выполнение макета мельницы. Освоение техники работы с металлизированной бумагой, выполнение модели флюгера. Изучение значения символа «птица» в культуре русского народа, выполнение сувенира «Птица счастья».

Человек и информация (3 часа)

Освоение способа изготовления книг из бумаги и картона, выполнение изделия «Книжка-ширма».

3 класс

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником”. Путешествуем по городу (1 ч). 
Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий.
Маршрут экскурсии по городу. деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод

Человек и земля (21 ч)

Архитектура (1 ч).
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом.

Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа.
Изделие: «Дом»

Городские постройки (1 ч).

Название городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание), Правила безопасной работы с плоскогубцами.

Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Изделие: «Телебашня»

Парк (1ч).
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник.
Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Изделие: «Городской парк»

Проект «Детская площадка» (2ч).
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнения всех технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели»

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани (2ч).

Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.

Профессии: модельер, закройщик, портной, швея.
Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликаций, монограмма, шов.

Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука»,
Практическая работа: «Коллекция тканей»

Изготовление тканей (1 ч).
Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции.

Профессия: ткач.
Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен.

Изделие: «Гобелен»

Вязание (1 ч).
Новый технологический процесс - вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания - крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приёмы вязания крючком.

Понятия: вязание, крючок, воздушные петли.

Изделие: «Воздушные петли».

Одежда для карнавала (1 ч).
Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии.

Понятия: карнавал, крахмал, кулиска.

Изделия: «Кавалер», «Дама»

Бисероплетение (1 ч).
Знакомство с новым материалом — бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, её свойства и особенности. Использование лески при изготовлении изделий из бисера. Освоение способов бисероплетения.
Понятия: бисер, бисероплетение.
Изделия: «Браслетик», «Цветочки», «Браслетик «Подковки»
Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод»

Кафе (1 ч).
Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Работа с бумагой, конструирование модели весов.

Профессии: повар, кулинар, официант.
Понятия: порция, меню.

Изделие: «Весы»
Практическая работа: «Тест «Кухонные принадлежности»

Фруктовый завтрак (1 ч).
Приготовление пищи. Кухонные инструменты о приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд. Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.

Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость.
Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке» (по выбору учителя)

Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака»

Колпачок-цыплёнок (1 ч).
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюла тёплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.
Понятия: синтепон, сантиметровая лента.
Изделие: «Колпачок-цыплёнок»

Бутерброды (1 ч).
Блюда, не требующие тепловой обработки, холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов.
Изделие: «Бутерброды», «Радуга на шпажке» (по выбору учителя)

Салфетница (1 ч).
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.
Понятия: салфетница, сервировка.
Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток»

Магазин подарков (1 ч).
Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко дню защитника Отечества. Работа с пластичным материалом (тестопластика).

Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин.

Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка. брелок.

Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей»

Золотистая соломка (1 ч).
Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки - холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Учёт цвета. фактуры соломки при создании композиции.
Понятия: соломка, междоузлия.
Изделие: «Золотистая соломка»

Упаковка подарков (1 ч).
Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке). Учёт при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначенная, Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка.
Понятия: упаковка, контраст, тональность.
Изделие: «Упаковка подарков»

Автомастерская (1 ч).
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур. Создание объёмной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия.
Профессии: инженер-конструктор, автослесарь.
Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объёмная фигура, грань.
Изделие: «Фургон «Мороженое»

Грузовик (1 ч).
Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Сборка изделия. Презентация.
Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение.
Изделия: «Грузовик», «Автомобиль».
Практическая работа: «Человек и земля»

Человек и вода (4 ч)

Мосты (1 ч). 
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока. трубочки из-под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей.

Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.

Изделие: «Мост»

Водный транспорт (1 ч). 

Водный транспорт. Виды водного транспорта.

Проект «Водный транспорт».

Проектная деятельность Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты.

Профессия: кораблестроитель

Понятия: верфь, баржа, контргайка

Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя)

Океанариум (1 ч). 

Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоское, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов.

Проект Океанариум
Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощённого варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов. Профессия: ихтиолог. Понятия: мягкая игрушка, океанариум.

Изделие: «Осьминоги и рыбки»
Практическая работа: «Мягка игрушка»

Фонтаны (1 ч). 

Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Понятия: фонтан, декоративный водоём.

Изделие: «Фонтан»

Практическая работа: «Человек и вода»

Человек и воздух ( 3ч)

Зоопарк (1 ч).
Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.

Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям.
Понятия: оригами, бионика.
Изделие: «Птицы».
Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами».

Вертолётная площадка (1 ч).
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом пробкой.
Профессии: лётчик, штурман, авиаконструктор.
Понятия: вертолёт, лопасть.

Изделие: «Вертолёт «Муха»

Воздушный шар (1 ч).
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше. Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.

Понятие: папье-маше.

Изделие: Воздушный шар.

Украшаем город (материал рассчитан на внеклассную деятельность).
Изделие: «Композиция «Клоун».
Практическая работа: «Человек и воздух»

Человек и информация (5 ч)

Переплётная мастерская (1 ч). 

Основные этапы книгопечатания.

Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия. Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений».

Профессии: печатник, переплетчик
Понятие: переплёт.
Изделие: «Переплётные работы»

Почта (1 ч). 

Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие: «бланк»

Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового

отправления.
Профессии: почтальон, почтовый служащий.
Понятия: корреспонденция, бланк.
Изделие: «Заполняем бланк»

Кукольный театр (2 ч).
Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.
Проект «Готовим спектакль».
Проектная деятельность. Заполнение технологических карт. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитьё. Колпачок. Работа с бумагой по шаблону. Презентация, работа с технологической картой, расчёт стоимости изделия.
Профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод.
Понятия: театр, театр кукол, программа.
Изделие: «Кукольный театр»

Афиша (1 ч).
Программа Мiсгоsoft Оffice Word. Правила набора текста, Программа Мiсгоsoft Оffice Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать.
Создание афиши и программки на компьютере.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.

Изделие: «Афиша», «Программа».

4  класс

    «Здравствуй, дорогой друг!» - 1 ч

Как работать с учебником.

 «Человек и земля» – 21 ч

Вагоностроительный завод. Создание модели вагона из бумаги и картона

Полезные ископаемые.  Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора.

Работа с пластилином. Технология лепки слоями. Малахитовая шкатулка.

Автомобильный завод. Работа с конструктором.

Работа с металлическим конструктором. Модель автомобиля

Монетный двор. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Изделие: медаль

Фаянсовый завод. Работа с пластилином. Ваза.

Тест «Как создаётся фаянс»

Швейная фабрика. Работа с текстильными материалами. Изделие: «Прихватка».

Швейная фабрика. Мягкая игрушка. Птичка.

Обувное производство. Модель обуви из бумаги.

Виды бумаги, приёмы и способы работы с ней. Модель детской летней обуви.

Деревообрабатывающее производство. Изготовление изделия из реек.

Работа с древесиной. «Лесенка-опора для растений»

Кондитерская фабрика. Приготовление пирожного «Картошка»

Кондитерская фабрика. Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия»

Практическая работа: «Тест. Правила эксплуатации электронагревательных приборов

Проект «Комнатные цветы» Посадка семян цветов.Правила ухода за цветами.

 «Человек и вода» – 3ч

Водоканал. Проект «Загадки воды». Фильтр для очистки воды.

Порт. Профессии людей, работающих в порту. Изготовление канатной лестницы

Узелковое плетение. Изделия в технике макраме. Браслет

 «Человек и воздух»  - 4 ч

Самолётостроение. Модель самолёта из конструктора.

Ракета-носитель. Модель ракеты из картона, бумаги.

Летательный аппарат. Воздушный змей.

 «Человек и информация» - 5 ч

Создание титульного листа. Проект «Издаём книгу»

Работа с таблицами. Правила работы на компьютере.

Создание содержания книги. ИКТ на службе человека, работа с компьютером.

Переплётные работы. Изготовление переплёта дневника.

Переплётные работы. Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.

Практическая работа на компьютере: «Содержание книги»

Итоговый продукт проекта: «Книга «Дневник путешественника»

Обобщение по разделу "Человек и информация"

Подведение итогов года. Презентация работ учащихся. Выставка работ учащихся.

 3.Тематическое  планирование

    1 класс

   

№ урока

                                      Темы уроков раздела

Кол-во часов

Давайте  познакомимся

3

 

1

Как работать с учебником.

1

2

Материалы и инструменты.

1

3

Что такое технология.

1

Человек и земля

21

4

Природный материал. Изделие: « Аппликация из листьев».

1

5

Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна»

1

6

Изделие «Мудрая сова».Пластилин

1

7

Растения. Изделие: «Заготовка семян»

1

8

Проект «Осенний урожай».Изделие. «Овощи из пластилина»

1

9

Бумага. Изделие. Закладка из бумаги.

1

10

Бумага. Изделие. "Волшебные фигуры"

1

11

Насекомые. Изделие «Пчелы и соты».

1

12

Дикие животные. Проект «Дикие животные».Изделие: «Коллаж «Дикие животные»»

1

13

Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году»

1

14

Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году»

1

15

Домашние животные. Изделие: «Котенок».

1

16

Такие разные дома.

1

17

Посуда.Проект "Чайный сервиз"

1

18

Посуда.Проект. Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»

1

19

Свет в доме.Изделие: « Торшер».

1

20

Мебель Изделие: «Стул»

1

21

Одежда. Ткань, нитки. Изделие: «Кукла из ниток»

1

22

Учимся шить. Изделие: «Закладка с вышивкой»

1

23

Учимся шить Изделие:« Медвежонок»

1

24

Передвижение по земле. Изделие: «Тачка».

1

Человек и вода .

3

25

Вода в жизни человека .Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

1

26

Питьевая вода. Изделие: «Колодец»

1

27

Передвижение по воде. Проект: «Речной флот»,Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

1

Человек и воздух.

 3

28

Использование ветра. Изделие: «Вертушка»

1

29

Полеты птиц. Изделие: «Попугай»

1

30

Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют»

1

Человек и  информация

 3

31

Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке» ,«Зашифрованное письмо»

1

32

Важные телефонные номера, Правила движение Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.

1

33

Компьютер.

1

 33ч

                                                     

2 класс

   

№ урока

Темы уроков раздела

Кол-во часов

1

Как работать с учебником.

Человек и земля

21ч

2

Земледелие

1

3

Посуда

1

4

Работа с пластичными материалами (тестопластика)

1

5

Работа с пластичными материалами

1

6

Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин)

1

7

Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше

1

8

Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы

1

9

Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин)

1

10

Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами, апплицирование

1

11

Домашние животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование

1

12

Народные промыслы. Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы

1

13

Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». 

1

14

Домашние животные и птицы. Работа с природными материалами. Мозаика.

1

15

Домашние животные и птицы.  Работа с бумагой. Конструирование

1

16

Новый год. Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц

1

17

В доме. Работа с волокнистыми материалами.  Помпон.

1

18

Строительство. Внутреннее убранство дома

1

19

Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика.

1

20

В доме. Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка.

1

21

В доме. Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение.

1

22

Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование.

1

 Человек и вода.

5

23

Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.

1

24

Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы.

1

25

Работа с бумагой. Аппликационные работы.

1

26

Работа с бумагой и волокнистыми материалами

1

27

Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.

1

                         Человек и воздух.

3

28

Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование.

1

29

Использование ветра. Работа с фольгой.

1

30

Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы.

1

                               Человек и информация

4

31

Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном

1

32

Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете.

1

33

Правила набора текста. Поиск информации в Интернете.

1

34

Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»

1

 

 

Всего: 34

 

3 класс

№ урока

                             Темы уроков раздела

Кол-во часов

1

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником”. Путешествуем по городу

1

Человек и земля

21

2

Архитектура

1

3

Городские постройки

1

4

Парк

1

5-6

Детская площадка

2

7-8

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани

2

9

Изготовление тканей

1

10

Вязание

1

11

Одежда для карнавала

1

12

Бисероплетение

1

13

Кафе

1

14

Фруктовый завтрак

1

15

Колпачок-цыплёнок

1

16

Бутерброды

1

17

Салфетница

1

18

Магазин подарков

1

19

Золотистая соломка

1

20

Упаковка подарков

1

21

Автомастерская

1

22

Грузовик

1


Человек и вода

4

23

Мосты

1

24

Водный транспорт

1

25

Океанариум

1

26

Фонтаны

1

Человек и воздух

3

27

Зоопарк

1

28

Вертолётная площадка

1

29

Воздушный шар

1

Человек и информация

5

30

Переплётная мастерская

1

31

Почта

1

32-33

Кукольный  театр

2

34

Афиша

1

34 ч

4класс

№ урока

Темы уроков раздела

Кол-во часов

1

«Здравствуй, дорогой друг!»

Как работать с учебником

1

«Человек и земля»

21

2

Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»

1

3

Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка».

1

4

Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

1

5 - 6

Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ».

2

7

Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали».

1

8

Контрольная работа. Основа для вазы.

1

9 - 10

Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза»

2

11

Швейная фабрика. Изделие «Прихватка»

1

12

Мягкая игрушка. Птичка

1

13

Обувное производство. Модель детской летней обуви

1

14-15

Проект. Модель детской обуви

2

16

Итоговой урок. Выставка  работ.

1

17

Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений.

1

18

Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье»

1

19-20

Бытовая техника. Настольная лампа. Абажур. Сборка настольной лампы.

2

21-22

Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы.

2

 

 «Человек и вода»

3

23

Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер»

1

24

Порт. Изделие «Канатная лестница»

1

25

Узелковое плетение. Изделие «Браслет»

1

 

 «Человек и воздух»  

4

26

Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет»

1

 27

Ракетостроение. Ракета-носитель.

1

28

Ракетостроение. Ракета-носитель.

1

29

Летательный аппарат. Воздушный змей.

1

 

 «Человек и информация»

5

30

Издательское дело. Профессии. Элементы книги.

1

31

Создание титульного листа. Проект «Издаём книгу»

1

32

Работа с таблицами. Правила работы на компьютере.

1

 33

 Создание содержания книги. ИКТ на службе человека, работа с компьютером.

1

34

Переплётные работы. Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Технология" в 4 классе

Технология4 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРазвернутое тематическое планирование составлено на основе:- Федерального компонента образовательного стандарта для начального образования по техноло...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» ФГОС 1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями При­мерной основной о...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология » ФГОС 2 класс

Программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Конце...

Рабочая программа по предмету технология для 4 класса. Школа 2100

Рабочая программа составлена на основе программы по предмету  "Технология"  авторов О. А. Куревиной, Е. А. ЛутцевойОбразовательная система «Школа 2100»)Федерального государственного образова...

Рабочая программа предмета «Технология» для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Технология» для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная школа ХХ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология » для 4 класса по учебнику «Технология» Н.И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова

Рабочая программа по учебному предмету «Технология » для 4   класса по учебнику  «Технология»   Н.И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова...

Рабочая программа предмета Технология, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....