Статья "Формирование действий контроля и оценки"
статья по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Белёва Вера Петровна

В статье указаны этапы формирования действий контроля и оценки, приёмы работы по формированию оценочной самостоятельности учащихся 1- 4 кл. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование действий контроля и оценки в начальной школе

Учитель нач.кл. МБОУ «Лицей № 1№ г.Нефтеюганск

Белёва В.П.

          Формирование учебных действий контроля и оценки учащихся одна из главных задач начальных классов. Учить контролировать и оценивать свои действия нужно с 1 класса.  Психолог Д.Б. Эльконин считает: «Целесообразно  начинать с контроля за чужим действием, затем переходить к контролю за своим собственным».

   Этапы  контрольно-оценочной деятельности таковы:

1 этап (1 класс): Задача: научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться находить  совпадение, сходство, различие; договариваться о выборе образца для сопоставления.

     Приёмы формирования оценочной самостоятельности.

1) На самых первых уроках важно научить ребёнка оценивать свои усилия в выполнении задания: легко им выполнять задание или трудно, могут ли они это сделать. Даётся карточка с заданием. Например, определить в предложении, что называет каждое слово (предмет, признак, действие, служебное слово).  Ученик ставит знак «+» в графах «не могу», «трудно», «легко»

2) «Волшебные линеечки»  - это оценочная шкала.  После выполнения работы в середине строки чертится шкала и на ней отмечается крестиком, на каком уровне, по мнению ребенка, выполнена его работа. Критерии: правильность, аккуратность работы. При проверке тетради учитель обводит крестик, если согласен с оценкой ученика, если нет, чертит свой крестик выше или ниже. Учитель оценивает только после самооценки ученика.                    

                             П       А

                                                                                                   

К оценке работ необходимо возвращаться во фронтальной работе. Упражняться в оценивании. Рассматривать чью–либо работу и спрашивать: «Почему я поставила крестик выше, чем Саша?» , «Что обозначает наше разногласие? (когда оценки не совпадают), «Почему наши оценки не совпали?». Здесь дети уже анализируют задачу и дают содержательный ответ.

К концу 1 класса большинство учащихся должны уметь:

  • сравнивать действие  и результат с готовым образцом;
  • отделять известное им от неизвестного в знаниях;
  • использовать для самоконтроля схемы - модели, составленные учителем;
  • предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
  • по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
  • задавать «умный вопрос».

     Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке. Это главный дидактический принцип первого этапа начального образования.

2 этап (2-3 класс): Задача:  научить учащихся определять   критерии оценивания и  границы своих возможностей.

      Этот этап связан с диагностикой причин ошибок.  Средством являются задания на определение «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. В процессе решения задачи, в каждый момент ребёнок может объяснить, что он делает и зачем

Система таких заданий позволяет ребёнку видеть «точечно» и свои проблемы в освоении знаний,  наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции. Результаты фиксируют в листах собственных достижений.

Таким образом, отслеживая своё продвижение в предмете на основе собственных наблюдений, учащиеся учатся более глубоко вникать и осознавать причины возникших проблем.  Приобретённая ребёнком потребность в данной деятельности, способствует формированию рефлексии.

К концу данного этапа формирования оценочной самостоятельности учащиеся должны уметь:

  • определить «ошибкоопасные» места в слове, в предложении;
  •  установить возможные причины ошибок и намечать план их ликвидации;
  • установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий, то, которое не соответствует данному способу;
  • классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

3 этап (4 класс): совместные усилия ученика и взрослого направлены на  построение индивидуального образовательного плана учащегося.

Задача: научить учащихся ответственному оценочному действию.

На ведущее место в обучении выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях. С этой целью на данном этапе учащиеся начинают работу по созданию «карты знаний» и использованию её для отслеживания траектории собственного движения в учебном материале с фиксацией на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года.

К ответственному оценочному действию побуждает учащихся специально организованное пространство класса - на классной доске: «Место сомнений» (тренировки)» и «Место на оценку». У учащегося есть право выбрать ту часть доски,  которую он хочет сегодня предъявить классу и учителю для оценки.

К концу данного этапа формирования оценочной самостоятельности учащиеся должны уметь:

  • определять  то, что будет проверяться (работа с критериями);
  • составлять проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
  • выделять сложность заданий, приписывать  балл  сложности;
  • определять  характер  ошибок и причины их;
  •  составлять  корректировочные задания с последующим их выполнением.

            Правильно организованная работа учителя способствует формированию у учащихся  действий контроля и оценки, что влияет на повышение качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование действий контроля и оценки у младших школьников.

Контроль - выявление, установление и оценивание знаний учащихся....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Данная статья рассматривает проблему формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка у учащихся 1 класса. Авторами анализируется ситуация с мониторингом сформированности УУД младш...

Статья "Формирование действий контроля и оценки у младших школьников"

В статье рассматриваются методические подходы к формированию на уроках и во внеурочной деятельности УУД, в частности регулятивных учебных умений: действий контроля и оценки у младших школьников....

«Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;»

Универсальные Учебные Действия (УУД) –это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к...

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ, ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ДАН ПОДРОБНЫЙ ОБЗОР РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В Н...

Доклад по теме "Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе"

  В этом докладе описываются этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаю...