Статья "Формирование действий контроля и оценки"
статья по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
В статье указаны этапы формирования действий контроля и оценки, приёмы работы по формированию оценочной самостоятельности учащихся 1- 4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kontrolya_i_otsenki_v_nach.shk_._belyova_v.p.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование действий контроля и оценки в начальной школе
Учитель нач.кл. МБОУ «Лицей № 1№ г.Нефтеюганск
Белёва В.П.
Формирование учебных действий контроля и оценки учащихся одна из главных задач начальных классов. Учить контролировать и оценивать свои действия нужно с 1 класса. Психолог Д.Б. Эльконин считает: «Целесообразно начинать с контроля за чужим действием, затем переходить к контролю за своим собственным».
Этапы контрольно-оценочной деятельности таковы:
1 этап (1 класс): Задача: научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Дети должны научиться находить совпадение, сходство, различие; договариваться о выборе образца для сопоставления.
Приёмы формирования оценочной самостоятельности.
1) На самых первых уроках важно научить ребёнка оценивать свои усилия в выполнении задания: легко им выполнять задание или трудно, могут ли они это сделать. Даётся карточка с заданием. Например, определить в предложении, что называет каждое слово (предмет, признак, действие, служебное слово). Ученик ставит знак «+» в графах «не могу», «трудно», «легко»
2) «Волшебные линеечки» - это оценочная шкала. После выполнения работы в середине строки чертится шкала и на ней отмечается крестиком, на каком уровне, по мнению ребенка, выполнена его работа. Критерии: правильность, аккуратность работы. При проверке тетради учитель обводит крестик, если согласен с оценкой ученика, если нет, чертит свой крестик выше или ниже. Учитель оценивает только после самооценки ученика.
П А
К оценке работ необходимо возвращаться во фронтальной работе. Упражняться в оценивании. Рассматривать чью–либо работу и спрашивать: «Почему я поставила крестик выше, чем Саша?» , «Что обозначает наше разногласие? (когда оценки не совпадают), «Почему наши оценки не совпали?». Здесь дети уже анализируют задачу и дают содержательный ответ.
К концу 1 класса большинство учащихся должны уметь:
- сравнивать действие и результат с готовым образцом;
- отделять известное им от неизвестного в знаниях;
- использовать для самоконтроля схемы - модели, составленные учителем;
- предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
- по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
- задавать «умный вопрос».
Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке. Это главный дидактический принцип первого этапа начального образования.
2 этап (2-3 класс): Задача: научить учащихся определять критерии оценивания и границы своих возможностей.
Этот этап связан с диагностикой причин ошибок. Средством являются задания на определение «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. В процессе решения задачи, в каждый момент ребёнок может объяснить, что он делает и зачем
Система таких заданий позволяет ребёнку видеть «точечно» и свои проблемы в освоении знаний, наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции. Результаты фиксируют в листах собственных достижений.
Таким образом, отслеживая своё продвижение в предмете на основе собственных наблюдений, учащиеся учатся более глубоко вникать и осознавать причины возникших проблем. Приобретённая ребёнком потребность в данной деятельности, способствует формированию рефлексии.
К концу данного этапа формирования оценочной самостоятельности учащиеся должны уметь:
- определить «ошибкоопасные» места в слове, в предложении;
- установить возможные причины ошибок и намечать план их ликвидации;
- установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий, то, которое не соответствует данному способу;
- классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
3 этап (4 класс): совместные усилия ученика и взрослого направлены на построение индивидуального образовательного плана учащегося.
Задача: научить учащихся ответственному оценочному действию.
На ведущее место в обучении выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях. С этой целью на данном этапе учащиеся начинают работу по созданию «карты знаний» и использованию её для отслеживания траектории собственного движения в учебном материале с фиксацией на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года.
К ответственному оценочному действию побуждает учащихся специально организованное пространство класса - на классной доске: «Место сомнений» (тренировки)» и «Место на оценку». У учащегося есть право выбрать ту часть доски, которую он хочет сегодня предъявить классу и учителю для оценки.
К концу данного этапа формирования оценочной самостоятельности учащиеся должны уметь:
- определять то, что будет проверяться (работа с критериями);
- составлять проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
- выделять сложность заданий, приписывать балл сложности;
- определять характер ошибок и причины их;
- составлять корректировочные задания с последующим их выполнением.
Правильно организованная работа учителя способствует формированию у учащихся действий контроля и оценки, что влияет на повышение качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование действий контроля и оценки у младших школьников.
Контроль - выявление, установление и оценивание знаний учащихся....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Данная статья рассматривает проблему формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка у учащихся 1 класса. Авторами анализируется ситуация с мониторингом сформированности УУД младш...
Статья "Формирование действий контроля и оценки у младших школьников"
В статье рассматриваются методические подходы к формированию на уроках и во внеурочной деятельности УУД, в частности регулятивных учебных умений: действий контроля и оценки у младших школьников....
«Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;»
Универсальные Учебные Действия (УУД) –это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к...
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ, ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ДАН ПОДРОБНЫЙ ОБЗОР РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В Н...
Доклад по теме "Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе"
В этом докладе описываются этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаю...