ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
методическая разработка
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ, ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ДАН ПОДРОБНЫЙ ОБЗОР РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ | 620.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
МОБУ СОШ №7 городского округа «город Якутск»
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
Материалы VI конференции Ассоциации
«Северо-Восточный университетский образовательный округ»
17 февраля 2017 г.
Составители: Габышева Л.В., Федорова З.И., Фу-Це Е.В., Холлохова З.Г.
Якутск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ:
стр | |
I. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ В I КЛАССЕ………….. II. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВО II КЛАССЕ…………….. III. СИСТЕМА КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В III КЛАССЕ……………………………………………………………………………... IV. ОЦЕНКА УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА В IV КЛАССЕ…………………………………………………………………………… | 3 7 14 31 |
I. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ В I КЛАССЕ
Цель: Формирование первичных умений контрольно-оценочной деятельности
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- Учить обучающихся, сопоставлять свои действия с заданным образцом.
- Контролировать действия по заданному алгоритму.
- Учить оценивать свои достижения по заданному критерию.
- Формировать умения отделять известное в знаниях от неизвестного.
Технология организации действий контроля и оценки включает 3 этапа:
- Формирование мотивационного компонента действий контроля и оценки.
- Формирование действия контроля.
- Формирования действия оценки.
Первый этап - этап формирования мотивационного компонента действий контроля и оценки. Он проходит в первые две недели обучения в первом классе, в курсе «Введение в школьную жизнь».
Учитель использует словесную, так называемую дескриптивную оценку.
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников, раскрывающая перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, анализ его возможностей и прилежания.
Особенности:
- содержательность;
- анализ работы школьника;
- чёткая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач;
- не указывать личностные характеристики учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок. С её помощью можно описать достижения каждого ребенка, мягко указать на недостатки. Словесная оценка должна быть связана с поощрением достижения определенных результатов. В оценивании необходимо сравнить настоящие достижения ребенка с теми, которые были у него вчера. Важно, чтобы поощрение было связано с затраченными усилиями школьника. Например: Витя, ты хорошо определяешь согласные и гласные звуки. Молодец. Но в ударении допустил ошибку. Его и будем повторять. Понятно, почему его надо повторять? Ученик соглашается продолжить работу, так как ошибки найдены и указаны.
«Волшебная линеечка». Линеечки могут быть как вертикальными, так и горизонтальными. Если ребёнок считает, что выполнил задание без ошибок – отмечает знаком наверху шкалы, если считает, что были сделаны ошибки – отмечает посередине, если считает, что всё выполнено неверно – отметка делается внизу. Учитель ставит оценку на линеечке другим цветом. При совпадении с ученической оценкой – обводится в кружочек (см. Рисунок 1).
Рисунок 1
На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше оценки ребёнка.
Любому оцениванию с помощью «линеечки» должна предшествовать следующая работа:
- Выбор критерия, по которому оценивается данная работа.
- Самостоятельная работа.
- Сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталон).
- Оценивание.
Для каждой шкалы присваивается свой критерий оценивания. Он определяется совместно с детьми. Например «Правильность», «Аккуратность», «Интересно», «Трудно». Таким образом, задание оценивается по нескольким критериям и линеечек может быть несколько.
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно (см. Рисунок 2)
Рисунок 2
Второй этап – этап формирования действия контроля.
Содержание второго этапа:
- введение алгоритмов;
- сопоставление действий с заданным образцом;
- пооперационный контроль.
Основная задача: научить ребенка сопоставлять действия с заданным образцом по алгоритму. При этом, образец может быть верным и неверным (Авосик, Небойсик). По каждому отдельному способу действий учителем вводятся алгоритмы. В дальнейшем ученики составляют алгоритмы пошаговых действий совместно с учителем.
Так, на уроках обучения грамоте используются алгоритм звукового анализа, алгоритм чтения; на уроках письма – алгоритм списывания слов и выражений, алгоритм записи слов и выражений под диктовку; на уроках математики - алгоритм решения задачи.
Алгоритм записи звуковой модели слова
- В слове «мама» 4 звука
- 2 слога [ма-ма]
- Ставлю ударение на первый слог
- Первый слог [ма]:
[м] – согл., зв., тв.
[ а] – гласн., удар.
- Второй слог [ма]:
[м] – согл., зв., тв.
[а] – гласн. безудар.
Алгоритм чтения слова
- Выделяю гласные буквы
- Делю на слоги
- Читаю по слогам
- Читаю слово целиком
- Читаю с ударением
Алгоритм списывания слов
- Готовлю слово для списывания: выделяю гласные, делю слово на слоги;
- Пишу первый слог проговаривая по слогам;
- Выделяю буквы гласных звуков;
- Определяю слоги;
- Ставлю ударение;
- Выделяю орфограммы;
- Проверяю.
Алгоритм списывания выражений
- Готовлю высказывание для списывания:
- Строю схему высказывания;
- Определяю орфограммы;
- Делю слова на слоги;
- Пишу слова, проговаривая по слогам;
- Проверяю написанное:
- выделяю буквы гласных звуков;
- определяю слоги;
- ставлю ударение;
- выделяю орфограммы;
- Проверяю.
Алгоритм решения задачи
- Выдели условие и прочитай.
- Какой вопрос задачи?
- Какие величины известны?
- Какая величина не известна?
- Составь схему отношения величин
- Объясни, каким действием должна решаться задача?
- Запиши решение.
- Запиши ответ.
При работе с калькой дети учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие. Договариваются о выборе образца для сопоставления (см. Рисунок 3).
Алгоритм:
- Обводим образцы букв через прозрачную кальку
- Пишем букву самостоятельно
- Сравниваем написанную букву через кальку
- Исправляем ошибки (пишем 2 букву)
- Выбираем правильно написанные буквы
- Оцениваем на «волшебной линеечке»
Рисунок 3
Работа по алгоритму используется для пооперационного контроля
Учащиеся отмечают знаком выполненные пошагово действия на шкале линеечки, проверяют свою работу по образцу. Постепенно они переходят от детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Так у них формируются навыки самоконтроля.
Третий этап – этап формирования действия оценки.
На этом этапе предполагается, что ученик учится сравнивать свой ответ с ответом другого, учится оценивать работу другого не столько с точки зрения допущенных недочётов, сколько с точки зрения достоинств выполненной работы. Дети учатся отделять известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом). Оптимальным является оценивание на каждом этапе урока.
Ожидаемые результаты формирования действия контроля и оценки учащихся 1-х классов:
- сравнивают действия и результат с готовым образцом;
- по заданным критериям оценивают свои действия, соотносят свою оценку с оценкой учителя;
- предъявляют на оценку свои достижения по заданному критерию;
- отделяют известное от неизвестного в знаниях (известный способ действия с предметом от неизвестного).
В целом, итогом первого этапа контрольно-оценочной самостоятельности есть выработанные совместные «правила оценочной безопасности». Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке. Это главный дидактический принцип первого этапа начального образования. На последующих этапах начальной школы эта работа будет продолжаться, и совершенствоваться, включаться в состав других действий.
II. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВО II КЛАССЕ
Умение составлять план, или планировать, – одно из наиболее важных регулятивных универсальных действий, необходимость формирования которого у учащихся начальных классов предусмотрена ныне действующим ФГОС НОО.
Действие планирования необходимо ученику для более успешной и результативной организации собственной учебной деятельности. Научить ребенка планировать свою учебную деятельность – значит научить намечать шаги выполнения того или иного задания, разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленных целей с учетом конечного результата.
Планирование – составление плана и последовательности действий (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата). Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением, видеть перспективу в работе, соотносить поставленные цели и предполагаемые результаты (см. Рисунок 4).
Рисунок 4
Младшие школьники не умеют планировать свои действия в ходе решения учебных задач, поэтому выполняют задания не осознанно, механически, что приводит к медленному формировании учебных компонентов.
Поэтому с 1 класса формируем умение планировать через алгоритмизацию, действовать по определенным правилам - алгоритмам, которые представляют собой четкие действия.
Алгоритм – это план решения задачи или достижения цели. Алгоритм состоит из отдельных шагов. Каждый шаг содержит одну команду. Набор команд, понятных исполнителю, называется системой команд исполнителя.
Алгоритм – это порядок действий в программе. Алгоритм – это последовательность действий, ведущая к поставленной цели. Алгоритм указывает точную цепочку действий.
Таблица 1. Виды алгоритмов
Последовательный (линейный) | это простейший по структуре алгоритм, в котором действие выполняются последовательно друг за другом. |
Разветвленный | это алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов (если, то). |
Циклический | это алгоритм, в котором некоторые действия могут выполняться многократно. Примером циклического алгоритма является алгоритм письменного сложения нескольких пар многозначных чисел (если еще есть пары, тогда алгоритм пошел, иначе – закончен). |
Алгоритм указывает точную цепочку действий, умение планировать, предполагает сформированность системы умственных действий, которые помогают отыскать общий подход к выполнению широкого круга заданий.
Приемы построения алгоритмов:
приемы, на основе которых построение осуществляется путем «восхождения» к алгоритму от решения частных задач;
приемы, на основе которых построение алгоритма осуществляется путем «развития» его «вглубь» и выявления все более частных задач его особенностей.
Нами были изучены методические особенности применения алгоритмов в начальной школе с целью формирования УУД, определены сущность понятия «алгоритм», основные виды, приемы алгоритмов, используемые на уроках.
Обучение алгоритмам можно проводить различными способами.
1 способ – дать учащимся алгоритмы в готовом виде и научить их применять – продвигаться от этапа к этапу и приходить к намеченному результату, а затем закреплялись во время упражнений. Чаще данный способ применялся в 1 классе. Когда же принцип алгоритмизации материала становится понятен ученикам, можно переходить к следующей ступени работы с алгоритмами.
1 способ. Сообщение учащимся готового алгоритма
Алгоритм чтения:
- Ставлю точки под буквами гласных звуков
- Делю слово на слоги
- Выделяю ударный слог
- Читаю первый слог …
- Читаю второй слог …
- Читаю всё слово …
2 способ – составление и запись алгоритма, шаг за шагом, «открывался» самими учащимися. Учитель организовывает деятельность так, что ученики сами выводят план действий, разрешающий возникшее затруднение. Этот способ, наиболее ценный и используется, начиная со 2 класса. Данный способ проходит 3 этапа работы. Вы их видите на слайде.
2 способ. Подведение учащихся к самостоятельному открытию алгоритма
- Даю 3 однотипных задания (два на известное правило, а третье – на незнакомое).
- Возникла проблема! Разбираемся, как каждый учащийся пришел к такому результату. Ученик говорит, как работал, комментирует свои шаги-действия. (учитель фиксирует на доске)
- На примере учащегося, выполнившего правильно все действия, выясняем, как он выполнял (ученик оперирует фактами: законами, свойствами, правилами)
- Если нет правильных вариантов, задаю наводящие вопросы и подвожу к нужному варианту.
- Все ответы учащихся фиксирую на доске, учащиеся комментируют свои действия. (Это про что? Как это понял учащийся? А ты это так понял?)
В результате такой работы на доске появляется оформленный алгоритм выполнения 3 задания в виде текста, схемы, таблицы и др.
На уроках алгоритмы используются часто, практически на каждой теме. Ребята должны понять и знать, зачем нужен алгоритм работы, чем он помогает в практической деятельности.
При составлении алгоритмов можно использовать различные приемы работ:
- подбор различных примеров;
- совместное составление алгоритма;
- «продолжение» алгоритма;
- составление алгоритма учащимися из предложенных этапов;
- восполнение недостающего звена алгоритма;
- определение ошибки в составленном алгоритме;
- полностью самостоятельное составление алгоритма.
Для закрепления, во время выполнения каждого упражнения, необходимо добиваться проговаривания вслух каждого «шага» алгоритма, в процессе которого ученик учится контролировать свои действия и одновременно происходит формирование действий во внешней речи.
Использование в учебной деятельности алгоритмов позволяет учащимся начальных классов реализовывать предметные и метапредметные результаты, такие как:
- учиться рассуждать, переносить общие суждения на частные;
- развивать речь;
- последовательно, грамотно излагать применяемые знания;
- ускорить осознание изучаемого материала;
- увеличить количество тренировочных упражнений;
- больше времени уделять самостоятельной работе;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- формирование саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствия;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- самостоятельный поиск необходимой информации при работе со схемами;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления.
Нами, учителями вторых классов, рассмотрены учебники начальной школы разных программ на включение в них алгоритмов в соответствии с ФГОС НОО, разработаны и систематизированы алгоритмы по изучаемым темам, разделам учебников 2 класса.
Умение планировать через алгоритмизацию, действовать по определенным правилам – алгоритмам - станет залогом успешной работы учителя по формированию у учащихся не только предметных, но и универсальных учебных действий. Систематическая и поэтапная работа с алгоритмами, планирование своих действий, позволяет учащимся стать организованными и самостоятельными, сознательно ставить цель своей деятельности, продумывать шаги по ее реализации, контролировать, корректировать процесс и оценивать результат.
Таблица 2. Использование алгоритмов на уроках математики
№ | Тема | Алгоритм |
Сложение двузначных чисел без перехода через разряд | Читаем выражение, записываем. Подчеркиваем единицы одной чертой, десятки – двумя. Складываем единицы. Складываем десятки. Читаем ответ. | |
Алгоритм сложения с переходом через десяток | Читаю пример: первое слагаемое … второе слагаемое … Нахожу число, которое дополнит первое слагаемое до 10. Это число … Разбиваю второе слагаемое на 2 части … и … Дополняю первое слагаемое до 10 и прибавляю оставшиеся единицы: 10+ … Читаю ответ … | |
Алгоритм вычитания с переходом через десяток | Читаю пример: уменьшаемое … вычитаемое … Уменьшаем уменьшаемое до 10. Это число … Разбиваю вычитаемое на 2 части … и … Уменьшаю уменьшаемое до 10 и вычитаю оставшиеся единицы: 10- … Читаю ответ … | |
Алгоритм решения уравнения | Прочитай уравнение Установи, какой компонент неизвестен Вспомни правило, как найти значение неизвестного Найди значение неизвестного Оформи решение Сделай проверку Запиши ответ | |
Алгоритм на порядок действий | Сначала в скобках посчитай, Потом вернись в начало – дели и умножай, И, наконец, сложи или вычитай. Порядок действий: Выполняем действия в скобках. Возвращаемся к началу выражения. Выполняем действия умножения и деления (по порядку слева направо) Возвращаемся к началу выражения. | |
Алгоритм решения задачи | Прочитай текст Анализ текста: 2.1. О чём говорится в задаче? 2.2. Сколько объектов в задаче? 2.3. Выдели все известные величины 2.4. Выдели неизвестную величину Нарисуй модель (схему, чертеж, таблицу) Составь план решения задачи Реши задачу Напиши ответ | |
Алгоритм нахождения периметра | Измерь длину Измерь ширину Найди сумму всех сторон фигуры Напиши ответ |
Таблица 3. Использование алгоритмов на уроках русского языка
№ | Тема | Алгоритм | ||
Алгоритм правописания безударных гласных в корне слова | 1 шаг – произнесём или прочитаем слово; 2 шаг – поставим ударение; 3 шаг – выделим корень; 4 шаг - если в корне есть безударный гласный звук, подберём проверочное слово; 5 шаг – вставим букву; 6 шаг – обозначим орфограмму. | |||
Алгоритм как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце | 1 шаг - произношу слово. 2 шаг - прислушиваюсь: есть ли шипящий согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю часть речи. 3 шаг - если это имя существительное, то определяю род. 4 шаг - делаю вывод. 1) Если это имя существительное женского рода, то после шипящего пишу ь. 2) Если это имя существительное мужского рода, то после шипящего ь не пишу. | |||
Алгоритм списывания предложения | Прочитай предложение по слогам. При этом выделяй слоги карандашом. Проверь, все ли слова предложения ты запомнил. Составь слоговую модель предложения. Подчеркни карандашом орфограммы (то есть – правила) и прочитай по слогам, выделяя голосом слоги с орфограммами. Повтори предложение точно так же по слоговой модели. Запиши предложение по памяти, диктуя его по слогам и выделяя голосом слоги с орфограммами. Прочитай записанное предложение, выделяя каждый слог и проверяя, не пропустил ли ты в нем какие-нибудь буквы или слоги. Подчеркни в своей записи орфограммы и сравни их с орфограммами в образце. | |||
Алгоритм нахождения главных членов предложения | 1 шаг: О ком или о чём говорится в предложении? 2 шаг: Слово ________ подчеркиваю одной чертой. 3 шаг: Ставлю вопрос к слову ________– кто? или что? ____________ – это подлежащее. 4 шаг: О ________ что сказано? 5 шаг: Слово _________ подчеркиваю двумя чертами. 6 шаг: Ставлю вопрос к слову ______– что делают? Это сказуемое. 7.шаг: _________ __________– это главные члены предложения или основа предложения. | |||
Алгоритм проверки парных звонких/ глухих согласных на конце слова | 1 шаг - произнеси проверяемое слово. 2 шаг - есть ли на конце слова звуки [п],[ф],[к],[т],[с] или [ш] | |||
Да: нужно проверять | Нет: проверять не нужно | |||
3 шаг - измени слово так, чтобы после согласного был гласный | ||||
Слышится звонкий | Слышится глухой | |||
4 шаг | ||||
Пиши букву б, в, г, д, з или ж | Пиши букву п, ф, к,т, с или ш | |||
Алгоритм как писать слова с безударной гласной в корне | Найди корень слова Поставь ударение Ударение падает на гласную в корне ? | |||
ДА | НЕТ | |||
Пиши слово с этой гласной, подбери проверочное слово Удалось подобрать? | ||||
ДА | НЕТ | |||
Пиши слово с этой гласной | Посмотри в словарь |
Таблица 4. Использование алгоритмов на уроках окружающего мира
№ | Тема | Алгоритм |
Алгоритм признаков объектов живой природы | движение; питание; дыхание; рост и развитие; размножение; прекращение жизнедеятельности. | |
Алгоритм наблюдения за сезонными изменениями в природе | погода; одежда; птицы; животные; труд взрослых; детские забавы | |
Алгоритм наблюдения за погодой и ее состоянием | температура воздуха; состояние облачности; осадки; виды облаков; направление и сила ветра; | |
Алгоритм работы с картой | прочитай название карты (в нем содержится информация о территории, изображенной на карте и времени, к которому относится изображение); ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволяют тебе прочитать информацию о данной карте); чтение информации карты начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким. | |
Алгоритм различения группы животных по их внешним признакам | количество ног; тело покрыто чем; дыхание; клюв; крылья; потомство. | |
Алгоритм различения группы растений по их внешним признакам | Что это? Высота Назови части растения (корень, стебель какой (ствол, стволики) Форма листьев Есть ли цветки? Плод Внешний вид. | |
Алгоритм работы с компасом | Компас необходимо держать подальше от металлических предметов и электронных приборов. Установить компас на ровную горизонтальную поверхность. Оттянуть предохранитель. Дождаться, когда стрелка остановится, и осторожно поворачивать компас, так чтобы синий конец стрелки оказался против буквы С, красный против Ю. Синий конец стрелки покажет на север, а красный конец стрелки – на юг. Закрыть предохранитель. | |
Алгоритм названия причины изменений в живой и неживой природе в разное время года | а) земная ось имеет _________; б) ось вращения Земли направлена на __________ звезду; в) Земля освещается _________. |
III. СИСТЕМА КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
В III КЛАССЕ
В системе контрольно-оценочной самостоятельности в третьих классах добавляется понятие «критерий».
Под понятием критерий мы понимаем, что это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Критерий – это мерило суждения, оценки.
При выработке критериев мы основывались на понимании о том, что формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся на уроках в 3 классе основывается на разработке алгоритма, где мы пошагово определяем ход действия, операции.
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к конечному результату.
На основании алгоритма учащиеся вырабатывают критерии для оценивания результатов учебной деятельности. При этом оценивание происходит по параметрам «усвоил – не усвоил», «умею - не умею», в конечном счете, учащийся должен определить для себя «знаю – не знаю». И только после этого он соотносит свои знания и умения с получаемой отметкой. Он получает возможность обосновать полученную отметку.
При составлении алгоритма и критерии для контрольно-оценочной самостоятельности мы выделяем три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе мы:
- систематизируем изучаемый учебный материал в Рабочих программах;
- изучаем учебник.
На основном этапе отрабатываем:
- Усвоение действия алгоритмизации посредством:
- открытия нового способа действия;
- составления алгоритма (обязательным условием является выражение действия в словесной форме);
- умения выполнять все свои действия в соответствии с алгоритмом.
- Умение переводить алгоритм (действия) в словесную форму (Отсюда вытекают критерии самоконтроля и оценки).
На заключительном этапе учащиеся на основе самоконтроля оценивают свои умения и знания, т.е. на данном этапе учащиеся демонстрируют:
- умение разворачивать признаки;
- умение самостоятельно составлять критерии и расчленять его на простые составные действия;
- умение следовать составленным критериям.
Таким образом, у учащегося формируется представление о своих возможностях и умениях. Он научается не ориентироваться на количественную оценку (отметку), а учится обосновывать свои действия, планировать свою деятельность, направлять свою познавательную активность и т.д.
Выработка алгоритмов и критериев позволяет:
- выстроить индивидуальный образовательный маршрут учащегося;
- контролировать и управлять своими знаниями и умениями;
- самое главное, увидеть результат деятельности.
В конечном счете, алгоритмизация и выработка критериев для контроля и оценки выступают одним из эффективных инструментов для развития «умения учиться».
Таблица 5. Алгоритм и критерии по математике
По математике основные разделы 3 класса представлены следующими темами:
- Нумерация многозначных чисел.
- Вычислительные навыки.
- Свойства умножения.
- Площадь прямоугольника.
- Умножение и деление на 10, 100, 1000 и т.д.
- Уравнения. Способы решения уравнений.
- Величины.
- Решение задач
Алгоритм | Критерии |
Нумерация многозначных чисел | |
Алгоритм чтения чисел:
- Миллионы, тысячи, единицы -
- сотни, десятки, единицы -
Алгоритм записи чисел:
Алгоритм сравнения чисел:
| Знаю:
Умею:
|
Сложение и вычитание многозначных чисел | |
Алгоритм письменного сложения многозначных чисел:
|
|
Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел:
|
|
Деление с остатком | |
Алгоритм деления с остатком:
|
|
Порядок выполнения действий | |
Правила, определяющие порядок выполнения действий в выражениях без скобок:
Правила, задающие порядок выполнения действий в выражениях со скобками:
|
|
Письменное умножение многозначных чисел на однозначное | |
Алгоритм письменного умножения:
|
|
Письменное деление многозначных чисел на однозначное | |
Алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначное:
|
|
Меры времени | |
Алгоритм сложения и вычитания величин:
|
|
Площадь прямоугольника | |
Алгоритм вычисления площади прямоугольника:
|
|
Уравнения | |
Алгоритм решения сложного уравнения:
Алгоритм решения простого уравнения:
|
|
Таблица 6. Алгоритм и критерии по русскому языку
По русскому языку в третьем классе центральным языковым разделом является «Морфология». Основными задачами при изучении частей речи являются:
- формирование умения опознавать каждую часть речи;
- умение подвести под понятие не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу грамматических признаков, в частности, по особенностям изменения.
Алгоритм | Критерии | |||||
Имя существительное | ||||||
Алгоритм определения имени существительного:
Алгоритм определения рода имен существительных:
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе. Алгоритм определения числа имени существительного:
«много домов» – «один дом» 3.знаем, что при изменении существительного по числам изменяется его окончание. Чтобы определить начальную форму существительного нужно:
|
| |||||
Падеж имен существительных | ||||||
Алгоритм определения падежа имени существительного:
Пример: В дупле жила белка.
|
| |||||
Склонение имен существительных | ||||||
Алгоритм определения склонения имён существительных
Пример: Туристы жили в палатке.
|
| |||||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | ||||
женский и мужской род | мужской род и средний род | женский род | ||||
окончания -а,-я | нулевое окончание и окончания – о, - е. | нулевое окончание | ||||
земля, вода, юноша, дядя | конь, поле, дерево | ночь, вещь. | ||||
Морфологический разбор имени существительного | ||||||
4. Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении) |
| |||||
Имя прилагательное | ||||||
Алгоритм определения имени прилагательного:
Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного
м. р. – ый, - ий, - ой ж. р. – ая, - яя ср. р. – ое, - ее Помни: род имен прилагательных определяется только в единственном числе. |
| |||||
Окончание имен прилагательных | ||||||
Алгоритм определения окончания имен прилагательных:
|
| |||||
Морфологический разбор имени прилагательного | ||||||
Алгоритм разбора имени прилагательного
|
| |||||
Глагол | ||||||
Алгоритм определения глагола:
Чтобы определить число глагола:
|
| |||||
Неопределенная форма глагола | ||||||
1 алгоритм
Читать, нести. 3. Помним, что в неопределённой форме глагола после буквы ч пишется мягкий знак: увлечь, увлечься; беречь, беречься. 2 алгоритм
Например: догоняли, догнали.
Что сделали? Догнали
|
| |||||
Времена глагола | ||||||
Алгоритм определения времени глагола
Не придает глаголу отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно.
|
| |||||
Глаголы в настоящем времени | Глаголы в прошедшем времени | Глаголы в будущем времени | ||||
отвечают на вопросы Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают? | Отвечают на вопросы Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? | Отвечают на вопросы Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать? | ||||
Можно отличить по суффиксу –л- | ||||||
Спряжение глаголов | ||||||
Алгоритм написания безударных личных окончаний глагола.
2 спряжение – все глаголы на –ить, кроме брить, стелить и 11 глаголов-исключений (гнать, держать, зависеть, видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, терпеть, дышать, слышать, вертеть)
1 спряжение – все остальные глаголы
|
| |||||
Спряжение глаголов | ||||||
Алгоритм определения спряжения глаголов 1. Поставь ударение. 2. Если ударное, выдели его и определи спряжение. 3. Если безударное, поставь глагол в неопределённую форму того же вида и примени правило. (Несовершенный вид – что делать?, совершенный вид – что сделать?) |
| |||||
Лицо | Ι спряжение | ΙΙ спряжение | ||||
ед.ч. | мн.ч. | |||||
Ι | У(Ю) | ЕМ | ||||
ΙΙ | ЕШЬ | ЕТЕ | ||||
ΙΙΙ | ЕТ | УТ(ЮТ) | ||||
Неопределённая форма | АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ. | ИТЬ | ||||
Глаголы-исключения | Брить, стелить, зиждиться. | На АТЬ (Гнать, держать, дышать, слышать). На ЕТЬ (Зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть). | ||||
Спряжение глаголов | ||||||
Алгоритм определения спряжения глагола Первый этап 1. Поставь глагол в форму 3 лица множественного числа. 2. Определи окончание: * если окончание ударное, то запомни, что окончание ут (ют) ат (ят) указывает на то, что перед тобой глагол I спряжения II спряжения * если окончание безударное, то переходи ко второму этапу. Второй этап 1. Поставь глагол в неопределенную форму. 2. Определи суффикс, который стоит перед суффиксом –ть. Запомни, что если перед –ть стоит суффикс -а-, -у-, -я-, -е-, -о- -и- то перед тобой глагол I спряжения II спряжения Зная спряжение глагола, ты правильно напишешь его личное окончание! У глаголов существуют такие личные окончания: |
знаю, что если в предложении нет подлежащего, и вопрос к глаголу поставить нельзя, значит, этот глагол стоит в форме 3-го лица ед. ч. И пишется без мягкого знака | |||||
Число | Лицо | I спр | II спр | |||
Ед.ч | 1 2 3 | у (ю) ешь ет | у (ю) ишь ит | |||
Мн.ч. | 1 2 3 | ем ете ут (ют) | им ите ат (ят) | |||
Морфологический разбор глагола | ||||||
Алгоритм разбора глагола:
4. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
умею осуществлять морфологический разбор глагола. | |||||
Личные местоимения | ||||||
Алгоритм определения местоимения:
Алгоритм разбора личных местоимений:
|
|
Таблица 7. Алгоритм и критерии по окружающему миру
Новые знания и умения по предмету окружающий мир вырабатываются на разделах «Организм человека», «Природная зона. Ознакомление с природными зонами России»
Алгоритм | Критерии |
Организм человека | |
|
|
Органы чувств | |
|
|
Глаза – орган зрения | |
Вспомогательные системы: брови, веки и ресницы Оболочки: белочная, сосудистая, сетчатка Оптическая система:
3. Основные правила гигиены и уход за ними |
|
Опора и движение | |
Скелет. 1) Перечислять из каких частей состоит скелет человека; 2) Мышцы. Рассказать о значении мышц для человека; 3) Рассказать о роли опорно-двигательной системы в организме человека; Какие функции выполняет? |
|
Природные зоны. Ознакомление с основными природными зонами России | |
|
|
Арктическая природная зона | |
| - умею характеризовать арктическую природную зону по животным и растениям, по типу питания, анализировать схемы цепей питания, обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе - умею доказывать, использую свои знания и рисунок учебника, что растения растут именно в данной природной зоне |
Природная зона тундры | |
|
|
Природная зона тайги | |
|
|
Зона смешанных и широколиственных лесов | |
|
|
Степная зона | |
|
|
Субтропическая зона России | |
|
|
Зона пустынь и полупустынь России | |
|
|
IV. ОЦЕНКА УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
В IV КЛАССЕ
В 4 классе в системе контрольно-оценочной самостоятельности появляется понятие «контроль и оценка уровня усвоения программного материала».
Контроль - умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.
Самоконтроль ученика предполагает:
- умение оценивать свою работу адекватно;
- умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;
- умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям;
- умение самостоятельно составлять проверочные задания;
- разрабатывать алгоритм проверочного действия.
Оценка (имеется в виду рефлексивная) – это установление границ между собственным знанием и незнанием
Этап усвоения программного материала начинается после формирования критериев оценки и контроля, где структурно мы выделяем три этапа формирования контрольно-оценочной деятельности в процессе учебной деятельности:
- Освоение способа действия
- Отработка умений.
- Применение знаний и умений в практических ситуациях (задача, работа с текстом, с информацией).
Освоение способа действия начинается с разработки листа самооценки (см. Таблицу 8).
Раскроем содержание учебной деятельности на примере темы «Спряжение глаголов». Тема «Глагол» изучается в третьем классе и у учащихся 4-х классов должны быть уже сформированы следующие базовые умения и навыки:
- Умение ставить вопрос.
- Умение определять время, лицо, число.
- Умение ставить глагол по вопросу в неопределенную форму.
Таблица 8. Лист самооценки (прогностический контроль) по теме «Спряжение глагола»
Базовые умения и навыки, необходимые для усвоения нового учебного материала | Оценивание (+,?) | План действий (упражнения на отработку) | Цель и задачи |
Умею ставить вопрос | + | Упр. 417, 419 | Совершенствовать |
Умею определять время | + | Карточки | Совершенствовать |
Умею определять лицо | ? | Карточки | Отработать |
Умею определять число | + | Упр.415 | Совершенствовать |
Знаю о неопределенной форме | +? | Карточки | Отработать |
Умею по вопросу глагола ставить его в неопределенную форму | +? | Карточки | Отработать |
Мы фиксируем данные базовые умения на первом столбике таблицы.
Далее во втором столбике учащиеся ставят знаки «+» и «?», тем самым обнаруживают свои знания, либо выражают свои сомнения.
Важным этапом заполнения листа самооценки является разработка плана действия. На этом этапе мы изучаем упражнения учебника и рабочей тетради и ранжируем их по выявленным умениям. Возможны следующие варианты решения:
- Учитель, совместно с учащимися, выбирает упражнения для отработки базовых умений.
- Ученик самостоятельно выбирает себе упражнения.
Одним из эффективных средств обучения на данном этапе являются карточки. Каждый учащийся самостоятельно в рамках домашней работы разрабатывает карточки и вопросы. На уроке мы делимся с карточками по тем критериям, где мы «сомневаемся» (см. Таблицу 9).
Таблица 9. Составление карточек для закрепления базовых знаний и умений
Уровни | Характеристика | Результат |
1 уровень | Составляет карточки для закрепления базовых знаний и умений с помощью учебника | Упражнения по одному-двумя критериям. Ставит вопросы на знание правил |
2 уровень | При составлении карточек для закрепления базовых знаний и умений привлекает дополнительный материал | Задания с опорой на алгоритм. Задает вопросы относительно усвоения алгоритма действий |
3 уровень | Составляет карточки для закрепления базовых знаний и умений самостоятельно | Схемы, таблицы. Задает вопросы относительно способов действий |
Задача учащегося – узнать, правильно ли составлено задание, сколько в нем критериев и решить учебную задачу в карточке. Таким образом, мы осуществляем такие формы контроля как самоконтроль и взаимопроверка.
По итогам самооценки идет целеполагание. В процессе усвоение нового материала, на что должен обратить внимание учащийся, какие умения ему необходимо совершенствовать, какие отработать.
Учащимся наравне с листами самооценки выдаются и характеристики по уровням для ориентации в способах достижения целей и постановки задач, ходов действий. К примеру:
1 уровень – ребенок составил карточки на основе учебника и включил упражнения с 1-2 критериями;
2 уровень – привлек дополнительный материал;
3 уровень – придумал самостоятельно и отразил все критерии оценки.
Таким образом, создается стимул для саморазвития, для того, чтобы у ребенка выработался интерес, желание повысить свой предыдущий уровень.
В начале, когда учащиеся только начинают осваивать такой способ контроля и оценки, учителю необходимо самому представить учащимся базовые упражнения для отработки.
Для коррекции тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, можно предложить учащимся самостоятельно разработать карточки с заданиями для друга.
В ходе выполнения обязательного минимума программного материала, учащиеся разрабатывают критерии оценки достижений освоения программного материала на основе алгоритма. Таким образом, этап заканчивается выработкой алгоритма решения учебной проблемы.
Отработка умений. Инструментом контроля и оценки на следующем этапе – этапе отработки умений выступает лист достижений. Выполняя обязательные упражнения на основе алгоритмов, мы вырабатываем критерии оценки умения по новой теме. Критерии позволяют пошагово (т.е. пооперационно) определяют степень усвоения учебного материала (см. Таблицу 10)
Задания и упражнения отбираются по тому же принципу, как и на первом этапе усвоения. Здесь необходимо учителю контролировать объем упражнений. Кто-то может взять непосильную работу, а кто-то, наоборот, облегчил себе задачу. Важным моментом является проверка адекватности самооценки. Действительно ли оценка соответствует возможностям учащихся.
Таблица 10. Лист достижений (пооперационный контроль)
по теме «Спряжение глагола»
Алгоритм | Критерии | Оценивание (+,?) | План действий (упражнения на отработку) | |||
8.02 | 13.02 | 16.02 | Базовый | Повышенный | ||
Убедись, что глагол в настоящем или будущем времени | Умею определять время глагола | ? | + | + | Упр.417, 419 | |
Задай вопрос к глаголу, а по его подсказке - вопрос неопределенной формы | Знаю вопросы неопределенной формы | + | + | + |
| Р/т 454-455 |
Поставь глагол в неопределенную форму | Умею ставить глагол в неопределенную форму | ? | +? | + | Карточки |
|
Вспомни или выясни букву в суффиксе перед ть. | Умею находить глагольный суффикс перед –ть | + | + | + |
| Р/т 489-491 |
Реши, на что неопределенная форма оканчивается и не относится ли глагол к исключениям. | Знаю глаголы-исключения
| +? | +? | + | Упр. 420-428 |
|
Определи спряжение. | Умею определять спряжение | +? | +? | + |
|
|
Исходя из количества уроков, мы предусматриваем промежуточные контрольные уроки, где можем увидеть свое развитие.
Следующая особенность этого этапа в предоставлении заданий с учетом уровней – базовый и повышенный. На начальном этапе КОД учитель сам может предложить задания, но в процессе учащиеся сами могут составить план отработки умений и знаний, определять сложность заданий (см. Таблицу 11).
Рассмотрим более подробно учебные задания по уровням:
Базовый. Включает учебные задания, направленные на усвоение алгоритма. К примеру:
- Запишите глаголы в неопр. форме
- Напишите глаголы во 2-м лице ед.ч.
- Спишите. Определите спряжение, лицо и число глаголов
Повышенный – это учебные задания, направленные на развитие творческих способностей. Например,
- Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
- В каждое предложение напишите подходящие по смыслу глаголы-синонимы настоящего или будущего времени
- Придумайте и запишите рассказ из 5-6 предложений: по одному с глаголом-исключением II спряжения. Глаголы должны быть в настоящем или будущем времени. Используйте разные лица и числа.
Таблица 11. Уровни заданий для усвоения программного материала
по теме «Спряжение глагола»
Уровень | Характеристика | Примеры заданий по разделу «Глагол» |
Базовый | Учебные задания, направленные на усвоение алгоритма |
|
Повышенный | Учебные задания, направленные на развитие творческих способностей |
|
Этот этап заканчивается словесным алгоритмом и показом нескольких способов решения учебной проблемы, моделированием (см. Таблицу 12).
Таблица 12. Оценивание и контроль (рефлексивный контроль)
Уровень | Характеристика | Результат |
Первый | Действует согласно алгоритму. Умеет оценивать себя по готовым критериям. | Составление алгоритма |
Второй | Умеет планировать. Умеет сам составлять критерии на основе алгоритма. | Показ нескольких способов решения проблемы |
Третий | Умеет прогнозировать. Умеет сам вырабатывать новые способы действия. | Моделирование |
Маршрутный лист. Он выдается на самом начале этапе. Отражает весь ход усвоения нового учебного материала. На этом листе мы видим всю картину работы по всем трем этапам, знаем куда идти, можем предположить возможный ход своего развития, планировать, ставить цели. К примеру, учащийся, обнаруживающий у себя второй уровень, определяя следующие шаги, выйти на уровень выше, стремится усложнять свою работу, дополнительно заниматься (см. Рисунок 5)
Рисунок 5
Таким образом, содержание контрольно-оценочной деятельности в процессе усвоения и развития программного материала мы можем представить следующим образом (см. Таблицу 13).
Такая система формирования контрольно-оценочной деятельности у учащихся показывает хорошие результаты, дети включены в образовательный процесс, это сказывается и на качестве знаний и умений, позволяет обучать ребенка критически относиться к информации, понимать логику изучения материала, переориентировать контроль с конечного результата на процесс познания, осуществлять анализ собственной деятельности и ее результатов.
Возможным условием может стать и отказ от обязательных домашних заданий. План действия по усвоения нового материала позволяет учащимся самим решать, контролировать объем учебного материала.
Таким образом, контрольно-оценочная деятельность в 4-м классе направлена на формирование:
умения расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе;
умений планировать свои действия, направленные на устранение пробелов знаний и умений или их совершенствование;
умений определять границы своих возможностей.
Таблица 13. Содержание контрольно-оценочной деятельности в процессе усвоения и развития программного материала
Этапы | Уровни контроля | Оценка | Форма контроля | Оценка |
Освоение способа действия | Лист самооценки (прогностический контроль) | Действует согласно алгоритму. Умеет оценивать себя по готовым критериям | Составление карточки | Уровень самостоятельности Умение составлять задания с несколькими критериями Умение ставить вопросы по содержанию темы |
Отработка умений и навыков | Лист достижений (пооперационный контроль) | Умеет планировать Умеет сам составлять критерии на основе алгоритма | Подбор заданий для отработки | Умение подбирать задания по критериям Умение определять сложность заданий Умение планировать свои действия по срокам выполнения |
Применение знаний и умений в практических ситуациях | Контроль и оценивание результатов (рефлексивный контроль) | Умеет прогнозировать Умеет сам вырабатывать новые способы действия | Заполнение маршрутного листа | Желание выйти на другой уровень Умение ставить цели и задачи деятельности Знание способа достижений цели деятельности |
Таблица 14. Контрольно-оценочная система по темам
«Имя существительное», «Имя прилагательное»
Алгоритм «Как проверить безударное падежное окончание имени существительного 1 способ
|
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных единственного числа.
О мякот.., по пустын.., на параход.., от радост.., из берлог.., к побед..., для библиотек.., на горизонт.., об осен.., по горст.., о мыш..., о капел.. 2. Запишите слова в два столбика по окончаниям. На ладон.., на топол.., от бол.., по комнат.., о геро.., до полк.., в деревн.., в конкурс.., в зелен.., от радост.., о молодеж.., на свиристел.. |
Алгоритм «Как проверить безударное падежное окончание имени существительного» 1 способ
2 способ. Безударные окончания существительных I и II склонения
|
| Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч.. К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
|
Учителем дается инструкция
| Высокий уровень достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. |
Пойти к директор…, заниматься географи…, проверить знани…, учительница истор…, преподавать географ… .
|
Алгоритм действий определения родовых окончаний имен прилагательных
|
| 1 задание. Согласуйте прилагательные с именами существительными. Арбуз (по вкусу); карандаш (по цвету); хлеб (по качеству); Примерные словосочетания: Арбуз сладкий, карандаш синий, платье шёлковое, человек высокий. 2 задание. Списать вставить пропущенные окончания имён прилагательных, выделить окончание. Домаш..очаг, ближн… деревня, осенн.. день, зимн.. пальто, богат… человек, замёрзш.. озеро. |
Способы определения родовых окончаний имен прилагательных.
|
| Задание:
|
Учителем дается инструкция
| Высокий уровень достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. | Составьте сложные имена прилагательные и подберите к ним имена существительные трех родов и множественного числа.
|
Алгоритм определения падежа имен прилагательных
|
| Задание. Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания. Наступила зима с трескуч. морозами, с глубок. сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в тяжел. , снегов. шубы. До самых бровей нахлобучила им белоснежн. шапки. Синий (цветок, лента, небо)
|
Способы определения падежа имен прилагательных
|
| Изменение имен прилагательных по падежам. Записать. Подчеркнуть прилагательные, поставить к ним вопрос. Обозначить падеж прилагательного, выделить окончание. На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знатный человек по имени Байбори. После посещения святых мест у него родился сын. Счастливый отец устроил невиданный той. Бескрайняя степь гудела от огромного количества гостей |
Учителем дается инструкция
| Высокий уровень достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. | Творческая работа «Даём объявление» - У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Это собака, кошка или попугай. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся (команды пишут объявление о пропаже). |
Алгоритм определения безударных окончаний имен прилагательных. Правила: Чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо:
|
|
Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда.
Родной (город, страна, село) Лесной (край, поляна, озеро) |
Способы определения безударных окончаний имен прилагательных. 1 способ.
2 способ Определяю безударных окончаний имен прилагательных с помощью слова помощника, в котором ударение падает на окончание. |
| Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными. Обозначь падеж, выдели окончание. Засыпаны снегом …………… березки. Трещат от .................морозов ……… стволы. Их ………………. ветви похожи на ……………….... кружева. Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование действий контроля и оценки у младших школьников.
Контроль - выявление, установление и оценивание знаний учащихся....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Данная статья рассматривает проблему формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка у учащихся 1 класса. Авторами анализируется ситуация с мониторингом сформированности УУД младш...
Статья "Формирование действий контроля и оценки у младших школьников"
В статье рассматриваются методические подходы к формированию на уроках и во внеурочной деятельности УУД, в частности регулятивных учебных умений: действий контроля и оценки у младших школьников....
Доклад по теме "Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе"
В этом докладе описываются этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаю...
Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование универсальных учебных действий контроля и оценки
В данной статье затрагивается проблема формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. Решение заявленной проблемы предлагается через совершенствование навыка выраз...
Статья "Формирование действий контроля и оценки"
В статье указаны этапы формирования действий контроля и оценки, приёмы работы по формированию оценочной самостоятельности учащихся 1- 4 кл....