Программа "Конструирование и моделирование из бумаги."
материал по технологии (2 класс)
Айрис-фолдинг – удивительная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Достигается этот необычный эффект путем складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали.
Техника айрис-фолдинг довольно проста и доступна каждому. На основе из картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры и с оборотной стороны заполняется полосками бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается плотной бумагой.
Актуальность программы обусловлена потребностью в людях, способных творчески мыслить, искать пути решения тех или иных задач, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружковая работа по технологии | 50.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации
Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Балаково Саратовской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании Педагогического совета МАОУ СОШ №3 Протокол № 6 от 01.03.2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» ___________ О.А. Руфина Приказ МАОУ СОШ № 3 от 02.03.2022 г. № 59 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
«КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ. АЙРИС-ФОЛДИНГ»
(техническая направленность)
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации программы: 1 месяц
Автор-составитель:
Синицына Л.Ю.
педагог дополнительного образования
г. Балаково – 2022 г.
Структура ДООП
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
- Пояснительная записка 3
- Цель и задачи программы… 5
- Планируемые результаты 5
- Содержание программы… 7
- Формы аттестации и их периодичность… 9
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Методическое обеспечение… 10
- Условия реализации 10
- Календарный учебный график 11
- Оценочные материалы 11
- Список литературы 12
Приложение 13
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструирование и моделирование из бумаги. Айрис-фолдинг» разработана с учетом документов нормативной базы ДООП: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 года); Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от 21.05.2019 г. № 1077, с изменениями от 14.02.2020 года, от 12.08.2020 года); Санитарные правила 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).
Дополнительная общеобразовательная программа «Конструирование и моделирование из бумаги. Айрис-фолдинг» относится к общеразвивающим программам, имеет техническую направленность, разработана для детей 7-10 лет.
Айрис-фолдинг – удивительная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Достигается этот необычный эффект путем складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. На первый взгляд необычное название этой техники объясняется достаточно просто – работы, выполненные с ее применением, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание».
Техника айрис-фолдинг довольно проста и доступна каждому. На основе из картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры и с оборотной стороны заполняется полосками бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается плотной бумагой.
Актуальность программы обусловлена потребностью в людях, способных творчески мыслить, искать пути решения тех или иных задач, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста.
Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях по конструированию. Занятия конструированием и моделированием из бумаги вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентировке на требования времени и общества в расширении кругозора учащихся, в возможности получить непосредственное знание основ конструирования и моделирования. Занятия по программе «Конструирование и моделирование из бумаги. Айрис-фолдинг» дают возможность развития пространственного и логического мышления, инициативы ребенка.
Отличительные особенности.
Анализ программ данной направленности: «Айрис-фолдинг» МБУ ДО «Центр внешкольной работы им. И.А. Альбицкого» п. Мстера Вязниковского района Владимирской области; «Чудеса бумагопластики» МУДО «Центр детского творчества», г. Волгоград позволил выявить следующие отличительные особенности представленной программы:
– краткосрочность;
– освоение программного материала дает только стартовый уровень навыков работы с бумагой техникой айрис-фолдинг. Основными принципами построения программы являются практическая направленность, доступность содержания теоретического материала, посильность выполнения видов и объема практических работ;
– позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным – со средним уровнем сложности. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к техническому творчеству.
Адресат программы: программа предназначена для детей 7-10 лет.
Возрастные особенности. Для этого возраста характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность. Дети отличаются желанием развивать и демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с расширением его кругозора. Происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка, что, в свою очередь, делает актуальным его знакомство с новыми видами творческой деятельности.
Количество учащихся в группе: 15-25 человек.
Условия набора учащихся: прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Сроки реализации программы. Программа «Конструирование и моделирование из бумаги. Айрис-фолдинг» относится к краткосрочным программам. Группа детей, осваивает разделы программы объемом 9 часов в течение одного месяца.
Режим занятий. Учебные занятия проводятся в групповой форме два раза в неделю по два часа, содержат теоретическую и практическую части. Продолжительность занятий для группы детей составляет 45 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: обогатить практический опыт конструктивных способностей учащихся через бумажное моделирование для развития инициативы и творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить учащихся с основами конструирования и моделирования из бумаги;
- обучить техническим приемам работы с разными материалами: способам применения шаблонов, объединения деталей из бумаги, картона;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к моделированию и конструированию;
- способствовать развитию технических, художественно-творческих способностей, фантазии учащихся;
Воспитательные:
- формировать умение ребенка работать в коллективе, чувство ответственности, трудолюбия, самодисциплины.
Планируемые результаты освоения ДООП
Предметные результаты:
Учащийся должен знать:
- свойства бумаги и картона, и их использование в техническом моделировании;
- понятия контура, силуэта объекта, шаблона, разметки и способы разметки;
- инструменты, применяемые при изготовлении изделий;
- основные формы, приёмы работы и алгоритм выполнения изделий в технике айрис-фолдинг.
Учащийся должен уметь:
- конструировать и моделировать фигуры в технике айрис-фолдинг;
- пользоваться чертежными инструментами.
Личностные результаты освоения образовательной программы
- учащийся развивает такие качества личности, как ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность, самодисциплину, умение принимать оценку своего труда, уважать мнение других.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
Познавательные
- учащийся ориентируется в системе полученных знаний, преобразовывает информацию из одной формы в другую (инструкция – действие);
- проявляет в работе фантазию и образное мышление.
Регулятивные
- ребенок осваивает социальную роль учащегося: волевая саморегуляция (как способность к волевому усилию);
- учащийся принимает учебную задачу; учитывает выделенные педагогом ориентиры действий; адекватно воспринимать оценку педагога.
Коммуникативные
- учащийся развивает свою коммуникативную культуру, навыки коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.
1.4 Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Входящая диагностика. Знакомство с техникой айрис-фолдинг. Инструменты и приспособления, применяемые в работе. Техника безопасности. | 1 | 1 | 0 | беседа, коллективная рефлексия |
2 | Техника построения схем, конструирование и моделирование шаблонов. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос, презентация творческих работ |
3 | Конструирование и сборка изделий в технике айрис-фолдинг. | 4 | 1 | 3 | опрос, презентация творческих работ |
4 | Заключительное занятие. Коллективная композиция. Подведение итогов. | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос, презентация коллективной творческой работы |
Итого | 9 | 3 | 6 |
Содержание учебного плана программы
- Вводное занятие.
Теория. Презентация программы, план работы. Определение техники айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. нструменты и приспособления, применяемые в работе. Инструктаж по правилам техники безопасности. Организация рабочего места.
2. Техника построения схем, конструирование и моделирование шаблонов.
Теория. Техника построения схем, конструирование и моделирование шаблонов.
Практика. Работа с шаблонами – конструирование, моделирование. Подготовка шаблонов для дальнейшей работы.
3. Конструирование и сборка изделий в технике айрис-фолдинг.
Теория. Показ приёмов и последовательности выполнения работы.
Практика. Поэтапное выполнение работы в технике айрис-фолдинг.
Возможные темы практических работ:
- «Радужный круг»
- «Лист»
- «Сердце»
- «Бабочки»
- «Голубь – птица мира»
- «Фрукты и овощи»
- «Аквариум»
4. Заключительное занятие. Коллективная композиция «Цветы небывалой красоты».
Теория. Аттестационное занятие «Создание коллективной работы». Опрос по основным разделам программы.
Практика. Вырезание самостоятельно шаблонов для последующей сборки. Выполнение и оформление коллективной работы «Цветы небывалой красоты». Подведение итогов. Оценка выставочных изделий.
- Формы аттестации и их периодичность
В процессе реализации программы педагог отслеживает предметные, результаты и формирование метапредметных, личных качеств учащихся.
Для определения результативности освоения программы используются следующие виды контроля:
- входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса (форма проведения – беседа).
- итоговый контроль – оценка уровня достижений учащихся по завершении освоения программы.
Форма подведения итогов реализации программы – презентация коллективной работы учащихся.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
- Методическое обеспечение
Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения и здоровьесберегающих технологий. Форма организации учебной деятельности – групповая. Процесс обучения выстраивается на основе традиционных дидактических принципов (наглядности, непрерывности, целостности, вариативности, психологической комфортности).
Подведение итогов по результатам освоения программы проходит в форме выполнения коллективной работы.
- Условия реализации программы
Информационное и дидактическое обеспечение
- дидактический материал: наглядные пособия, демонстрационные материалы;
- литература по бумажному моделированию, методические разработки, рекомендации (см. Список литературы).
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходим учебный кабинет, соответствующий требованиям по охране и безопасности здоровья учащихся, действующим санитарным правилам и нормам; наличие следующих материалов и оборудования:
- шаблоны для создания изделий;
- принтер для распечатки шаблонов.
К занятиям по программе у ребенка должны быть подготовлены: цветная бумага и картон разной фактуры, цвета и плотности, клей; линейка; ножницы; узкий скотч; простой и цветные карандаши.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации ДООП технической направленности.
- Календарный учебный график
представлен в печатном варианте программы
- Оценочные материалы
Уровень освоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы определяется по следующим параметрам:
- предметные результаты – знают основные понятия и терминологию по программе, усвоили основные приемы работы и последовательность действий. Выявляются на основе данных, полученных в ходе выполнения практических заданий, опросов;
- метапредметные результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные). Выявляются на основе наблюдения, результатов выполнения индивидуальных, коллективных работ;
- личностные результаты учащихся выявляются на основе наблюдения, определения уровня социализации учащихся по методике М.И. Рожкова.
По итогам реализации программы педагог проводит мониторинг качества освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы (Приложения 1-3)
Список литературы
Список литературы для педагога
- Гриффит Л. Всем цветы! Роскошные цветочные композиции из бумаги. Практическое руководство для начинающих/ Л. Гриффит – Москва: Эксмо, 2019.
- Калмыкова Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие / Н.В. Калмыкова, И.А. Максимова – М.: ИД КДУ, 2014.
- Амоков В.Б. Искусство аппликации. – М.: Школьная пресса, 2002.
- Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
- Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
- Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. – М.: ООО фирма «Издательство ACT», 1998.
Список литературы для учащихся и родителей
- Гриффит Л. Всем цветы! Роскошные цветочные композиции из бумаги. Практическое руководство для начинающих/ Л.Гриффит – Москва : Эксмо, 2019.
- Блисс Хелен. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. – Санкт-Петербургург: «Норинт», 2000.
- Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
Цифровые образовательные ресурсы
- it-n.ru Сеть творческих учителей.
- dopedu.ru Информационно-методический портал Дополнительное образование.
- http://laboratoriya-znaniy.ru/ -Лаборатория знаний
- https://handsmake.ru/ayris-folding-dlya-detey.html-Айрис-фолдинг для детей
- http://www.liveinternet.ru/users/4413045/post189841357/ - Айрис-фолдинг схемы
- http://detpodelki.ru/forum/9-399-1 - Академия поделок
Приложение 1
Вопросы опроса для проверки знаний
- Как называется техника, которую мы изучили?
- Что это обозначает?
- Какая бумага нужна для такой техники?
- Какие инструменты нужны для работы?
- Назови примеры работ, которые ты можешь выполнить при применении техники айрис-фолдинг.
- Расскажи о правилах техники безопасности.
Приложение 2
Таблица фиксирования результатов опроса
Тема раздела | Критерии оценивания уровня знаний | Метод диагностики | Возможное количество баллов | Уровень усвоения знаний | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||||
Техника построения схем, конструирование и моделирование шаблонов. | Четкие ответы на вопросы опроса | Опрос, творческая работа | 0-10 | |||
Конструирование и сборка изделий в технике айрис-фолдинг. | Четкие ответы на вопросы опроса | Опрос, творческая работа | 0-10 | |||
Итог: |
Показатели результативности освоения программы:
1-3 балла – низкий уровень
4-7 баллов – средний уровень
9-10 баллов – высокий уровень
Приложение 3
Личная карточка результатов учащегося
Фамилия, имя_________________________________
Возраст_______________________________________
Название объединения__________________________
Педагог_______________________________________
Качества | Оценка качеств (баллы от 1 до 10) | |
Входная диагностика | Итоговая диагностика | |
Мотивация к занятиям | ||
Познавательная нацеленность | ||
Творческая активность | ||
Умения работы с бумагой | ||
Достижения |
Общие замечания, суждения и выводы педагога:_____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии в 4 классе "Моделирование из бумаги. Дизайн автомобиля".
Цели урока Для учителя Для ученика Дать возможность учащимся познакомиться с профессией «дизайнер» и понятием «дизайн». Смоделировать ситуацию для формирования и закрепления навыков производственног...
Урок "Моделирование из бумаги. Ромашка".
Данный материал содержит конспект урока и тематическую презентацию с пошаговой инструкцией изготовления из бумаги модели ромашки. Материал может быть использован как в урочной, так и внеурочной ...
Презентация проекта "Моделирование из бумаги"
Выступление на конференции в школе по проектной деятельности (защита проекта)....
Моделирование из бумаги. Аппликация "разноцветный дождик".
Разработка НОД для детей 4-5 лет средняя группа...
Конспект урока "Моделирование из бумаги. Открытка «8 марта" (3 класс, УМК "Школа России)
Тема урока: Моделирование из бумаги. Открытка «8 марта»Изделие, выполняемое на уроке: Открытка.Цель урока (образовательный/развивающий/воспитательный аспекты) :- изучение алгоритма создани...
Конспект урока технологии 3 класс. "Моделирование из бумаги. Елочная игрушка"
Цели деятельности учителя: знакомство с технологией изготовления елочной игрушки; расширение знаний о новогодних елочных игрушках; изготовление изделия «новогодняя елочная игрушка»; освоен...