Программа "Конструирование и моделирование из бумаги."
материал по технологии (2 класс)

Синицына Людмила Юрьевна

Айрис-фолдинг – удивительная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Достигается этот необычный эффект путем складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. 

Техника айрис-фолдинг довольно проста и доступна каждому. На основе из картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры и с оборотной стороны заполняется полосками бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается плотной бумагой.

Актуальность программы обусловлена потребностью в людях, способных творчески мыслить, искать пути решения тех или иных задач, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружковая работа по технологии50.15 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации

Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Балаково Саратовской области

«РАССМОТРЕНО»

на заседании Педагогического

совета МАОУ СОШ №3

Протокол № 6

от 01.03.2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

___________ О.А. Руфина

Приказ МАОУ СОШ № 3 от 02.03.2022 г. № 59

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

«КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ. АЙРИС-ФОЛДИНГ»

(техническая направленность)

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации  программы: 1 месяц

Автор-составитель:

Синицына Л.Ю.

педагог дополнительного образования

г. Балаково – 2022 г.

Структура ДООП

  1. Комплекс        основных        характеристик        дополнительной общеобразовательной программы
  1. Пояснительная записка        3
  2. Цель и задачи программы…        5
  3. Планируемые результаты        5
  4. Содержание программы…        7
  5. Формы аттестации и их периодичность…        9
  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1. Методическое обеспечение…        10
  2. Условия реализации        10
  3. Календарный учебный график        11
  4. Оценочные материалы        11
  5. Список литературы        12

Приложение         13

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструирование и моделирование из бумаги. Айрис-фолдинг» разработана с учетом документов нормативной базы ДООП: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 года); Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от 21.05.2019 г.  № 1077, с изменениями от 14.02.2020 года, от 12.08.2020 года); Санитарные правила 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).

Дополнительная общеобразовательная программа «Конструирование и моделирование из бумаги. Айрис-фолдинг» относится к общеразвивающим программам, имеет техническую направленность, разработана для детей 7-10 лет.

Айрис-фолдинг – удивительная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Достигается этот необычный эффект путем складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. На первый взгляд необычное название этой техники объясняется достаточно просто – работы, выполненные с ее применением, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание».

Техника айрис-фолдинг довольно проста и доступна каждому. На основе из картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры и с оборотной стороны заполняется полосками бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается плотной бумагой.

Актуальность программы обусловлена потребностью в людях, способных творчески мыслить, искать пути решения тех или иных задач, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста.

Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях по конструированию. Занятия конструированием и моделированием из бумаги вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентировке на требования времени и общества в расширении кругозора учащихся, в возможности получить непосредственное знание основ конструирования и моделирования. Занятия по программе «Конструирование и моделирование из бумаги. Айрис-фолдинг» дают возможность развития пространственного и логического мышления, инициативы ребенка.

Отличительные особенности.

Анализ программ данной направленности: «Айрис-фолдинг» МБУ ДО «Центр внешкольной работы им. И.А. Альбицкого» п. Мстера Вязниковского района Владимирской области; «Чудеса бумагопластики» МУДО «Центр детского творчества», г. Волгоград позволил выявить следующие отличительные особенности представленной программы:

– краткосрочность;

– освоение программного материала дает только стартовый уровень навыков работы с бумагой техникой айрис-фолдинг. Основными принципами построения программы являются практическая направленность, доступность содержания теоретического материала, посильность выполнения видов и объема практических работ;

– позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным – со средним уровнем сложности. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к техническому творчеству.

Адресат программы: программа предназначена для детей 7-10 лет.

Возрастные особенности. Для этого возраста характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность. Дети отличаются желанием развивать и демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с расширением его кругозора. Происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка, что, в свою очередь, делает актуальным его знакомство с новыми видами творческой деятельности.

Количество учащихся в группе: 15-25 человек.

Условия набора учащихся: прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних.

Сроки реализации программы. Программа «Конструирование и моделирование из бумаги. Айрис-фолдинг» относится к краткосрочным программам. Группа детей, осваивает разделы программы объемом 9 часов в течение одного месяца.

Режим занятий. Учебные занятия проводятся в групповой форме два раза в неделю по два часа, содержат теоретическую и практическую части. Продолжительность занятий для группы детей составляет 45 минут.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: обогатить практический опыт конструктивных способностей учащихся через бумажное моделирование для развития инициативы и творчества.

Задачи программы:    

Обучающие:

  • познакомить учащихся с основами конструирования и моделирования из бумаги;
  • обучить техническим приемам работы с разными материалами: способам применения шаблонов, объединения деталей из бумаги, картона;

Развивающие:

  • способствовать развитию интереса к моделированию и конструированию;
  • способствовать развитию технических, художественно-творческих способностей, фантазии учащихся;

Воспитательные:

  • формировать умение ребенка работать в коллективе, чувство ответственности, трудолюбия, самодисциплины.

  1. Планируемые результаты освоения ДООП

 Предметные результаты:

Учащийся должен знать:

  • свойства бумаги и картона, и их использование в техническом моделировании;
  • понятия контура, силуэта объекта, шаблона, разметки и способы разметки;
  • инструменты, применяемые при изготовлении изделий;
  • основные формы, приёмы работы и алгоритм выполнения изделий в технике айрис-фолдинг.

Учащийся должен уметь:

  • конструировать и моделировать фигуры в технике айрис-фолдинг;
  • пользоваться чертежными инструментами.

Личностные результаты освоения образовательной программы

  • учащийся развивает такие качества личности, как ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность, самодисциплину, умение принимать оценку своего труда, уважать мнение других.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы

Познавательные

  • учащийся ориентируется в системе полученных знаний, преобразовывает информацию из одной формы в другую (инструкция – действие);
  • проявляет в работе фантазию и образное мышление.

Регулятивные

  • ребенок осваивает социальную роль учащегося: волевая саморегуляция (как способность к волевому усилию);
  • учащийся принимает учебную задачу; учитывает выделенные педагогом ориентиры действий; адекватно воспринимать оценку педагога.

Коммуникативные

  • учащийся развивает свою коммуникативную культуру, навыки коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.

1.4 Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Входящая диагностика. Знакомство с техникой айрис-фолдинг. Инструменты и приспособления, применяемые в работе. Техника безопасности.

1

1

0

беседа,

коллективная

рефлексия

2

Техника построения схем, конструирование и моделирование

шаблонов.

2

0,5

1,5

опрос, презентация творческих работ

3

Конструирование и сборка изделий в

технике айрис-фолдинг.

4

1

3

опрос, презентация творческих работ

4

Заключительное занятие.

Коллективная композиция. Подведение итогов.

2

0,5

1,5

опрос, презентация коллективной творческой работы

Итого

9

3

6

Содержание учебного плана программы

  1. Вводное занятие.

Теория. Презентация программы, план работы. Определение техники айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. нструменты и приспособления, применяемые в работе. Инструктаж по правилам техники безопасности. Организация рабочего места.

2. Техника построения схем, конструирование и моделирование шаблонов.

Теория. Техника построения схем, конструирование и моделирование шаблонов.

Практика. Работа с шаблонами – конструирование, моделирование. Подготовка шаблонов для дальнейшей работы.

3. Конструирование и сборка изделий в технике айрис-фолдинг.

Теория. Показ приёмов и последовательности выполнения работы.

Практика. Поэтапное выполнение работы в технике айрис-фолдинг.

Возможные темы практических работ:

  • «Радужный круг»
  • «Лист»
  • «Сердце»
  •  «Бабочки»
  • «Голубь – птица мира»
  • «Фрукты и овощи»
  • «Аквариум»

4. Заключительное занятие. Коллективная композиция «Цветы небывалой красоты».

Теория. Аттестационное занятие «Создание коллективной работы». Опрос по основным разделам программы.

Практика. Вырезание самостоятельно шаблонов для последующей сборки. Выполнение и оформление коллективной работы «Цветы небывалой красоты». Подведение итогов. Оценка выставочных изделий.

  1. Формы аттестации и их периодичность

В процессе реализации программы педагог отслеживает предметные, результаты и формирование метапредметных, личных качеств учащихся.

Для определения результативности освоения программы используются следующие виды контроля:

  • входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса (форма проведения – беседа).
  • итоговый контроль – оценка уровня достижений учащихся по завершении освоения программы.

Форма подведения итогов реализации программы – презентация коллективной работы учащихся.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  1. Методическое обеспечение

Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения и здоровьесберегающих технологий. Форма организации учебной деятельности – групповая. Процесс обучения выстраивается на основе традиционных дидактических принципов (наглядности, непрерывности, целостности, вариативности, психологической комфортности).

Подведение итогов по результатам освоения программы проходит в форме выполнения коллективной работы.

  1. Условия реализации программы

Информационное и дидактическое обеспечение

  • дидактический материал: наглядные пособия, демонстрационные материалы;
  • литература по бумажному моделированию, методические разработки, рекомендации (см. Список литературы).

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходим учебный кабинет, соответствующий требованиям по охране и безопасности здоровья учащихся, действующим санитарным правилам и нормам; наличие следующих материалов и оборудования:

  • шаблоны для создания изделий;
  • принтер для распечатки шаблонов.

К занятиям по программе у ребенка должны быть подготовлены: цветная бумага и картон разной фактуры, цвета и плотности, клей; линейка; ножницы; узкий скотч; простой и цветные карандаши.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий опыт реализации ДООП технической направленности.

  1. Календарный учебный график

представлен в печатном варианте программы

  1. Оценочные материалы

Уровень освоения учащимися содержания дополнительной образовательной программы определяется по следующим параметрам:

  • предметные результаты – знают основные понятия и терминологию по программе, усвоили основные приемы работы и последовательность действий. Выявляются на основе данных, полученных в ходе выполнения практических заданий, опросов;
  • метапредметные результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные). Выявляются на основе наблюдения, результатов выполнения индивидуальных, коллективных работ;
  • личностные результаты учащихся выявляются на основе наблюдения, определения уровня социализации учащихся по методике М.И. Рожкова.

По итогам реализации программы педагог проводит мониторинг качества освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы (Приложения 1-3)

  1. Список литературы

Список литературы для педагога

  1. Гриффит Л. Всем цветы! Роскошные цветочные композиции из бумаги. Практическое руководство для начинающих/ Л. Гриффит – Москва: Эксмо, 2019.
  2. Калмыкова Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие / Н.В. Калмыкова, И.А. Максимова – М.: ИД КДУ, 2014.
  3. Амоков В.Б. Искусство аппликации. – М.: Школьная пресса, 2002.
  4. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
  5. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
  6. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. – М.: ООО фирма «Издательство ACT», 1998.

Список литературы для учащихся и родителей

  1. Гриффит Л. Всем цветы! Роскошные цветочные композиции из бумаги. Практическое руководство для начинающих/ Л.Гриффит – Москва : Эксмо, 2019.
  2. Блисс Хелен. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. – Санкт-Петербургург: «Норинт», 2000.
  3. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
  4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. it-n.ru Сеть творческих учителей.
  2. dopedu.ru Информационно-методический портал Дополнительное образование.
  3. http://laboratoriya-znaniy.ru/ -Лаборатория знаний
  4. https://handsmake.ru/ayris-folding-dlya-detey.html-Айрис-фолдинг для детей
  5. http://www.liveinternet.ru/users/4413045/post189841357/ - Айрис-фолдинг схемы
  6. http://detpodelki.ru/forum/9-399-1 - Академия поделок

Приложение 1

Вопросы опроса для проверки знаний

  1. Как называется техника, которую мы изучили?
  2. Что это обозначает?
  3. Какая бумага нужна для такой техники?
  4. Какие инструменты нужны для работы?
  5. Назови примеры работ, которые ты можешь выполнить при применении техники айрис-фолдинг.
  6. Расскажи о правилах техники безопасности.

Приложение 2

Таблица фиксирования результатов опроса

Тема

раздела

Критерии

оценивания уровня знаний

Метод

диагностики

Возможное

количество баллов

Уровень усвоения

знаний

Низкий

Средний

Высокий

Техника построения схем, конструирование и моделирование

шаблонов.

Четкие

ответы на вопросы

опроса

Опрос,

творческая работа

0-10

Конструирование и сборка изделий в

технике айрис-фолдинг.

Четкие

ответы на вопросы

опроса

Опрос,

творческая работа

0-10

Итог:

Показатели результативности освоения программы:

1-3 балла – низкий уровень

4-7 баллов – средний уровень

9-10 баллов – высокий уровень

Приложение 3

Личная карточка результатов учащегося

Фамилия, имя_________________________________

Возраст_______________________________________

Название объединения__________________________

Педагог_______________________________________

Качества

Оценка качеств (баллы от 1 до 10)

Входная диагностика

Итоговая диагностика

Мотивация к занятиям

Познавательная нацеленность

Творческая активность

Умения работы с бумагой

Достижения

Общие замечания, суждения и выводы педагога:_____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 4 классе "Моделирование из бумаги. Дизайн автомобиля".

Цели урока Для учителя Для ученика Дать возможность учащимся познакомиться с профессией «дизайнер» и понятием «дизайн». Смоделировать ситуацию для формирования и закрепления навыков производственног...

Урок "Моделирование из бумаги. Ромашка".

Данный материал содержит конспект урока и тематическую презентацию с пошаговой инструкцией  изготовления из бумаги модели ромашки. Материал может быть использован как в урочной, так и внеурочной ...

Презентация проекта "Моделирование из бумаги"

Выступление на конференции в школе по проектной деятельности (защита проекта)....

Моделирование из бумаги. Аппликация "разноцветный дождик".

Разработка НОД для детей 4-5 лет средняя группа...

Конспект урока "Моделирование из бумаги. Открытка «8 марта" (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: Моделирование из бумаги. Открытка «8 марта»Изделие, выполняемое на уроке: Открытка.Цель урока (образовательный/развивающий/воспитательный аспекты) :- изучение алгоритма создани...

Конспект урока технологии 3 класс. "Моделирование из бумаги. Елочная игрушка"

Цели деятельности учителя: знакомство с технологией изготовления елочной игрушки; расширение знаний о новогодних елочных игрушках; изготовление изделия «новогодняя елочная игрушка»; освоен...