Тематическое планирование по технологии 2 класс, программа "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по технологии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 7»
городской округ Кашира
СОГЛАСОВАНО: И.О. Заместителя директора по УВР МБОУ «СОШ с УИОП №7» ____________________ Смирнова С.Ю. «_____» __________________ 2021 год | УТВЕРЖДЕНО Приказом по учреждению № 126-О от 31.08.2021 года «_____» __________________ 2021 год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ТЕХНОЛОГИИ
2 «А» класс
Составитель: Михалева Надежда Николаевна,
учитель начальных классов
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373 с изменениями и дополнениями), Примерной программы по технологии начального общего образования, с учётом Основной общеобразовательной программы МБОУ «СОШ с УИОП № 7» с изменениями (приказ № 125-О от 31.08.2021)
Для реализации содержания учебного предмета технология во 2 «А» классе МБОУ «СОШ с УИОП № 7» используется учебник «Технология: 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2016» УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Данный УМК включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ с УИОП № 7» на изучение предмета технология отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цель освоения учебного предмета:
- развивать социально значимые личностные качества (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка);приобретать первоначальный опыт практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности; расширять и обогащать личный жизненно-практический опыт, представления о профессиональной деятельности человека.
Задачи освоения учебного предмета:
- формирование у учащихся основ технологических знаний — способов ручной обработки материалов (природных и других, доступных ученикам) через организацию исследований: самостоятельный поиск приёмов, опыты, наблюдения, изготовление изделий;
- развитие умения наблюдать, сравнивать, анализирован, классифицировать, обобщать, самостоятельно искан, и решать доступные творческие, технико-технологические задачи; умения планировать и использовать приобретенные знания в собственной творческой деятельности (формирование учебной деятельности);
- развитие коммуникативных качеств (умение общаться со взрослыми и сверстниками), умения работать парами и небольшими группами;
- совершенствование умения работать с информацией (текстовой, графической);
- развитие у учащихся чувства красоты, радости от чего-либо сделанного ими самими для близких, друзей и других людей;
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕХНОЛОГИЯ
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (3 часа).
Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты). Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники). Природа — источник сырья. Природное сырьё, природные материалы. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление). Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы проектной деятельности (4 часа).
Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников. Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда.
Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве.
Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные).Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций.
Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности — изделия, оформление праздников. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Технология обработки материалов (14 часов).
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощи циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Элементы графической грамоты (9 часов).
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование). Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов.
Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем). Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани).
Подбор материалов и инструментов. Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое).Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы).
Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема. Линии чертежа. Чтение чертежа (эскиза). Разметка с опорой на чертёж (эскиз).
Конструирование и моделирование (4 часа).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочной). Соответствие материалов, конструкций и внешнего оформления назначению изделия.
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Личностные результаты освоения учебного предмета включают в себя формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам трудов мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, уважительно относиться к труду ремесленников.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Регулятивные УУД
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике –словарь терминов,
- дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Обучающийся научится:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- получать знания об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие, динамика); о гармонии предметов и окружающей среды; о профессиях мастеров родного края; об особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- различать обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
- называть названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- рассказывать о происхождение натуральных тканей и их виды; о способах соединения деталей, изученные соединительные материалы;
- различать основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
- понимать и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- различать названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
- отличать макет от модели;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей: предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор;
- уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название тематического раздела | Количество часов |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. | 3 | |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы проектной деятельности. | 4 | |
Технология обработки материалов. | 14 | |
4 | Элементы графической грамоты. | 9 |
5 | Конструирование и моделирование. | 4 |
Итого | 34 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАТЕХНОЛОГИЯ
№ урока | Тема | Дата | Корректируемая дата |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание – 3ч. | |||
Природа и человек. | 02.09 | 1 триместр | |
Как родились ремёсла. Как роботы помогают человеку | 16.09 | ||
Как работали ремесленники-мастера. | 23.09 | ||
Технология обработки материалов – 2ч. | |||
Каждому изделию свой материал. | 30.09 | ||
Каждому изделию свой материал. | 14.10 | ||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы проектной деятельности -4 ч. | |||
Введение в проектную деятельность. От замысла к изделию. | 21.10 | ||
Выбираем конструкцию изделия. | 11.11 | ||
Что такое композиция | 18.11 | ||
Симметрично и несимметрично. | 25.11 | 2 трим | |
Технология обработки материалов– 6ч. | |||
Технологические операции. | 02.12 | ||
Разметка деталей (технологическая операция 1). | 09.12 | ||
Отделение детали от заготовки (технологическая операция 2). | 16.12 | ||
Сборка изделия (технологическая операция 3). | 23.12 | ||
Отделка изделия (технологическая операция 4). | 30.12 | ||
Что умеет линейка. | 13.01 | ||
Элементы графической грамоты – 9 ч. | |||
Линии чертежа. Чертёж. Почему инженеры и рабочие понимают друг друга. | 20.01 | ||
Учимся читать чертежи и выполнять разметку. | 27.01 | ||
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. | 03.02 | ||
Разметка прямоугольника от одного прямого угла. | 10.02 | ||
Разметка прямоугольника с помощью угольника. | 17.02 | ||
Как разметить деталь круглой формы. | 03.03 | 3 триместр | |
Как начертить окружность нужного размера. | 10.03 | ||
Как начертить окружность нужного размера. | 17.03 | ||
Как появились натуральные ткани. | 24.03 | ||
Технология обработки материалов – 6 ч. | |||
От прялки до ткацкого станка. | 31.03 | ||
Особенности работы с тканью. | 14.04 | ||
Технология изготовления швейных изделий. | 21.04 | ||
Строчка прямого стежка и её варианты. | 28.04 | ||
Разметка строчек. | 05.05 | ||
Макеты и модели. | 12.05 | ||
Конструирование и моделирование – 4ч. | |||
Виды соединения деталей конструкции. | 19.05 | Объед. №31 и№ 32 | |
От телеги до машины. | 19.05 | ||
В воздухе и космосе. Гагаринский урок «Космос- это мы» | 26.05 | Объед. № 33 и № 34 | |
В водной стихии. Техника в жизни человека. | 26.05 |
6. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Технология: 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2016.
2. Интернет-ресурсы
1) Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
– Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2) Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3) Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4) Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: www.uroki.ru
3. Материально-техническая база
- Ноутбук (для учителя)
- Проектор
- Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по технологии. 3класс. Начальная школа 21 века.
Развёрнутое тематическое планирование по технологии в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....
Календарно - тематическое планирование по технологии по программе «Школа 2100» 2 класс
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...
Тематическое планирование для 3 класса "Начальная школа 21 века"
Тематическое планирование для 3 класса по всем предметам. Соответствует требованиям ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по технологии (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)
Календарно-тематическое планирование по технологии (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)...
Тематическое планирование уроков чтения4 класс УМК "Школа 21 века"
Поурочное планирование....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)...
Календарно-тематическое планирование для 1 классов УМК "Школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование для 1 классов УМК "Школа 21 века" предназначено учителям начальных классов, работающих по данной программе....