Технология «Дидактические игры в обучении детей с ОВЗ в начальной школе»
методическая разработка по технологии (1 класс)
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_igry.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Дидактические игры в обучении детей с ОВЗ в начальной школе»
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках, во внеурочное время к учебному предмету является игра, которая способствует созданию у школьников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.
Игры на уроках дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность.
Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала.
Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.
На уроках письма и развития речи в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.
Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.
Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
В своей коррекционной работе с детьми с ОВЗ я использую такие игры:
«Весёлый счёт»
Цель: Формирование счетных навыков.
Задачи: Закрепить цифры от 1- 10. Упражнять в счете в прямом и обратном
порядке в пределах 10. Развивать внимание, память. Развивать интерес к
математической деятельности.
Использование: Данную игру – тренажер можно использовать во время
непосредственной образовательной деятельности
«Домики»
Тема: «Состав чисел первого десятка», «Сложение и вычитание в пределах
10»
Цели: Закрепить состав чисел первого десятка, повторить сложение и
вычитание в пределах 10, формировать интерес к изучаемому предмету.
«Математическая ромашка»
Цель: совершенствование навыков количественного и порядкового счёта.
Дидактический материал: много лепестков, на которых наклеены цифры от
1 до 10, прищепки с картинками от 0 до 10 для добавления к лепесткам.
Ход игры: Начинать прикреплять прищепки лепестки от цифры один. Во
время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть
числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число.
Многофункциональный модуль «гусеничка Умка».
Оборудование: «Умная гусеничка» сделана из разного количества разноцветных дисков, сшитых из ткани и внутри вложена картонная основа. Она состоит из головы и отдельных звеньев туловища (количество звеньев можно регулировать в зависимости от поставленных целей). На звенья туловища наклеены прозрачные кармашки, в которые будут вставляться картинки по темам. У одной гусенички сзади на звеньях приклеена липучая лента для крепления на доску. У другой гусенички звенья соединяются между собой разноцветными ленточками.
Дидактическая игра «Умка» предназначена для обучения детей с ОВЗ.
Она представляет собой многоплановое педагогическое оборудование:
является игровым методом и формой обучения в различных видах
непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с
детьми и самостоятельной игровой деятельности.
Цель: Повышение эффективности и совершенствования качества работы с
детьми с ОВЗ.
Коррекционная работа на занятиях носит элементарно-практический
характер и направлена на разрешения следующих основных задач:
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня
развития ребенка;
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;
- развитие познавательной активности;
- развитие умения выполнять задание по заданной схеме;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения,
обобщения, навыки группировки и классификации.
В работе с этим пособием можно использовать много вариантов разных
игр.
«Собираем овощи и фрукты?» (на различные лексические темы).
Цель: Закреплять умение детей дифференцировать обобщающие понятия,
называть и подбирать соответствующие картинки по предложенным темам
(овощи и фрукты, одежда и обувь и т. п.).
Развивать внимание, память, мышление.
Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки по нескольким
лексическим темам.
Краткое описание: Педагог предлагает помочь гусеницам вырасти. Для
этого требуется собирать гусеницу с названиями овощей, другую – фруктов.
Кто быстрее соберёт или, как вариант, у кого будет длиннее гусеница, тот
победил. Дети подводят итог, называя все овощи и все фрукты.
«Подбери слова на заданный звук»
Цель: Развитие фонематического анализа и фонематических представлений,
а также внимания и мышления, развивать мелкую моторику рук.
Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки, начинающиеся
на разные звуки.
«Составь предложение».
Цель: Формировать интерес к русскому языку. Обогащать словарный запас.
Краткое описание: На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть
их и составить по каждой картинке предложение из 2-х слов, из 3-х слов. Кто
хочет составить предложение по первой картинке?. Сколько слов в твоем
предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе. Молодцы!
Справились с заданием.
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель: совершенствование навыка выделять первые гласные и согласные
звуки в словах.
Краткое описание: Ребёнок называет любую понравившуюся картинку на
панно и выделяет звук, с которого начинается название картинки.
Игра «Назови последний звук в слове»
Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Краткое описание: Ребёнок называет картинки, прикреплённые на панно, и
последний звук в слове.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине
или конце).
Краткое описание: Педагог называет звук и предлагает определить его
позицию в названии предмета
Игра «Послушай звуки — скажи целое слово»
Цель: Упражнять детей в собирании слов из звуков.
Краткое описание: Ребенку называются отдельные звуки, например, С, Т, У,
Л. Он называет слово — «стул», показывает картинку, обозначающую это
слово.
Игра «Раздели слово ладошками»
Цель: совершенствование навыка деления слов на слоги.
Краткое описание: Детям предлагается найти все предметы (из числа тех,
которые «съела» гусеница), в названиях которых один (два, три, четыре)
слога. Сосчитать количество звуков в слове.
Один слог: лук, лось, шкаф, лещ, ключ и т.д.
Два слога: сова, осы, ваза, труба, шапка, лыжи, бочка и т.д.
Три слога: жёлуди, девочка, катушка, самокат, радуга и т.д.
Четыре слога: медвежонок, черепаха, гусеница, пуговица и т.д.
Игра «Составь схему слова»
Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах.
Краткое описание: Дети выкладывают схему любого понравившегося слова.
Игра «Выбери картинку – напиши слово»
Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах и соотносить
их с буквами.
Краткое описание: Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать
ее и написать слово магнитными буквами.
«Прочитай слово – найди картинку»
Цель: Упражнять детей в умении читать.
Краткое описание: Ребенку необходимо прочитать слово на карточке и найти
соответствующую картинку, затем записать слово на доске магнитными
буквами.
Формирование грамматического строя речи
Игра «Кто это или что это?»
Цель: Упражнять детей в выделении живого и неживого предмета,
отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?».
Краткое описание: Найди и назови:
живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (сова, сом…);
неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (сапоги, сумка …).
Игра «Один – много»
Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа
существительных в именительном и родительном падежах.
Краткое описание: Назвать предмет и сказать так, что их много: Самолёт –
самолёты – самолётов; топор – топоры – топоров и.т.д.
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Цель: развивать навык согласования прилагательного и существительного.
Краткое описание: Детям предлагается подобрать как можно больше словпризнаков к данному предмету.
Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая…
Развитие высших психических функций
Игра «Кто больше запомнил картинок — назови»
Цель: Развитие произвольной зрительной памяти.
Краткое описание: Ребёнок рассматривает предметы, которые «проглотила»
гусеница, и, отвернувшись, называет их. Начинать желательно с 3-4
предметов, постепенно доводя их количество до десяти.
Игра «Что общего?»
Цель: формировать умение выделять существенные признаки у предметов,
развивать внимание, наблюдательность у детей.
Краткое описание: Ребёнку предлагается сравнить два предмета и назвать,
чем они похожи и чем отличаются.
Игра «Найди пару»
Цель: Формировать умение детей классифицировать предметы по признакам.
Краткое описание: Детям предлагаются предметы, которые находятся на
панно, объединить в пары. Например: еж, заяц – дикие животные; черепаха,
жираф – животные жарких стран; шуба, плащ – одежда, кошка, коза –
домашние животные и т.д.
С пособием «гусеничка Умка» можно придумать огромное количество
разнообразных игр. Всё зависит от фантазии и желания придумывать новое.
Игры, игровые приёмы чрезвычайно эффективны, когда задание
оказывается трудным для детей, или в тех случаях, когда учебная задача
требует многократных повторений. Эмоциональная форма вызовет желание
справиться с трудностями, обеспечит достаточную активность детей,
предупредит утомление от однообразных действий.
Важно, чтобы обучение достигало следующих целей: образовательной,
коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему
педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими
методами на данном уроке корригировать психические процессы личности
обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию
позитивного психологического и социального влияния на личность
обучаемых. Все эти три цели обучения должны осуществляться
одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии дистанционного и смешанного обучения и их применение в начальной школе
Статья "Технологии дистанционного и смешанного обучения и их применение в начальной школе"...
Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе
Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе...
Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...
Особенности обучения детей с ТНР в начальной школе .
Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии. Не все проблемы можно исправить в дошкольном возрасте. Качественно простроенная система обучения детей с ТН...
«Изучение эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов для успешного обучения детей на уроках в начальной школе.»
Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. В своей педагогической практике использую такие технологии, как: 1. технология проблемног...
Игры при обучении грамматике английского языка в начальной школе
Игры важны для закрепления грамматических навыков в устной и письменной речи, а также для повышения мотивации к изучению иностранного языка.Предлагаю вашему вниманию грамматические игры, которые успеш...
Дидактические игры при обучении детей с ОВЗ
КАртатека дидактических игр для обучающихся с ОВЗ...