Мастер класс "Хантыйский сувенир"
учебно-методическое пособие по технологии (3 класс)
Расширить и обобщить знания обучающихся о промыслах искусства народов Севера. Изготовить хантыйский сувенир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_hantyyskiy_sevenir.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»
МАСТЕР – КЛАСС
«Хантыйский сувенир»
Алачева А.А.
С. Шеркалы 2019г.
Цель: расширить и обобщить знания обучающихся о промыслах искусства народов Севера. Изготовить хантыйский сувенир.
Задачи:
- Познакомить детей с простыми хантыйскими и мансийскими орнаментами;
- учить детей называть и различать их;
- формировать умений экономно расходовать материал;
- умение подбирать цветовое сочетание на изделие, прививать эстетический вкус;
- воспитывать интерес к предметам быта с орнаментами.
Тип занятия: комбинированный
Форма занятия:
- Фронтальная.
- Индивидуальная.
Методы работы:
- Объяснительно – иллюстративный
- Практический.
Оборудование:
для обучающихся: шаблон, линейка, простой карандаш, клей, цветная бумага, мех.
для воспитателя: учебные пособия, предметы быта народов Севера, образцы сувенирных изделий, шаблоны.
План:
- Организационный момент.
- Промыслы народов Севера.
- Орнаменты.
- Практическая работа.
- Анализ работ.
- Итог занятия.
Ход занятия
- Организационный момент.
Проверка готовности класса к занятию. После приветствия проверка организации рабочих мест, готовности детей к занятию. Обратить внимание и детей на плакат «Что в порядке лежит, само в руки бежит».
- Вводная беседа.
- Где и на какой территории России мы с вами живём?
- Сколько лет нашему округу исполнится 10 декабря?
- Какие коренные народы населяют наш Ханты – Мансийский округ?
- Посмотрите на книжную выставку.
- Многообразие природный условий определили типы хозяйства ханты и манси, в нём ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от территории проживания. (Слайд )
- Большая часть ханты и манси ведёт полуоседлый образ жизни. А кто занимается оленеводством, то им характерен кочевой образ жизни. (Слайд )
- За семьёй ханты и манси закреплены промысловые угодья. Они включают в себя территорию, необходимую для рыболовства и охоты, а также летние и зимние пастбища.
- Перед вами небольшая выставка. Посмотрите и скажите, как называются предметы быта народов Севера. (Намт – игольница, нагрудное украшение – турлопс, тучан – мешочек для мастерицы, чулки с орнаментом, шкатулка).
- Что такое орнамент?
- (Слайд ) Орнамент –
- (Слайд ) Орнаменты бывают простые и сложные. Простые это полоска,
(Слайд с простыми орнаментами в изделиях)
- Почему эти орнаменты простые? (Пожилые женщины отвечали, что простые узоры – это небом посланные орнаменты «Торум партум хãншет»).
- На одежде, обуви, предметах быта есть сложные орнаменты – Еηηы нетум хãншет», связанные с названием животного мира: «заячьи ушки», «беличьи ушки», и др. (Слайд )
- Орнаменты и их название вы можете посмотреть в хантыйских и мансийских сборниках.
(Книжная выставка.)
Хантыйские узоры
Красивы и просты.
Вглядись, дружок и скоро
Поймешь их сердцем ты
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб.
- При работе с орнаментами чаще всего преобладает несколько цветов. Основной - красный – цвет жизни, жёлтый – знак огня, зелёный – тайга, синий – цвет рек, воды, неба. (Слайд )
- Каждое время года тоже соответствует разному цвету.
- Поднимите руку те, кто родился летом. Ваш цвет – красный, ведь летом соответствует красному цвету брусники.
- Кто родился зимой? Зима – синий цвет, как ягода черника.
- Поднимите руку те, кто родился осенью? Ваш цвет желтый, а как вы думаете, какая ягода имеет подобный цвет? (Морошка)
- И наконец – весна. Поднимите руку, те кто родился весной.
- Весной всё зелёное, поэтому и цвет такой, как мох. (Слайд )
- У северных народов существует поговорка: «У кого хорошая (теплая) одежда, тот счастливый человек». Как вы понимаете эту поговорку? (Слайд )
(Счастливый человек тот, кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи тот, у кого через истрёпанную одежонку ветер холодит тело.)
- Как называется зимняя меховая женская шуба? (Сахи. Слайд )
- Сахи – это распашная двойная меховая шуба. В одежде северных народов сахи занимает особое место. Она сопровождает человека на протяжении всей жизни. В колыбели ребёнка сахи как одеяло. Сахи предназначена для дальних поездок, сна, будней и праздников. Сахи шьёт старшая в семье мастерица.
- Из меха шили обувь, головные уборы. При раскрое оставались небольшие кусочки меха, замши, ткани. Со временем из таких остатков люди стали делать себе «на забаву» небольшие поделки. В руках умельца, использовавшего в своих поделках лишь мех и кожу, появились сувениры. В каждой семье были свои сувениры, которыми можно было обменяться или подарить.
- Что такое сувенир?
- Слово сувенир в русский язык пришло из французского языка, что означает – воспоминание, напоминание. (Слайд )
- Каким способом можно сделать сувенир? (Аппликация, шитьё,
- Посмотрите на выставку сувенирных изделий.
- Сегодня мы с вами сделаем хантыйский сувенир.
Анализ выполненного образца.
- Как мы будем выполнять?
- У вас готовый шаблон куклы. Сначала выкроим из цветной бумаги силуэт шубки. Приклеить на заготовку из картона.
- Из цветной бумаги вырежьте полоски и приклейте по низу шубки и на рукавах. Мансийские платья украшают орнаментами одного цвета, а хантыйские платья украшают несколько цветами.
- Оформляем головку.
- Сувенир готов.
Инструктаж по технике безопасности.
- Работайте хорошо отрегулированных и заточенными ножницами.
- Ножницы кладите кольцами к себе.
- Не оставляйте ножницы раскрытыми.
- Передавайте ножницы кольцами вперед.
- Используйте ножницы по назначению.
Самостоятельная работа.
Итог.
Анализ детских работ. Отметить при анализе, как расположены полоски.
- Вас можно назвать мастерами и мастерицами. У каждого получились нарядные шубки.
Литература
- Белявская Е.А. «Конспекты уроков по декоративно – прикладному искусству угорских народов».
- Решетникова Р.Г. «Декоративно – прикладное искусство обско – угорских народов». Методическое пособие для воспитателей детских садов. Москва. ИКАР. 1998г.
- Хозяинова А.Е. «Декоративно – прикладное искусство коми». Методическое пособие для мастеров производственного обучения. Ханты – Мансийск: ГУИП «Полиграфист 2002»
- Хозяинова В.В. «Декоративно – прикладное искусство манси». Методическое пособие 5 класс. Ханты – Мансийск: ГУИП «Полиграфист 2002»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Пасхальный сувенир. Украшение пасхальных яиц в технике декупаж»
План-конспект мастер-класса «Пасхальный сувенир. Украшение пасхальных яиц в технике декупаж» Цель: Совершенствование теоретических знаний и практических умен...
Мастер-класс по созданию новогодних сувениров
Данный мастер-класс предназначен для проведения уроков по технологии, а так же для занятий в кружках ОДОТ....
Создание объёмных сувениров «Валентинки» (Мастер - класс)
Создание объёмных сувениров «Валентинки» (Мастер - класс) ОглавлениеПояснительная записка……………………………………….3План конспект мастер – класса по теме: Создание ...
Мастер-класс «Изготовление светоотражающего сувенира для мам «Мамочка, будь заметной!»
С каждым годом в нашем городе Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ) увеличивается количество транспортных средств, не все их владельцы осознают всю ответственность за то, что происходит на дороге. Д...
Мастер-класс: "Пасхальный сувенир".
Пасха-очень красивый праздник, праздник добра и мира. Поэтому так хочется поздравить родных и близких с этим праздником, а подарок, сделанный своими руками,будет самым лучшим и желанным....
Мастер-класс "Новогодний сувенир"
В мастер-классе даётся описание , как быстро и просто сшить талисман наступающего года - поросёнка....
Мастер-класс «Закладка для друга», изготовление сувенира с символикой Краснодарского края, конкурс "Учитель года Геленджика-2019"
Мастер-класс «Закладка для друга», изготовление сувенира с символикой Краснодарского края, конкурс "Учитель года Геленджика-2019"...