Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Ивановна и сегодня урок технологии проведу у Вас я.
| Приветствуют
|
|
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошей работы.
| Настраиваются на урок |
2. Формулировка темы и цели урока
| - - Ребята, послушайте внимательно загадку и с помощью отгадки вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить.
«Бежит конь вороной, Много тащит за собой» |
Поезд
|
- А для чего нам нужен поезд? | Для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния
|
- В зависимости от назначения вагоны бывают разные. Какие вагоны вы знаете?
| Пассажирские, грузовые |
- Откройте учебник на странице 12, рассмотрите из каких частей состоит вагон поезда и назовите их.
| Две ходовые части (тележка), кузов и рама кузова |
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
| Ответы детей |
- Сегодня на уроке перед нами стоит цель-выполнить чертеж ходовой части вагона (тележка)
|
|
3. Вводная беседа
| - Ребята, откройте учебник на странице 11.
- (Имя ученика), прочитай первый абзац, а остальные следите по тексту и внимательно слушайте.
Первую грузовую железную дорогу в России построили отец и сын Черепановы на Нижнетагильском металлургическом заводе в 1834 году. По ней перевозили руду. Первую пассажирскую железную дорогу, соединившую Санкт-Петербург с Царским Селом, открыли в 1837 году. Вагоны и паровоз для этой дороги были закуплены в Англии. В России производство пассажирских вагонов было налажено на Александровском заводе в Санкт-Петербурге в 1846 году. |
| Познавательные: Познакомить с историей возникновения железной дороги |
- Ребята, кто скажет, кто построил первую грузовую железную дорогу?
| Отец и сын Черепановы |
- А на каком заводе было налажено производство пассажирских вагонов?
| Александровский завод |
- Сегодня я предлагаю вам побывать на вагоностроительном заводе и самим выполнить чертеж ходовой части вагона.
|
|
4. Анализ образца
| - Ребята, посмотрите на мою уже готовую часть вагона.
|
| Регулятивные: Учить анализировать образец |
- Из какого материала изготовлен мой образец?
| Картон |
- Из скольких деталей состоит образец? Назовите их.
| 6 деталей. Основа, выступ и 4 колеса |
- Каким цветом мой образец?
- Вы можете взять любой цвет, по вашему желанию.
| Черный |
- Какие материалы я использовала?
| Картон, клей |
- Какие инструменты я использовала?
| Карандаш, линейка, ножницы, циркуль |
- Что вы можете сказать про объем образца?
| Объёмный |
- А мы можем взять за основу бумагу? Почему?
| Нет, потому что тележка будет неустойчивой |
| Образец прямоугольной формы |
- Какой способ крепления деталей я использовала?
| Клеевой способ сборки деталей |
- Давайте проверим наличие вех необходимых материалов и инструментов, пробегитесь глазками по парте на ней у вас должны быть лист цветного картона, карандаш, циркуль
| Проверяют наличие материалов и инструментов |
- Сейчас мы с вами составим план, по которому будем выполнять чертеж.
|
|
5. Объяснение технологических операций | План работы: 1. Чертеж развертки основы 2. Чертеж развертки выступа 3. Чертеж колес | Составляем последовательность выполнения работы |
|
1. Чертеж развертки основы |
|
| Возьмите лист цветного картона. От верхнего левого угла вправо откладываем 80 мм, ставим отметку. -Сколько это см? От нижнего левого угла вправо откладываем 80 мм, ставим отметку. Прикладываем линейку, две точки соединяем. От верхнего левого угла вниз откладываем 60 мм. По намеченной линии вниз откладываем 60 мм, две точки соединяем. Это габаритные размеры, теперь построим все вертикальные линии. |
|
| От верхнего левого угла вниз откладываем 10 мм, ставим отметку. От верхнего правого угла вниз откладываем 10 мм, ставим отметку. Приложили линейку, соединяем намеченные точки. От нижнего левого угла вверх откладываем 10 мм. От нижнего правого угла по намеченной линии откладываем вверх 10 мм. Приложили линейку, соединяем две точки. От верхнего левого угла вправо откладываем 10 мм, ставим отметку. От нижнего левого угла вправо откладываем 10 мм, ставим отметку. Приложили линейку, соединяем две точки. От верхнего правого угла влево откладываем 10 мм, ставим отметку. От нижнего правого угла влево откладываем 10 мм, ставим отметку. Приложили линейку, провели линию. Итак, ребята, у нас все построено тонкими линиями, это линии построения. Сплошной толстой линией, обведем то, где будем вырезать. Шрих-пунктирной линией с двумя точками, отмечу все линии сгиба. Отметим наклонными линиями места, нанесения клея.
|
2. Развертка выступа На этом же листе картона отмечаем: От левого верхнего угла откладываем вправо 84 мм, ставим отметку. По намеченной линии, от угла откладываем 84 мм, ставим отметку. Прикладываем линейку, соединяем точки. Это габаритные размеры. |
От верхнего левого угла откладываем вправо 20 мм, ставим отметку. От нижнего левого угла откладываем вправо 20 мм, ставим отметку. Прикладываем линейку, соединяем точки. От верхнего правого угла откладываем влево 20 мм, ставим отметку. От нижнего правого угла откладываем влево 20 мм, ставим отметку. От верхнего левого угла откладываем вниз 20 мм, ставим отметку. По намеченной линии откладываем вниз 20 мм, ставим отметку. Прикладываем линейку, соединяем точки От нижнего левого угла откладываем вверх по намеченной линии 20 мм, ставим отметку. От нижнего правого угла откладываем по намеченной линии 20 мм, ставим отметку. Прикладываем линейку, соединяем точки.
От верхнего левого угла вправо откладываем 10 мм, ставим отметку. Аналогично от нижнего левого угла. Прикладываем линейку, соединяем две точки От верхнего правого угла влево откладываем 10 мм, ставим отметку. Аналогично от нижнего правого угла. Прикладываем линейку, соединяем две точки. От верхнего левого угла по намеченной линии откладываем вниз по 10 мм, ставим отметку. От верхнего правого угла, по намеченной линии откладываем вниз по 10 мм, ставим отметку. Прикладываем линейку, соединяем две точки. От нижнего левого угла, по намеченной линии вверх откладываем 10 мм, ставим отметку. От нижнего правого угла, по намеченной линии откладываем вверх 10 мм, ставим отметку. Прикладываем линейку, соединяем две точки.
Все построено тонкими линиями, это линии построения. Сплошной толстой линии обведем то, что мы будем вырезать. Шрих-пунктирной линией-линии сгиба. Отметим наклонными линиями места, нанесения клея.
3. Колеса На линейке откладываем 24 мм. Сколько это см? Намечаем центр, размечаем 4 окружности. |
Повторение правил техники безопасности | -Давайте вспомним правила техники безопасности с циркулем 1. Хранить циркуль в футляре 2. Держи циркуль ножками вниз 3. Передавай циркуль вперед головкой в закрытом виде 4. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место 5. После работы убирай циркуль в футляр. |
|
|
8. Самостоятельная работа. | - Дети выполняют чертеж разверток деталей. Учитель наблюдает и по необходимости помогает.
|
|
Анализ детских работ. Оценка деятельности детей.
| Посмотрите на свои работы и оцените их по следующим критериям, указанных на карточках, если критерий соблюден-ставьте 1 балл, если нет-0 баллов. Посчитайте баллы и поставьте себе оценки. |
| Регулятивные: Учить анализировать свои работы. |
№ | Вид деятельности | Баллы | 1. | Чертеж выполнен аккуратно |
| 2. | Чертеж выполнен правильно |
| 3. | Соблюдение масштабов |
| 4. | Чертеж закончен и не требует доработки |
| Оценка |
|
|
|
Итог урока. Рефлексия. Уборка рабочих мест | -Вот мы и подходим к концу урока. Убираем рабочие места. |
|
|
-Ребята, чему мы сегодня учились?
| Выполнять разметку деталей чертежными инструментами |
|
-Мы сегодня с вами выполняли чертежи. Люди, каких профессий используют чертеж в своей профессиональной деятельности? | Инженер, строитель |
-Чему мы будем учиться дальше? | Выполнять более сложные чертежи деталей |
-Вы большие молодцы, все очень хорошо поработали. |
|
-До свидания. | До свидания. |