«Объяснительно-иллюстративная технология» Я.А. Коменский
учебно-методический материал по технологии
Описание технологии Я.А. Коменского "Объяснительно-иллюстративная технология". Цели, задачи технологии. Описание проведений занятий в объяснительно-иллюстративном режиме. Результаты использования образовательной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komenskiy.docx | 64.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Объяснительно-иллюстративная технология обучения Я.А. Коменский
Цели технологии:
1.Повышение уровня общего развития учащихся.
2.Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
3.Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных БУД.
4.Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.
5.Направленная подготовка в восприятию нового материала.
Занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания.
Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности воспитателя на воспитанников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития воспитанников, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных ЗУН, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
1 уровень – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление.
2 уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3 уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.
Ожидаемые результаты:
1. дети знают и понимают содержание проведенных занятий.
2. психотерапевтический эффект будет заключаться в доверии ребенка к воспитателю, в стремлении к контакту с ним, в открытости и интересе к занятиям. А также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах.
3. несмотря на то, что объяснительно-иллюстративная технология не носит развивающий характер, однако он проявляется в интересе и желании детей пополнять знания, в стремлении применить эти знания на практике, использовать полученные умения в других видах деятельности.
Объяснительно-иллюстративная технология будет носить развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).
Учебно-методическое обеспечение, принципы, методы, приемы объяснительно- иллюстративной технологии.
Выделим ведущие принципы коррекционно-развивающего занятия.
1. Принцип мотивации.
Реализация принципа мотивации достигается следующими способами:
- постановкой проблемных ситуаций или заданий(использование двух технологий: проблемно-развивающей и объяснительно-иллюстративной)
Например: идет генеральная уборка, решается проблемная ситуация, чем лучше отмыть чанный сервис.
- Какое моющее средство более эффективно?
Например: демонстрируется рекламный ролик, показаны различные крема и лосьоны:
- Как узнать какой крем или лосьон подходит именно для вашей кожи?
- Как выбрать нужный товар?
Таким образом, поставленные задачи дают возможность максимально включить ребят в обсуждение, побуждают к активным высказываниям, мотивируют на поиск решений.
2. Принцип продуктивной обработки информации (предполагает включение в занятия воспитателя таких заданий и упражнений, при выполнении которых включаются различные виды анализаторов одновременно)
Например: чтение сказки о труде:дети слушают,включаются в обсуждение,делают рисунки к сказке.
3. Принцип развития высших психических функций ( включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на исправления недостатков слухового или зрительного восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики рук;используем способ выделения главного аспекта коррекции:если это «беседа», то «разогреваем» слуховые анализаторы через игру «Что звучит», например: идет запись на магнитофоне – сирена скорой помощи, часы, капель, плачь, смех, аплодисменты, лай собаки, а затем раздаются карточки и их надо подобрать к соответствующему звуку.)
4. Принцип динамичности восприятия – это организация воспитательных занятий, предусматривающих постоянную смену деятельности.
Например: беседа – рисование (или коллаж) – работа в парах – индивидуальное задание в различных частях группы – обсуждение – игра – релаксация, или в беседу включать элементы игры, рисования.Если это труд – обсуждение, планирование – практика – обсуждение.
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы,как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала детям с нарушением интеллекта служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании таких детей.
На занятиях используется различного вида наглядность:
1. Натуральные предметы (посуда, вещи).
2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.
4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, детского дома, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.
5. Практический показ действий педагогом.
6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).
НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое даст возможность заметить их отличительные черты или происходящие изменения.
а) в наблюдении внимание направлено на объект с целью выявления его признаков. Сначала внимание организуется с помощью словесного указания и показа (например: посмотри сюда, лишь потом основные указания, вопросы);
б) сочетание демонстрации и активных действий с демонстрируемым объектом. Такое знакомство на полисенсорной основе способствуют полноценности и прочности формирующих представлений и знаний(например:дети не только рассматривают продукты,но и трогают,нюхают,пробуют,взвешивают,проверяют тяжесть и легкость
Если нельзя выявить таким способом свойств предмета, то используют способ: демонстрация опыта (например: промокаемость обуви из различных материалов);
в) активные действия детей организуются не только с натуральной наглядностью, но и используются планы, таблицы, схемы – опоры;
г) демонстрация наглядности должна сопровождаться подробными словесными комментариями:
необходимо сопровождать показ действий одновременным объяснением приемов их выполнения, обосновывая последовательность их;
такую демонстрацию следует повторить несколько раз первый обычным рабочем темпе – остальные в замедленном;
к объяснениям как методу предъявляется требование – доступность, четкость, краткость.
В ряде случаев для большего осмысления демонстрируемых правил выполнения приемов, трудовых операций может содействовать и демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения действий (например: требование ставить утюг в вертикальное положение – демонстрация, ткань с желтым пятном от утюга).
Большое место в системе методов отводится экскурсии.
Ценность состоит в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют представления, закрепляют сформированные знания, умения, т.е. обогащается и формируется социальный опыт.
Главным и непременным условием эффективности экскурсии является организация практической деятельности детей и их общение с незнакомыми людьми, т.е. выполнение ими в ходе экскурсии заданий.
Например:
спросить у пассажира автобуса;
выбрать необходимый товар (с учетом конкретных намерений, материальных возможностей);
купить товар (конверт);
найти что-либо (найти отдел, где продается хлеб);
наклеить марку на конверт;
Если мы закрепляем знания, то можно использовать различные развивающие, игровые задания (например: назвать встречающиеся по пути здания, расположенные только справа, сравнить по величине, красоте, читать вывески; запомнить и назвать последовательность маршрута, называть проезжающий транспорт).
Заключительный и обязательный этап:подведение итогов.Цель - уточнение, систематизация, обобщение, закрепление полученных сведений, подведение итогов может осуществляться в виде беседы, составления рассказа и т.д.
Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз.
Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.
Например:
вопрос альтернатива (требует выбора из заданных позиций («Руки будут чище, если мыть их с мылом или без него?»);
вопрос – подсказка (например: почему нельзя жить в грязном помещении?);
вопрос, содержащий в себе ответ (например: мыть посуду надо теплой водой?).
Если у ребенка трудности с оформлением ответа, то можно оформить ответ в виде показа картинки, предмета.
Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например: в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).
При знакомстве детей с социокультурными нормами поведения, при обучении и бытовым трудовым процессам эффективными может быть следующие дидактические методы и приемы:
- прием сравнения натуральных объектов (например: чистой и грязной посуды, одежды; аккуратно убранной комнаты и развалом).
- рассматривание рисунков, оценка их (например: дети ухоженные и неряхи).
- оценка различных типов поведения детей на изображениях и в реальных ситуациях (например: в столовой, при посадке в автобус).
Эффективным вспомогательным средством являются:
Демонстрационные карты – планы:
технологические (показывают последовательность операций, действий);
операционные (конкретно игровая операция).
По характеру изображения эти карты планы могут быть таких видов:
- предметные (рубахи);
- графические (из рисунков, фотографий);
- словесные (название операций и приемов).
Каждый пункт плана целесообразно размещать на отдельной карточке. Вначале каждый элемент плана предъявляется педагогам параллельно с демонстрацией и объяснением каждого приема, операции. Вслед за этим, воспитанники отвечают на вопросы, опираясь на расставленные в нужной последовательности карточки. И составляют план выполнения того или иного действия.
Упражнения детей в описании предметов будут более результативными при применении наглядных опор – схем – планов описания предметов.
Подводя итог всему выше сказанному можно сделать следующий вывод: педагогическая технология-это продуманная модель совместной педагогической деятельности по организации образовательного процесса в комфортных для педагога и воспитанника условиях. Внедрение перспективных идей в образовательную практику, переход на современные технологии несомненно предполагает значительный простор для творческого поиска, но и использование традиционных технологий, в том числе объяснительно-иллюстративных, в симбиозе с другими позволит воспитательно-образовательному процессу носить развивающий характер.
Результат использования образовательной технологии
1.Дети знают и понимают содержание проведенных занятий.
2.Психотерапевтический эффект заключается в доверии ребенка к учителю, в стремлении к контакту с ним, в открытости и интересе к занятиям.
3.Снижение эмоциональной напряженности.
4.Проявляется интерес и желания детей пополнить знания, стремление применить эти знания на практике, использовать полученный умения в других видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
Краткое содержание:1. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского 2. Классно – урочная система Я. А. Коменского3. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского...
Я.А. Коменский «Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет»
Конспект статьи Я.А. Коменского «Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». В этой статье говорится о том, что должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания ...
Я.А. Коменский "Материнская школа"
Книга будет полезна педагогам и родителям....
Цитаты Яна Амоса Коменского
Цитаты Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, основателя научной педагогики...
Объяснительно-иллюстративная технология обучения Я.А.Коменского
Описание технологии Я.А. Коменского "Объяснительно-иллюстративная технология". Цели, задачи технологии. Описание проведений занятий в объяснительно-иллюстративном режиме. Результаты использо...
Технология интегрированного обучения (Я.А. Коменский)
Усовершенствовать учебный процесс посредством взаимосвязанного, комплексного изучения предметов....
Доклад "Ян Амос Коменский и его система обучения".
В этом докладе вы прочитаете: биография Яна Амоса Коменского и его система обучения....