Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс. "Начальная школа XXI века".
рабочая программа по технологии (2 класс)
Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс. "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_2_klass.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» начального общего образования (1-4 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками начального курса «Технология» (№373 от 06.10.2009 г.), на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (2015 г.) на основе авторской программы Технология Е.А. Лутцевой (Технология: программа: 1-4 классы / Е.А.Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2014. (Начальная школа ХХ1 века), основной образовательной программы МКОУ «Поповская СОШ», учебного плана МКОУ «Поповская СОШ», календарного графика МКОУ «Поповская СОШ» на 2020 – 2021 г.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Лутцева, Е. А., Технология: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:– 4-е издание, доработанное – М.: Вентана-Граф, 2012
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Область представлена предметом «Технология»- по 1 часу в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Цели обучения
- дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;
- создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
- сохранить у ребёнка целостное восприятие окружающего мира и вместе с тем помочь ему осознать себя частью этого мира;
- научить различать мир естественной природы и рукотворный мир;
- укрепить в каждом ученике веру в себя, в свои возможности познавать мир и преобразовывать его по законам красоты;
- раскрыть уязвимость, хрупкость природы и последствия разумной и неразумной деятельности человека (и своего поведения в том числе) при её освоении;
- воспитать уважение к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- пробудить у детей чувство радости от сделанного или созданного ими самими для родных, друзей и других людей;
- развить творческие, в том числе конструкторско-технологические, способности на основе общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать (при непосредственной помощи и участии учителя); поддерживать стремление искать и решать доступные конструкторско-технологические задачи.
Задачами:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой — источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа. На изучение предметного курса отводится 1 час в неделю.
- класс - 35 учебных недели (35 часа в год);
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Учащиеся должны иметь представление:
- об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
- о причинах разделения труда; об истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
- о проектной деятельности в целом и ее основных этапах;
- о понятиях: конструкция простая и сложная, однодетальная и многодетальная, композиция, чертеж, эскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развертка;
знать:
- названия нескольких ремесел своей местности, их особенности и историю;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направление нитей тканей;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки; подвижный – проволока, нитки, тонкие веревочки);
- технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- название, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
- природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
- основные агротехнические приемы6 подготовка посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая;
- способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;
- название и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;
уметь:
- с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты и сам-но их реализовывать (индивидуально и коллективно);
- читать простейший чертеж (эскиз);
- выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
- оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
- выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- изготавливать несложные макеты транспортных средств;
самостоятельно:
- организовать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
- экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
- контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, циркуля;
- справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;
с помощью учителя:
- проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать свое мнение.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).
Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью уччителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 часов).
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).
Конструирование и моделирование (7 часов).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств
По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
(3 часа).
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Период(четверть)/ Раздел | Тема урока | Кол- во часов |
1. | 1-я четверть Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов) | Материалы и их свойства. Экскурсия. Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы. | 1 |
2. | Изделия из природного материала. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия. асимметрия, композиция). Аппликация «Давай дружить». | 1 | |
3. | Разные материалы – разные свойства. Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. «Чайная посуда» из пластилина. Свойства пластилина. | 1 | |
4. | Инструменты – помощники. Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. «Пирожные к чаю». | 1 | |
5. | Каждому делу – свои инструменты. Названия инструментов, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. «Образы природы». | 1 | |
6. | Симметрично – несимметрично. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Чертёж и эскиз. Линии чертежа. Чтение чертежа. Выполнение экономной, рациональной разметки с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз). | 1 | |
7. | Определение симметрии в предметах. Чтение чертежей (эскизов). Соединение деталей. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление). Композиция из симметричных деталей. | 1 | |
8. | Размечаем быстро и экономно. Чертёж и эскиз, их отличие. Технологические операции. Изготовление квадратных деталей. Панно из крупных деталей «Слон», «Лягушка». | 1 | |
9. | 2-я четверть Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (7 часов) | Способы соединения деталей. Подвижное соединение деталей и неподвижное. «Открытка с сюрпризом». | 1 |
10. | Собираем изделие. Виды соединения деталей конструкции. Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия. «Игрушки – подвески». | 1 | |
11. | Украшаем изделия. Работа в малых группах. Сотрудничество. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Названия профессий ремесленников «Подносы». | 1 | |
12. | Линейка – труженица. Практическая работа. Линии, виды линий. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. | 1 | |
13. | Работа с линейкой (проведение линий, соединение точек). Складывание бумаги по чертежу. Получение объёмных форм сгибанием. | 1 | |
14. | Работа с линейкой (построение отрезков заданной длины, измерение длин сторон фигур). Работа в группах. «Домино». | 1 | |
15. | Чертежи и эскизы. Определение чертежей и эскизов. Чертёжные инструменты. Чтение чертежей. «Поздравительная открытка». | 1 | |
16. | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (1 час) | Выставка изделий учащихся. Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СД) по изученным темам. | 1 |
17. | 3-я четверть Технология ручной обработки материалов .Элементы графической грамоты. (10 часов) | Материалы природного происхождения. Образцы тканей из растительного сырья (хлопок, лён), нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей. «Помпон». | 1 |
18. | Образцы тканей из животного сырья (шерсть, шёлк). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей. «Игрушка из помпона». Ремесленные профессии, распространённые в Тульской области, в Чернском крае. | 1 | |
19. | Чертёжные инструменты: линейка, угольник, лекало. Функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Изготовление лекала. Разметка деталей. Выкройка из деталей футляра. | 1 | |
20. | Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно – прикладного искусства). Изготовление футляра. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки). | 1 | |
21. | Что любят и что не любят растения. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Уход за комнатными растениями. | 1 | |
22. | Практическая работа (наблюдение за влиянием освещённости, температуры, влаги). Составление плана практической работы. | 1 | |
23. | Как вырастить растение. Особенности жизнедеятельности растений. Уход за комнатными цветами. | 1 | |
24. | Как размножаются растения. Работа в малых группа. | 1 | |
25. | Уход за комнатными растениями. Работа в малых группа. | 1 | |
26. | Конструирование и моделирование. (7 часов) | Транспортные средства, используемые для передвижения по земле. Виды, названия, назначение. Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Изделия из различных материалов. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Делаем макеты. Автомобиль. | 1 |
27. | 4-я четверть | Транспортные средства, используемые для передвижения по воздуху. Виды, названия, назначение Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Виды соединений деталей конструкции. Биговка. Делаем макеты. Самолёт. | 1 |
28. | Транспортные средства, используемые для передвижения по воде. Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование по модели, чертежу или эскизу. Биговка. Делаем макеты. Лодочка. | 1 | |
29. | Проектная деятельность. Разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта. Гармония рукотворных предметов и окружающей среды. Мини – проект «Улицы моей деревни». | 1 | |
30. | Проектная деятельность. Разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта. Мини – проект «Праздник авиации». | 1 | |
31. | Изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Мини – проект «Наш флот». | 1 | |
32. | История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Макет «Как жили древние люди». | 1 | |
33. | Потребности первобытного человека (жилище, питание, одежда). Объективная необходимость в разделении труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Жилище первобытного человека. Изготовление одежды первобытного человека. | 1 | |
34-35 | Использование информационных технологий. (практика работы на компьютере) (2 часа) | Выставка изделий учащихся. Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СД) по изученным темам. | 2 |
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по мамтематике 2 класс школа XXI века
Рабочая программа по учебнику В.Н. Рудницкая...
рабочая программа по математике 2 класс "Школа XXI века"
Рабочая программа разработана в соответствии с программой "Математика" концепция "Начальная школа XXI века", руководитель Н.Ф.Виноградова (автор В.Н.Рудницкая. М. Веентана-Граф, 2012), примерной...
Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"
Программа включает основное содержание и тематическое планирование....
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века
Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для учителей начальных классов....