Урок технологии : "Золотая хохлома, техника папье-маше"
методическая разработка по технологии (2 класс)

Анастасия Андреевна Анциперова

Познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с технологией изготовления изделия из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами как карандаш, ножницы, кисть; развивать умение изображать объекты природы, интерес к народному творчеству и народным промыслам.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 3 к Положению

о городском конкурсе для

учителей начальных классов

«Новое качество урока.

Работаем по ФГОС»

Технологическая карта урока

Анциперова Анастасия Андреевна

ГБОУ школа № 333 Невского района Санкт-Петербурга

Технология. Роговцева Н.И. и др. (Перспектива) 2 класс

Технология

2А класс

«Лучший урок технологии или изобразительного искусства»

   Тема: Народные промыслы. Золотая хохлома (миска в технике папье-маше)

  Тип: изучение нового материала

Цель урока: Познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с технологией изготовления изделия из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами как карандаш, ножницы, кисть; развивать умение изображать объекты природы, интерес к народному творчеству и народным промыслам.  

Планируемые результаты

Предметные:

  • владеть приёмами работы с ножницами и бумагой;
  • знать отличительные особенности хохломской росписи;

изготавливать изделия в технике папье-маше

Метапредметные:

•        на основе наблюдений выделять особенности хохломской росписи;

•        извлекать необходимую информацию из текстов и иллюстраций;

•        создавать устные сообщения по теме урока, используя материалы учебника, собственные знания и опыт, дополнительную информацию;

•        сравнивать и анализировать предложенные образцы изделий

Личностные:

  • понимать значение народных промыслов в культурно- историческом наследии России;
  • понимать важность сохранения народных традиций;

бережно относиться к окружающему миру, к результатам деятельности человека и культурно историческому наследию страны и родного края

Ресурсы урока:

Для учителя:

  • Рабочая программа.
  • Пособие для учителей, с. 58—61.
  • Электронное приложение к учебнику.
  • Образец изделия.

Для учащихся:

•        Учебник, с. 24, 25.

•        Рабочая тетрадь — разрезной материал.

•        Материалы, инструменты и приспособления: миска, подкладной лист, бумага (салфетки, газета), клей ПВА, вода, гуашь

Ход урока

    Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Демонстрирует посуду, выполненную народными мастерами. Напоминает, что продолжается путешествие во времени рассказывает о произведениях народных мастеров, о промыслах, связанных с декорированием посуды.

Организует просмотр и обсуждение фрагмента «Золотая хохлома» из электронного приложения к учебнику и предлагает на уроке выполнить миску с хохломской росписью

Рассматривают образцы или иллюстрации.

Комментируют материал на основании жизненного опыта.

Рассказывают об изделиях народных промыслов, имеющихся в семьях.

Просматривают фрагмент электронного пособия, уясняют учебную задачу

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает познакомиться с текстом на с. 24 учебника.
  • Спрашивает, почему хохлому называют золотой. Рассказывает старинное предание (методическое пособие, с. 59, 60).
  • Обращает внимание на слово орнамент в тексте учебника. Просит найти значение этого понятия в «Словарике юного технолога». Рассказывает о видах орнамента. 
  • Предлагает рассмотреть различные рисунки и определить, какие из них являются орнаментом; выделить орнаменты, выполненные в стиле хохломской росписи.
  • Предлагает побывать в роли народных мастеров и выполнить миску, оформленную хохломской росписью в технике папье-маше.
  • Читают текст учебника. Высказывают предположения о происхождении выражения золотая хохлома. 
  • Слушают учителя. Находят значение слова орнамент в словаре.
  • Слушают учителя, дополняя сведениями, полученными на уроках изобразительного искусства.
  • Рассматривают иллюстрации, сравнивают, систематизируют. Определяют орнаменты, выполненные в стиле хохломской росписи. 
  • Уясняют учебную задачу урока.

Организация познавательной деятельности

  • Предлагает познакомиться с планом работы на с. 25 учебника.
  • Демонстрирует приёмы выполнения изделия в технике папье-маше. Обращает внимание на аккуратность в работе.
  • Предлагает подготовить рабочее место, материалы и инструменты для папье- маше и выполнить заготовку миски.
  • Наблюдает за работой учащихся. Консультирует по возникшим проблемам.
  • Обращает внимание на то. что заготовка должна высохнуть, только после этого её можно грунтовать и расписывать. Перед грунтовкой высохшую работу следует отшлифовать самой мелкой наждачной бумагой.
  • Пока заготовка сохнет, предлагает сделать эскиз орнамента в стиле хохломской росписи. Рассказывает об основных элементах орнамента хохломской росписи, о применяемых в этой технике цветах.

Читают план.

Наблюдают за работой учителя. Залают уточняющие вопросы.

Готовят рабочее место, приступают к работе.

Выполняют заготовку миски в технике папье-маше.

Оставляют заготовку на просушку.

Выполняют эскиз орнамента. Роспись готового изделия выполняют на уроке изобразительного искусства или на следующем уроке технологии. Сильные учащиеся могут выбрать более сложные рисунки, менее способные — воспользоваться техникой аппликации и наклеить уже готовые фрагменты рисунка

Рефлексия деятельности

Предлагает продемонстрировать и прокомментировать свои работы.

Просит проанализировать трудности, возникшие в процессе работы.

Комментирует часто встречающиеся ошибки. Подводит итоги.

Организует обсуждение проблемы сохранения народных традиций, связанных с декоративно-прикладным творчеством

Демонстрируют работы.

Анализируют затруднения и предлагают способы их устранения.

Слушают учителя.

Высказывают свои мнение поводу важности сохранения народных традиций. Рассказывают о предметах старины, сохранившихся в семьях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку технологии "Золотая хохлома".2 класс

Презентация к уроку технологии "Золотая хохлома" 2 класс...

Конспект урока + презентация "Работа в технике папье-маше. Тема: «Золотая хохлома»" 1 класс

Це    Цели деятельности учителя:Расширить представления о народных промыслах и особенностях хохломской росписи;Формирование навыков работы в технике папье-маше;Выполнить изделие (...

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: Украшаем город. Папье-маше. Изделие: «Клоун»

Цели деятельности учителя: формирование представления о технике папье-маше, умения выполнять изделие в технике папье-маше; выполнение изделия  «Клоун» из воздушных шаров. Планиру...

Технологическая карта урока технологии по теме "Слоистое папье-маше"

Технологическая карта урока технологии по теме "Слоистое папье-маше"...

Технологическая карта урока технологии "Воздушный шар из папье-маше. Изделие: Воздушный шар" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока: «Воздушный шар из папье-маше» Изделие: «Воздушный шар»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования представлени...