Ёлочная игрушка
картотека по технологии (3 класс)

Илатовская Софья Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elochnaya_igrushka.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по ИЗО и технологии

                               3 класс

           « Нижегородская фабрика

         ёлочных игрушек «Ариель»

               Технологическая карта  урока – экскурсии.

Название предмета: ИЗО и технология

Класс: 3

конец  2 четверти

Тема: « Народное искусство»

Образовательные задачи:

1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «Художественные промыслы Нижегородской области.».

2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «Ёлочные украшения фабрики «Ариель» в Нижнем Новгороде…»;

3. Обеспечение практической, мотивационной и профориентационной направленности учебного процесса.

Развивающие задачи:

1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся.

2. Формирование представления о процессе изготовления ёлочных игрушек из стекла.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание уважения к людям труда.
  2. Воспитание активного познавательного интереса, эстетических чувств.
  3. Воспитание аккуратности, старания

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок в конце 2-ой четверти

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД

Основные термины и понятия:

Автоматические горелки, стеклодув, форма,

стеклянная трубка

Межпредметные связи:

Изо, технология.

Познавательные УУД:

1. Соотносят новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока.

2. Анализируют приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа,

3.Решают творческие задачи при оформлении изделия.

Коммуникативные УУД:

1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

23. Проявляют умение задавать вопросы в процессе экскурсии, умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия при росписи

Регулятивные УУД:

1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.

2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

4. Руководствуются определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы.

Личностные УУД:

1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

2. Расширяют представления о роли декоративного искусства в жизни человека.

3. Развивают способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный

Презентации учителя и обучающихся с элементами кукольного театра.

Беседа.

1.Выбирает объект экскурсии,соответст-вующий теме.

2. Готовит материал по истории ёлочной игрушки и Нижегородской фабрики «Ариель»

3. Составляет подробный план экскурсии.

4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями предприятия.

5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся.

6. Определяет организацию взаимодействия с родителями.

Организуют выставку самодельных ёлочных игрушек, готовят информацию по истории ёлочной игрушки и по истории Новогоднего праздника в России.

1. Специальная литература по теме.

2. Интернет.

3.Общение со взрослыми.

4.Телепере-дачи.

II

Организационный

Коллективная/фронтальная беседа

1.Как вы думаете, что нам предстоит увидеть на фабрике?Могут ли нам встретиться профессии о которых мы не знаем? Каковы ваши ожидания от этой поездки?

2. Настраивает на плодотворную работу.

Я уверена, что вы получите много радости от нашей экскурсии, узнаете,как происходит процесс изготовления ёлочных игрушек и, конечно же, вас будет ждать сюрприз.

3. Предупреждает о правилах поведения на объекте, соблюдении техники безопасности (фиксирует в журнале по технике безопасности)

Участвуют в беседе.

Готовятся участвовать в мероприятии

Знакомятся с правилами техники безопасности.

Презентация учителя.

III

Центральный

а) начало маршрута

Вступительная беседа.

(Предприятие существует с 1936 года сначала, как артель «Детская игрушка», а с 1996 года, как фабрика «Ариель», имеющее статус художественных промыслов России.Первые специалисты были привезены из Сталинграда,

они и передали свои свои умения. В войну выдували медицинские приборы и лабораторную посуду.

Простоя у предприятия нет.Заказов много и летом.Продукция поставляется в 12 стран мира.Было много спецзаказов. В.Путин заказывал в 2004 году комплект изделий с видпми Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода в подарок канцлеру Германии.ИЗ США поступал заказ на шары с портретами Б.Обамы.Наследники писателя А.Экзюпери просили выполнить шары и подсвечники с иллюстрациями его произведений. Есть серии игрушек по сказкам, с видами станций метро…При фабрике есть музей и магазин ёлочной игрушки.)

Освещает особенности предприятия и выпускаемой про-дукции.

Рассматривают экспонаты в фойе и оформление помещения.

Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии

Сообщение экскурсово-да в помещении фабрики.

б) Вслед за экскурсоводом/ведущим по  цехам предприятия.

Монолог с элементами беседы.

(1.Мастерская главного ху-дожника, где разрабатываются сюжеты, которые потом наносятся на изделия.

2.Комната, где находится материал для игрушек – длинные стеклянные трубки.

3.Цех стеклодувов.Здесь всего 4-5 человек. Нет в России ни одного учреждения, где бы готовили к этой профессии. Работают женщины. Нагревают трубку горелкой, похожей на паяльную лампу, вытягивают ей, делят на части. Каждую часть помещают в спец.форму и выдувают нужное изделие за 1 – 2 минуты.Затем отжигают лишние «хвостики»

4.Цех по росписи изделий.

Разные художники так умело наносят на игрушки сюжет, что их не отличить.Рисование происходит в несколько этапов. Пока основной фон на игрушке сохнет, рисуется фон другой игрушки.Потом снова берётся 1-ая и наносятся следующие элементы сюжета.Берутся специальные акриловые краски.

5.Комната для готовой продукции, где упакованные изделия находятся некоторое время.)

Контролирует ход экскурсии

1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные, наблюдают процесс выдувания иг-рушек из частей стеклян-ных трубок.

2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией.

3.Рассматрива-ют готовые экспонаты и следят за процессом росписи.

4.Соблюдают правила техни-ки безопасности.

в) Спроси у меня…

Фронтальная беседа

Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло

Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии

Экскурсовод

учитель,

работники предприятия

г)Мастер-класс по росписи стеклянных игрушек.

Занятие по росписи стеклянных изделий акриловыми красками.

Участвует в процессе.

Делятся идеями о сюжете своего оформления.Вы-бирают цвета.Слушают рекомендации.

Оформляют игрушку.

Мастер-

Профессио-

нал

V.

Итоговый

Фронтальное обсуждение

1. Благодарит представителей предприятия за помощь в организации экскурсии.

2. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отзыв об экскурсии

3. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе – в качестве раздаточного материала , для оформления плакатов, газет классного помещения.

1. Делятся впечатлениями.

2. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала:

а) коллекционный материал,

б) плакаты и оформительский материал.

в) подарок

3.Фотографиру-ются с игрушками.

                             Материал об истории ёлочной игрушки.

     Начало этой традиции в 1513 году положил немецкий богослов Мартин Лютер. В канун Рождества он возвращался домой по лесной тропинке и остановил свой взгляд на ночном небе. Лютера настолько восхитила красота звезд, густо усыпавших небесный свод, что ему показалось, будто и кроны высоких сосен и елей искрятся звездочками. Придя домой, реформатор поставил на стол небольшую ёлочку в кадке, украсил ее свечами, а верхушку увенчал звездой в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь к месту, где родился Иисус.

   В XIX-XX веках ёлки украшали уже не только во всей Германии, но и в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании и Америке. Сначала это были свечи, фрукты и сладости, а позднее в моду вошли игрушки из воска, ваты, картона и стекла. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки. Около 1880 года в России появляются елочные игрушки, изготовленные фабричным способом в Германии.

  В нашей стране первые игрушки из стекла начали делать в период Первой мировой войны на заводе в Клину. Ранее мастера выдували там стеклянные изделия для аптек и лабораторий, но в военные годы пленные немцы научили работников делать шары и бусы.

   А наряжать ёлки в России стали в 1860-1870 годах, повторяя европейскую моду.Обычай

ставить ёлку и украшать её был введён Петром I.Ёще в юности, будучи в гостях у своих друзей в Германии, он увидел необычную ёлку, украшенную яблоками и конфетами.Став царём, он издал указ «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых».После смерти Петра указ стали игнорировать.

   Императрица Александра Фёдоровна привнесла в Россию обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами и обычай дарить подарки, раскладывая их под ёлкой.

   А игрушки делали из бархата, картона, папье-маше.

    Роспись изделий из стекла всегда соответствовала духу времени.

    В конце 30-х годов 20 века выпущен комплект шаров с изображением членов Политбюро.Популярными были парашютисты, дирижабли, ордена, звёзды.Выпускали

красные шары с изображением И.Сталина, Ленина, Маркса, Энгельса.

     К 40-м годам - игрушки изображениями Кремлёвских башен, картинками на спортивную и пионерскую тематики.

     В военное время производство не прекращалось На военных ёлках висели танки,

пистолеты, игрушки в виде солдат и собак-санитаров.Дополнительно было освоено производство из стекла медицинских приборов и лабораторной посуды.

     С 1946 года мирное производство изделийй восстановилось. В ассортименте появились

животные, человечки, персонажи сказок, фрукты и овощи.

     В 50-е годы – новая серия – игрушки на прищепках, часы.

     60-е годы – космическая тематика: ракеты, спутники, космонавты, девочки в национальных костюмах, как символ единения 15 республик. Появились первые гирлянды.

    В 70-80-е годы стали популярны пушистая мишура и дождик из фольги.

    В 90-е годы появилась мода на гороскопы.Отсюда – ёлочные шары с изображением

животных-символов года.

     В 2000-х годах пользуются спросом оригинальные самодельные игрушки.

Если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые производители говорят, что мода на украшения повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.

       

                                           Источники:

  1. http://bignewyear.ru/sdelaem/novogodnie-igrushki/interesnaya-istoriya-novogodnej-igrushki.html
  2.  http://semya-i-detstvo.ru/yolochnyx-igrushek.html 
  3. http://www.liveinternet.ru/users/4273051/post344998584/
  4. http://www.oytoy.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшение и фантазия. Ёлочные игрушки.

Все мы очень любим встречать новый год. Сколько приятных хлопот по случаю этого праздника! На уроке дети изготавливают ёлочные игрушки и украшают ёлочку....

История ёлочной игрушки

Результат общеклассного новогоднего проекта...

Изготовление ёлочной игрушки из бросового материала

Технологическая карта занятия внеурочной деятелньости по теме: "Изготовление ёлочной игрушки из бросового материала". Изготовление снежинки из конфетных фантиков....

Мастер-класс "Ёлочная игрушка из помпона Поросенок"

Знакомство с техникой выполнения игрушек из помпонов....

Проект Овчухова Никиты - Мини-исследование "История ёлочной игрушки".

Проект учащегося 2 класса об истории происхождения ёлочной игрушки....

Проект по технологии "Ёлочные игрушки"

Творческий проект по предмету технология 2-3 классы...

Презентация. Волшебные ёлочные игрушки.

В данной презентации собран материал о ёлочных игрушках .Как  появляется игрушка,роспись  игрушки мастерами.Какие могут быть ёлочные игрушки.Трафорет "Овечки"....