Ёлочная игрушка
картотека по технологии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Экскурсия по ИЗО и технологии
3 класс
« Нижегородская фабрика
ёлочных игрушек «Ариель»
Технологическая карта урока – экскурсии.
Название предмета: ИЗО и технология | Класс: 3 | конец 2 четверти | ||||||
Тема: « Народное искусство» | ||||||||
Образовательные задачи: | 1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «Художественные промыслы Нижегородской области.». 2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «Ёлочные украшения фабрики «Ариель» в Нижнем Новгороде…»; 3. Обеспечение практической, мотивационной и профориентационной направленности учебного процесса. | |||||||
Развивающие задачи: | 1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся. 2. Формирование представления о процессе изготовления ёлочных игрушек из стекла. | |||||||
Воспитательные задачи: |
| |||||||
Место урока в системе уроков данного раздела: | Урок в конце 2-ой четверти | |||||||
Тип урока: | Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД | |||||||
Основные термины и понятия: | Автоматические горелки, стеклодув, форма, стеклянная трубка | |||||||
Межпредметные связи: | Изо, технология. | |||||||
Познавательные УУД: | 1. Соотносят новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. 2. Анализируют приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа, 3.Решают творческие задачи при оформлении изделия. | |||||||
Коммуникативные УУД: | 1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. 23. Проявляют умение задавать вопросы в процессе экскурсии, умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия при росписи | |||||||
Регулятивные УУД: | 1. Учатся контролировать и оценивать свои действия. 2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. 3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 4. Руководствуются определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы. | |||||||
Личностные УУД: | 1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. 2. Расширяют представления о роли декоративного искусства в жизни человека. 3. Развивают способности оценивать окружающий мир по законам красоты. | |||||||
№ | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс | |||
I | Подготовительный | Презентации учителя и обучающихся с элементами кукольного театра. Беседа. | 1.Выбирает объект экскурсии,соответст-вующий теме. 2. Готовит материал по истории ёлочной игрушки и Нижегородской фабрики «Ариель» 3. Составляет подробный план экскурсии. 4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями предприятия. 5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся. 6. Определяет организацию взаимодействия с родителями. | Организуют выставку самодельных ёлочных игрушек, готовят информацию по истории ёлочной игрушки и по истории Новогоднего праздника в России. | 1. Специальная литература по теме. 2. Интернет. 3.Общение со взрослыми. 4.Телепере-дачи. | |||
II | Организационный | Коллективная/фронтальная беседа | 1.Как вы думаете, что нам предстоит увидеть на фабрике?Могут ли нам встретиться профессии о которых мы не знаем? Каковы ваши ожидания от этой поездки? 2. Настраивает на плодотворную работу. Я уверена, что вы получите много радости от нашей экскурсии, узнаете,как происходит процесс изготовления ёлочных игрушек и, конечно же, вас будет ждать сюрприз. 3. Предупреждает о правилах поведения на объекте, соблюдении техники безопасности (фиксирует в журнале по технике безопасности) | Участвуют в беседе. Готовятся участвовать в мероприятии Знакомятся с правилами техники безопасности. | Презентация учителя. | |||
III | Центральный а) начало маршрута | Вступительная беседа. (Предприятие существует с 1936 года сначала, как артель «Детская игрушка», а с 1996 года, как фабрика «Ариель», имеющее статус художественных промыслов России.Первые специалисты были привезены из Сталинграда, они и передали свои свои умения. В войну выдували медицинские приборы и лабораторную посуду. Простоя у предприятия нет.Заказов много и летом.Продукция поставляется в 12 стран мира.Было много спецзаказов. В.Путин заказывал в 2004 году комплект изделий с видпми Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода в подарок канцлеру Германии.ИЗ США поступал заказ на шары с портретами Б.Обамы.Наследники писателя А.Экзюпери просили выполнить шары и подсвечники с иллюстрациями его произведений. Есть серии игрушек по сказкам, с видами станций метро…При фабрике есть музей и магазин ёлочной игрушки.) | Освещает особенности предприятия и выпускаемой про-дукции. | Рассматривают экспонаты в фойе и оформление помещения. Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии | Сообщение экскурсово-да в помещении фабрики. | |||
б) Вслед за экскурсоводом/ведущим по цехам предприятия. | Монолог с элементами беседы. (1.Мастерская главного ху-дожника, где разрабатываются сюжеты, которые потом наносятся на изделия. 2.Комната, где находится материал для игрушек – длинные стеклянные трубки. 3.Цех стеклодувов.Здесь всего 4-5 человек. Нет в России ни одного учреждения, где бы готовили к этой профессии. Работают женщины. Нагревают трубку горелкой, похожей на паяльную лампу, вытягивают ей, делят на части. Каждую часть помещают в спец.форму и выдувают нужное изделие за 1 – 2 минуты.Затем отжигают лишние «хвостики» 4.Цех по росписи изделий. Разные художники так умело наносят на игрушки сюжет, что их не отличить.Рисование происходит в несколько этапов. Пока основной фон на игрушке сохнет, рисуется фон другой игрушки.Потом снова берётся 1-ая и наносятся следующие элементы сюжета.Берутся специальные акриловые краски. 5.Комната для готовой продукции, где упакованные изделия находятся некоторое время.) | Контролирует ход экскурсии | 1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные, наблюдают процесс выдувания иг-рушек из частей стеклян-ных трубок. 2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией. 3.Рассматрива-ют готовые экспонаты и следят за процессом росписи. 4.Соблюдают правила техни-ки безопасности. | |||||
в) Спроси у меня… | Фронтальная беседа | Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло | Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии | Экскурсовод учитель, работники предприятия | ||||
г)Мастер-класс по росписи стеклянных игрушек. | Занятие по росписи стеклянных изделий акриловыми красками. | Участвует в процессе. | Делятся идеями о сюжете своего оформления.Вы-бирают цвета.Слушают рекомендации. Оформляют игрушку. | Мастер- Профессио- нал | ||||
V. | Итоговый | Фронтальное обсуждение | 1. Благодарит представителей предприятия за помощь в организации экскурсии. 2. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отзыв об экскурсии 3. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе – в качестве раздаточного материала , для оформления плакатов, газет классного помещения. | 1. Делятся впечатлениями. 2. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала: а) коллекционный материал, б) плакаты и оформительский материал. в) подарок 3.Фотографиру-ются с игрушками. |
Материал об истории ёлочной игрушки.
Начало этой традиции в 1513 году положил немецкий богослов Мартин Лютер. В канун Рождества он возвращался домой по лесной тропинке и остановил свой взгляд на ночном небе. Лютера настолько восхитила красота звезд, густо усыпавших небесный свод, что ему показалось, будто и кроны высоких сосен и елей искрятся звездочками. Придя домой, реформатор поставил на стол небольшую ёлочку в кадке, украсил ее свечами, а верхушку увенчал звездой в память о Вифлеемской звезде, указавшей путь к месту, где родился Иисус.
В XIX-XX веках ёлки украшали уже не только во всей Германии, но и в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании и Америке. Сначала это были свечи, фрукты и сладости, а позднее в моду вошли игрушки из воска, ваты, картона и стекла. Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные изделия – фигурки из песочного теста, которые оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, а еще золоченые орехи, яблочки. Около 1880 года в России появляются елочные игрушки, изготовленные фабричным способом в Германии.
В нашей стране первые игрушки из стекла начали делать в период Первой мировой войны на заводе в Клину. Ранее мастера выдували там стеклянные изделия для аптек и лабораторий, но в военные годы пленные немцы научили работников делать шары и бусы.
А наряжать ёлки в России стали в 1860-1870 годах, повторяя европейскую моду.Обычай
ставить ёлку и украшать её был введён Петром I.Ёще в юности, будучи в гостях у своих друзей в Германии, он увидел необычную ёлку, украшенную яблоками и конфетами.Став царём, он издал указ «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых».После смерти Петра указ стали игнорировать.
Императрица Александра Фёдоровна привнесла в Россию обычай украшать жилище ёлочкой с горящими свечами и обычай дарить подарки, раскладывая их под ёлкой.
А игрушки делали из бархата, картона, папье-маше.
Роспись изделий из стекла всегда соответствовала духу времени.
В конце 30-х годов 20 века выпущен комплект шаров с изображением членов Политбюро.Популярными были парашютисты, дирижабли, ордена, звёзды.Выпускали
красные шары с изображением И.Сталина, Ленина, Маркса, Энгельса.
К 40-м годам - игрушки изображениями Кремлёвских башен, картинками на спортивную и пионерскую тематики.
В военное время производство не прекращалось На военных ёлках висели танки,
пистолеты, игрушки в виде солдат и собак-санитаров.Дополнительно было освоено производство из стекла медицинских приборов и лабораторной посуды.
С 1946 года мирное производство изделийй восстановилось. В ассортименте появились
животные, человечки, персонажи сказок, фрукты и овощи.
В 50-е годы – новая серия – игрушки на прищепках, часы.
60-е годы – космическая тематика: ракеты, спутники, космонавты, девочки в национальных костюмах, как символ единения 15 республик. Появились первые гирлянды.
В 70-80-е годы стали популярны пушистая мишура и дождик из фольги.
В 90-е годы появилась мода на гороскопы.Отсюда – ёлочные шары с изображением
животных-символов года.
В 2000-х годах пользуются спросом оригинальные самодельные игрушки.
Если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые производители говорят, что мода на украшения повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.
Источники:
- http://bignewyear.ru/sdelaem/novogodnie-igrushki/interesnaya-istoriya-novogodnej-igrushki.html
- http://semya-i-detstvo.ru/yolochnyx-igrushek.html
- http://www.liveinternet.ru/users/4273051/post344998584/
- http://www.oytoy.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Украшение и фантазия. Ёлочные игрушки.
Все мы очень любим встречать новый год. Сколько приятных хлопот по случаю этого праздника! На уроке дети изготавливают ёлочные игрушки и украшают ёлочку....
История ёлочной игрушки
Результат общеклассного новогоднего проекта...
Изготовление ёлочной игрушки из бросового материала
Технологическая карта занятия внеурочной деятелньости по теме: "Изготовление ёлочной игрушки из бросового материала". Изготовление снежинки из конфетных фантиков....
Мастер-класс "Ёлочная игрушка из помпона Поросенок"
Знакомство с техникой выполнения игрушек из помпонов....
Проект Овчухова Никиты - Мини-исследование "История ёлочной игрушки".
Проект учащегося 2 класса об истории происхождения ёлочной игрушки....
Проект по технологии "Ёлочные игрушки"
Творческий проект по предмету технология 2-3 классы...
Презентация. Волшебные ёлочные игрушки.
В данной презентации собран материал о ёлочных игрушках .Как появляется игрушка,роспись игрушки мастерами.Какие могут быть ёлочные игрушки.Трафорет "Овечки"....