Рабочая программа Технология 3 класс Школа России
рабочая программа по технологии (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ООП НОО МКОУ «Новополтавскаясш им. А.Г.Кораблева» на основе авторской программы «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014) Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016 (Школа России).
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2016 (Школа России).
Общая характеристика учебного предмета
Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно- культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально - практической деятельности ученика, что в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально-ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи курса:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Технология» в 3 классе в Федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 ч (1 ч в неделю). Согласно программе по технологии Е.А. Лутцевой предмет «Технология» может изучаться 34 ч (1ч в неделю) или 68 ч (2 ч в неделю).
В данной рабочей программе представлен вариант – 34 ч (1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры учебного предмета.
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
- с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
- с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
- с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
- проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
- принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
- формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- выявлять и формулировать учебную проблему;
- анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
- Уметь:
- узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
- соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- косую строчку, ее варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
- о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
- решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
- названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
- иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
- выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
- работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Технология» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. В 3 классе — 34 ч (34 учебные недели).
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Информационная мастерская | 3 |
2 | Мастерская скульптора | 6 |
3 | Мастерская рукодельницы | 8 |
4 | Мастерская инженера- конструктора, строителя, декоратора | 11 |
5 | Мастерская кукольника | 6 |
| Итого: | 34 |
Учебно-методические пособия
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.:«Просвещение» 2014
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2016
Календарно-тематическое планирование
Предмет | Вариант | ||
Технология | Технология 3 класс Е.А. Зуева,Т.П.Лутцева | ||
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока |
Информационная мастерская (3ч) | Вспомним и обсудим! | 1 | Знакомство с учебником условными обозначениями. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и клеем. |
Знакомство с компьютером | 1 | Знакомство с компьютером, его назначением. Использование ПК в деятельности человека. Правила безопасной работы с ПК. | |
Компьютер - твой помощник | 1 | Знакомство с историей компьютера, его назначением. Знакомство с комплектующими компьютера (дисководы). Правила безопасной работы с ПК. | |
Мастерская скульптора (6ч) | Как работает скульптор? | 1 | Знакомство с профессией скульптор. Материалы и инструменты, которые используют скульпторы. Правила безопасной работы с инструментами. Природные материалы и их использование в поделках. Приемы работы скульптора. |
Скульптуры разных времён и народов | 1 | Знакомство с историей скульптуры. Образы в истории, и материалы, которые используют скульпторы.Приемы работы скульптора. | |
Статуэтки | 1 | Знакомство с народными промыслами разных областей России. Художественные средства скульптора. Материалы и инструменты скульптора. Правила безопасной работы с пластилином. Понятия статуэтка, дымковская игрушка, каргопольская игрушка, северная резьба, гжельский фарфор, филимоновская игрушка. Деятельность человека при реализации замысла. | |
Рельеф и его виды | 1 | Знакомство с видами рельефа, оберегами различных народов.Понятия рельеф, фактура, контррельеф, барельеф, горельеф. Деятельность человека при украшении жилища. | |
Как придать поверхности фактуру и объём? | 1 | Знакомство с приемами получения рельефа. Материалы и инструменты скульптора. Правила безопасной работы с пластилином. Понятия рельефа, дизайн. Деятельность человека при реализации замысла. | |
Конструируем из фольги.Что узнали, чему научились. | 1 | Знакомство со свойствами фольги, назначением и приемами работы с ней. Правила безопасной работы с фольгой. Понятия фольга, конструирование. | |
Мастерская рукодельниц (8ч) | Вышивка и вышивание | 1 | Знакомство с народным промыслом мастериц- вышивальщиц, видами вышивки, особенностями узоров. Материалы и инструменты мастериц-вышивальщиц. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. |
Строчка петельного стежка | 1 | Знакомство с технологией петельного стежка. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. | |
Пришивание пуговиц | 1 | Знакомство историй пуговицы, с технологией пришивания пуговицы к изделию.Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. | |
Наши проекты | 1 | Систематизируют знания об основных видах вышивки, приемах петельного стежка, пришивания пуговицы.Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. | |
История швейной машины | 1 | Знакомство с видами, устройством и предназначением швейной машины. С профессией швеи-мотористки. Основными видами тканей, применяемых при шитье. Технологией стяжки. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы со швейной машиной. Понятия: швейная машина, швея-мотористка, стяжка | |
Секреты швейной машины. | 1 | Знакомство с устройством швейной машины Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. | |
Футляры | 1 | Знакомство с основными видами футляров, предназначением. Основными видами тканей, применяемых при изготовлении футляра. Технологией изготовление футляра. Правила безопасной работы с иглой и ножницами. | |
Наши проекты. Что узнали, чему научились. | 1 | Научатся подбирать материалы и инструменты, необходимые для работы над проектом; узнают и будут верно называть инструменты и материалы; закрепят умение работать с тканью, выполнять разметку деталей по лекалам, соединять детали из ткани, пришивать пуговицы | |
Мастерская инженера, конструктора, строителя,декоратора. (11ч) | Строительство и украшение дома | 1 | Знакомство со стилями строительства.выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности,отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. |
Объём иобъёмные формы. Развёртка. | 1 | Знакомство с объемными и плоскими геометрическими фигурами.выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Организовывать рабочее место. Знакомство с понятиями: развёртка, рицовка | |
Подарочные упаковки | 1 | Знакомство с культурой подарков, культурой упаковки подарков выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания,способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности Организовывать рабочее место. | |
Декорирование (украшение) готовых форм | 1 | Знакомство с декорированием готовых форм с помощью нескольких предметов, со способами декорирования, с различными материалами для украшения выполнять дизайн-анализ изделия. Организовывать рабочее место | |
Конструирование из сложных развёрток | 1 | Знакомство с видами автомобилей, устройства модели автомобиля. Выполнять разметку частей изделия, декор. Организовывать рабочее место. | |
Модели и конструкции | 1 | Знакомство с видами конструкторов, способами соединения деталей, основными деталями конструктора выполнять сборку изделия с помощью различных соединений. Анализ соединений. Организовывать рабочее место. | |
Наши проекты. Парад военной техники | 1 | Создание модели боевой техники военных лет, направленные на патриотическое воспитание школьников, моделировать с помощью подручных материалов изделия, систематизировать умения работать с бумагой, пластилином, оформлять изделия по собственному замыслу; расширить словарный запас учащихся. | |
Наша родная армия. | 1 | Знакомство с различными видами войск в РФ, с военной техникой, обмундированием войск в разные времена. С историей празднования 23 февраля. Организовывать | |
Художник - декоратор. Филигрань и квиллинг. | 1 | Знакомство с профессией художник –декоратор, с декоративно-прикладным искусством, их видами, средствами художественной выразительности С понятиями: филигрань, орнамент, квиллинг. Организовывать рабочее место. | |
Изонить. | 1 | Знакомство с художественной техникой, приемами дизайна. С понятиями: изонить. Организовывать рабочее место | |
Художественные техники из креповой бумаги.Что узнали, чему научились. | 1 | Знакомство с художественной техникой, приемами дизайна. С понятиями: креповая бумага. Организовывать рабочее место | |
Мастерская кукольника (6ч) | Что такое игрушка? | 1 | Знакомство с Историей возникновения игрушки, с русской народной игрушкой. Современная игрушка своими руками. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и клеем. |
Театральные куклы | 1 | Знакомство с видами кукол, театральными куклами, их особенностями, с профессией кукловод. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами, иглой. Понятия: марионетка, кукловод | |
Кукла из носка | 1 | Знакомство со старинными игрушками, их особенностями, с технологией изготовления игрушки из носка. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами | |
Кукла- неваляшка | 2 | Знакомство с детскими игрушками, с принципом действия неваляшки Материалы и инструменты.Правила безопасной работы с ножницами и клеем. | |
Что узнали? Чему научились? | 1 | Контроль обучения; продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков; проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями; развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе. | |
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...
Рабочая программа 1 класс "Школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 1 класс "Школа России"...
Рабочая программа 1 класс Школа России математика
Рабочая программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы учебн...