Рабочая программа по технологии ( Б.М. Неменский)
рабочая программа по технологии (3 класс)
Программа составлена с учётом 1ч. в неделю. Содержание раздела "Художник и зрелище" нацелено на создание учебного проекта "Кукольный спектакль".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nemenskiy_3.docx | 58.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. «Вступительная часть/введение»
- Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по предмету «Технология» 3класс (автор Б.М. Неменский):
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;
приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2009г., регистрационный №15785) с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 г., регистрационный № 19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный №26993), от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от 18 мая 2015 г. № 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный № 37714), от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936);
сборник программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013;
примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.
Устав МАОУ СОШ №1;
основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №1;
приказ МАОУ СОШ № 1 от 12.05.2016г. № 276-О «Об утверждении положения о рабочей программе учебного предмета, курса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»
учебный план МАОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год;
календарный учебный график МАОУ СОШ №1 на 2018-2019 учебный год.
1.2.Особенности рабочей программы по технологии.
Рабочая программа разработана в соответствии с содержанием интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд». В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Цель учебного предмета — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
1.3.Приоритетные формы и методы работы с обучающимися.
Предмет предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Основная задача второго года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
1.4.Приоритетные формы и виды контроля.
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в процессе обсуждения детских работ (проектов и выставок) с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
1.5.Сроки реализации программы.
Рабочая программа разработана на 2018-2019 учебный год.
1.6.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс «Технология» рассчитан на 135 ч. В 1 класс —33ч (1 ч. в неделю, 33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
1.7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (может быть использована рабочая тетрадь).
- Горяева Н.А. Неменская А.С. и др. Искусство вокруг нас: Учеб. для 3кл. нач.шк. -М.: Просвещение, 2004.
- Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) -М.: Просвещение, 2011 г.
- Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс.
- Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
- Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
- Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/
- Юнеско - объекты Всемирного наследия: http://heritage.unesco.ru/index.php?id=30&L=9
- Все о животных всего мира: http://www.apus.ru/site.xp/
- Элементы большой науки: http://elementy.ru/email
- Толковый словарь О.Даля ON-LINE: http://www.vidahl.agava.ru/
- Помните фонохрестоматию? Здесь можно найти много забытого: http://www.staroeradio.ru/
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- МФУ;
- документкамера;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Технология»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Обучающиеся должны знать:
• основные виды и жанры изобразительных искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• названия наиболее крупных художественных музеев России;
• названия известных центров народных художественных ремесел России.
Обучающиеся должны уметь:
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
• применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Обучающиеся должны быть способны решать следующие жизненные
практические задачи:
• для самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;
2.2. Оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы)
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Технология» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Раздел 3 «Содержание учебного предмета»
3.1. Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС.
Искусство в твоем доме (8ч.).
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Искусство на улицах твоего города (6ч.).
Наследие предков - памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины на улицах.
Транспорт.
Художник и зрелище (10ч.).
Художник и театр (образ театрального героя).
Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.
Художник и театр (декорации)
Афиша.
Художник и театр (Сценарий)
Спектакль.
Художник и цирк.
Художник и музей (10 ч.).
Музеи в жизни города (экскурсия в музей).
Изобразительное искусство: картина – пейзаж.
Картина-натюрморт.
Картины-портреты.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музеях и на улицах.
Художественная выставка (Обобщение темы четверти и года). Экскурсия в музей.
3.2. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
3.3. Межпредметные связи учебного предмета.
Курс направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Язык искусства и различные художественные материалы используются для освоения содержания разных учебных предметов: литература, окружающий мир, родной язык и др.
3.4. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам обучения.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности). Художественные знания, умения и навыки группируются вокруг общих проблем; форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция.
Программа состоит из тематических блоков.
I этап – начальная школа.
1 класс - фундамент - знакомство со способами работы, различными художественными материалами, развитие зоркости и владение материалом. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
2 класс - « Ты и искусство» - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование представлений о содержании и роли искусства
3 класс — «Искусство вокруг тебя» - приобщение детей к миру окружающей красоты.
4 класс — «Каждый народ художник» - формирование представления о многообразии и увлекательности худ. творчества во всех уголках
земли и у каждого народа.
II этап — средняя школа. Основы художественного мышления и знания. Углубленное изучение разнообразных видов и жанров искусства в контексте исторического развития, усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
5 класс — Связи декоративной группы искусств с жизнью. Чувство гармонии с материалом
6 — 7 класс - Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Освоение художественно-образных закономерностей искусства и их систематизация. Творчество художников.
8 класс - «Связи конструктивной группы искусств с жизнью». Архитектура - синтез всех видов искусства.
9 класс - обобщение пройденного. «Синтез пространственных и временных искусств».
III этап. Основы художественного сознания. Разделение практической и теоретической работы на параллельные курсы.
10-11 классы — Исторические связи искусств.
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Сроки | Темы | Кол.ч | Материалы, зрительный ряд | Характеристика основных видов учебной деятельности | ||||
план | факт | ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС Искусство в твоём доме -8ч | |||||||
1-2 | Твои игрушки. | 2 ч | Пластилин,глина, мука,водоэмульсионная краска. Практическая работа в создании будущей игрушки. Подлинники, слайды образцов дымковской, филимоновской , богородской и др. игрушек. Гуашь, крупные и мелкие кисти. Практическая работа в росписи самодельной игрушки. Слайды. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. | |||||
3-4 | Посуда у тебя дома. | 2 ч | Пластилин. Практическая работа в лепке посуды. Слайды и подлинники образцов посуды (Хохлома, Гжель и др.) | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением. | |||||
5 | Обои, шторы в твоем доме. | 1 ч | Альбом (белая бумага), цветная бумага, гуашь, кисти. Практическая работа в Создании орнамента для обоев на белой или цв. бумаге. Образцы обоев, слайды. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. | |||||
6 | Мамин платок. | 1 ч | Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы. Практическая работа в росписи платка на цветной бумаге. Слайды платков. | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). | |||||
7 | Твоя книжка. | 1 ч | Белая бумага, цветной картон, белые нитки, игла, степлер, цв. карандаши, фломастеры, гуашь, кисти. | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. | |||||
8 | Поздравительная открытка | 1 ч | Пластилин, стеки, картон, белая и цв. бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти, сухие травы. Слайды и подлинники поздравительных открыток. | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. | |||||
Искусство на улицах твоего города – 6 часов | |||||||||
9 | Наследие предков - памятники архитектуры. | 1 ч | Белая или тонир. бумага, гуашь, кисти, восковые мелки. Слайды архитектурных памятников. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. | |||||
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 ч | Белая или тонированная бумага, гуашь, крупные и мелкие кисти. Слайды парков культуры и отдыха. | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | |||||
11 | Ажурные ограды. | 1 ч | Белая, чёрная и цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон, серпантин. Слайды ажурных узоров (ковка, деревян. узорочье). | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. | |||||
12 | Фонари на улицах и в парках | 1 ч | Цветная бумага, клей, ножницы. Белая бумага, гуашь, кисти. Слайды Московского музея фонарей | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). | |||||
13 | Витрины на улицах. | 1 ч | Коробка от обуви, цветная бумага, клей, ножницы. Слайды витрин магазинов. | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | |||||
14 | Транспорт. | 1 ч | Коробочки разных размеров, цветная бумага, клей, ножницы. Слайды городского транспорта. | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. | |||||
Художник и зрелище – 10 часов | |||||||||
15-16 | Художник и театр. (образ театрального героя). | 2ч | Пластилин, мука, водоэмульсионная краска, картон, кусочки ткани, ножницы, клей, картон, большая обувная коробка. Слайды, образцы кукол. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. | |||||
17- 19 | Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. | 3 ч | Дополнительные материалы для создания образа куклы | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | |||||
20 | Художник и театр (декорации) | 1 ч | Альбом (белая бумага), цветная бумага, гуашь, кисти. | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле), декорациях. | |||||
21 | Афиша | 1 ч | ½ ватмана, гуашь, кисти, восковые мелки, пастель. Слайды афиш. | Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). | |||||
22 | Художник и театр (Сценарий) | 1 ч | Овладевать коммуникативной компетенцией в процессе групповой (парной) работы над сценарием спектакля. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | ||||||
23 | Спектакль. | 1 ч | Обобщить полученные представления. Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | ||||||
24 | Художник и цирк. | 1 ч | Гуашь, кисти, белая бумага, восковые мелки, пастель. Слайды цирковых выступлений. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. | |||||
Художник и музей – 10 часов | |||||||||
25 | Музеи в жизни города (экскурсия в музей). | 1ч | Просмотр слайдов с изображением Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и др. | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. | |||||
26 27 | Изобразительное искусство: картина – пейзаж. | 2 ч | Гуашь, кисти, А-3. Слайды пейзажной живописи (И.Левитан, А.Саврасов, А.Куинджи). | Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. | |||||
28 29 | Картина – натюрморт. | 2 ч | Гуашь, кисти, А-3. Слайды. | Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-натюрморты, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение цветом. | |||||
30 31 | Картины- портреты. | 2 ч | Гуашь, кисти, А-3. Слайды. | Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | |||||
32 | Картины исторические и бытовые. | 1 ч | Гуашь, кисти, А-3. Просмотр слайдов (П.Корин «Александр Невский», В.Васнецов «Витязь на распутье» и др.) | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | |||||
33 | Скульптура в музеях и на улицах. | 1 ч | Гуашь, кисти, А-3. Слайды скульптур. | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | |||||
34 | Художественная выставка (Обобщение темы четверти и года). Экскурсия в музей. | 1 ч | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. |
В связи с особенностями климата (актированные дни) в рабочей программе возможны изменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ИЗО 1 класс Неменский
Рабочая программа содержит пояснительную записку, программу по изобразительному искусству; развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащихся....
Рабочая программа по ИЗО автор Б.Неменский
Рабочая программа с тематическим планированием...
Рабочая программа по ИЗО Б.М.Неменского. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по ИЗО Л.А. Неменская
Рабочая программа по ИЗО. "Школа России" Авт. Л.А. Неменская...
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс
Рабочая программа "Изобразительное искусство"(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс...
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс
Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по курсу ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (Неменского Б.М) 3 класс ФГОС
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин...