Дополнительно – образовательная программа объединения «Бумагопластика»
учебно-методическое пособие по технологии (3 класс)
Новизна дополнительной образовательной программы «Бумагопластика» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы - развитие дизайнерских технологий в наши дни, поиск новых творческих и смелых решений послужили поводом для создания программы именно в таком виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
\
Дополнительно – образовательная программа
объединения
«Бумагопластика»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: от 6 до 7 лет
Педагог дополнительного образования:
____________________________
п.жд.ст__________________ – 2019
Пояснительная записка
Образовательная программа кружка «Бумагопластика» разработана с учетом возраста детей 6- 7 лет и относится к художественно-эстетической направленности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов художественного творчества дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Обучение полностью посвящено бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Новизна дополнительной образовательной программы «Бумагопластика» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.
Актуальность программы - развитие дизайнерских технологий в наши дни, поиск новых творческих и смелых решений послужили поводом для создания программы именно в таком виде.
Педагогическая целесообразность - многообразие работы с бумагой, техник, объединение разных видов творчества позволит детям осознать свои склонности, а взрослым – определить наличие у детей способностей к тому или иному виду деятельности.
Отличительной особенностью данной образовательной программы – это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с бумагой, формирование умений передачи в изделиях из бумаги формы, цвета, фактуры изделий.
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой (оригами, квиллинга и др.), как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи
Обучающие:
- Закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- Продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами ( квиллинга, оригами и др.)
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
- Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;
- Формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях
- Развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитательные:
- Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- Добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Воспитывать интерес к искусству квиллинга, оригами и др. - Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа кружка «Бумагопластикае» разработана с учетом возраста детей 6-7 лет.
Срок реализации программы
Срок реализации программы рассчитан на 1 год (144 часа - 2 раза в неделю по 2 часа)
Формы и методы работы
Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса.
Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.
Беседа – проводится в начале занятий, перед началом каждой новой темы.
Рассказ-объяснение – используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися.
Метод проекта – применяется при выполнении индивидуальных творческих работ (выбор темы, составление эскиза, побор материалов, обсуждение последовательности работы, выполнение работы, оформление в рамку).
Инструктаж – педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы (например, по технике безопасности).
Мини- выставки – проводятся в конце занятия, и после завершения тематических разделов программы.
Выставки творческих работ учащихся – проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся.
Ожидаемые результаты
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе «Бумагопластика» предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
- получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы, участие в районных и республиканских выставках творчества при наличии успешных результатов.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.
В процессе обучения предусмотрен ряд диагностических мероприятий:
- наблюдения во время работы;
- контрольные вопросы и задания;
- выставки поделок внутри творческого объединения;
- участие в районных, республиканских выставках прикладного творчества.
Успехи учащихся отмечаются грамотами, памятными подарками.
Создание условий для творческой деятельности, учет индивидуальных особенностей детей, соблюдение таких дидактических принципов обучения как систематичность, развитие и углубление знаний, умений, навыков и представлений, единство теории и практики, последовательность, контакт с учителями и родителями, - все в комплексе способствует раскрытию и дальнейшему развитию творческих возможностей учащихся при работе с бумагой и другими материалами, развитию художественного вкуса, воспитанию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, целеустремленность, умение трудиться в коллективе.
Учебно-тематический план (144 часа)
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 2 | - | 2 |
2 | Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. | 1 | 1 | 2 |
3 | Плоскостные композиции из | 8 | 22 | 30 |
3.1 | аппликация «Солнышко»; | 1 | 3 | 4 |
3.2 | аппликация из природного материала «Осень» | 1 | 3 | 4 |
3.3. | Аппликация из природного материала «прощай лето» | 1 | 3 | 4 |
3.4 | художественное вырезание. Поделка «Осеннее дерево» | 1 | 3 | 4 |
3.5 | Художественное вырезание «Весёлый Арлекин» | 1 | 3 | 4 |
3.6 | Мозаика из бумаги «Осенний цветок» | 1 | 3 | 4 |
3.7 | мозаика из бумаги Выполнение поделки из салфетки. | 2 | 4 | 6 |
4 | Оригами | 16 | 32 | 48 |
4.1 | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии оригами | 2 | 2 | 4 |
4.2 | Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами | 4 | 4 | 8 |
4.3 | Изготовление плоских фигурок в технике оригами | 2 | 6 | 8 |
4.4 | Изготовление объемных фигурок в технике оригами | 2 | 6 | 8 |
4.5 | Изготовление модульного оригами | 2 | 10 | 12 |
4.6 | Выполнение коллективной композиции в технике модульного оригами | 2 | 2 | 4 |
4.7 | Выполнение коллективной композиции в технике плоского оригами | 2 | 2 | 4 |
5 | Бумагопластика или объемное | 9 | 9 | 18 |
5.1 | объемные изделия из упаковочных коробок | 5 | 5 | 10 |
5.2 | конструирование игрушек из | 4 | 4 | 8 |
6 | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. | 7 | 11 | 18 |
6.1 | Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. | 1 | 3 | 4 |
6.2 | Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. | 1 | 3 | 4 |
6.3 | Конструирование из основных форм квиллинга | 1 | 1 | 2 |
6.4 | Изготовление цветов в технике квиллинга | 3 | 3 | 6 |
6.5 | Изготовление животных в технике. | 1 | 1 | 2 |
7 | Другие виды работ с бумагой | 10 | 14 | 24 |
7.1 | Выполнение поделки из ниток и картона. | 4 | 6 | 10 |
7.2 | Изготовление сувениров к празднику. | 4 | 6 | 10 |
7.3 | Изготовление праздничных открыток | 2 | 2 | 4 |
8 | Заключительное занятие. Выставка работ. | 1 | 1 | 2 |
Итог: | 54 | 90 | 144 |
Содержание программы
Вводное занятие(2 часа) Инструменты и материалы. Правила техники безопасности
Беседа по ознакомлению детей с особенностями кружка, требования к поведению уч-ся во время занятий, соблюдение порядка на рабочем месте, знакомство с правилами безопасности и их выполнение.
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников (2 часа)
Рассказ-беседа о бумаге. Виды бумаги, родственники бумаги, как работать с бумагой и что можно сделать из бумаги. Какие инструменты нужны при работе с бумагой.
Плоскостные композиции из бумаги (30 часов)
Дети узнают много нового об аппликации и научатся ее изготовлять, узнают об художественном вырезывании, и о мозаике из бумаги.
- Аппликация;
- художественное вырезание;
- мозаика из бумаги.
Оригами(48 часов)
Что такое оригами и откуда пришла к нам эта техника работы с бумагой, с волшебными свойствами бумаги и с историей возникновения технологии оригами; познакомятся с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами; научатся изготовлению объемных фигурок в технике оригами; изготовлению модульного оригами;выполнению коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами.
- Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии оригами;
- Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами;
- Изготовление плоских фигурок в технике оригами;
- Изготовление объемных фигурок в технике оригами;
- Изготовление модульного оригами;
- Выполнение коллективной композиции в технике модульного и плоского оригами.
Бумагопластика или объемное конструирование (20 часов)
В данном разделе дети научатся объемному конструированию
- объемные изделия из упаковочных коробок;
- конструирование игрушек из цветной бумаги.
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга(18 часов)
Что такое квиллинг? История его возникновения и о возникновении технологии бумагокручения ребята познакомятся в этом разделе программы. Научатся изготавливать цветы и животных в технике квиллинга.
- Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
- Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.
- Изготовление цветов в технике квиллинга
- Изготовление животных в технике.
Другие виды работ с бумагой (24 часов)
В данном разделе дети научатся делать сувенирные и праздничные открытки и сувениры к праздникам.
- Изготовление сувениров к празднику;
- Изготовление праздничных открыток
Литература
1.Ворончихин Н.С “Сделай сам из бумаги”
2.Врона А.П., Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика".
3.Гукасова А.М “Рукоделие в начальных классах”
4.Гончар Д.Е. Бумажная планета. М.:2000 г.
5.Гагарин Б.Г.. Конструирование из бумаги
6.Гусакова М.А.“Аппликация”
7. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
8.Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
9.Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
10.Н.М.Конышева “Умелые руки”
11.Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
12.Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. - М.:Айрис-пресс,2006
13.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. - М.: Айрис-пресс, 2005 г.
Ресурсы.
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
http://stranamasterov.ru/
http://planetaorigami.ru/
Методическое обеспечение программы
Материально – техническое обеспечение
№ | Наименование | Количество |
1. | Ножницы | 14 |
2. | Карандаш простой | 14 |
3. | Клей - карандаш | 14 |
4. | Клей ПВА | 14 |
5. | Цветная бумага | 14 наборов |
6. | Белый картон | 14 наборов |
7. | Цветной картон | 14 наборов |
8. | Газеты | 40 |
9. | Тетради | 14 |
10. | Линейка | 14 |
11. | Белая копировальная бумага | 1 пачка |
12. | Столы ученические | не менее 7 |
13 | Стулья | не менее 14 |
Комплекс упражнений
«Если устали глаза»
- Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
- Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
- Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
«Если устала спина»
- Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз
- Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7-10 раз.
- Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.
- Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести.
«Если устали ноги»
- Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
- Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.
- Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами.
- Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамеечку и рукой потрясите расслабленную икроножную мышцу в течение 8-10 сек. То же сделайте на другой ноге 5-6 раз.
«Если устали руки»
- Опустите руки вдоль тела, расслабьте их и потрясите кистями 8-10 сек.
- Сделайте маховые движения расслабленными руками вперед и назад. Повторите 7-10 раз.
- Пошевелите раздвинутыми пальцами во всех направлениях, а затем разомните пальцами левой руки кисть правой, и наоборот.
- Прижмите локти к туловищу, поочередно сгибайте руки в локтях и расслабленными кистями ударяйте себя по плечам 7-10 раз.
Общеукрепляющие упражнения
- Исходное положение (и.п.): ноги врозь, руки вдоль туловища. На счет 1-2 – встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками, на счет 3-4 – руки дугами в стороны вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
- И.п. – ноги врозь, руки вперед; на счет 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину; на счет 2 – о.с.; на счет 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа "Бумагопластика"
Дополнительная образовательная программа "Бумагопластика" рассчитана на 2 года обучения с детьми 7-9 лет. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 1 час....

Дополнительная образовательная программа детского объединения ( Внеурочная деятельность) «Учусь учиться»
Дополнительная образовательная программа детского объединения ( Внеурочная деятельность) «Учусь учиться»...

Дополнительная общеразвивающая программа объединения "Ниточный дизайн"
Программа внеурочного занятия «Изонить» разработана на основе требований организации внеурочной деятельности ФГОС НОО второго поколения. Изонить доступный для детей вид искусс...

Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка" по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства»
Аттестация обучающихся творческого объединения "Криничка" по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 2016-2017 уч годАттестация обучающихся творческ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»
Представленная программа дополнительного образования составлена в соответствии с Законом РФ « Об образовании», а так же в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ ...