Рабочая программа по учебному курсу «Технология» 4 класс Лутцева
рабочая программа по технологии (4 класс)

Павлова Оксана

Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования по технологии с учетом авторской программы по технологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования по технологии с учетом авторской программы по технологии (Е.А. Лутцева «Ступеньки к мастерству», М: Издательский центр «Вентана-Граф» 2017г.)

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекса:

1. Е.А. Лутцева. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева .-4-е издание., перераб. –М.:  Вентана-Граф, 2017.(Начальная школа XXI века)

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ№13.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок  изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.

Третий блок  технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

Рабочая программа предполагает использование следующих технологий: деятельностного подхода в обучении, проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие, ИКТ.

Рабочей программой предусмотрены следующие формы контроля:

Предусмотрены виды контроля: текущий и итоговый, а также возможность самооценки и самоконтроля. Оценка деятельности учащихся осуществляется в ходе или в конце каждого урока

Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке: УО - устный опрос, Пр.-проект, ЭР-экзаменационная работа.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме экзаменационной контрольной работы.

3. Описание места учебного предмета.

Данная программа составлена для реализации учебного предмета «технология», входящего в обязательную часть учебного плана. 4 класс-34ч.  

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Технология».

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классах является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;

уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.

Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

6. Содержание учебного предмета.

4 класс

  1. Технико-технологические  знания и умения, основы технологической культуры (28 часов)

Элементы материаловедения

Изобретение и использование  синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.).

Основы конструкторских знаний и умений

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе ТРИЗ.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины  и пути предотвращения экологических  и техногенных катастроф.

Агротехнические приёмы выращивания луковичных растений, размножение растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске  и  открытии  пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная  с выведением  новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных (общее знакомство).

Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбурный, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

Техника  ХХ –ХХI вв. её современное назначение (бытовые, профессиональные, личные потребности, исследование опасных т труднодоступных мест на Земле и за её пределами и др.).  Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).

Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья.

Энергия и современная энергетика. Использование атомной энергии человеком.

  1. Из истории технологии (6 часов)

Преобразовательная деятельность человека в ХХ в., научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газ, нефть) в промышленности и быту.

Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий.

Самые яркие изобретения начала века (в обзорном порядке) – электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон,  радио, самолёт; в середине века – телевидение, ЭВМ, и др., открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж ХХ- ХХIвв. – использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека.

7. Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности обучающихся.

4 класс.

Наименование раздела

Кол-во часов

Контрольные работы

Практическая

Исследовательская

Проектная работы

Характеристика деятельности учащихся

1.

Человек в мире техники  

8

Знать способы  передачи и хранения информации.

Рассуждать о значении органов чувств.

Рассказывать об источниках информации.

Пользовать разными источниками.

Исследовать технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов;

Проектировать информационные изделия.

Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции.

1.1

Что такое научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс.

Как люди совершают открытия.

1.2

Мой помощник компьютер. Правила пользования компьютером.

П\р

1.3

Что умеют компьютеры. Компьютеры в быту. Как создать документ

П\р

1.4

Компьютеры в медицине. Форматирование текста.

П\р

1.5

Компьютеры и прогнозирование погоды. Как вставить рисунок в документ.

П\р

1.6

Компьютеры в учреждениях, на предприятиях. Создание таблиц.

Исследование

1.7

Компьютерная презентация. Создание презентации.

П\р

1.8

Компьютерная презентация. Создание презентации.

П\р

2.

Современное производство  

4

Знать соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей.

Организовывать свою практическую деятельность, читать простейший чертеж.

Выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов.

 Находить и использовать доп. информацию из различных источников.

Конструировать и моделировать изделия из различных материалов.

2.1

Штучное и массовое производство.

Исследование

2.2

От мастерской ремесленника к промышленному комбинату. Быстрее, больше.

Проект

2.3

Как делают автомобили.

П\р

2.4

Как делают автомобили.

П\р

3

Материалы для современного производства    

5

Знать о творческих профессиях, мировых достижениях в области техники.

Организовывать свою практическую деятельность.

Знать названия и свойства некоторых искусственных и синтетических материалов.

3.1

Черное золото. Как добывают нефть и газ.

П\р

3.2

Что изготавливают из нефти.

П\р

3.3

Что изготавливают из нефти.

П\р

3.4

Что изготавливают из нефти.

П\р

3.5

Проблемы экологии.

П\р

4

Жилище человека   

6

Понимать о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды.

Называть свойства материалов, используемых в работах учащихся.

Знать о понятиях технический прогресс, экология, энергетика.

Оформлять эстетично изделия.

Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников.

4.1

О чём рассказывает дом. Дом для семьи.

П\р

4.2

В доме.

П\р

4.3

Как дом стал небоскребом.

Исследование

4.4

Какие бывают города.

П\р

4.5

Чистый город.

П\р

4.6

Города будущего.

П\р

5

Дизайн

9

Знать о понятиях технический прогресс, дизайн, экономика.

Понимать об отдельных элементарных аспектах экономических знаний.

Размышлять о назначении исследуемой одежды.

Выбирать гармоничные сочетания цветов.

Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж.

Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий.

5.1

Что такое дизайн. Его роль и место в современной проектной деятельности.

Исследование

5.2

Дизайн техники.

П\р

5.3

Дизайн рекламной продукции.

П\р

5.4

Дизайн рекламной продукции.

П\р

5.5

Дизайн интерьера и ландшафта. Дизайн и маркетинг.

П\р

5.6

Экзаменационная работа за год.

ЭР

5.7

Дизайн одежды. Пять задач дизайнера – модельера.

Исследование

5.8

Отделка одежды.

П\р

5.9

Аксессуары в одежде.

П\р

6

Будущее начинается сегодня     

2

Определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

Понимать о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды.

6.1

 Будущее начинается сегодня.

П\р

6.2

Итоговый урок.

П\р

ЭР 1

ПР 26

Исл. 5

Проекты

8. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

Основные средства обучения

Для учителя:

1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.

2.Лутцева, Е.А., Технология. Программа 1-4 классы– М.: Вентана-Граф, 2009.

3.Лутцева, Е.А., Технология. Органайзер для учителя. Сценарии уроков. 1 -4 класс – М.: Вентана-Граф, 2009.

Для ученика:

  1. Лутцева, Е.А., Технология: Учебник  1- 4 класс. – М. Вентана-Граф, 2017
  2. Лутцева, Е.А., Технология: Рабочая тетрадь 1 – 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов

Рабочая программа по технологии для 1-4 классов, ФГОС...

Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс."Школа России."

Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс. Программа "Школа России."...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 5 класс

Суепень обучения: средняя школа  5 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 6 класс

Суепень обучения: средняя школа  6 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 7 класс

Суепень обучения: средняя школа  7 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 8 класс

Суепень обучения: средняя школа  8 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 68часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеолнидовнаПрограмма р...