Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Рабочая программа по технологии для 1-4 классов, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_tehnologii.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

АБИНСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ХОЛМСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

                                                               

                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                                   решение педсовета протокол № _1_

                                                               от «____»_августа___2011года

                                               Председатель педсовета

                                                          _______________Корытцева М.М.

                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По            технологии

Ступень обучения (класс) _начальное общее образование, 1 – 4  классы___

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 135  (1 кл. – 33 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 34 ч., 4 кл. – 34 ч.)

 

Учитель _Гостева Елена Витальевна

Программа разработана на основе примерных программ начального общего образования издательство Москва «Просвещение» 2011г.  и сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 г.

  1.  Пояснительная записка.

     Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов разработана на основе:

-примерной программы по технологии  федерального государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года «ОБ утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»)

- планируемых  результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 15;

- программы  формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ СОШ № 15

За основу рабочей программы по предмету «Технология» взят 1 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по технологии и авторской программы курса (УМК «Начальная школа XXI века» автор Е.А.Лутцева). При составлении рабочей программы не производилась корректировка  авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.

Таблица тематического распределения количества часов:

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Итого часов

Примерная программа (ФГОС)

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.   

-

10 ч

 10 ч 

10 ч  

8 ч  

38 ч

1

 Рукотворный мир как результат труда человека.

-

 2 ч

 2 ч

 2 ч

 1 ч

7 ч

2

 Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.

-

 2 ч

 2 ч

 2 ч

 2 ч

8 ч

3

Природа в художественно-практической деятельности человека

-

1 ч

2 ч

2 ч

1 ч

6 ч

4

Природа и техническая среда

-

1 ч

1 ч

2 ч

2 ч

6 ч

5

Дом и семья. Самообслуживание.

-

4 ч

3 ч

2 ч

2 ч

11 ч

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

-

11 ч

12 ч

12 ч

10 ч

45 ч

1

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.

-

3 ч

3 ч

3 ч

2 ч

11 ч

2

Инструменты и приспособления для обработки материалов.

-

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

4 ч

3

Общее представление о технологическом процессе

-

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

4 ч

4

Технологические операции ручной обработки материалов.

-

4 ч

4 ч

4 ч

4 ч

16 ч

5

Графические изображения в технике и технологии.

-

2 ч

3 ч

3 ч

2 ч

10 ч

3. Конструирование и моделирование.

-

12 ч

12 ч

12 ч

8 ч

44 ч

1

Изделие и его конструкция.

-

2 ч

2 ч

2 ч

1 ч

7 ч

2

Элементарные представления о конструкции.

-

2 ч

2 ч

2 ч

1 ч

7 ч

3

Конструирование и моделирование несложных объектов.

-

8 ч

8 ч

8 ч

6 ч

30 ч

4. Практика работы на компьютере (использование информациионных технологий)

-

-

-

-

8 ч

8 ч

Итого часов

135 ч

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч

2. Общая характеристика учебного предмета

В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

  1. развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  2. освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  3. овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности

В связи с этим задачами курса являются:

  1. Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  2. Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  3. Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  4. Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
  5. Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

3.   Место учебного предмета  в учебном плане

Согласно учебному плану СОШ № 15 всего на изучение учебного предмета «Технология» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

  1. Ценностные ориентиры содержания курса «Технология»

Личностные ценности

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения технологии является воспитание

и развитие социально  значимых личностных  качеств, индивидуально-

личностных позиций, ценностных установок (внимательное и

доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим,

готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость,

доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность,

ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов,

толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к

своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является

освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых

как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных

ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить

проблему, составить план действий и применять его для решения

практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую

корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку

результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные

по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической

стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда;

элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения

ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и

проектной деятельности.

  1. Содержание учебного предмета и тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования.

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1 кл.

2 кл

3 кл

4 кл

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта,самообслуживание – 38 часов

Рукотворный мир как результат труда человека.

Человек – творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды.

2

2

2

1

Наблюдать связи человека с природой.

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов.

 Анализировать предлагаемые задания, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.

 Искать, отбирать и использовать необходимую информацию.

 Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью и задачами.

Организовывать свою деятельность.

Исследовать  конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Оценивать результат деятельности.

 Обобщать то новое, что освоено.

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.

Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение при работе безопасных приёмов труда.

2

2

2

2

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике..)

1

2

2

1

Природа и технические средства.

Человек – наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы – помощники человека. Проблемы экологии.

1

1

2

2

Дом и семья. самообслуживание.

Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки…). Растения и животные в доме (уход за растениями и животными)

4

3

2

2

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты – 45 часов

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.

Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов

3

3

3

2

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы, их виды.

 Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий.

Создавать мысленный образ конструкции с учётом поставленной задачи.

 Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

 Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

 Обобщать то новое, что открыто и освоено на уроках.

Инструменты и приспособления для обработки материалов.

Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений.

1

1

1

1

Общее представление о технологическом процессе

Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов, последовательность практических действий и технологических операций.

1

1

1

1

Технологические операции ручной обработки материалов.

Подбор материалов и инструментов. Разметка. Обработка материала. Сборка деталей, способы соединений. Отделка изделия и его деталей.

4

4

4

4

Графические изображения в технике и технологии.

Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема. Линии чертежа. Чтение условных графических изображений.

2

3

3

2

  1. Конструирование и моделирование – 44 часа

Изделие и его конструкция.

Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия, виды конструкций и их способы сборки. Основные требования к изделию.

2

2

2

1

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.

 Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями.

 Конструировать объекты. проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебно-практических работ и реализации несложных проектов, принятие идеи.

Элементарные представления о конструкции.

Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)

2

2

2

1

Конструирование и моделирование несложных объектов.

Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов. Проектирование доступных по сложности изделий культурно-бытового и технического назначения.

8

8

8

6

  1. Практика работы на компьютере ( использование информационных технологий) – 8 часов

Знакомство с компьютером

Назначение основных устройств компьютера.

Включение и выключение компьютера и подключённых к нему устройств.

Клавиатура, общее представление.

Соблюдение безопасных приёмов труда.

-

-

-

3

Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов.

Исследовать ( наблюдать, сравнивать, сопоставлять):

- материальные и информационные объекты;

- инструменты материальных и информационных объектов;

- элементы информационных объектов;

-технологические свойства.

Проектировать информационные изделия.

Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Обобщать то новое, что открыто на уроке.

Работа с информацией

-

-

-

3

Компьютерное письмо

-

-

-

2

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№п/п

Наименование и средств материально – технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд.

УМК 1-4 классы «Начальная школа 21 века». Научный руководитель Н.Ф.Виноградова.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

1.

 «Технология. Ступеньки к мастерству»  1 класс, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2008 Учебник для 1 класса

Технические средства обучения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Аудио/видеомагнитофон

Телевизор

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

1 шт.

1шт.

1

1

1

1

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.

Объёмные модели геометрических фигур.

.

Игры.

1.

Настольные развивающие игры.

 

Оборудование класса

1

Настенная демонстративная магнитная доска 3- створки

1

2

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

15\30

3

Стол учительский

1

4

Шкафы для хранения учебников и дидактических материалов, пособий и т.д.

4

Согласовано.                                                            Согласовано.

Протокол заседания МО                                         Зам.директора по                     учителей начальных классов                                  УВР …………….

от 28.08.2011 г. №1.                                                         Т.М.Алексеева

Руководитель МО ______/Е.В. Гостева                        28.08.2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс."Школа России."

Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс. Программа "Школа России."...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 5 класс

Суепень обучения: средняя школа  5 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 6 класс

Суепень обучения: средняя школа  6 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 7 класс

Суепень обучения: средняя школа  7 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 8 класс

Суепень обучения: средняя школа  8 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 68часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеолнидовнаПрограмма р...

Рабочая программа по учебному курсу «Технология» во 2 классе

      Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитани...