Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов, ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_tehnologii.docx | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
АБИНСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ХОЛМСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № _1_
от «____»_августа___2011года
Председатель педсовета
_______________Корытцева М.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По технологии
Ступень обучения (класс) _начальное общее образование, 1 – 4 классы___
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 135 (1 кл. – 33 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 34 ч., 4 кл. – 34 ч.)
Учитель _Гостева Елена Витальевна
Программа разработана на основе примерных программ начального общего образования издательство Москва «Просвещение» 2011г. и сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 г.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов разработана на основе:
-примерной программы по технологии федерального государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года «ОБ утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»)
- планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 15;
- программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ СОШ № 15
За основу рабочей программы по предмету «Технология» взят 1 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по технологии и авторской программы курса (УМК «Начальная школа XXI века» автор Е.А.Лутцева). При составлении рабочей программы не производилась корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Итого часов | ||||
Примерная программа (ФГОС) | Рабочая программа по классам | ||||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. | - | 10 ч | 10 ч | 10 ч | 8 ч | 38 ч | |
1 | Рукотворный мир как результат труда человека. | - | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 1 ч | 7 ч |
2 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | - | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 8 ч |
3 | Природа в художественно-практической деятельности человека | - | 1 ч | 2 ч | 2 ч | 1 ч | 6 ч |
4 | Природа и техническая среда | - | 1 ч | 1 ч | 2 ч | 2 ч | 6 ч |
5 | Дом и семья. Самообслуживание. | - | 4 ч | 3 ч | 2 ч | 2 ч | 11 ч |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | - | 11 ч | 12 ч | 12 ч | 10 ч | 45 ч | |
1 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | - | 3 ч | 3 ч | 3 ч | 2 ч | 11 ч |
2 | Инструменты и приспособления для обработки материалов. | - | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 4 ч |
3 | Общее представление о технологическом процессе | - | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 1 ч | 4 ч |
4 | Технологические операции ручной обработки материалов. | - | 4 ч | 4 ч | 4 ч | 4 ч | 16 ч |
5 | Графические изображения в технике и технологии. | - | 2 ч | 3 ч | 3 ч | 2 ч | 10 ч |
3. Конструирование и моделирование. | - | 12 ч | 12 ч | 12 ч | 8 ч | 44 ч | |
1 | Изделие и его конструкция. | - | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 1 ч | 7 ч |
2 | Элементарные представления о конструкции. | - | 2 ч | 2 ч | 2 ч | 1 ч | 7 ч |
3 | Конструирование и моделирование несложных объектов. | - | 8 ч | 8 ч | 8 ч | 6 ч | 30 ч |
4. Практика работы на компьютере (использование информациионных технологий) | - | - | - | - | 8 ч | 8 ч | |
Итого часов | 135 ч | 33 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
2. Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности
В связи с этим задачами курса являются:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
- Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану СОШ № 15 всего на изучение учебного предмета «Технология» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1-м классе - 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
- Ценностные ориентиры содержания курса «Технология»
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
- Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии является воспитание
и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-
личностных позиций, ценностных установок (внимательное и
доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим,
готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость,
доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность,
ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов,
толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к
своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить
проблему, составить план действий и применять его для решения
практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую
корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку
результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные
по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической
стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда;
элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения
ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и
проектной деятельности.
- Содержание учебного предмета и тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования.
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |||
1 кл. | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||
| ||||||
Рукотворный мир как результат труда человека. | Человек – творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. | 2 | 2 | 2 | 1 | Наблюдать связи человека с природой. Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов. Анализировать предлагаемые задания, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию. Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью и задачами. Организовывать свою деятельность. Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. Оценивать результат деятельности. Обобщать то новое, что освоено. |
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. | Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение при работе безопасных приёмов труда. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Природа в художественно-практической деятельности человека. | Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике..) | 1 | 2 | 2 | 1 | |
Природа и технические средства. | Человек – наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы – помощники человека. Проблемы экологии. | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Дом и семья. самообслуживание. | Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки…). Растения и животные в доме (уход за растениями и животными) | 4 | 3 | 2 | 2 | |
| ||||||
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов | 3 | 3 | 3 | 2 | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы, их виды. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий. Создавать мысленный образ конструкции с учётом поставленной задачи. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать то новое, что открыто и освоено на уроках. |
Инструменты и приспособления для обработки материалов. | Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Общее представление о технологическом процессе | Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов, последовательность практических действий и технологических операций. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Технологические операции ручной обработки материалов. | Подбор материалов и инструментов. Разметка. Обработка материала. Сборка деталей, способы соединений. Отделка изделия и его деталей. | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Графические изображения в технике и технологии. | Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема. Линии чертежа. Чтение условных графических изображений. | 2 | 3 | 3 | 2 | |
| ||||||
Изделие и его конструкция. | Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия, виды конструкций и их способы сборки. Основные требования к изделию. | 2 | 2 | 2 | 1 | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Конструировать объекты. проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебно-практических работ и реализации несложных проектов, принятие идеи. |
Элементарные представления о конструкции. | Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Конструирование и моделирование несложных объектов. | Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов. Проектирование доступных по сложности изделий культурно-бытового и технического назначения. | 8 | 8 | 8 | 6 | |
| ||||||
Знакомство с компьютером | Назначение основных устройств компьютера. Включение и выключение компьютера и подключённых к нему устройств. Клавиатура, общее представление. Соблюдение безопасных приёмов труда. | - | - | - | 3 | Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов. Исследовать ( наблюдать, сравнивать, сопоставлять): - материальные и информационные объекты; - инструменты материальных и информационных объектов; - элементы информационных объектов; -технологические свойства. Проектировать информационные изделия. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Обобщать то новое, что открыто на уроке. |
Работа с информацией | - | - | - | 3 | ||
Компьютерное письмо | - | - | - | 2 |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№п/п | Наименование и средств материально – технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд. | |||
УМК 1-4 классы «Начальная школа 21 века». Научный руководитель Н.Ф.Виноградова. Примерная программа начального образования по литературному чтению. | |||
1. | «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 класс, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2008 Учебник для 1 класса | ||
Технические средства обучения | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Магнитная доска Экспозиционный экран Аудио/видеомагнитофон Телевизор Персональный компьютер Мультимедийный проектор | 1 шт. 1шт. 1 1 1 1 | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||
1. | Объёмные модели геометрических фигур. | . | |
Игры. | |||
1. | Настольные развивающие игры.
| ||
Оборудование класса | |||
1 | Настенная демонстративная магнитная доска 3- створки | 1 | |
2 | Ученические двухместные столы с комплектом стульев | 15\30 | |
3 | Стол учительский | 1 | |
4 | Шкафы для хранения учебников и дидактических материалов, пособий и т.д. | 4 |
Согласовано. Согласовано.
Протокол заседания МО Зам.директора по учителей начальных классов УВР …………….
от 28.08.2011 г. №1. Т.М.Алексеева
Руководитель МО ______/Е.В. Гостева 28.08.2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс."Школа России."
Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс. Программа "Школа России."...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 5 класс
Суепень обучения: средняя школа 5 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 6 класс
Суепень обучения: средняя школа 6 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 7 класс
Суепень обучения: средняя школа 7 класс.Количество часов: 51 час в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 8 класс
Суепень обучения: средняя школа 8 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда Васильевна П...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 3 класс (УМК «Школа России»)
Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 68часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеолнидовнаПрограмма р...
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» во 2 классе
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитани...