I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Сегодня на уроке повторим материал 3 класса. – Определите цели урока, используя опорные слова* на слайде | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.
– Сегодня на уроке: Мы познакомимся с… Мы будем уметь… Мы узнаем… Мы сможем поразмышлять… Мы вспомним…. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Прочитайте вопросы в учебнике. Подготовьте сообщение на один из вопросов. – Назовите технологии ручной работы. – Мастера каких профессий работают ручными инструментами? – Какие профессии связаны с машинами и механизмами? – Как компьютер может помочь в выполнении работы?
– Назовите требования к изделиям. Верно, изделия должны быть прочными, удобными и красивыми. – Что должно быть прочным: материалы или конструкция? – На каком стуле надежнее сидеть: с тремя ножками или с четырьмя? – Что должно быть красивым: форма, материал, конструкция, отделка? Организует групповую работу. – Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Три поросенка». Сравните домики поросят по прочности, удобству и красоте. Обсудите с одноклассниками. – В какой обстановке жить удобно и приятно? – Что обеспечивает домикам прочность, удобство, красоту? | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с энциклопедиями, учебником, рассказывают о технологиях ручной работы. Аппликация – вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на основу.
Классификация аппликации | по форме | • объемная • плоская | по цвету | • одноцветная • многоцветная • черно-белая | по тематике | • предметная • сюжетная • декоративная |
Плетение – способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней. Лепка – придание формы пластическому материалу (пластилину, глине) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков. Вышивание – рукодельное искусство украшать узорами всевозможные ткани и материалы. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы. Вязание – процесс изготовления полотна или изделий из одной или нескольких нитей путем изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную. Роспись – украшение поверхности узорами.
Виды росписи | Городецкая | Полхов-Майданская | Жостовская | Семеновская | Гжельская | Дымковская | фигурки коней, петухов, цветочные узоры | матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки | металлические подносы | деревянные игрушки | фарфоровая посуда | глиняные игрушки |
| Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Практическая (самостоятельная) работа обуча-ющихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж | Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений).
– Перерисуйте на клетчатую бумагу схему кроссворда (задание 1) и впишите ответы. – Какие материалы вам понадобились?
– Перерисуйте на клетчатую бумагу схему кроссворда (задание 2). Расставьте по клеткам данные ниже слова. Ориентируйтесь на буквы-подсказки. – Если есть незнакомые слова, найдите их в словарике и объясните их название | Определяют и выполняют технологические операции при построении кроссворда, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при решении кроссворда. В случае необходимости корректируют свою деятельность. Ответы. По горизонтали: 1. Конструктор. 2. Смартфон. 3. Циркуль. 4. Дворник. 5. Инструмент. 6. Биговка. 7. Лекало. 8. Шов. 9. Технология. 10. Ткань. 11. Техника. По вертикали: 1. Клей. 2. Строчка 3. Компьютер. 4. Радиус. 5. Нитка. 6. Крыло. 7. Шаблон. 8. Угольник. 9. Интернет. 10. Бумага. 11. Глина.
Решают кроссворд:
|
|
|
|
|
|
|
| П |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д | И | З | А | Й | Н | Е | Р |
|
|
|
|
|
|
|
| Е |
|
|
| Л | И | Н | Е | Й | К | А |
|
|
| Д | Е | К | У | П | А | Ж |
| О |
|
|
|
|
|
|
|
|
| О |
|
|
|
| У | П | Р | У | Г | О | С | Т | Ь | П | О | Р | О | Л | О | Н |
| Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б |
|
|
| М | А | Т | Е | Р | И | А | Л |
|
|
|
| О |
|
|
|
| С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р | А | З | М | Е | Т | К | А |
|
|
|
|
|
|
|
| К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Строить рабочие отношения, работая в коллективе |
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест | Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. Предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе при создании кроссворда? – Какой способ работы с картоном и бумагой использовали? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? – Что еще можно изготовить из бумаги? Дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа (Ф. И. учащихся). – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса. Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценку за практическую работу и знания, результаты заносят в карточку контроля.
Карточка контроля (Ф. И.)__________________ | Максимальная оценка, 6 баллов | Критерии оценки | Моя оценка, 0–1 | Оценка друга, 0–1 | Оценка учителя, 0–1 | Аккуратность построения кроссворда с помощью чертежных инструментов |
|
|
| Техника безопасности, рабочее место |
|
|
| Итоговая оценка: |
|
|
|
| Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.
Оценивать качество уборки рабочих мест |