Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении.
учебно-методический материал по технологии

Любимова Лилия Анатольевна

Применение информационных компьютерных технологий в
коррекционно–развивающем обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_attestatsii_kompyuternye_tehnologii_2.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

Применение информационных компьютерных технологий в
коррекционно–развивающем обучении.

                                                               Подготовила: Любимова Л.А.

                                                           учитель начальных классов

Применение информационных компьютерных технологий в
коррекционно–развивающем обучении.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. Информационные компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Мультимедиа–системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и проведения урока с использованием ИКТ. Основная часть урока – это изложение материала по вопросам в сопровождении видеослайдов – фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, графики, диаграммы и пр.

Образовательные средства информационных компьютерных технологий можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам.

- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

2. По функциям в организации образовательного процесса:

- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

- поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно– и учебно-методические материалы);

- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

- электронные и информационные ресурсы с аудио– и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

- электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

- урочные;

- внеурочные.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует. Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

Применение информационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы мотивировано тем, что они:

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

 - развивают творческий потенциал учащихся;

- осовременивают урок.

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и ученики для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.

У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.

Дети с нарушением интеллекта недостаточно четко воспринимают окружающее, они не выделяют существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщают, строят отвлечения. Они снижают момент обсуждения, стараясь действовать по привычке и т.д. Все эти черты, характеризующие детей с нарушением интеллекта, заставляют соответствующим образом строить и учебно–воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.

Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft PowerPoint, чаще всего используется при создании презентаций.

Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.

Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Уроки с компьютерной поддержкой должны строиться грамотно. За компьютером дети находятся не более 20 минут, но и это время разбивается на несколько периодов. В течение уроков проводятся физкультурные минутки, для снятия зрительного напряжения проводятся различные «минутки отдыха», специальные упражнения для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.


Использование компьютерных технологий в работе с детьми имеющими лёгкую степень нарушения интеллекта.

        Я работаю с категорией детей, имеющих умственную отсталость легкой степени (F-70) . Без специального обучения и воспитания эти дети в основной своей массе могли бы стать беспомощными, невостребованными в обществе.

         Для детей с нарушениями интеллекта характерны  общие недостатки –нарушения  познавательной деятельности, различные нарушения эмоционально-волевой сферы.

        Поэтому задача коррекционной школы заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Большим потенциалом в преодолении недостатков психического развития умственно отсталых детей, в том числе и мотивационной сферы, является использование ИКТ. Компьютерные технологии вызывают живой интерес и служат фактором активизации познавательной деятельности.

Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе коррекционной школы является важным средством коррекции психических функций аномального ребенка.

Их использование обеспечивает:

- мотивацию учащихся и активизацию их познавательной и умственной деятельности;

- усиливает визуализацию восприятия учебного материала;

- предоставляет каждому ученику свободу выбора темпа, средств и форм деятельности;

- обеспечивает демонстрацию уровня и вида необходимой помощи учащимся в процессе решения учебных задач;

- дает умение находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального обучения.

Использование компьютерных технологий в работе учителя обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в организации  учебной деятельности ребенка, что в свою очередь сказывается на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к  расширению сфер будущей трудовой деятельности детей с нарушениями в развитии.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:

- узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;

- динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;

- продуманный алгоритм видеоряда изображений;

- оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников.

- оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

        Различное восприятие информации учащихся на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео и аудио информацию через технические средства.

        Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей, так как некоторые образовательные программы включают элементы компьютерных игр. Важно умело использовать игру для учебных целей.

     Компьютерное обучение способствует:

- способности компьютера моментально реагировать на введенную    информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;          

- обеспечивает большую степень интерактивности обучения;        

- лучше соответствует принципам индивидуального обучения;

- систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных последствий.

Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, я экономлю учебное время, нежели при работе у классной доски, соответственно могу дополнить урок дополнительным содержанием.

Мультимедиа презентации на уроках

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

      На своих занятиях я пользуюсь не только готовыми электронными ресурсами, но создаю свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к образовательно-воспитательному процессу в школе. Составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к  тому же в этом строе, материал располагаю в нужном порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.

Бесспорно,  в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Мой личный опыт применения ИКТ позволяет мне с уверенностью судить об эффективности воздействия ИКТ на развитие детей с нарушением интеллекта.

Использование ИКТ помогает мне эффективно использовать пространство урока. ИКТ способствует:

- развитию мыслительной деятельности;

-стимулированию речемыслительной деятельности учащихся;

-развитию речи, расширению словарного запаса;

-повышению интереса к изучаемому материалу;

-стимулированию развития воображения;

-созданию эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;

-развитию эмоциональной сферы учащихся;

- активизированию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.

Практическая реализация компьютерной технологии

при обучении детей с лёгкой и средней степенью нарушения интеллекта

при обучении и воспитании.

При работе с детьми, имеющими лёгкую степень нарушения интеллекта, технологии компьютерного обучения я использую на уроках: устная речь, живой мир, чтение, трудовая и, изобразительная деятельность, математика, русский язык.

Использование технических средств в обучении позволяет мне разнообразить урок, повысить мотивацию детей к занятиям, а также значительно улучшить показатели в усвоении учебного материала.

Ниже я опишу использование ИКТ на уроках живого мира, устной речи, русского языка и чтения.

Использование компьютерных технологий на уроках «Живой мир»

Использование технических средств занимает особое место при изучении предметов данного направления. Преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школе, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий данной категории учащихся очень велико. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.

В этом случае компьютер выступает, как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способного частично заменить некоторые наглядные средства обучения. Компактность хранения информации позволит мне разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, я подготавливаю раздаточный материал (карточки, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, видеофрагменты и т.д.), создаю мультимедийные учебные презентации.

В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными электронными программами для детей со значительными нарушениями интеллекта по данным предметам, я использую на уроках данного цикла мультимедийные презентации, научные фильмы, обучающие серии видеоматериалов для детей дошкольного возраста. Для создания мультимедийных призентаций я использую программы-инструментарии: PowerPoint, Flash 5, Dreamweaver 4.0 и др.

Прежде, чем начинать создание мультимедийной учебной презентации  я определяю цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке, разработываю сценарий, структуру изложения учебного материала, оттобираю и обрабатываю информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности, продумываю предшествующую показу и последующую работу учащихся.

Мультимедийные презентации позволяют мне сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, справочные и программы-тренажеры). При использовании  музыкального сопровождения, звуков природы, компьютерной анимации, видеофрагментов у учеников заметно повышается активизация учебной деятельности, интерес к изучаемому предмету. В презентации передается информация с помощью, которой,  за короткий промежуток времени демонстрируется и передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя. Атак же использование технических средств обучения способствует формированию более четких

Презентация я использую в процессе рассказа, обобщении или закрепления материала. Важно, что бы работа с техническими средствами обучения  сочеталась с другими видами работ на уроке.

Хочу отметить, что использование презентаций позволяет остановиться на любой информации, уделить время, которое позволяет ребенку с отклонениями в развитии наиболее полно понять и разобраться в изученном материале.

На уроках я использую метод,  который характеризуется работой, после непосредственного просмотра. Я предлагаю своим ученикам описать по памяти понравившийся, наиболее запомнившийся  кадр, выполнить зарисовку.

Мой опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках  живого мира целесообразно в тех случаях, когда необходимо:

- познакомить учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (океаны, реки, моря, горы, растительный и животный мир, обьекты вселенной, стихийные бедствия и т.д.);

- продемонстрировать ситуации, связанные с угрозой здоровью ребенка (Правила поведения в лесу, при ушибах и т.д.) или трудоемкостью («Круговорот воды в природе и пр.);

- показать школьникам скрытые процессы и явления (питание и дыхание растений, движение крови в организме, влияние курения на внутренние органы и др.);

- продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы или явления (замерзание водоемов, образование плодов и семян и др.);

- познакомить с микро или макрообъектами (планета, материк, клетка и пр.);

- провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и др.)

- провести коррекционно-развивающую дидактическую игру по изучаемому материалу, направленную на развитие психических процесоов (мышления, внимания, памяти).

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка

На уроках по русскому языку я использую следующие мультимедийные дидактические средства.

- Слайд, который представляет собой отдельный фрагмент, занимающий всю доступную площадь экрана, на которой размещаются учебный текст или графический объект. Слайды используются мной на уроках для иллюстрации каких–либо теоретических сведений, положений, объяснения понятий и т.д.

Слайды могут использоваться на любых этапах урока. Путешествуя по слайдам ребята работают с интересом и увлечением. А в памяти у них остаются не только понятия, но и зрительные образы, которые помогают дальнейшему использованию полученных знаний в процессе обучения.

Так же слайды содержат в себе слова из словаря – это демонстрируемое на экране компьютера слово, с выделенной орфограммой, ударением и иллюстрацией для наиболее полного запоминания детей с выраженными нарушениями интеллекта. Параллельно я поясняю смысл изучаемого слова.

На уроках,я использую видео уроки по обучению детей правильному произношению, написанию звуков и букв. В интернете имеется огромное количество видео уроков для обучения детей дошкольного возраста, которые подходят для моих учеников и способствуют позитивному настрою, повышению мотивации и лучшему запоминанию моих учеников («Уроки тетушки Совы», «АБВГдейка» и т.д.)

Технические средства обучения позволяют  учащиеся на данном уроке закрепить и отработать в  наиболее доступной форме разнообразный и  наиболее сложный материал.

Отдельно хочу отметить, что в моей практике есть учащиеся со сложной структурой дефекта, имеющие серьезные проблемы двигательной сферы(ДЦП), проблемы со зрением

Использование компьютерных технологий на уроках чтения.

Технические средства обучения на уроках чтения имеют огромное значение для обучения детьми с нарушениями интеллекта  учебного материала. Данная категория детей характеризуется проблемами восприятия, проблемами мыслительной деятельности, скудностью языковых средств, а также значительные физические отклонения, в частности проблемы со зрением.

Компьютер в моей работе имеет значение при чтении детьми слоговых цепочек, слов со слайдов компьютера. Ведь компьютер имеет такую особенность, как внутреннюю подсветку, которая позволяет детям с проблемами зрения увидеть наиболее четко и детально предлагаемый материал.

 На своих уроках также я предлагаю учащимся слайды с иллюстрациями, подобранные к текстам. Иллюстрации я подбираю с учетом темы и цели.

По данному направлению я использую виды упражнений:

Задание « Подходит или нет?»

После прочтения текста, учащимся предлагается посмотреть на слайд с иллюстрацией и определить подходит ли она к прочитанному тексту.

Задание « Что лишнее?»

1. После прочитанного текста, ученикам предлагается определить на слайде лишние предметы, о которых не говорилась в тексте.

2. Определить предметы, о которых говорилось в тексте, и попробовать воспроизвести по наводящим вопросам смысл прочитанного.

В связи со сложностью восприятия данной категории детей, зачастую бывает, что прочтения текста бывает не достаточно для наиболее полного понимания  детьми смысла произведения. Здесь на выручку приходит компьютер, с помощью которого ученикам демонстрируется видеоролик с демонстрацией аналогичного произведения в виде мультфильма, сказки.

Так же на уроках я предлагаю детям видеовыдержки из произведений художественной литературы - это цитаты, взятые из какого-нибудь текста. Они сопровождаются иллюстрациями из художественных произведений, которые служат фоном для напечатанного текста. Видеовыдержки подбираются мной в соответствии с изучаемыми темами. Они используются на любых этапах урока.

В уроки чтения я включаю  презентации с заданиями, вопросами, дидактическими играми разного уровня сложности, которые позволяют актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся.

Видеопросмотры на уроках особенно важны для повышения общей культуры учащихся, обучения их «умному сопереживанию», формированию визуальной культуры. Они дают материал для дискуссий, различного рода сообщений, творческих работ, повышают мотивацию учащихся и активизируют их творчество.

В коррекционной школе такие занятия проводятся по многим учебным дисциплинам. В настоящее время нет комплекта учебных кино– или видеофильмов, разработанных специально для коррекционной школы VIII вида. Поэтому учителя пользуются учебными фильмами, созданными для учащихся общеобразовательных школ, научно–популярными фильмами отечественного и зарубежного производства, а также собственной видеопродукцией.

Использование компьютерных технологий на уроках

устной речи

Использование компьютерных технологий позволяет значительно ускорить формирование и развитие речи, высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы детей со значительными нарушениями. Разумное применение компьютерной игры на занятии является чрезвычайно эффективным, поскольку сочетает безграничные возможности виртуальной реальности с высокой мотивацией детей. Даже самая обыкновенная и привычная деятельность на мониторе компьютера воспринимается совсем по-иному. Знакомая и, возможно, надоевшая уже игра вызывает бурю восторга, и ребёнок готов играть в неё бесконечно.

Сложная структура нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с различными нарушениями речи, определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы. У таких детей нарушены все стороны речевой деятельности: фонетическая, фонематическая, лексико-грамматическая, связная речь, а также отмечаются нарушения слоговой структуры слова и несформированность общих речевых навыков. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения заданий и контроле над своей деятельностью. Координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий позволяет активизировать компенсаторные механизмы организма. У детей с ОВЗ отмечаются недоразвитие вербальной памяти, неустойчивость и низкая концентрация  внимания, внимание, а в играх материал представляется в ярком, интересном и доступном для детей виде. Он вызывает интерес и усваивается лучше.

На уроках устной речи я использую:

- артикуляционную гимнастику;

- логопедические игры для дошкольников и школьников по развитию речи в виде презентаций;

- логопедические распевки.

 Необходимый материал я нахожу в интернет пространстве на сайтах: log-center.ru, olshkineva.jimdo.com, logozavr.ru , papa-vlad.narod.ru,  mersibo.ru, multiashka.ru.

Данные виды он-лайн разминок помогают провести уроки с пользой и интересом, дают возможность учащимся переключить свое внимание, повысить интерес к дальнейшей работе.  Продолжительность  работы на компьютере для детей с комплексными нарушениями не должна превышать 5 минут. Использование компьютерных технологий в данном уроке является помощником в организации интересного, необычного урока.  

Также я использую презентации для коррекции различных сторон речевой активности.

Для развития лексико – грамматической стороны речи я использую презентации по лексическим темам. Их в большом количестве я нашла  в сети Интернет и создала самостоятельно в программе  PowerPoint. Эти  презентации  используются мной в соответствии с меняющейся лексической темой, а их разнообразие помогает сделать каждое занятие неповторимым и интересным для учеников.

Результаты применения компьютерной  технологии на уроках живого мира.

   Для проверки эффективности использования компьютерных технологий при обучении  живого мира, русского языка, чтения, устной речи мною был проведен анализ  с целью  определения качества усвоения знаний и умений.

Исследование  применения компьютерной технологии на уроках проводилось  с детьми, имеющими диагноз умственная отсталость лёгкой(F 70),  и умеренной степени (F 71), обучающимися в МКОУ  с 1 сентября 2017года . Исследования проводились с 1 сентября 2017 года по 31 мая 2019 года. Диаграммы составлены  на  каждого исследуемого ученика по отдельности. В конце работы приводится итоговая усредненная диаграмма на всех детей.

Сформированность  знаний  определена критериями:

Высокий уровень (100%)- задания выполняет самостоятельно, без ошибок,

Достаточный уровень(80 %) - задания выполняются уверенно, без посторонней помощи, с несколькими незначительными ошибками.

Выше среднего уровня (60%) - с заданиями справляется с направляющей помощью, при этом задания выполнял неуверенно.

 Средний уровень(40%) - с заданиями справляется с существенной помощью, после многократных повторений и объяснений, путая математические понятия между собой.

Ниже среднего уровня (20%) – выполняет задание только с помощью учителя (рука в руку)

Низкий уровень(0%) - с заданием не справляется, не понимает смысла заданий, задание делать отказывается.

Результаты диагностики представлены в таблицах, диаграммах.

Результат применения компьютерной технологии

на уроках живого мира.

Дубровина Анастасия (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

30%

20%

20%

30%

45%

35%

35%

45%

Результат применения компьютерной технологии

на уроках развития устной речи.

Дубровина Анастасия (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

40%

35%

30%

30%

60%

55%

55%

45%

Результат применения компьютерной технологии

на уроках русского языка.

Дубровина Анастасия (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

35%

25%

30%

30%

50%

45%

55%

45%

Результат применения компьютерной технологии

на уроках чтения.

Дубровина Анастасия (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

35%

25%

30%

30%

50%

45%

55%

45%

Дубровина Анастасия (3,4классы)

Усредненные показатели использования компьютерных технологий

в процессе обучения за два года.

Результат применения компьютерной технологии

на уроках живого мира.

Устьянцева Алиса  (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

25%

20%

25%

30%

35%

35%

35%

45%

Результат применения компьютерной технологии

на уроках русского языка

Устьянцева Алиса  ( 3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

25%

20%

25%

30%

40%

35%

45%

45%

Результат применения компьютерной технологии

на уроках чтения.

Устьянцева Алиса  (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

25%

20%

25%

30%

35%

35%

35%

40%

Результат применения компьютерной технологии

на уроках развития устной речи.

Устьянцева Алиса  (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

35%

25%

25%

30%

45%

35%

35%

40%

Устьянцева Алиса  (3, 4 классы)

Усредненные показатели использования компьютерных технологий

в процессе обучения за два года.

Результат применения компьютерной технологии

на уроках живого мира.

Винковский Евгений (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

45%

35%

30%

40%

85%

75%

55%

60%

Результат применения компьютерной технологии

на уроках русского языка.

Винковский Евгений (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

50%

55%

30%

45%

85%

75%

55%

60%

Результат применения компьютерной технологии

на уроках чтения.

Винковский Евгений (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

55%

50%

30%

55%

85%

80%

55%

65%

Результат применения компьютерной технологии

на уроках обучения устной речи.

Винковский Евгений (3, 4 классы)

Направления

2017-2018

2018-2019

Мотивация к обучению

Овладение учебным материалом

Коррекция мыслительных процессов

Познавательная активность

55%

50%

30%

45%

85%

75%

55%

60%

Винковский Евгений (3, 4классы)

Усредненные показатели использования компьютерных технологий

в процессе обучения за два года.

Общие показатели использования компьютерной технологии по всем предметам за два года

        Анализируя   результаты, представленные  в диаграммах, можно констатировать, что у всех детей отмечается положительная динамика в усвоении учебного материала. Рост уровня показателей отмечается по всем направлениям.

Сравнительный анализ данных показал действенность компьютерной технологии в работе с детьми с умеренной степенью умственной отсталости.

Нами отмечено, что ИКТ заняла достаточно прочное место на уроках в  работе с детьми с выраженным недоразвитием интеллекта. Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания учащихся  с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Методический материал с использованием новых образовательных технологий.Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эф...

Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....

Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения."

Активизация познавательной деятельности – важная проблема длякаждого учителя, особенно начальной школы.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческогоподхода к делу – э...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения».

Активизация познавательных интересов– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.     Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого п...

« Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

    Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельност...

«Активизация познавательных интересов посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.       Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – эт...