«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения».
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Морсакова Анастасия Евгеньевна

Активизация познавательных интересов– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.

     Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно- компьютерных технологий “ Автор: А.Е.Морсакова учитель начальных классов МБОУ Ложковская СОШ

Слайд 2

Спектр применения ИТ: подбор иллюстративного материала; подбор дополнительного познавательного материала; обмен опытом; оформление классной документации, отчетов; создание презентаций; создание и подготовка дидактических материалов.

Слайд 4

Принципы активизации познавательной деятельности принцип равенства позиций; принцип доверительности; принцип обратной связи; принцип занятия исследовательской позиции.

Слайд 5

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках визуальная информация; интерактивный демонстрационный материал; тренажер; контроль знаний, умений и навыков учащихся.

Слайд 6

Результаты по формированию мотивации учения: рост положительной мотивации на уроках; качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

Слайд 7

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Слайд 8

“ Ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом.” К.Д.Ушинский

Слайд 9

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБОУ Ложковская СОШ

ДОКЛАД

учителя   А.Е.Морсаковой

на  тему:

«Активизация  познавательной деятельности

младших школьников посредством применения

информационно-компьютерных технологий  

обучения».

 

СЛАЙД 1

 «Доска и мел – наши главные инструменты,

но хочется большего…..»

    Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

    Активизация познавательных интересов– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.

     Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

    Темп современной жизни выдвигает новые требования к развитию личности. Как найти нужную информацию во всем многообразии источников и удовлетворять свой интерес к разным областям знаний. Вот чему мы должны учить современного школьника. Компьютер занял значительное место в круге детских интересов. ИКТ обеспечивают школьника важными знаниями о мире, облегчают понимание сложных вещей и явлений, развивают у ребёнка интеллектуальные умения тем самым, решая, прежде всего, образовательную задачу.

    Познавательный интерес, который формирует правильное использование ИКТ в образовательном пространстве, является важным фактором успешного учения и дальнейшего становления личности в целом. Человек, не имеющий познавательных интересов, лишен внутреннего стержня, не способен  пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой своей последующей деятельности.

СЛАЙД 2

Спектр применения ИТ широк и разнообразен:

1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, литературного чтения (Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.

3. Обмен опытом, создание своего персонального сайта, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.

6. Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

   Таким образом, ИТ существенно помогают в работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

СЛАЙД 3

Применение информационных технологий на уроках необходимо и мотивировано это тем, что они

1)  Усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.
2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, исследование; создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Я на уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок - сказка, урок - путешествие, урок- экскурсия, презентация. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал? На помощь пришел компьютер. Информационные технологии помогают отправиться нам хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Ребенок становится идущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. ИКТ помогли мне разработать интересные уроки. Интернет-ресурсы позволили повысить интерес к изучаемым предметам. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Активное развитие информационных технологий в обучении позволяет проявиться творческим способностям, как ученика, так и учителя. И теперь представить свою работу без ИТ я уже не могу. В настоящее время на первое место в моей работе выходят компьютерные технологии. На уроках я использую программы Microsoft Word, приложения Power Point,  и др. Мною разработаны уроки обучения грамоте, математики, окружающего мира, русского языка,  чтения с использованием ИКТ.

СЛАЙД 4

 Это позволило мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

 -принцип равенства позиций;

 -принцип доверительности;

 - принцип обратной связи;

- принцип занятия исследовательской позиции.

    Таким образом, труд затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

    Современный урок не представляется мне без здоровьесберегающих технологий. Создать атмосферу хорошего настроения помогают физкультминутки, которые можно проводить с помощью компьютера.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Компьютер я использую  на всех этапах обучения.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации.

СЛАЙД 5

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках:

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
  • Тренажёр
  • Контроль знаний, умений и навыков учащихся

    Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом происходит гораздо легче.

При разработке презентации учитываю, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

    Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы. Но нельзя забывать и про принцип «Не навреди!», поэтому при разработке уроков с использованием ИКТ я уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий.

    Компьютерные  технологии на уроках - мои  главные помощники. Компьютер  помогает  мне  сделать  уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. Это и мультимедийные пособия  и интерактивные таблицы электронные  приложения к учебникам .

    Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.  Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить  плавный переход к учебной деятельности. Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях. С помощью компьютера можно поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – узнаешь имя сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты:

СЛАЙД 6

• Рост положительной мотивации на уроках

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

   Итак, применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод,

СЛАЙД 7

что новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

СЛАЙД 8

Свой доклад хочу закончить словами К. Д. Ушинского “что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом.”

 Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой.

СЛАЙД 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Методический материал с использованием новых образовательных технологий.Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эф...

Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....

Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения."

Активизация познавательной деятельности – важная проблема длякаждого учителя, особенно начальной школы.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческогоподхода к делу – э...

Активизация познавательных интересов младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий

Активизация познавательных интересов младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий...

« Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

    Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельност...

Анализ педагогического опыт «Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий»

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм...