Технологическая карта урока "История одежды и текстильных материалов"
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Цель урока: создание условий для знакомства с историей возникновения и преобразования одежды, особенностями материалов одежды разных времен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odezhdy.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Русинова Н.В. | |
Предмет: технология | Тема занятия: История одежды и текстильных материалов |
Класс: 4 | Цели урока: создание условий для знакомства с историей возникновения и преобразования одежды, особенностями материалов одежды разных времен; формирование умений различать виды тканей натурального и искусственного происхождения; их свойства. |
Дата: 19.02.2018 | Образовательные ресурсы: учебник (с. 68–69); компьютерная презентация, лоскутки тканей натурального |
Тип урока: Открытие новых знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями материалов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; содействовать развитию навыков выполнять проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; совершенствовать умения работать по алгоритму | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с модой, особенностями материалов одежды разных времен; научатся различать профессии людей, создающих моду и одежду; определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; использовать ранее освоенные знания и умения при выполнении проектного задания по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; подбирать образцы тканей для коллекции | Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения об обработке текстиля для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения; регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки; коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе | Личностные: описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||
1.Организационный. | Слайд 1 Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада вновь с вами встретиться и готова провести занятие по технологии. | Проверяют готовность своего рабочего места. | |||
2.Мотивационный | Привлечение внимания обучающихся,. | Чтобы определить, какова тема сегодняшнего урока, я предлагаю вам отгадать загадки. Слайд 2 Сзади, спереди, Я из хлопка, льна и кожи, Ответы детей (одежда)
| На основе признаков определяют понятие, отгадывают загадку. | Чётко строят речевое высказывание, выслушивают ответы одноклассников | контролируют себя, поднимают руку, не выкрикивают с места. |
3.Актуализация знаний. Постановка цели урока | Актуализация прежних знаний, навыков и умений непосредственно связанных с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке. | Правильно, Тема нашего урока «История одежды и текстильных материалов» Слайд 3 Что такое одежда? Где мы можем посмотреть значение слова «одежда»? (В словаре) Слайд 3 (щелчок) Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. (Словарь Ожегова Сергей Иванович, лингвист.) Попробуйте определить цели урока. (Познакомиться с историей создания одежды, с материалами, из которых она создавалась). | Формулируют цели урока. Обсуждают тему урока. Пытаются дать определение понятия «одежда». | Чётко строят речевое высказывание | Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. |
4.Проблемное объяснение нового материала | Изучение оптимального объема материала. Формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике | Сейчас я хочу предложить вам стать историками моды, чтобы проследить какой путь прошла одежда, которую мы сейчас носим. Рассмотрите в учебнике (с. 68) иллюстрации с изображением одежды разных времен. Когда появилась одежда? (Одежда появилась еще во времена первобытного человека) Слайд 4 Из чего делали первобытные люди одежду? (Из шкур животных) С какой целью люди заворачивались в шкуры? (чтобы защитить себя от холода, жары, дождя и ушибов). Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть все тело. Слайд 4 (щелчок) Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб. На доске строим схему «Назначение одежды» (Первое назначение одежды – защита…) Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Слайд 5. Человек также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань. У вас на партах – образцы тканей. Рассмотрите их.(Рассматривают образцы марли, мешковины, которые лежат на столах) (Ткань состоит из нитей) Нити переплетены. А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины – это чётко видно – А кто же переплел эти нити? (Ткач. Нити переплетены на ткацком станке.) Слайд 6. Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. – Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Уберите из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? Ткань из нитей ткут, а чтобы узнать, откуда берется нить, мы выполним практическую работу. – Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось? (У нас получилась нить) Да, получилась настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. – А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? (Прядением) Слайд 7 В древние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные. Шерстяные нити прядут из шерсти – больше всего из овечьей. Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы. Менялись времена, менялась и одежда. Слайд 8. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники. – Как вы думаете, отличалась ли одежда богатых и бедных? Чем? Бояре и царь носили по покрою такую же одежду, как и бедные, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку. Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. Позднее, в 18 веке, у знатных женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины носили шляпы, цилиндры, плащи. Украшали одежду пышными воротниками, манжетами, лентами. – Для чего люди всё это делали? На доске продолжают строить схему «Назначение одежды» – Второе назначение одежды – украшение Какую одежду носит современный человек? Слайд 9 – Гардероб современного человека разнообразен или однообразен? Слайд 9 (щелчок) – Отличается ли одежда по временам года? – Для чего современному человеку нужна разная одежда? слайд 9 (2 щелчок) Человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется «функциональность». На доске заканчивают строить схему «Назначение одежды» Третье назначение одежды – функциональность. – На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения? Ответы. Слайд 10 – Что относится к «деловой одежде»? (К деловой одежде относятся: школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.) – Что относится к «спортивной одежде»? (К спортивной одежде относятся: спортивный костюм, футболка, шорты, гетры, майка, спортивные брюки) – Что относится к «рабочей одежде»? (К рабочей одежде относятся: специальные халаты, фартук, нарукавники, комбинезон, косынка.) – Что относится к «домашней одежде»? (К домашней одежде относятся: халат, платье, брюки и кофта.) – Что относится к «специальной одежде»? (Специальную одежду (форму) надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.) – Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, – волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. Ткани натурального происхождения это лен, хлопчатобумажная и шерсть. Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют слишком сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок. Успехи современной химии позволили создать множество искусственных и синтетических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды. Ткани искусственного происхождения это искусственные (вискоза, ацетат) и синтетические (полиэстер, капрон, нейлон и др.) – Почему модельеры не отказываются от натуральных тканей, хотя синтетические ткани могут быть более красивыми? ( У натуральных тканей лучше гигиенические свойства. Они лучше впитывают влагу (пот), лучше сохраняют тепло) В создании современной одежды участвуют люди разных профессий: модельеры, закройщики, швеи, декораторы, костюмеры. Слайд 11. Модельер - специалист по изготовлению моделей реальной одежды, дизайнер одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль. Закройщик - мастер в ателье по ремонту и пошиву одежды по индивидуальным заказам. Декоратор – это специалист, в обязанности которого входит художественное оформление. Костюмер - шьющий костюмы для актеров, сообразно той эпохе, в которую происходит действие | Слушают учителя, анализируют информацию, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, с таблицей, со схемой на доске. Отвечают на вопросы, строят логические цепочки, выстраивают причинно-следственные связи (Назначение одежды). Знакомятся с новыми словами, понятиями, определениями. Классифицируют предметы одежды по функциональности. Словарная работа: одежда, ткань, ткач, модельер, закройщик, декоратор, костюмер. Делают выводы, обобщают полученные знания. | Чётко строят речевое высказывание. Пополняют словарный запас. Работают в группах, обсуждают информацию, приходят к единому мнению. | Планируют действия следуют инструкции, прогнозируют результат. |
5. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж | Организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий по эталону. | Сейчас я хочу предложить вам стать костюмерами Большого театра. Нам с вами предстоит подготовить костюмы для балерин, которые будут танцевать «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Слайд 12. Скажите, как называется юбка балерины? (пачка). Ткань с какими свойствами нам нужно использовать, чтобы изготовить такую юбку? (не мнётся, хорошо держит форму, жесткая, красивая). У меня сегодня есть ткань с такими свойствами. Она называется фатин. Фатин – ткань из легкой сетки. Бывает различной жесткости. Материал изготавливают из синтетической полиамидной нити — нейлона. Это полупрозрачная воздушная материя с блестящей либо матовой поверхностью. Именно из него мы будем сегодня творить. Я выбрала наиболее подходящую по цветам ткань для нашей работы. Но сначала вспомним правила ТБ при работе с ножницами. У вас на столах лежать заготовки – силуэты балерин, полоски ткани, ножницы. Давайте определим алгоритм выполнения работы. | Узнают новую информацию (знакомятся с новой тканью, характеризуют её) Выстраивают связи «свойства – назначение» Словарная работа: «пачка», фатин. | Чётко строят речевое высказывание. Обсуждают ход работы, проговаривают дальнейшие шаги. Пополняют словарный запас | Следуют инструкции, соблюдают технику безопасности, работают по алгоритму. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении практической работы. Сравнивают результат с образцом. |
6. Итог урока. Рефлексия | Вспомнить, осознать, обобщить изученное на уроке. Самооценка своих действий. | Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. Наш урок подходит к завершению. Наши костюмы готовы. (музыка) Я думаю, наши балерины и мы с вами заслужили бурные аплодисменты. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Как появилась одежда? – Из каких тканей шьют одежду? – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. Одежда была разная. Она зависела от времени, в котором жили люди. Для пошива какой-либо вещи используют ткань с определёнными свойствами, в зависимости от того, какую функцию будет выполнять вещь. Приберите свои рабочие места. Домашнее задание: рассмотрите вещи из своего гардероба. Из каких тканей они изготовлены? | Знакомятся с музыкальным произведением «Вальс цветов» П.И.Чайковского | Самооценка своих действий | Оценивают результаты своей работы (самооценка и взаимооценка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока на тему: "Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё"
Технология...
Технологическая карта урока "Одежда на разные случаи жизни"
Технологическая карта урока составлена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы, изучающих английский язык по УМК Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П., Кузнецова Е.В. «Английский язык. ...
Технологическая карта "Выбор одежды" 4 класс
Выбор одежды...
Технологическая карта. Технология. "Одежда. Кисточка из ниток"
Технологическая карта урока по тхнологии " Одежда. Кисточка из ниток" с применнеием игровых, личностно - ориентированных, здоровьесберегающих технологий...
Конспект урока по технологии "История одежды и текстильных материалов. Проект" 4 класс.
Конспект урока по технологии в 4 классе. Проектная деятельность как средство повышения функциональной грамотности учащихся, суть метода которой - стимулировать интерес учащихся к определённым проблема...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на материале рассказа Н. Сладкова «Осенняя ёлочка».
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на материале рассказа Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». Класс 4 классПредмет. Коррекционно-развивающее занятие...
Технологическая карта урока "Одежда для карнавала"
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятием «карнавал», особенностями проведения этого праздника, разными карнавальными костюмами; со способами создания карнавального ...