Статья « Диагностика проявлений изобретательности детей на занятиях по оригами».
статья по технологии на тему
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на занятиях по оригами.
Автором статьи была разработана система творческих диагностических заданий.
В статье представлены результаты итоговой диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика изобретательности на занятиях по оригами. | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДДТ «Союз» Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга
Статья
«Определение критериев и уровней диагностики
проявления изобретательности младших школьников
и разработка условий, методов и приёмов
развития изобретательности детей
на занятиях по оригами».
Автор:
Ткаченко Галина Глебовна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2018
Аннотация
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на занятиях по оригами.
Введение
XXI-й век характеризуется многочисленными процессами преобразований и реформ во всех сферах экономики и общественной жизни. Возрастает потребность современного общeствa в активных личнoстях, способных мыслить не шаблонно, а креативно, нaхoдить кaчeствeнныe рeшeния проблем, сoвeршeнствoвать, преобразовывать уже существыющие технологии, знaния, а также умеющих успешно создавать нечто новое, оригинальное, неповторимое в разных сферах человеческой деятельности.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно, но для этого необходимо найти оптимальные условия, методы и приемы обучения, направленные на развитие креативности.
Вся история человечества — это история изобретательства. Сегодня развитие творческого мышления как никогда, актуально:
- жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения. Развитие творческих способностей определяет становление активного, целенаправленного человека;
- по мнению советского и российского педагога Никитина Б. П., который много лет занимался проблемой развития творчества детей, малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творчества;
- работы многих педагогов и психологов посвящены проблеме формирования творческого потенциала у детей, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях. Но вопрос развития детского изобретательства недостаточно хорошо представлен в педагогической литературе и исследован педагогами - практиками. Тем не менее, опыт работы по обучению детей технике оригами показывает, что у младших школьников можно развивать в той или иной степени способности к изобретательству.
В программе «Бумагопластика» прописаны следующие планируемые результаты:
Личностные - у детей будет сформирован навык творческого отношения к окружающей жизни;
Метапредметные - дети научатся проявлять инициативу, творчество и самостоятельность в различных жизненных ситуациях;
Предметные - дети научатся импровизировать, видоизменять образец, выполнять различные варианты изделий на заданную тему, создавать творческие работы с опорой на образец, создавать собственные изобретения в технике оригами.
Таким образом, изобретательская одаренность проявляется в разной степени, поэтому далеко не всякий ребёнок в состоянии полностью изобрести модель в технике оригами. Но каждый может видоизменить фигурку, усовершенствовать её.
Из актуальности вытекает проблема: определение диагностики уровней проявления изобретательности.
Цель статьи.
Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности младших школьников на занятиях по оригами.
Рассмотрев критерии, которые предлагают в своих работах Дж. Гилфорд, Дроздикова Л.Н., Е.П. Торренс, были выделены критерии, характеризующие степень изобретательности, уровни их проявления. Автором статьи была разработана система творческих диагностических заданий.
Исследование проводилось в группе второго года обучения.
Представлены результаты итоговой диагностики.
Типы проблемных ситуаций на занятиях: 1.Ситуация неожиданности идеи выз. Удивление: динамические игрушки 2.Ситуация конфликта (когда новые факты выступают в противоречие с устоявшимся мнением): базовые формы двойной квадрат и треугольник. 3.Ситуация неопределённости (когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных): в схеме допущена ошибка: в серии схем пропущены один-два этапа. 4.Ситуация выбора (необходимость сделать выбор из представленных вариантов): задания на вариативность, беглость, гибкость. 5.Ситуация предложения (предоставляется возможность выдвинуть собственную версию): сборка фигуры из готового модуля. В результате проделанной работы выяснилось, что тестовые диагностические задания не только помогают выявить детей с разным уровнем степени изобретательности и определить разные стороны этого процесса, но и положительно влияют на развитие креативного мышления, что можно увидеть в детских творческих работах и в ролевых играх во время динамической паузы. Образовалась группа детей, которые регулярно изобретают модели фигурок. Интересными оказались причины, по которым эти дети изобретают:
Итак, для развития изобретательности в младшем школьном возрасте необходимо создать условия для творчества, мотивировать учащихся к нестандартным решениям, поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности младшего школьника. Список литературы dodiplom.ru Кокиева Э. М. «Развитие изобретательности младших школьников на уроках технологии» vuzlit.ru «Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Диагностика в работе учителя начальных классов"
Статья посвящена роли диагностических исследований в работе учителя начальных классов....
Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе».
Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе» поможет коллегам на разных ступенях обучения проследить за динамикой обученности , выявить индивидуальные пр...
Статья «Диагностика уровня эстетического восприятия художественных произведений младшими школьниками»
Сборник «Ключ к будущей профессии». Выпуск 6.-Симферополь: НИЦКИПУ, 2010.-204с...
Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)
В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...
Статья «Диагностика метапредметных результатов у детей 1 класса»
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться....
Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"
Данное занятие посвящено памяти героев Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...
«Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности младших школьников и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности детей на занятиях по оригами».
В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества младших школьников на зан...