Занятие по теме: "Масленица"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме "Праздник Масленица"
Цель занятия: создание условий для знакомства с народными традициями в проведении праздника масленицы.
Задачи:
- знать историю и традиции празднования Масленицы;
- передавать настроение и характер малого жанра фольклора - потешки, заклички;
- понимать содержание произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, освоить приемы создания масленичной куклы;
- проявлять чувство любви и уважения к народным традициям.
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Организа-ционный момент. | Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли подготовили для урока? | |
Сообщение темы. | Зима подходит к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их? Посмотрите, сколько праздников! Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого, традиции проведения и значение разные. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека. Видеофрагмент из фильма-оперы «Снегурочка» – «Масленичные гулянья» –Какое настроение оставил у вас фрагмент фильма? – Какой русский народный праздник показан в фильме? Тема нашего урока «Праздник Масленица». В старину говорили: «Масленица – кормилица нынче именинница». Как вы понимаете эти слова? Эпиграфом сегодняшней темы могут стать слова А.С. Пушкина «Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины У них на масленице жирной Водились русские блины». Что такое эпиграф? И сегодня мы познакомимся с народными традициями в проведении праздника масленицы. | (Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, масленица). Радость, грусть Масленица. |
Беседа по теме занятия с использованием презентации | А что вы знаете об этом празднике? - Когда празднуют Масленицу? (Наводящие вопросы: Участвовали ли вы в масленичном гулянье, в проводах масленицы? Какие песни, игры, забавы сопровождают этот праздник?) Масленица- древнеславянский праздник «проводы зимы», которым отмечается переход к весне. «Приходи, весна, с радостью, с великой милостью», «Масленицу провожаем- света, солнца ожидаем», «И кончилась твоя власть , Зима! Весна на пороге». Исстари называли масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, душа моя масленица. Как вы думаете почему? Издавна сложились убеждения, что «не потешить на широкую масленицу- значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Поэтому масленицу праздновали широко приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом. Ребята, кто знает, сколько дней празднуют масленицу? Каждый день на масленичной неделе имеет свое название: Понедельник- «ВСТРЕЧА». К первому дню масленицы устраиваются ледяные горы, балаганы для скоморохов, качели. Приготавливали утром соломенную куклу - масленицу. В изготовлении этой куклы участвовали все жители, несли кто что мог: старую одежду, клок соломы и т.д. Но никогда не было лица у масленицы. Вспомните почему? Встреча заканчивалась кулачными боями. Вторник- «ЗАИГРЫШИ» С утра приглашались девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов. Потом их отпускали потешиться на горы. Здесь молодцы высматривали невест, а девицы украдкой поглядывали на суженных. Среда- «ЛАКОМКА» Тещи приглашали зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. А теперь поразмышляйте, мою загадку разгадайте: « Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают?» У русского народа блин считается символом солнца. Как вы думаете, почему? Четверг- «ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ». Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу- чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками ,в сопровождении народа возили на санях. Проводили обряды, кулачные бои, а в назначенное место сходились петь песни. Пятница- «ТЕЩЕНЫ ВЕЧЕРКИ» Кто такая теща? А зять? В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины. Суббота- «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ» Кто такая золовка? Молодая невестка приглашала родных к себе. В субботу дети строили снежный городок с башнями и воротами, затем разделялись на две половины: одна старалась охранять городок, другая должна была, силой взять его. Василий Иванович Суриков в картине «Взятие снежного городка» передал накал страстей, сам дух старинной народной игры(на слайде) Воскресение-«ПРОВОДЫ, ПРОЩАНИЕ», «ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ». Проводы масленицы и прощание масленицы сопровождалось различными обрядами. «Боярыню Масленицу»- соломенную куклу торжественно сжигали, приговаривая: «Полно, зимушка, зимовать, весна идет!», а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными бывало после ужина, в этот день просили прощение и все обиды прощались. Встретить весну необходимо было с чистой совестью. О русской масленице сохранилось много поговорок, какие из них вам знакомы? Если ученики не знают, учитель показывает на слайде: 1 «Не житье, а масленица». 2 «Не все коту масленица, будет и великий пост». 3 «Масленица неделю гуляет» 4 «Милости просим к нам о масленице со своим добром, с честным животом» 5 «Пируй и гуляй, а про пост, вспоминай» и т.д. Кроме пословиц и поговорок до наших дней дошли и другие жанры фольклора, относящиеся к календарно- обрядовой поэзии: потешки, заклички, песни, частушки. Давайте попробуем почитать (на парте разные потешки, заклички). Прочитайте. С каким выражением будем читать? -Этот праздник к нам идет Раннею весною Сколько радостей несет Он всегда с собою! -Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. -Дома аромат блинов Праздничный, чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. -Шумно, весело пройдет Сырная Седьмица, А за ней Великий Пост- Время, чтоб молиться. -Приходите, заходите На румяные блины. Нынче Маслена неделя Будьте счастливы, как мы! -Напеки, кума, блинов, Да чтоб были пышные. Пришла Маслена неделя- Можно съесть и лишнего -Мы с подружкою гуляли, Сыром гору налепляли, Всю блинами устилали, Сверху маслом поливали. -Уминая всласть ватрушки, Поют девушки частушки. Всякий люд кругом танцует, И душа его ликует. -С наступленьем воскресенья Просим мы у всех прощенья, Наши добрые стремленья Вызывают восхищенье! -Вас на Масленицу ждем! Встретим масленым блином, Сыром,медом, калачом Да с капустой пирогом! -Всех нас Пост Великий ждет, Наедайся впрок, народ! Всю неделюшку гуляй, Все запасы подъедай. -А придет Прощеный день, Нам покланяться не лень, Приходите в воскресенье, Будем мы просить прощенье, Чтоб с души грехи все снять, С чистым сердцем Пост встречать. Удалось нам почувствовать атмосферу праздника? | Ответы детей. В марте. Дети по картинке и опираясь на свой опыт рассказывают. Блин Блин круглый, румяный, теплый. Ученики объясняют смысл. |
Физ.минутка | Масленица к нам идет широкая (руки в стороны). Солнышко стоит высокое (руки вверх). К солнышку тянемся, потянемся (тянем руки вверх). До земли Масленице кланяемся (наклон вперед). Мы за блинчиком идем (руки вытягиваем вперед). Дружно праздник проведем (руки на плечи). Вот и солнце закатилось, наша Маслена закрылась. (руки поднимаются вверх и опускаются через стороны вниз, выдох). | |
Творческая работа. | Возрождается сейчас масленица, воскрешает народ традиции и обряды. Что является обязательным обрядом в последний день масленицы? В старину соломенная кукла была обрядовой , ею встречали жениха и невесту. Такую куклу называли домашней масленицей, которая символом крепкого достатка и здорового потомства молодой семьи. Ребята, вы участвовали когда-нибудь в сжигании куклы? Каждый из вас попробует изобразить куклу. Демонстрируются образцы. Что важно при изображении куклы? Из каких частей состоит рисунок? Из каких деталей состоит сама кукла? С помощью чего будем изображать куклу? Составим план нашей работы. План: 1.Придумать сюжет 2.Определить положение листка 3.Определить расположение куклы 4.Нанести наброски карандашом 5.Раскрасить рисунок с помощью цветных карандашей Приступайте к работе. Используйте цветные карандаши и фломастеры. Выполняем работу. 1. Подумайте на фоне чего можно изобразить куклу? Какие события могут происходить? 2. От сюжета зависит, как лучше вы расположите листок вертикально или горизонтально, например, изображая, хоровод лист расположите горизонтально. 3. Продумайте размеры куклы и ее расположение на листке(в центре, сбоку) 4. Нанесите наброски простым карандашом, затем продолжайте изображать остальные объекты на рисунке. 5.Раскрасьте. | Сжигание куклы. Ответы детей. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Какие вам запомнились масленичные развлечения?
Что обязательно делали в воскресенье православные, чтобы очистить душу и подготовиться к Великому посту? Что мы делали на занятии? | - ходили в гости на блины, - катались на лошадях в разукрашенных санях, - снаряжали санные поезда, - катались с горы на санках, ледянках, шкурах, - строили снежные городки, - устраивали кулачные бои, - лазили на столб за петухом, - одевались ряжеными, - плясали вокруг костров, водили хороводы, - устраивали представления в балаганах, смеялись над скоморохами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему :"Масленица"
Сценарий масленицы. История праздника- масленица. Стихотворения....
Конспект урока во 2-3 классе по теме: "Масленица".
Конспект урока для начальной школы на тему: "Масленица"....
Методическая разработка занятия по теме: «Масленица»
Конспект внеклассного занятия по теме: «Масленица»...
Открытое занятие в районной библиотеке по теме: «Масленица»
Материал разработан для детей с ОВЗ...
методическая разработка внеклассного занятия по теме "Масленица: обычаи и обряды"
обряды и обычаи празднования масленицы...
Конспект занятия. Тема: "Масленица".
Викторина....
Внеклассное занятие на тему "Масленица широкая "
Цель внеклассного занятия: Познакомить учащихся с традициями и обычаями празднования Масленицы, развить их культурное и историческое понимание. Задачи занятия:1. Ознакомить учащихся с историей и ...