Внеклассное занятие на тему "Масленица широкая "
план-конспект занятия (1 класс)

Полякова Виолетта Ильинична
Цель внеклассного занятия: Познакомить учащихся с традициями и обычаями празднования Масленицы, развить их культурное и историческое понимание.
 
Задачи занятия:
1. Ознакомить учащихся с историей и происхождением праздника Масленицы.
2. Провести обучение основным традициям и обычаям празднования Масленицы.
3. Практиковать навыки изготовления и украшения блинов, а также участие в играх и развлечениях, связанных с Масленицей.
4. Развивать у учащихся интерес к культурному наследию и традициям своего народа.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

внеклассного занятия

на тему: «Масленица широкая»,

Составленный

Поляковой Виолеттой Ильиничной

213 группы

Санкт-Петербург

2022

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема занятия

Класс

Масленица широкая

Цель занятия

Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с     этим праздником.

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Л 1. Положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения(потребности)

Л 2.  Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.

М Познавательные

МП 1.Ориентироваться в задании.

МП 2. Давать ответ на вопрос кратко или развёрнуто.

М Регулятивные

МР 1. Уметь оценивать правильность действий под руководством учителя.

МР2. Уметь использовать различные способы для достижения результата.

М Коммуникативные

МК 1. Уметь устно формулировать собственное мнение, осуществлять рефлексию

МК 2.  Уметь работать в парах и малых группах.

Форма проведения занятия

Час общения в игровой форме.

               

Приемы СОТ

Вид используемых на занятии средств ИКТ

Презентация  

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Листы, карандаши.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ВРЕМЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виолетта Ильинична, сегодня занятие проведу у вас я. Перед нашим занятиям я прошу вас убедиться, что на парте есть все необходимые предметы для работы (пенал)

Дети показывают свою готовность.

1мин.

Самостоятельно организовать своё рабочее место

II.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (активное целеполагание, мотивация)

Я  думаю, вам интересно  узнать,  о чём же мы с вами будем сегодня говорить.

Сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы попробуете угадать:

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!

 Про что это стихотворение? Вот уже совсем скоро должна прийти весна, а вы знаете, без какого праздника она не приходит? Этот праздник по-другому называют проводами зимы.

Правильно, мы будем говорить про Масленицу!(1 слайд)

Дети отвечают.

3 мин.

Уметь под руководством

учителя выделять учебную

задачу, принимать условия её

выполнения.

III.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3.1.  Из истории   празднования  Масленицы.

Масленица – проводы зимы, встреча весны. Отмечается масленица в феврале или начале марта. Она говорит об окончании зимы и начале весны. Народ отмечает Масленицу шутками, играми, плясками, сытными застольями, обязательно с блинами.

Празднуется Масленица целую неделю. Каждому дню масленицы народ дал особое название. Я предлагаю вам побыть немного в каждом дне масленичной недели.(2 слайд)

Понедельник называется ВСТРЕЧА. С утра строят снежные катальные горки, качели, балаганы, начинают печь блины. Многие люди начинали встречу Масленицы посещением родни (Слайд 3.)

Я предлагаю выйти к доске нескольким ребятам. Ваше задание поздороваться с каждым из вышедших к доске.

Задание 1. Собрать блин-пазл в паре.

Кто справится первым, поднимает руку.

За быстро выполненное задание вы получаете жетон. Остальным ребятам не стоит расстраиваться, у нас ещё есть дни масленичной недели, и если вы будете активно работать, тоже получите жетон.

Вторник – ЗАИГРЫШ!

В этот день начинались игрища и потехи. На заигрыши молодцы приглашали девиц покататься на санях с горы, блинов поесть, в игры поиграть, да под гармошечку поплясать. (Слайд 4).

Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Задание 2. Давай с тобой похлопаем и потопаем.

Как услышите весть хорошую –

В ладоши хлопайте,

А если не очень хорошую –

Ногами топайте.

У весны сегодня день рождения! (Хлопки)

Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)

Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)

Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Топот)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)

Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот)

Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)

Блины с мёдом да с вареньем! (Хлопки)

Не блины, а объеденье! (Хлопки)

Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)

А иные и с подушками! (Топот)

А другие и с ракушками! (Топот)

  Молодцы, внимательные ребята.

А вот и СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Ребята, а вы знаете главное блюдо этого праздника?

Блины - это символ масленицы. Древние люди верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну. (Слайд 5).

Задание 3. Составить рецепт изготовления блинов.

Сейчас каждая  пара получит список ингредиентов, необходимо выбрать только те, что подойдут для выпечки блинов.

Чья пара справится быстрее и правильно подберёт продукты, получает жетон.

Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ!

А четверг масляной недели назывался “широким”, “разгуляем”, “переломом”. В этот день шумела веселая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке веселые скоморохи, потешали людей, и пели песни.

(Слайд 6)

Задание 4. Просмотр и анализ мультфильма  «Смешарики- масленица».

Пятница - Тёщины вечерки(тёща мама жены) (7 слайд)Посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир .Давайте представим ,что мы на таком вечере и посмотрим мультфильм.

Вопросы после просмотра мультфильма:

1.Какой праздник встречали смешарики?

2.С помощью чего вы это узнали?

3.Для чего сжигали чучело Зимы?

Задание 5.Отгадывание загадок.

Суббота - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ (8 слайд)

Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе "на посиделки" — там царило веселье, и обязательно загадывались загадки. Давайте, ребята, продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок. За правильный ответ получаете жетон.

1)Он круглый и румяный,

Его любят со сметаной

И с вареньем, и с медком,

Вкус его нам всем знаком.(блин)

2)Символ зимушки-зимы

Сжечь сегодня мы должны.

Руки, ноги, голова,

Но не жалко нам тебя.

Догорай скорей дотла,

К нам тогда придет весна.(чучело Зимы)

3)Шумно, весело и ярко,
Раздают порой подарки,
Сувениры продают,
Люди все сюда идут.
Тут прилавки и витрины,
И не нужно магазинов,
Здесь есть сладенький медок,
Кто же место назовет?(ярмарка)

4)Чудо праздник на дворе,

Говорит: «конец зиме».

Пора чучело сжигать,

Красно — солнышко встречать.(масленица)

5)Без него не обойтись,

Если с тестом завелись,

Без него и блин, не блин,

Сей продукт необходим!

Он на солнышко похож,

Его мигом режет нож,

В холодильнике хранят,

С хлебом съесть его хотят!(масло)

6)Масленица – объеденье!

Напечём блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, …(икра)

7)Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(весна)

8)Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем.

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем (Масленица)

Молодцы!

Воскресенье – прощеное воскресенье.(9 слайд)

Это последний день Масленицы.

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых. В этот день прощают  все обиды и оскорбления.

3адание  6. Самое красивое чучело.

И последним этапом у нас сжигание чучело Зимы.

(Слайд 10).

 Давайте нарисуем его. На эту работу я даю вам 3 минуты.

Выставка работ учащихся.

Какие чудесные чучела у вас получились!

Первые ребята в паре, кто быстрее всех собрал блин, получает жетон.

Выполняют движение

Выполняют

Смотрят мультфильм и отвечают на вопросы

Отгадывают загадки

Дети отгадывают загадки

рисуют

5

мин

.

10 мин

5 мин

10 мин

7 минут

15 минут

3 мин.

Уметь под руководством

учителя осуществлять

пошаговый контроль

выполнения задания по плану,

составленному учителя.

Уметь слушать собеседника.

Воспитывать доброжелательного отношения и внимания к собеседнику.

Наблюдать(слушать)и делать самостоятельные простые выводы.

Уметь слушать собеседника.

Воспитывать доброжелательного отношения и внимания к собеседнику.

Наблюдать(смотреть).

Давать устный развёрнутый ответ.

Давать устный развёрнутый ответ.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (подведение итогов; рефлексия)

Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы! Все были активны, большое спасибо, но я попрошу встать ребят, которые получили больше 2 жетонов. Вы ребята сегодня особенно постарались. Давайте поаплодируем себе и ребятам, которые сейчас стоят. Можете присаживаться.

Рефлексия

Детям предлагается поднять карточку того цвета, который отвечает их впечатлениям и работу:

Красная- не понравилось

Зелёная -понравилось

Спасибо всем за  активную работу.

Показывают карточку

3 мин.

Уметь оценивать свои действия.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

     Наше занятие подошло к концу. Вы все себя хорошо проявили. Спасибо за работу.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ "Широкая масленица"

Разработка классного часа, раздатка и презентация...

Занятие. 2 класс "Широкая Масленица - мы тобою хвалимся!"

Методическая разработка игрового занятия для проведения праздника Масленица....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...

Внеклассное мероприятие на тему «Широкая Масленица» 3 А класс

I.Вступительная частьОрганизационный момент На сцену выходят зазывалыЗазывала 1:Все! Все! Все! Все на праздник!Масленицу встречаем,Зиму провожаем,Весну закликаем! Зазывала 2:Спешите! Спешите...

Внеклассное занятие квест «Широка страна моя родная»

Форма занятия: квест.Цель: воспитание гражданина и патриота своей Родины.Задачи:     -углубление знаний о культуре России;    -стимулирование интереса школьников к г...