Этап урока | Методы, приёмы | Время | Содержание | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг.момент | - словесный - беседа | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Александровна, и сегодня я буду вести у вас урок технологии. Давайте проверим, всё ли необходимое лежит у вас на парте. Итак, на парте должны быть: 16 палочек, ножницы, карандаш, цветная бумага, клей, приспособления для работы клеем, линейка, ручка с исписанным стержнем, картон. Те, у кого всё готово к уроку, могут сесть. | - приветствовать учителя - проверять готовность к уроку | Л.: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом |
2.Сообщение темы и задачи урока | - словесный - беседа
-работа с презентацией | 1-2 мин. | - Сегодня мы продолжим наше путешествие по разделу «Человек и вода» и поговорим о том, какое место вода занимает в нашей жизни. Попробуйте предположить, что бы было, если бы не было воды? … Да, людям, животным и растениям необходима вода для жизни. Как вы думаете, сколько человек может прожить без воды? … Без воды человек может прожить не более 4 суток. Человеку вода необходима каждый день, только в этом случае он будет нормально себя чувствовать. Также вода необходима растениям со времени прорастания семени до получения урожая. Без воды остановятся многие технологические процессы на заводах. Сегодня на уроке мы узнаем, как добывают питьевую воду. Что значит «питьевая вода»? ... Питьевая вода — это вода, которая предназначена для ежедневного безопасного потребления, питья человеком и другими живыми существами. - Как вы думаете, какая тема будет сегодня на уроке? Верно, темой сегодняшнего урока будет «Питьевая вода».
- А какие цели мы поставим, помня, что это урок технологии? Узнаем больше о питьевой воде и изготовим изделие. |
- отвечать на задаваемые учителем вопросы | Р.: - принимать и сохранять учебную задачу |
3.Подготовительная работа | - словесный - беседа
-работа с презентацией | 3-5 мин. | Потребление воды растёт каждый день, но количество её не прибавляется. Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые 100 литров солёной воды приходится всего лишь 1 литр пресной. Прочерченная на доске мелом линия 100 см, а рядом, ниже, 1 см. Наглядная демонстрация.
Ребята, давайте послушаем стихотворение Б. Заходера «Что случилось с рекой?».
Течёт река Издалека... Течёт река... Течёт река... Как хорошо, когда река И широка, и глубока!214 Над ней — пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройнее, выше лес над ней, И луг прибрежный — зеленей!.. Течёт река... Течёт река... Поит поля и города, Несёт и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне... Ты хороша, река, весной И осенью... И в летний зной! Купанье! Что за благодать! Кому — попробуй угадать! — Приятней плыть в живой волне: Рыбятам Или Ребятне?.. Вся живность счастлива Вполне! Но что такое? Караул!!! Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот: На мель Садится Пароход Средь бела дня. Какой скандал! Наверно, лоцман Маху дал? Да нет! Далёко до буйка… Тут глубока Была река. Была. Вот именно — б ы л а. Была, да, видимо, сплыла: | Ах, реку мы Не узнаём: Река Становится Ручьём! …Уже и лодки На мели… …Пловцы Вдруг Посуху пошли… А рыбы? В горе и тоске Бедняжки Бьются На Песке Так что же с ней стряслось, с рекой? Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван Забыл закрыть на кухне кран. Вы скажете: «Какой пустяк!» Пустяк… Добро б ручей иссяк, А то вон из-за пустяка Пропала целая река! |
Что случилось с водой, ребята? О какой беде на рассказывает автор? как нужно относиться к воде? Нужно ли её экономить? Почему? Как это можно сделать? Ещё одна большая проблема, с которой сталкивается человек, — это загрязнение воды. В водоёмы попадают различный мусор, отходы промышленного производства, удобрения с полей. Дети должны сами сформулировать вывод: «Давайте будем бережно относиться к природе, к воде, ведь от этого зависит и наше здоровье, какую воду мы будем пить». Учитель: «Как вы думаете, а где можно набрать чистой воды для питья?» Для ответа на этот вопрос необходимо прочитать текст в учебнике на странице 96. | - внимательно слушать рассказ учителя
- отвечать на задаваемые учителем вопросы |
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу
|
4.Словарная работа | - словесный - беседа | 1-2 мин. | - Ребята, вы можете объяснить, что такое колодец? Давайте посмотрим определение, которое даёт нам словарь: Колодец – это сооружение из брёвен (сруб), если подойти поближе, то в центре его можно увидеть глубокую яму, в которой набирается вода. Колодец копается, как правило, вручную. С изобретением современной техники, колодцы вырываются с помощью специального оборудования.
кто видел колодец? Пили ли вы воду из колодцев? Как можно поднять воду в таком устройстве? 216 (Обычно поднимают ведро на верёвке или приспосабливают насос.) Колодцы бывают разных типов. Тот, что описали де-ти, называют русским колодцем. А существует ещё колодец-журавль. Он имеет тонкий длинный шест, служащий рычагом для подъёма воды. Учитель демонстрирует колодец-журавль на иллюстрациях. Учитель: «Мы рассмотрели несколько видов колодцев, сегодня нам предстоит изготовить колодец одного из изученных видов». |
- внимательно слушать определение
- выстраивать предположения, отвечать на вопросы учителя | П.: - формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся |
5.Объяснение нового материала
-анализ образца
-планирование предстоящей деятельности
-повторение плана работы | - словесный - беседа
- обсуждение
- работа с презентацией | 10-15 мин.
1-2 мин.
2-3 мин. | - Ребята, перед тем, как мы приступим к выполнению открытки, посмотрите на образец, который выполнила я.
- Ребята, как вы думаете, это простое изделие или сложное? (Сложное) Почему? (Потому что состоит из нескольких деталей) Какова форма изделия? (Квадратная) Из какого материала она сделана? (Из палочек). А может ли она быть сделана из другого материала? (Да. Картон, ветки) Каким, способом сделан? (Накладывания, приклеивания) Каким способом соединены детали? (Приклеиванием) Каким способом оформлены? Как ещё можно оформить?
- 1 этап.
Подготовь инструменты и материалы, в том числе 16 палочек длиной 8 см.
Организуй своё рабочее место. Учащиеся проверяют свою готовность к практической работе по слайду 1.
- 2 этап.
По шаблонам из рабочей тетради вырежи детали из цветной бумаги. (Учащиеся
повторяют правила разметки по шаблону, а также вспоминают технику безопасности при работе ножницами. Рассматривают количество деталей, изображённых на слайде 2). Откройте приложение «Колодец». Сколько шаблонов необходимо вырезать? Какую форму они имеют? (Большой квадрат с линиями разметки — это основа колодца, остальные две детали — квадрат и полоска для изготовления крышки колодца.) Какие линии разметки использованы в чертежах шаблонов? Что они обозначают? (Учащиеся вырезают шаблоны, выполняют разметку по ним, делают отметки линий сгибов засечками, которые показаны на шаблонах. Соединяют точки по линейке. Для того чтобы в дальнейшей работе было легче согнуть детали, учитель предлагает на данном этапе соединить точки, используя ручки с исписанным стержнем. Ручка продавит линию, и согнуть деталь будет легче. Это лучше сделать до вырезания деталей. Затем учащиеся самостоятельно вырезают детали) - 3 этап.
«Сделай сгибы на детали основы колодца из цветной бумаги». Учащиеся
вспоминают правила разметки бумаги приёмом сгибания (сгибаем детали так, чтобы линии разметки оказались внутри). Затем рассматривают слайд 3 и определяют, как нужно сделать сгибы. Учитель: «Какие ещё действия можно выполнить на этом этапе?» (Можно заранее согнуть деталь ручки для крышки колодца.) - 4 этап.
«Затем сделай на ней надрезы». Где нужно сделать надрезы, учащиеся
определяют по слайду 4. Учитель показывает, что на шаблонах линии надреза отмечены сплошными линиями. Учитель: «Что значит выполнить надрезы?» (Нужно разрезать немного с краю, не до конца.) - 5 этап.
«Склей крышку и основу колодца». Так как предстоит работа клеем, то
учащиеся вспоминают правила работы с ним. При склеивании учащиеся стремятся к результату, показанному на слайде 5. Учитель: «Промажем клеем отрезки, показанные на шаблонах штриховкой. Загнём надрезанные элементы и закроем их отрезками, промазанными клеем. Получилась основа для колодца. Склеим крышку. Для этого промажем клеем согнутые отрезки прямоугольника и приклеим деталь к квадрату примерно посередине, немного выгнув ручку». - 6 этап.
«Приклей сруб колодца из палочек к основе колодца». Учащиеся
рассматривают слайд 6, обращают внимание на то, как аккуратно склеен сруб, делают предположение, как приклеить сруб к основе, сколько рядов должно получиться с каждой стороны. Учитель: «Приклеим сруб колодца из палочек к основе колодца. Будем промазывать клеем основу из бумаги и приклеивать палочки, складывая их постепенно напротив друг друга. Всего должно получиться 4 ряда». - 7 этап.
«Оформи композицию» (слайд7). Учащиеся уже рассматривали и обсуждали,
как оформлено изделие, поэтому могут сразу приступать к оформлению композиции по собственному замыслу, используя цветную бумагу.
| - отвечать на задаваемые учителем вопросы
- предлагать свои варианты ответа
- участвовать в обсуждении
- отвечать на задаваемые учителем вопросы
- внимательно следить за ходом работы
- запоминать алгоритм действия | П.: - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Р.: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Р.: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
|
6.Физминутка |
| 1 мин. | - Теперь немного отдохнём и проведём разминку для наших рук и глаз. Разминка для пальцев рук: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! Разминка для глаз: 1. Зажмурить глаза и открыть глаза (5 раз); 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (5 раз); 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза). | - повторять за учителем | Р.: - принимать и сохранять учебную задачу |
7.Самостоятельная работа |
| 20 мин. | - Сейчас я выключаю презентацию, и мы повторяем сборку изделия. - Теперь вы можете приступить к выполнению поздравительной открытки. Если у вас что-то не получается - поднимите руку и я подойду. | - самостоятельно выполнять работу | Р.: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
8.Итог урока | - беседа - одобрение - похвала | 2-3 мин. | - Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на уроке? Как будете относиться к воде? Какие правила вы будете соблюдать? Почему важно бережно относиться к воде? Узнайте дома, как ваши родные относятся к проблеме загрязнения воды, экономного отношения к ней? Что вы научились делать сегодня? Какие использовали материалы для изготовле- ния колодца? Какие изделия можно выполнить на основе данной технологии? А сейчас давайте покажем друг другу свои работы. Итак, 1-ый ряд, выходите со своими работами, ставьте их на 1-ую парту 1-ого ряда, теперь 2-ой ряд на 1-2, теперь 3-ий 1-3. Ребята, как вы думаете, у кого красивая, качественно выполненная работа? Хорошо. Я хочу сказать, что Петя молодец, он весь урок самостоятельно работал, а Маша проявила своё творчество и сделала изделие по-своему. Вы все большие молодцы и хорошо поработали на уроке. - Спасибо за урок, до свидания. | - делятся своими эмоциями\впечатлениями | Л.: - умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за него |