Рабочая программа по технологии.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова.
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Марищенкова Ирина Витальевна

Рабочая программа по технологии.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова. Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_1-4_klass.docx100.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная  школа – детский сад «Надежда»

г. Вязьмы Смоленской области

Принято              

на педагогическом совете

Протокол № 1

 от  30.08. 2016г.

     Утверждено

      приказом № 255              

      от 30.08.2016г.

Рабочая программа

по технологии

1 – 4-е классы

УМК по системе Л.В. Занкова

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол №1 от 26.08.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Технология» составлена в  соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по технологии, на основе авторской программы по технологии Н.А. Цирулик.

Психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель курса - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.

В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения курсу «Технология» предполагается решение следующих задач:

- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;

- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;

- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;

- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;

  - развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;

- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;

- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение технологии в начальной школе отводится 135 часов. В 1 классе 33 часа (1 час в неделю), во 2-4 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Количество часов по разделам программы может быть вариативным (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и темпом освоения учащимися  основных технологических операций.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

1 класс

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;

- представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности; первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

-интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;

- знание основных моральных норм поведения;

- знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- первичных умений оценки работ и ответов  одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- познавательного интереса к занятиям предметно-практической

деятельностью;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся  научится:

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

Учащийся получит возможность научиться:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

 - в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;

- проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;

- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.

Учащийся получит возможность научиться:

- продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- основам смыслового восприятия познавательных текстов;

- выделять существенную информацию из познавательных текстов;

- на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

- под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками
обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

- научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

- понимать важность коллективной работы;

- контролировать свои действия при совместной работе;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Учащийся получит возможность научиться:

- проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

- следить за действиями других участников совместной деятельности;

- принимать другое мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Учащийся  научится:

- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- называть профессии своих родителей;

- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;

- отбирать необходимые  материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

Учащийся получит возможность научиться:

- уважительно относиться к труду людей;

- называть некоторые профессии людей своего региона.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Учащийся научится:

- узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;

- узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов,  использовавшихся на уроках;

- выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;

- применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).

Учащийся получит возможность научиться:

- определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;

- комбинировать художественные технологии в одном изделии;

- изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.

Конструирование и моделирование

Учащийся научится:

- выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;

изменять вид конструкции;

- анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;

- изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям

Учащийся получит возможность научиться:

- создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Учащийся научится:

- понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;

- наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать значение компьютера в жизни человека;

- понимать смысл слова «информация»;

- наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по предмету «Технология»;

- бережно относиться к техническим устройствам;

- соблюдать режим и правила работы на компьютере.

                                                          2 класс

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

- умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;

- интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;

- понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;

- ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;

- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- представления о себе как гражданине России;

- уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников и учителей.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся  научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-  руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

умению проговаривать свои действия после завершения работы.

Учащийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить небольшие сообщения в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

- сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

- анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;

- описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;

- под руководством учителя осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;

- под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- контролировать действия партнеров в совместной деятельности;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

- проявлять инициативу в коллективных работах.

Учащийся получит возможность научиться:

- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда

Учащийся  научится:

- воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека;

- называть и описывать наиболее распространенные в своем регионе

профессии;

- понимать правила создания рукотворных предметов;

- использовать эти правила в своей деятельности;

- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

 -отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать полученные умения для работы в домашних условиях;

- называть традиционные народные промыслы или ремесла своего края.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Учащийся научится:

- узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;

- называть новые свойства изученных ранее материалов;

- подбирать материалы по декоративно художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов;

- экономно расходовать используемые материалы;

- применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);

- распознавать простейшие чертежи и эскизы;

- изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам.

Учащийся получит возможность научиться:

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей;

- создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.

Конструирование и моделирование

Учащийся научится:

- выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения;

- изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

- анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;

- изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу.

Учащийся получит возможность научиться:

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей;

- создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.

Практика работы на компьютере

Учащийся научится:

- понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;

- наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать и объяснять значение компьютера в жизни человека, в собственной жизни;

- понимать и объяснять смысл слова «информация»;

- с помощью взрослого выходить на учебный сайт по предмету «Технология»;

- бережно относиться к техническим устройствам;

- работать с мышью и клавиатурой, оформлять небольшие тексты с помощью - текстового редактора;

- соблюдать режим и правила работы на компьютере.

3 класс

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

- ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность
своей деятельности на основе предложенных критериев;

- положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;

- осознание своей ответственности за общее дело;

- ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;

- уважение к чужому труду и результатам труда;

- уважение к культурным традициям своего народа;

- представление о себе как гражданине России;

- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- понимание чувств окружающих людей;

- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
здоровье сберегающего поведения.

Учащийся получит возможность для формирования:

 - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

- широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;

- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- сопереживания другим людям;

- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- осознания себя как гражданина России;

- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;

- готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся  научится:

 - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Учащийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;   самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях,

- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- владеть общими приемами решения задач;

- работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;

- находить информацию, заданную в тексте в явном виде;

- передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной за-
дачи;

- умению смыслового восприятия познавательных текстов;

- выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения;

 проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям;

- обобщать на основе выделения сущностной связи;

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями - учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем,
медиаресурсов;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;

- вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- делать выписки из используемых источников информации;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- выделять ряд общих приемов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех участников;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных
коммуникативных задач.

Учащийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты

Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда

Учащийся  научится:

- называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла
своего края или России;

- выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;

- использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;

- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами;

- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать особенности проектной деятельности;

- осуществлять под руководством учителя коллективную проектную
деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
- воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

         Учащийся научится:

- узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;

- подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной
задачей;

- называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;

- экономно расходовать используемые материалы;

- применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);

- изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

- выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Учащийся получит возможность научиться:

- выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;

- прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.

Конструирование и моделирование

Учащийся научится:

- выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение,
виды и способы соединения деталей;

- изменять способы соединения деталей конструкции;

- изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

- анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;

- размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;

- изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.

Учащийся получит возможность научиться:

- соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических
тел с изображением развертки;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной
конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью
учителя.

Практика работы на компьютере

Учащийся научится:

- пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;

- различать устройства компьютера;

- наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);

пользоваться калькулятором;

- создавать, изменять и сохранять рисунки (Paint);

- соблюдать правила безопасной работы за компьютером.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать по назначению основные устройства компьютера;

- понимать информацию в различных формах;

 -переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;

- создавать простейшие информационные объекты;

- пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;

- писать и отправлять электронное письмо;

- соблюдать режим и правила работы на компьютере.

4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учите-
лей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание себя как гражданина России;

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

- знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

- этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

- эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов
и предпочтений социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;

- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся  научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

- работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;

- обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов;

- подводить анализируемые объекты под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приемов решения задач.

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т. ч. средства и инструменты ИКТ и дистан-
ционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;

- контролировать действия партнера;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своих действий.

Учащийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

         Общекультурные и обще трудовые компетенции. Основы культуры труда

Учащийся  научится:

- называть наиболее распространенные в своем регионе профессии и описывать их особенности;

- бережно относиться к ценностям отечественной и зарубежной материальной культуры;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;

- руководствоваться правилами создания предметов рукотворного мира в своей продуктивной деятельности;

- самостоятельно анализировать, планировать и контролировать собственную практическую деятельность;

- понимать особенности проектной деятельности;

- разрабатывать замысел коллективной проектной деятельности, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Учащийся получит возможность научиться:

- уважительно относиться к труду людей;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- понимать особенности групповой проектной деятельности;

- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах.

Конструирование и моделирование

Учащийся научится:

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, виды соединения деталей;

- решать задачи конструктивного характера:

на изменение вида и способа соединения деталей, придания новых свойств конструкции;

-анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу и доступным заданным условиям;

- размечать развертку заданной конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;

- изготавливать несложные конструкции по рисунку, чертежу, эскизу, развертке.

Учащийся получит возможность научиться:

- соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением ее развертки;

- создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.

Практика работы на компьютере

Учащийся научится:

- наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика, видео);

- оформлять тексты с помощью текстового редактора MSWord;

представлять информацию в виде рисунка, таблицы;

- выводить документ на принтер;

- соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч. проектной и творческой деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- создавать информационные объекты различной природы (текст, графика);

- составлять и изменять таблицу;

- создавать открытку и фрагменты стенгазеты, в программе MSPublisher;

- создавать презентацию в программе MSPowerPoint;

- соблюдать режим и правила работы на компьютере.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1 класс (33 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека.

Мир профессий, их социальное значение. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - человек», «Человек - художественный образ».

Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства).

Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения
к справочным страницам, аудио- и видеоматериалам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода
практической работы. Самоконтроль практических действий.

Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы)до создания собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

2.1. Многообразие материалов.

Бумага разных видов, ткань, природный материал плоский и объемный, пластилин, «бросовый» материал, текстильные материалы (нитки, тесьма и т.д.).

Свойства материалов:

  • бумагу можно резать, складывать по прямой, рвать, сминать, приклеивать, скручивать;
  • пластилин можно отрывать от куска, отрезать ниткой или стекой, сминать, придавать разную форму, размазывать;
  • ткань можно резать, сшивать;
  • нитки использовать для соединения деталей из ткани, тесьму можно вплетать, сутаж, веревки использовать для косого плетения.

2.2. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, по шаблону, трафарету, с помощью линейки.

Сборка и соединение деталей: клеем, нитками, переплетением, скручиванием, пластилином.

Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.

Виды художественной техники


Лепка

«Печатание» узоров и рисунков на пластилиновой основе.

«Рисование» жгутиками из пластилина.

Лепка конструктивным способом несложных фигур.

Лепка из снега.

Аппликация

Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе (аппликация из кругов).

Аппликация из пластилина.

Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов (листьев). Детали можно дорисовывать.

Аппликация с использованием «косичек».

Мозаика

Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.

Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, ракушек, гальки) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.

Художественное складывание

Складывание приемом гофрирования полоски и прямоугольника.

Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.

Плетение

Объемное косое плетение в три пряди  с разных материалов.

Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).

Простейшее узелковое плетение.

Шитье и вышивание

Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой.

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, перевернуть. Чтение и выполнение разметки с опорой на эскизы, схемы.

Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам.

3. Конструирование и моделирование

Понятие о конструкции изделия. Деталь изделия. Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей.

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и по заданным условиям.

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур

Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.

Геометрическая мозаика.

Объемное моделирование из готовых геометрических форм

Создание технических моделей из готовых геометрических форм.

Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания.

Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.

Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.

Художественное конструирование из природного материала

Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.

Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.

Моделирование несложных моделей из деталей конструктора

2 класс (34 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

Мир профессий. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ».

Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, восприятия аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий.

Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами,
индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

        2.1. Многообразие материалов.

Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.

Новые свойства материалов:

  • разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок,
    сгибание полоски;
  • наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;
  • рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.

Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.

        2.2. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.

Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем.

Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом.

Виды художественной техники

Лепка

Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.

Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной частик другой (конструктивный способ лепки-обрубовка).

Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).

Лепка из теста.

Аппликация

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.

Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.

Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе.

Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).

Мозаика

Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания.

Объемная мозаика.

Выполнение мозаики из разных материалов.

Художественное складывание

Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.

Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Плетение

Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.

Прямое плетение из полосок бумаги(разметка по линейке).

Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).

Шитье и вышивание

Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой).

Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть.

Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.

3. Конструирование и моделирование

Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям.

Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм. Аппликация и мозаика из геометрических фигур

Объемное конструирование и моделирование из готовых форм

Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.

Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).

Объемное конструирование и моделирование из бумаги

Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.

Летающие модели.

Моделирование из деталей конструктора

4. Практика работы на компьютере

     Значение компьютера в жизни человека. Понятие информации. Восприятие, кодирование/декодирование разного рода информации. Возможности компьютера для хранения и передачи информации.

Основные устройства компьютера. Включение и выключение компьютера, перевод в режим ожидания. 

Операции над файлами и папками: создание, перемещение, копирование, удаление. Открывание файлов и запуск программы. Сохранение вводимой информации.

Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение безопасных и рациональных приемов работы на компьютере.

3 класс (34 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Традиционные народные промыслы и ремесла своего края, уважительное отношение к ним.

Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ».

Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность).

Ориентировка в задании, организация рабочего места, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы.

Отбор и анализ информации из учебника, других печатных изданий и электронных источников информации.

Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, чертежа) до создания собственных образов. Исследовательская работа.

Использование полученных знаний и умений для творческой самореализации в домашних условиях.

Осуществление под руководством учителя проектной деятельности по созданию готового продукта.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты

  1. Многообразие материалов.

Пластилин, бумага обычная цветная, белая плотная, цветная с двух сторон, картон, гофрированный картон, ткань, нитки, тесьма, сутаж, природный материал (песок, опилки, яичная скорлупа, высушенная кожура цитрусовых), пуговицы, бусины, бисер.

Свойства материалов:

  • бумага: вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги, сложенной в несколько слоев, объемное плетение из двух полосок;
  • ткань: выполнение швов, приклеивание на бумагу, склеивание деталей из ткани;
  • нитки: соединение деталей, приклеивание на основу, плетение на картоне с помощью иголки.
  1. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, с помощью линейки, циркуля, копированием.

Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, щелевым замком, с помощью клапанов, надрезов, переплетением; модульное соединение, с помощью проволоки, пластилина.

Отделка: вышивкой, бисером, раскрашиванием.

Подбор материалов для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Виды художественной техники


Лепка

Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах.

Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).

Аппликация

Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона или пришить тесьму, сутаж).

Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).

Мозаика

Мозаика из мелких природных материалов, например песка или опилок.

Коллаж

Соединение в одной работе разных материалов и предметов.

Художественное вырезание

Вырезание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.

Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.

Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).

Художественное складывание

Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами.

Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием.

Плетение

Объемное плетение из бумаги.

Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.

Шитье и вышивание

Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный».

Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой, линейкой, циркулем).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Условные знаки оригами. Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Конструкция изделия. Детали, их форма, взаимное расположение, виды соединения деталей.

Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу.

Простейшие задачи конструктивного характера на изменение свойств конструкции.

Плоскостное конструирование и моделирование

Мозаика из элементов круга и овала. Игрушки из картона с подвижными деталями.

Головоломки из картона и шнура.

Объемное конструирование и моделирование из бумаги

Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка.
Объемные изделия с клапанами. Объемные изделия с разными способами
соединения.

Технические модели, изготовленные по чертежу.

Конструирование и моделирование из ткани

Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом.

Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.

4. Практика работы на компьютере

Основные устройства компьютера. Компьютерные программы: MSWord, текстовый редактор, графический редактор Paint. Их назначение и возможности.

Операции над файлами и папками: создание, перемещение, копирование, удаление. Открывание файлов и запуск программы. Сохранение вводимой информации.

Правила поведения в компьютерном кабинете. Соблюдение безопасных и рациональных приемов работы на компьютере.

4 класс (34 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Культурно-историческая ценность предшествующих традиций, отраженных в предметном мире, бережное отношение к ним.

Наиболее распространенные в своем регионе профессии. Профессии родителей учащихся.

Использование в продуктивной деятельности наиболее важных правил дизайна.

Анализ задания, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы.

Отбор и анализ информации из учебника, других печатных и электронных источников.

Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная).

Использование полученных знаний и умений для самообслуживания и благоустройства своего дома.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты

  1. Многообразие материалов.

Бумага разных видов, ткань (одноцветная, белая, узорчатая, с разреженным полотняным плетением, канва), нитки (швейные, мулине, шерстяные, ирис), ленты, проволока, пластилин, картон, природные материалы (живые цветы, сухоцветы, солома),различные предметы для наполнителя(«шумелки» и «картон ручной работы»), бусинки и бисер, краски.

Новый свойства материалов:

  • бумага: складывание по кривой, получение бумажного «теста»;
  • ткань: роспись красками;
  • нитки, проволока, солома: использование пластических свойств для конструирования и вязания.
  1. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля.

Сборка и соединение: клеем, нитками, проволокой.

Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.

Виды художественной техники

Лоскутная мозаика

Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу.

Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты.

Вышивание

Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по эскизу, схеме.

Швы «петельки» и «вприкреп».

Папье-маше

Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга (слоистое папье-маше).

Папье-маше из размельченной бумажной массы.

Роспись ткани

Свободная роспись. Роспись по соли. Холодный батик.

Вязание

Виды пряжи. Виды крючков и спиц. Вязание крючком. Приемы вязания - цепочка из воздушных петель, столбики без накида и с накидом.

Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. Чулочная вязка, вязка «резинка».

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, крючком, спицами, циркулем).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка).Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисункам, эскизам, схемам, чертежам.

3. Конструирование и моделирование

Изделие, деталь изделия. Соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.

Исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение коррективов.

Художественное конструирование из растений

Композиции из сухих растений. Букеты и композиции из живых растений.

Объемное конструирование и моделирование из бумаги и картона

Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов. Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой».

Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями.

Конструирование и моделирование из разных материалов

Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.
Изготовление кукол из ниток.

Конструирование из проволоки - контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура.

Объемное моделирование из ткани

Моделирование беcшовных кукол. Объемные игрушки из плотной ткани,
детали которых соединяются наружным петельным швом.

Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются.

4. Практика работы на компьютере

Выполнение базовых действий на компьютере с использованием безопасных для органов зрения, нервной системы и опорно-двигательного аппарата приемов работы.

Использование компьютера для поиска и воспроизведения необходимой информации, для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, таблицами). Основные
операции при создании текстов и оформлении текстов. Клавиатурное письмо. Работа с клавиатурным тренажером.

Электронные таблицы, их назначение.

Компьютерные программы: MSWord, MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Power Point.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

1 КЛАСС

Тема

Количество часов

Аппликация (3часа)

1

Экскурсия в природу «Симметрия в природе». Рассматривание листьев разных деревьев. Узоры из листьев

1

2

Путешествие в страну «Аппликацию». Узоры из шишек, желудей,  листьев. Беседа «Как составить аппликацию из природных материалов». Занятие на улице.

1

3.

Экскурсия в природу. Сбор природных материалов. Наблюдение за свойствами природных материалов. Составление аппликации из природных материалов.

1

Мозаика (3 часа)

1

Урок-прогулка. Контурная мозаика из крупных семян растений, гальки, ракушек. Беседа «Что такое мозаика»

1

2

Урок-прогулка. Контурная мозаика из крупных семян растений, гальки, ракушек

1

3

Путешествие в город мастеров. Выставка поделок из природного материала.

1

Художественное складывание (3часа)

1

Оригами из бумажного квадрата. Лягушка.  Беседа «Что такое оригами».

1

2

 Урок –игра. Складывание изделий приемом гофрирования  из полоски и прямоугольника. Сравнение свойств разных видов бумаги

1

3

Складывание изделий приемом гофрирования  из полоски и прямоугольника.

1

Лепка (3 часа)

1

«Рисование жгутиками из пластилина».

1

2

Лепка из отдельных частей. Наблюдение за пластическими свойствами пластилина

1

3

Лепка из снега. Наблюдения за пластическими свойствами снега.  

1

Плетение (3часа)

1

Плетение в три пряди из различных материалов. Косичка

1

2

Плетение из двух прядей. Простейшее узелковое плетение.

1

3

Плоское прямое плетение из полосок бумаги в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона). Закладки для книг.

1

Шитьё и вышивание (3часа)

1

Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом». Строение ниток.  

1

2

Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом»                                          

1

3

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.  

1

Плоскостное моделирование из правильных геометрических форм (2 часа)

1

Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету). Аппликация из кругов. Чебурашка.  

1

2

Мозаика из простых форм. Геометрическая мозаика. Самолет                                    

1

Объёмное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм (4 часа)

1

Технические модели. Грузовик              

1

2

Технические модели. Гоночный автомобиль  

1

3

Создание художественных образов. Черепаха  

1

4

Создание художественных образов. Сова  

1

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги (3часа)

1

Многодетальное объёмное изделие. «Мягкая» игрушка из бумаги. Птичка.  

1

2

Объемные изделия из скрученных полосок. Фигурки детей                                  

1

3

Моделирование летательных аппаратов. Модели самолетов.                            

1

Художественное конструирование из природного материала (5часов +1 резервный час)

1

Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов. Наблюдение за свойствами природных материалов. Деревья.

1

2

Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов. Кто живет в лесу.  

1

3

Выставка поделок.

1

4

Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью. Жар – птица.

1

5

 Моделирование несложных объектов из деталей конструктора. Сборка модели тележки.

Итоговый урок

1

6

Резервный час

1

Всего                                                                                      33

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Вид контроля

Количество

Выставка поделок

1

2 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Лепка      (3 часа)                        

1

Лепка. Рисунок на пластилине. «Рыбка».

1

2

Лепка из теста. «Дракоша».

1

3

Лепка из целого куска пластилина способом  вытягивания. «Жираф». Беседа «Из истории лепки».

1

Аппликация (5 часов)

1

 Беседа  «Из истории аппликации».  Обрывная аппликация. «Чудо-дерево».

1

2

Объемная аппликация,  способы выполнения. Аппликация  из скрученной бумаги. «Кот».

1

3

Способы выполнения объемной аппликации. «Коровка».

1

4

Аппликация. Обрывная аппликация из журнальной бумаги и фантиков. «Поросёнок».

1

5

Аппликация. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу, на картонной основе. «Мышонок-фигурист».

1

Мозаика (7 часов)

1

Мозаика. Мозаика из обрывных кусочков. «Ваза с цветами».

1

2

Мозаика из газетных комков. «Барашек».

1

3

Мозаика из яичной скорлупы. «Аквариум».

1

4

Объемная мозаика из гофрированной бумаги. «Филин на ветке».

1

5

Мозаика. Беседа «Из истории мозаики». Мозаика из фольги, ватных шариков «Космонавт».

1

6

Мозаика из ватных шариков. «Гном».

1

7

Мозаика и аппликация из геометрических фигур. Мозаика из частей квадрата. «Кораблик».

1

Художественное складывание (1 час)

1

Оригами. Беседа «Из истории оригами». Складываем из квадрата бумаги. «Рыбка». Складываем из ткани. «Водяная лилия».

1

Плетение (3 часа)

1

Плетение. Беседа «Из истории плетения». Косое плетение в четыре пряди. Плетёный человечек.

1

2

Прямое плетение из полосок бумаги. Закладка.

1

3

Узелковое плетение. Декоративные узлы. Макраме. «Лесенка-ёлочка».

1

Шитье и вышивание (2 часа)        

1

Шитье и вышивание. Беседа «Из истории шитья». Экскурсия в ателье.

1

2

Шитье и вышивание. Двойной шов «вперед иголку». Вышивание инициалов.

1

Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических фигур (1 час)

1

Художественные образы из готовых форм. Сказочные герои.

1

Объемное конструирование и моделирование из готовых геометрических форм (1 ч)        

1

Объемное моделирование и конструирование. Модели из крупных коробок. «Многоэтажный дом».

1

Объемное конструирование и моделирование из бумаги (1 час)

1

Объемное моделировании и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок.

1

Работа с конструктором (1 час)

1

Изготовление моделей из деталей конструктора. «Мельница», «Автобус».

1

Работа с компьютером (5 часов)

1

 Компьютер. Виды компьютеров. Значение компьютера в жизни человека.

1

2

Системный блок. Монитор   ̶  устройство вывода информации. Компьютерная мышь. Включение и выключение компьютера.

1

3

Работа с информацией. Файлы. Создание и сохранение файла «Мир природы».

1

4

Работа с информацией. Компьютерная папка. Создание и удаление папки «Подарок своими руками».

1

5

Компьютерное письмо. Клавиатура. Правила при работе с клавиатурой.

1

Электробытовая техника (1 час) + 1час выставка поделок + 1час итоговый урок + 1 резервный час

1

Виды электробытовой техники. Техника безопасности при работе с электробытовой техникой. Модель электроплиты из картона.

1

2

 Выставка поделок.

1

3

Итоговый урок.

1

4

Резервный час.

1

                                                                         Всего

34

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Вид контроля

Количество

Выставка поделок

1

3 КЛАСС

№ п/п

Тема

Количество часов

Лепка (2 часа)

1.

 Лепка. Современные игрушки из пластилина.  «Из истории глиняной игрушки» (беседа)

1

2.

Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф). Пластилиновый град. «Барельефы и горельефы разных времен и народов» (беседа).

1

Аппликация (2 часа)+ 1 час работа с компьютером

1.

Выпуклая контурная аппликация. Панно «Подснежник»

1

2.

Организация рабочего места в компьютерном классе. Компьютер – техническое устройство. Применение компьютера.

1

3.

Прорезная аппликация. «Открытка-приглашение»

1

Мозаика (2 часа)

1.

Мозаика из мелких природных материалов. Композиция  «Алые паруса»

1

2.

Мозаика из мелких природных материалов. Композиция «Корзиночка»

1

Коллаж (2 часа) + 1 час работа с компьютером

1.

Коллаж. Соединение в одной работе разных материалов и предметов. Композиция «Вид из окна домика»

1

2.

Коллаж. Соединение в одной работе разных материалов и предметов. Композиция «Космос или морские глубины?»

1

3.

Системный блок. Монитор. Клавиатура. Компьютерная «мышь». Работа с мышью.

1

Художественное вырезание (2 часа) + 2 часа  работа с компьютером

1.

Вырезание узоров, фигур. Симметричное вырезание, с предварительным нанесением контура.  «Гирлянда»,  «Из истории вырезания» (беседа)

1

2.

Файл. Создание и сохранение файла. Компьютерная папка. Создание и удаление папки (файла)

1

3.

Вырезание узоров, фигур. Симметричное вырезание,  без предварительного нанесения контура. «Такие разные снежинки». «Ажурные салфетки». « «Как появилась бумага» (беседа)

1

4.

Компьютерный рабочий стол. Работа с компьютерными файлами и папками. Создание и переименование папки (файла) на рабочем столе

1

Художественное складывание (2 часа)

1.

Художественное складывание. Оригами из квадрата и прямоугольника по схеме. Модульное оригами. Летающая звездочка

1

2.

Художественное складывание. Складывание из любой фигуры с последующим вырезанием. Кто это?

1

Плетение (2 часа) + 2 часа работа с компьютером

1.

Объемное плетение из бумаги. «Гармошка», сплетенная из двух полосок.

1

2.

Объемное плетение из бумаги. Елочные игрушки.

1

3.

Текстовый редактор. Окно текстового редактора. Меню. Компьютерное меню.

4.

Панель форматирования. Работа с меню «Формат»

Шитье и вышивание (2 часа)        

1.

Знакомство с различным применением швов «строчка», «через край», «петельный»

1

2.

Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий

1

Плоскостное конструирование и моделирование из бумаги и картона (2 часа)

1.

Плоскостное моделирование и конструирование. Мозаика из элементов круга и овала. Фигуры из частей «яйца», круга

1

2.

Плоскостное моделирование и конструирование. Игрушки из картона с подвижными деталями. Петух

1

Объемное конструирование и моделирование из бумаги (2 часа) + 2 часа работа с компьютером

1.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка. «Фонарик»

1

2.

Объемные изделия с разными способами соединения. «Олень»

1

3.

Программы и общие команды редактирования. Копирование файлов (папок). Работа с корзиной

1

4.

Графический редактор Paint. Работа с панелью инструментов в Paint.

1

Конструирование и моделирование из ткани (2 часа) + 1 час работа с компьютером + 1 час Защита проектов

1.

Моделирование и конструирование из ткани. Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом. «Чудики»

1

2.

Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом, клеем. «Чудики». Броши «Солнышко», «Кошечка»

1

3.

Защита проектов

1

4.

Основные команды графического редактора. Проект «Рисунок». Итоговая выставка.

1

Работа с конструктором (1 час + 1 резервный час)

1.

Работа  с различными видами конструктора. Моделирование несложных объектов из деталей конструктора. Итоговый урок

1

2.

Резервный час

1

Всего                                                                                                             34

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Вид контроля

Количество

Защита проектов

1

4 КЛАСС

п/п

Тема

Количество часов

Конструирование из растений (2 часа)

1

Букеты и композиции из живых растений

1

2

Композиции из сухих растений

1

Моделирование и конструирование из разных материалов (3 часа)

1

Соломенная скульптура

1

2

Куклы из ниток. Игры и хороводы Смоленщины

1

3

Мастерим из проволоки. Контурные фигурки животных

1

Лоскутная мозаика (3 часа)

1

Лоскутная мозаика из бумаги

1

2

Шьем лоскутную мозаику

1

3

Шьем лоскутную мозаику. Как одевались в старину

1

Вышивание (3 часа)

1

Вышивание крестом

1

2

Шов «вприкреп» и шов «петельки»

2

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона (4 часа)

1

Объемные изделия с надрезами. Цветы для Нового года

1

2

Криволинейное складывание. Украшения

1

3

Объемные игрушки с подвижными деталями. Носорог

1

4

Конструирование из объемных тел. Мышка

1

Вязание (3 часа)

1

Вязание крючком. Цепочка из воздушных петель

1

2

Картинки из вязаных цепочек

2

Папье-маше (4 часа)

1

Слоистое папье-маше

1

2

Герб класса

1

3

Папье-маше из бумажной массы

2

Объемное моделирование из ткани (3 часа)

1

Моделирование бесшовных кукол

1

2

Объемные игрушки из плотной ткани

2

Мир конструктора. Бытовая техника(2 час)        

1

Моделирование из деталей конструктора. Бытовая техника

2

Практика работы на компьютере (6 часов)+1 час Защита проектов

1

Использование компьютера для поиска и воспроизведения необходимой информации

1

2

Основные операции при создании и оформлении текстов

1

3

Защита проектов

1

4

Электронные таблицы, их назначение

2

5

Компьютерные программы: MS Word., MS Power Point

1

6

Итоговый урок

1

Всего                                                                                                34                                                   

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Вид контроля

Количество

Защита проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 2 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по технологии для 2 класса МОУ Заветинская СОШ № 1 разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концеп...

Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Рабочая программа по математике для 3 класса УМК "Дидактическая система Л. В. Занкова"

Рабочая программа по математике для 3 класса УМК "Дидактическая система Л.В. Занкова"...

Рабочая программа по технологии для второго класса по Образовательной системе "Школа 2100"

Рабочая программа по технологии для второго класса по Образовательной системе "Школа 2100" в соответствии с требованиями Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта....

Рабочие программы по предметам для 1 класса (УМК Развивающая система Л.В. Занкова)

Рабочие программы для 1 класса предназначены для педагогов , работающих по учебно методическому комплекту "Развивающая система Л.В. Занкова"...

Рабочая программа по математике.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова.

Рабочая программа по математике.1-4 классы. УМК по системе Л.В. Занкова. Соответствует требованиям ФГОС. В конце даны контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по технологии для 3 класса . Учебно-методическая система "Школа России"

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовател...