Открытый урок технологии в 4 классе. Тема урока: «История новогодних традиций России. Комбинирование бумажных материалов. Изготовление новогодних игрушек».
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Шатова Ирина Сергеевна

Планируемый результат: совершенствовать приёмы работы с бумагой при создании новых форм новогодних игрушек.

Задачи урока:

 

Расширить знания о праздновании Нового года в России. 

Учить использовать известные знания и умения в новых ситуациях.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, рассуждать и обсуждать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту. 

Развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_tehnologii_v_4_klasse.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок технологии в 4 классе.

Тема урока: «История новогодних традиций России. Комбинирование бумажных материалов. Изготовление новогодних игрушек».

Планируемый результат: совершенствовать приёмы работы с бумагой при создании новых форм новогодних игрушек.

Задачи урока:

Расширить знания о праздновании Нового года в России.  

Учить использовать известные знания и умения в новых ситуациях.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, рассуждать и обсуждать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту.  

Развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

Личностные УУД:

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

Участвовать в творческом процессе;

Способность к самооценке своих действий, поступков.

Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе  и способность радоваться успехам одноклассников.

Познавательные УУД:

Умение осуществлять поиск информации из рассказа учителя, личного опыта.

Умение слушать, извлекая нужную информацию для установления причинно-следственных связей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Умение делать обобщения, выводы.

Умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Систематизировать и расширять представления детей о новых приёмах бумагопластики;

Развивать творческое воображение;

Соблюдать правила по технике безопасности при работе с клеем, ножницами.

Регулятивные УУД:

Умение высказывать своё предположение на основе предоставленного материала.  

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение прогнозировать предстоящую работу.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Осуществлять пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД: 

Умение строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленными задачами.  Умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися.

 Умение осуществлять совместную деятельность, в группе.

 Умение проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

 Допускать существование различных точек зрения;

 Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: наглядные, словесные, практические,  ИКТ – иллюстрация способов деятельности через презентацию.

Формы: работа в парах.

Оборудование: цветная бумага, газета, фольга, пряжа, лента, клей, ножницы.

                                                                                                                                                                                                               

Ход урока

  1. Оргмомент

 Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Давайте поприветствуем

Всех кто к нам пришёл.

Садитесь поудобнее-

Начнем скорей урок!

  1. Психологический настрой на урок

- Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки улыбнитесь и пожелаем друг другу удачи - молодцы!

  3. Постановка цели, мотивация.

 Фея в платье белоснежном

Закружила за окном,

И взмахнув рукою нежно,

Всё покрыла серебром.

Будут разные забавы,

Будет рада детвора,

Потому что наступила

Долгожданная ….. зима

-Зимой мы все, и взрослые, и дети, с нетерпением ждем самый веселый, самый любимый праздник в году –Какой? … Новый год!

- Когда мы будем отмечать этот праздник? (в ночь с 31 декабря на 1 января)

-Сегодня на уроке мы снова будем творить и немного говорить.

Говорить по делу, делать все умело!

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и что делать?

Давайте сформулируем тему нашего урока.

- А зачем нужны новогодние игрушки? Украшать елку. ( В классе появляется елка)

- А какие задачи будем решать сегодня на уроке?

- На уроке мы расширим знания о праздновании Нового года, закрепим навыки работы с бумагой, нарядим новогоднюю ёлку.

4.Основная часть.

 В нашей стране Новый год – один из самых любимых праздников. А вы знаете что он не  всегда отмечался в ночь с 31 декабря на 1 января.

- Кто знает, когда праздновали новый год раньше?

-С 988 года, когда киевский князь Владимир Красно Солнышко ввел на Руси христианство, смена лет, согласно церковному календарю, происходила с 1 марта, реже со дня Святой Пасхи. Это летоисчисление просуществовало вплоть до конца XV века.

В 1492 году царь Иван III постановлением Московского собора не повелел считать за начало года, причем как церковного, так и светского, 1 сентября.

-А кто приказал праздновать Новый год 1 января?-          Петр Великий

          Петр Великий, стремившийся к введению в России европейского образа жизни, приказал и Новый год праздновать по европейскому образцу. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.

           Традицию наряжать новогоднюю елку царь Петр «подсмотрел» у немцев, для которых это вечнозеленое хвойное дерево испокон веков являлось символом вечной молодости, бессмертия, долголетия и верности. С тех пор наряженная елка стала в России символом Нового года. Рубить дерево строго запрещалось, можно было только срезать ветки.

- Символом Нового года является елка. Какие еще традиции вы знаете?

Но впервые ёлка засверкала огнями лишь в 1852 году в здании Екатерининского, ныне Московского, вокзала в Петербурге.

Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, собственным.

Предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек.

Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю. «Вифлеемская звезда» (шестиконечная) на макушке, горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды).

Надо сказать, что до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными.

В 1860–1870-е годы (повторяли европейскую моду), игрушки заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века – было то же самое, что современному россиянину купить машину.

Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период  Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы.

Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке.

Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу..

А, когда до Нового года останутся считанные дни и вы,  извлечете на свет Божий коробку с елочными украшениями и станете наряжать симпатичное, зеленое, колючее деревце – подержите в руках каждый шарик и каждую игрушку чуть подольше… Ведь каждая новогодняя игрушка – это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна…

5. Физминутка.

 - Встали из – за своих мест, немножко отдохнём и поиграем. Я буду называть предметы, а вы, если этим можно украсить ёлку, хлопайте в ладоши и наклоняем голову вперёд, если нет, поворачиваем голову в лево и вправо и машем руками.

Бусы новогодние. Да.

Рюкзаки походные. Нет.

Шарики блестящие.  Да.

Яблоки настоящие. Да.

Яркая звезда. Да.

С неба круглая луна. Нет.

Разноцветные фонарики.  Да.

Сдобные пряники. Да.

Мишура блестящая.  Да.

Шишка настоящая. Да.

Мягкая подушка. Нет.

Яркая хлопушка.  Да..

 - Какие вы молодцы! Поиграли, отдохнули, а теперь за работу! Будем с вами мастерить и творить.

6.  Практическая часть работы.

 Творчество, труд, мастерство.

-  Как понимаете? (То, что человек делает своими руками, радует окружающих, приносит ему уважение окружающих. Его называют мастером. Чтобы сделать вещь, человек должен приложить немало труда, проявить фантазию и творчество)

7. Испытание: - Работа с памятками. Работа в парах. Подумайте какие правила безопасности нужно помнить и соблюдать при работе?   Вставьте пробелы. Как нужно использовать материалы и инструменты?

Правила обращения с ножницами.

Не держи ножницы остриём вверх.

Не режь на ходу, не подходи к товарищу во время резания.

Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

Передавай ножницы товарищу в закрытом виде кольцами к нему.

Клади ножницы так, чтобы они не упали.

Правила работы с клеем .

 При работе с клеем избегай его попадания в глаза.

При попадании в глаз немедленно Промой глаз проточной водой.

 При склеивании деталей пользуйся кисточкой для клея.

 Расходуй экономно клей.

 После окончания работы обязательно вымыть руки.

Памятка бережливых.

В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчётливо расходуй их.

Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.

Береги время, используй каждую минуту.

Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.

- Итак добро пожаловать в Новогоднюю  мастерскую».

8. Дети готовят своё рабочее место,  высказывают свои предположения,  знакомятся с инструкционной картой  и по плану выполняют работу. Учитель демонстрирует последовательность изготовления шарика.

- Ребята, кто еще не понял, как выполнить задание, не огорчайтесь. Вам поможет инструкционная карта. (Учитель раздает инструкционную карту по изготовлению изделия) - Итак, у вас для работы готово все. Я предложила вам только образец, а вы можете проявить свое творчество и ваш шарик, возможно, удивит всех собравшихся.

Технология изготовления изделия:

  1. Формируем из газет  шарик.
  2.  Придаём с помощью ниток  ей округлую форму. Наматываем нитки на заготовку из бумаги.
  3. Затем получившийся шарик заворачиваем в фольгу. Получился красивый шарик.
  4.  Берем ленточку и  обвязываем  шарик крест- накрест, снизу посередине  фиксируем булавкой.
  5. Делаем  петельку для  того чтобы повесить шарик на елку. Привязываем нитку к ленточке.
  6. Украшаем верхушку бантиком,  фиксируем  булавкой.
  7. Можно проявить фантазию и украсить шарик стразами, бусинками цветной бумагой.
  8. Шарик готов.

- А вы знаете откуда этот обычай наряжать елку шариками?

- И дети и взрослые любят весёлый праздник Новый год, но не все знают, откуда взялся обычай украшать ёлку шарами. Сначала ёлки украшались яблоками, которые являлись символом плодородия. Но как то случился неурожай яблок, и тогда стеклодувы изготовили стеклянные шары, которыми и стали с тех пор украшать ёлочки.

9.  Пошаговое изготовление шарика. 6 – шаг сюрприз. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности. Оцените,  пожалуйста  себя.  Поставьте отметку.

10. Минутка чистоты.

11. Коллективное украшение ёлки.

Получившимися  шариками украшается новогодняя ёлка.

Звучат новогодние мелодии.

12. Подведение итогов. 

- Что получилось, что не получилось, что бы хотелось исправить?

 - Что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше?

 - Давайте вспомним, какая цель стояла перед нами в начале урока?

 - Достигли мы этой цели или нет?

 – Что у вас сегодня получилось лучше всего?

-Что узнали нового на уроке? Чему научились?

 - Нравится ли вам ёлка, которая получилась у нас?- Красивая получилась ёлка?(учащиеся высказываются и  читают стихи)

Ёлка.

Елочка пушистая
В гости к нам пришла.
Бусы золотистые

В ветви заплела.

Яркими шарами
Радует народ.
Скажет вместе с нами:
«Здравствуй, Новый год!»

12. Поздравления с наступающим Новым  годом.

13.  Спасибо за хорошую работу на уроке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 2 класс. Тема урока: Работа с картоном. «Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией».

Цели урока:1.            Закрепить первоначальные знания учащихся о форме, , познакомить с разнообразными  способами.2....

Математика. Открытый урок во 2 классе. Тема урока: Угол. Виды углов. УМК «Школа России»

МатематикаОткрытый урок во 2  классе Тема урока: Угол. Виды углов.УМК «Школа России»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать ...

Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»

Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...

Конспект урока технологии (4 класс). Тема: Вагоностроительный завод. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование способности учащихся к новому действию: формировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов; научить использовать приобретённые знания и умения ...

Конспект урока технологии (3 класс). Тема: Воздушный шар. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: расширение представлений о работе с бумагой; формирование представления о технике папье-маше.Планируемые результаты:Предметные:знать: технику папье-машеуметь: выполнять изде...

Конспект урока технологии (3 класс). Тема: "Вертолет муха". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: изучение конструкции вертолёта; отработка навыков самостоятельной работы по плану, конструирования из бумаги и картона;Планируемые результатыПредметные:-знать приемы и после...

Технологическая карта урока технологии (2 класс). Тема: Книгопечатание. История книгопечатания. Изделие: «Книжка ширма». УМК: «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения у учащихся создавать книжку-ширму.Задачи урокаДидактические:познакомить с  свойствами материалов, ходом работы,...