Урок по технологии на тему : "Оригами",композиция аквариум.
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: РАЗМЕТКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ БУМАГИ
СПОСОБОМ СГИБАНИЯ. ОРИГАМИ. КОМПОЗИЦИЯ
(панно «Аквариум»)
Цели: познакомить с техникой оригами, основами композиции; учить размечать квадрат способом сгибания, складывать фигурки оригами; развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук; воспитывать интерес к предмету.
Демонстрационное оборудование: образцы изделий, листы бумаги прямоугольной формы, динамическая таблица «Композиция»; ножницы, гладилка, лист ватмана в виде круглого аквариума.
Оборудование для учащихся: учебник; ножницы, цветная бумага, карандаш, клей, кисть.
Словарь: оригами, композиция.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
Учитель. Чем развлечь себя, когда за окном идет дождь или наступил долгий зимний вечер? Можно посмотреть мультфильм или почитать книгу. А можно, взяв лист белой бумаги, попробовать сложить журавлика, или лодочку, или другую фигуру из бескрайнего мира оригами. Оригами. Это слово звучит так таинственно. Все ли знают, что это такое? А ведь это любимый «вид отдыха» многих людей. Познакомимся сегодня с этим видом древнего искусства и мы. А из фигурок, изготовленных в технике оригами, создадим панно. Отгадайте его название.
Стеклянный домик на окне С прозрачною водой, С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой.
— Правильно, панно называется «Аквариум». У меня уже и основа для него подготовлена (показывает заготовленный лист в виде аквариума). Вот тут и камешки на дне, и водоросли поднимаются кверху. Чего же не хватает? (Ответы учащихся.) Конечно же рыбок. Их-то мы и будем учиться делать. II. Повторение изученного материала.
Проверка выполнения домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с древним искусством - оригами.
Рассказ учителя. Если вы хоть раз делали самолетик и пускали его по классу, в жару из газеты сооружали себе шапку и веер - значит, вы уже сделали первые шаги в постижении тайн в искусстве оригами. Так что же это такое? Оригами (японский, буквально: сложенная бумага) - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Но японцы так развили эту технику, что она стала искусством. Бумага в древности была очень ценным товаром, и позволить себе её могли только состоятельные люди. Так, самураи заворачивали дары в специальный бумажный конверт «ноши». Считалось, что это приносит удачу. Также во время празднования свадеб использовались бумажные фигуры бабочек, которые олицетворяли жениха и невесту.
Со временем бумага становилась все доступнее. И тогда оригами стало популярным искусством для всех, независимо от того, беден ты или богат. Техника оригами веками передавалась из поколения в поколение. Это искусство стало частью культуры Японии.
В первом классе вы уже делали фигурки из квадратов (показывает учащимся образцы изделий). Можно ли их назвать оригами и почему? (Ответы учащихся.)
Изготовление большинства изделий в стиле оригами требует точности при подготовке деталей и четкой последовательности этапов складывания. Даже небольшие отклонения могут породить совершенно неожиданные результаты. Поэтому вначале осваивают последовательность разметки и изготовления достаточно простых изделий и только потом начинают тировать, создавая совершенно новые фигурки. И тогда на свет появятся и милые щенки, и необыкновенные коробочки, и прекрасные цветы, и хитрые лисички (рис. 1).
Оказывается, если подойти к этому делу творчески, то из бумажного листочка можно сделать практически всё!
2. Разметка квадрата способом сгибания.
Учитель. Давайте вспомним, какую форму имеет заготовка для изготовления фигурок оригами? (Ответы учащихся.)
- По каким признакам мы можем отличить прямоугольник от квадрата?
- Какими способами можно разметить квадрат? (Квадрат можно разметить двумя способами: с помощью линейки и способом сгибания.)
- Расскажите, как выполнить разметку способом сгибания из прямоугольной полоски бумаги. (Ответы учащихся.)
- Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 16) и ответьте на вопрос 1. (Ответы учащихся.) Часто бывает, что у нас нет прямоугольной полоски нужного размера, ведь в наборах цветной бумаги все листы одинакового размера. Что же делать в таких случаях? (Ответы учащихся,) В этом случае сначала отмеряют от листа бумаги полоску нужного размера. Этапы работы по разметке прямоугольной полосы показаны на схеме в учебнике (с. 16).
Учащиеся рассматривают в учебнике порядок работы и проговаривают последовательность вырезания прямоугольной полосы нужной ширины.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше.
Учащиеся имитируют дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На слова «тише, тише» приседают. На слова «выше, выше» - встают и вытягивают руки вверх.
IV. Практическая работа.
Задание 1: отрезать от стандартного листа бумаги полоску шириной 6 см.
Задание 2: разметить, используя прямоугольную полосу, способом сгибания квадрата.
Задание 3: ответить на вопросы:
- От чего зависит качество вырезанного квадрата?
- Как проверить качество вырезания квадрата?
Во время практической работы учитель контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
V. Изучение нового материала (продолжение).
1. Складывание фигурок в технике оригами.
Учитель. На прошлом уроке я вам рассказывала о том, что искусство складывания фигурок из бумаги веками передавалось из поколения в поколение. И вот двести с лишним лет назад один из японских любителей оригами придумал, как можно записывать последовательность работы. И с тех пор напечатано немало книг со схемами изготовления самых разных фигурок (см. рис. 2 на с, 16). Фигурки животных и других предметов получаются путем неоднократного сложения квадрата. В результате этого заготовки становятся многослойными.
Учитель показывает сложенную заготовку и просит учащихся объяснить термин «многослойный».
- Если вы посмотрите на схемы, то увидите, что иногда почему-то нарисован белый квадрат, а иногда цветной. Как вы думаете, почему так сделано? (Ответы учащихся.) А все дело в том, что бумажный квадрат может сгибаться как на лицевую сторону, так и на изнаночную (рис. 3).
Учитель показывает приемы сгибания бумаги налицо и наизнанку.
- После первого шага знакомства со знаками и обозначениями в оригами пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами.
2. Знакомство со схемой складывания.
Работа с учебник ом (с. 18).
Учащиеся под руководством учителя рассматривают схему складывания квадрата, изображенную в учебнике. Учитель показывает приемы складывания заготовки и изготовления из нее фигурокрыб.
VI. Практическая работа.
Задание: изготовить фигурки рыбок в технике оригами.
Во время практической работы учитель контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.
VII, Изучение нового материала (продолжение).
Основы композиции.
Рассказ учителя. Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией. Композиция - это не только умение грамотно расположить детали рисунка на плоском листе бумаги, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Композиция (от лат. сотрозШо) означает «составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей». Конечно, есть некоторые правила, которые желательно соблюдать, выполняя композиционное построение картины. Но чаще всего художник находит правильную композицию интуитивно, это надо чувствовать, но это не значит, что этому нельзя научиться. Давайте познакомимся с некоторыми правилами составления композиции и для этого рассмотрим рисунки в учебнике или образцы.
Работа по учебнику (с. 24).
В процессе обсуждения учащиеся формулируют правила составления композиции:
• Выбор ориентации листа бумаги зависит от изображаемого предмета.
• Размер листа бумаги определяется масштабом изображаемого предмета.
• Элементы картины должны располагаться по всему листу бумаги.
• Элементы картины должны быть соотнесены между собой по величине,
VIII. Итог урока.
Изготовление композиции «Аквариум».
Учащиеся выбирают лучшую фигурку и приклеивают ее к листу бумаги в форме круглого аквариума, создавая выразительную композицию.
Учитель. Посмотрите, дом стоит До краев водой налит, Без окошек, но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы Все умелые пловцы.
Какое красивое панно получилось у нас! Яркие рыбки снуют в аквариуме туда-сюда. Сколько фантазии проявили вы, делая фигурки рыбок! Посмотрите, например, какие разные хвосты у ваших рыбок.
Как видите, даже освоив лишь самые простые приемы складывания квадрата, вы сумели создать интересную и красивую работу. Но не останавливайтесь на достигнутом. Теперь вы, научившись читать схемы изготовления оригами, можете совершенствовать свое мастерство. А для начала предлагаю вам изготовить самостоятельно фигурки, схемы которых приведены в учебнике. Успехов вам в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 класс Тема: Оригами. “Балыклы аквариум”
Балыклы аквариум...
Конспект урока по технологии на тему "Оригами. Собака-кусака" 2 класс, УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: формирование навыка работы с бумагой; изготовление собаки из бумаги.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое оригами; технику безопасности;- уметь: изготавливать ...
Конспект урока по технологии на тему "Оригами. Сундучок санбо" (УМК Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о технике изготовления сундучка; повторение понятия «оригами»; освоение технических приёмов вырезания, сгибания и складывания; изгот...
Конспект урока по технологии на тему "Оригами. Водные транспорты." 3 класс, УМК "Школа России"
Тема: «Оригами. Водные транспорты»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с техникой оригами; отработка навыков самостоятельной работы по плану, складывания из бумаги.Планируемые ре...
Конспект урока по технологии на тему: "Оригами"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: оригами Изделие: «Панно с бабочками» коллективная работаЦели деятельн...
Конспект урока по технологии на тему "Оригами рыбка)
Класс: 2Образовательная система: «Школа России»Учебный предмет: ТехнологияТема урока: Оригами. «Золотая рыбка»Тип урока: открытие новых знанийЦели:Содержательная: продолжить...
Технологическая карта урока по технологии по теме "Оригами(складывание из бумаги) Изделие: «Титаник»» (3 класс) УМК Школа России
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: освоение технологии оригами на основе изготовления корабля.Задачи урокаДидактические:1. Чтение схемы оригами2. Склады...