Рабочая программа "Технология" 3 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 3 класса МАОУ лицей №27 на 2016-17 учебный год разработана в соответствии:
• с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373, изменениями, внесёнными в ФГОС НОО, утверждёнными приказом МО и Н РФ от 26.11.2010г. № 1241,
• Примерной основной образовательной программой НОО, рекомендованной письмом МО и НРФ от16.08.2010г. № 03-48,
• Основной образовательной программой МАОУ лицей № 27,
• авторской программы О.А.Куревиной, Е.А.Лутцева. «Технология» (ОС «Школа 2100»)
• с учебным планом МАОУ лицей № 27
• с положением о рабочей программе педагога лицея №27
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.
В соответствии с учебным планом МАОУ лицей №27 технология в 3 классе изучается 34 учебные недели, что составляет 34 часов в год (1 час в неделю)
Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находкипоощряются в словесной одобрительной форме.
ΙΙ Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
- уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско- технологические задачи, проблемы;
- уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
- под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
- уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
ΙΙΙ. Содержание курса.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (10 ч.).
Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно- прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Самообслуживание – пришивание пуговиц.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14 ч.).
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
3. Конструирование (4ч.).
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Рицовка.
4. Использование информационных технологий (6 ч.).
Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете*, просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
Учебно - тематический план.
Название раздела | Количество часов |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание | 10 часов |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 14 часов |
Конструирование | 4 часа |
Использование информационных технологий | 6 часов |
Итого | 34 ч |
Педагогические технологии
Реализуются педагогические технологии: технология проблемного обучения Е.Мельниковой, технология работы в сотрудничестве, ИКТ технологии, проекта.
Формы организации учебных занятий
Учебные занятия строятся на основе системно – деятельностного подхода. Основные формы организации учебных занятий – это урок, практические работы. Применяются разнообразные организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная.
20% уроков – 7 часов проводятся в форме внеурочной деятельности.
Для реализации цели и задач обучения по данной программе используется:
Куревина О. А., Лутцева Е.А. Технология. («Прекрасное рядом с тобой»). Учебник. 3 класс. -2-е изд. Перераб. - М.: Баласс, 2011. (Образовательная система «Школа 2100»)
Лутцева Е.А. Технология. 3-4 классы. Методические рекомендации для учителя/ Е.А. Лутцева.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)
Наглядные пособия:
1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Технические средства обучения:интернет-ресурсы, информационно-коммуникативные средства.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во | Сроки | |
план | факт | |||
1 | ТБ. Все начинается с замысла. Изготавливаем самолёт-истребитель (конструирование) | 1 | ||
2 | Учимся работать циркулем.(разметка чертежным инструментом) | 1 | ||
3 | От замысла к изделию. Изготавливаем «волшебный кристалл» | 1 | ||
4 | От замысла к изделию. Изготавливаем «волшебный кристалл» | 1 | ||
5 | Народные промыслы(проектирование, конструирование ,технология обработки). | 1 | ||
6 | Изготавливаем панно (проектирование, конструирование ,технология обработки).(внеурочная деятельность) | 1 | ||
7 | Изготавливаем панно (проектирование, конструирование, технология обработки). | 1 | ||
8 | Делаем открытку «Белочка» (конструирование, технология обработки). | 1 | ||
9 | Лепим из теста( проектирование, конструирование) (внеурочная деятельность) | 1 | ||
10 | Лепим из теста( проектирование, конструирование) | 1 | ||
11 | Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры | 1 | ||
12 | Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры. (проектирование, конструирование, построение разверток)(внеурочная деятельность) | 1 | ||
13 | Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем. Строим объёмные геометрические фигуры. (проектирование, конструирование, построение разверток) | 1 | ||
14 | Готовимся к Новому году( проектирование, конструирование, технология обработки). «Дед Мороз»(внеурочная деятельность) | 1 | ||
15 | Готовимся к Новому году | 1 | ||
16 | Готовимся к Новому году | 1 | ||
17 | Готовимся к Новому году | 1 | ||
18 | Делаем игрушки(проектирование, конструирование, технология обработки) «Кошелек-собачка» | 1 | ||
19 | Делаем игрушки(проектирование, конструирование, технология обработки) «Кошелек-собачка» | 1 | ||
20 | Делаем игрушки(проектирование, конструирование, технология обработки) Брелок «Мышка» | 1 | ||
21 | Открытки к 23 февраля(проектирование, конструирование, технология обработки)(внеурочная деятельность) | 1 | ||
22 | Выполняем панно-коллаж (проектирование, конструирование, технология обработки)(внеурочная деятельность) | 1 | ||
23 | Выполняем панно-коллаж (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | ||
24 | Букет к 8 марта(проектирование, конструирование, технология обработки) (внеурочная деятельность) | 1 | ||
25 | Тканые изделия (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | ||
26 | Средневековые технологии(проектирование, конструирование, технология обработки) Изготавливаем макет мельницы | 1 | ||
27 | Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование) | 1 | ||
28 | Создаем витраж (проектирование, конструирование, технология обработки)(внеурочная деятельность) | 1 | ||
29 | Текстовые редакторы | 1 | ||
30 | Сохраняем документ. Открываем сохранённый текст | 1 | ||
31 | Готовим брошюру | 1 | ||
32 | Добавляем текст | 1 | ||
33 | Оформляем текст | 1 | ||
34 | Печатаем брошюру | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...