Урок технологии "Ткацкая мастерская. Оберег "Божье Око""
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Балаухина Татьяна Александровна

Обереги. В древней славянской культуре люди опасались сглаза, порчи, а особенно сглаза маленьких детишек. Чтобы избежать дурного глаза, над кроватью вешался оберег "око бога". Славяне верили, что яркий и привлекающий внимание оберег заберет на себя негативную энергию случайного взгляда зашедшего в помещение человека. "Божье око" оберегает и всех остальных жильцов дома от недоброго взгляда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Ткацкая мастерская. Оберег «Божье око».

Класс: 4 а

Учитель: Балаухина Т.А.

Цель: способствовать формированию представлений о культуре древних славян, изготовление куклы-оберега своими руками

Задачи:

1.Познакомить учащихся с историей оберега «Божье око».

2.Развивать творческую индивидуальность, любознательность, самостоятельность и аккуратность.    

3.Воспитывать уважение к народным традициям, умение работать в коллективе.

Оборудование: две палочки, пряжа разных цветов, ножницы, образцы готовых оберегов..

Ход занятия

I. Организационный момент.

(проверка готовности к занятию)

II. Вступительная беседа.

Ребята, а кто из вас знает, что такое оберег? Как вы думаете? (ответы детей). Правильно оберег – это предмет для защиты. Оберег – оберегать, обладает способностью оберегать, спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали себе такие обереги сами.

Сообщение подготовленного ребёнка.

В славянской традиции  существует оберег «Божье око». В древней славянской культуре люди опасались сглаза, порчи, а особенно сглаза маленьких детишек. Чтобы избежать дурного глаза, над кроватью вешался этот самый оберег "око бога". Славяне верили, что яркий и привлекающий внимание оберег заберет на себя негативную энергию случайного взгляда зашедшего в помещение человека. "Божье око" оберегает и всех остальных жильцов дома от недоброго взгляда.

Делается этот оберег на основе равностороннего креста, основы праиконы. Такой крест - один из древнейших символов солнца. Именно крест, а не кружок с лучиками. Кружок с лучиками, как раз наоборот, считался у славян символом дождя.

Самое интересное, что подобные обереги от сглаза встречаются в различных культурах и даже называются одинаково 

Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око.

III. Работа по теме занятия

 Правила безопасной работы с ножницами.

  1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
  2. Перед работой проверь исправность инструмента.
  3. Следи за движением лезвий во время работы.
  4. Ножницы клади кольцами к себе.
  5. Подавай ножницы кольцами вперёд.
  6. Не оставляй ножницы открытыми.
  7. Не играй с ножницами, не подноси их к лицу.
  8. Используй ножницы по назначению.

IV.Физминутка

V. Практическая работа

Для оберега нужно:

а) две палочки;

б) пряжа разных цветов;

в) палочки сложить вместе, по середине обвязать нитью, а затем расположить в форме креста. Закрепить и начать оплетать пряжей по кругу, оборачивая нитку вокруг каждой палочки;

г) потом привязать нить другого цвета и продолжать;

д) обратная сторона имеет такой вид, а лицевая – такой

При сотворении Божьего Ока необходимо руководствоваться прежде всего своим желанием, т.к. человек интуитивно чувствует, в какой поддержке он нуждается и оберег через усиление определённого цвета дает ему это.
Белый – связан со светом, чистотой, истиной
Красный – огонь, солнце как небесный огонь, кровь (жизненная сила)
Зелёный – жизнь, природа.
Чёрный – земля
Золотой – солнце
Синий – цвет неба, воды.

1 шаг: Соедините крест на крест две палочки. Завяжите их в середине узлом. Для закрепления обмотайте по диагонали 5-6 раз, затем по другой диагонали. Палочки не должны шататься.

http://ped-kopilka.ru/images/ris3(6).jpg   

2 шаг: Начинаем плести по кругу. Нить всегда накладывается сверху, делаем полный оборот вокруг палочки. Нить перекидываем сверху на следующую палочку. В результате должен получиться квадрат. Его размер зависит от вашего желания.

3 шаг: Если вы желаете сменить цвет, то закрепите обрезанную с небольшим запасом нить одинарным узелком на палочке с которой начинали плетение. Теперь можно прикрепить другую нить (к этой же или другой палочке). Продолжаем движение по кругу ( по часовой стрелке), пряча все оставшиеся хвостики обрезанных нитей под оплетку.

http://ped-kopilka.ru/images/ris5(2).jpg

4 шаг: Меняем цвета по желанию, пока не оплетем палочки до конца. На палочках можно перед работой сделать отметки карандашом, чтобы полоски одного цвета нитей были одинаковыми.

http://ped-kopilka.ru/images/ris6(1).jpg     

VI. Подведение итогов

Сегодня на занятии мы узнали с вами:

- историю оберега «Божье око»

- для чего нужен оберёг

- виды оберегов

VII. Выставка поделок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...

организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская)

       Групповую работу – одну из форм организации деятельности учащихся, можно рассматривать как разновидность коллективной работы. Работа в группах и коллективе способс...

Конспект интегрированного урока "В мастерской народных умельцев"

Интегрированный урок ИЗО и эстетического воспитания «В мастерской народных умельцев»...

Урок творческая мастерская

урок творческая мастерская...

Урок- творческая мастерская "В каждом человеке солнце"

Урок- творческая мастерская "В каждом человеке солнце" для учащихся 2 класса. УМК "Планета Знаний"....

Открытый урок «Творческая мастерская»

Открытый урок «Творческая мастерская»...

Тема: «Красивые рыбы. Монотипия», 1 класс изобразительное искусство (урок творческая мастерская)

Тема: «Красивые рыбы. Монотипия» 1 класс  Цель урока: Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетиче...