организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская)
статья по теме
Групповую работу – одну из форм организации деятельности учащихся, можно рассматривать как разновидность коллективной работы. Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя и учеников друг на друга.
При организации такого взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащий себя сам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_forma_raboty.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Малая Лилия Николаевна МБОУ СОШ № 4 п. Ванино
МБОУ СОШ № 4 п. Ванино
/Из опыта работы учителя начальных классов Малой Л.Н./
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
- Реализация принципа деятельности;
- Формирование мотивации учения и обучения;
- Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
- Психологический комфорт в учебном коллективе;
- Единство воспитания и обучения.
Сущность группового обучения состоит в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.
Преимущества группового обучения:
- Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели)
- Улучшается академическая успеваемость;
- Воспитывается самоуважение;
- Укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
- Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
- Учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Типы группового обучения:
- Обучение в парах;
- Группа, сидящая вместе;
- Маленькая команда;
- Задание для всего класса.
При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока.
Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя и учеников друг на друга.
При организации такого взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащий себя сам.
Приёмы и методы
- Метод символического видения.
- Заключается в отыскивании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-нибудь объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
- Метод сравнения версий.
- Предлагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
- Метод «ключевых слов».
- Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая:
- - учащимся предлагается текст;
- - все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова;
- - участники знакомят группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них.
Метод конструирования вопросов.
- Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изученному объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др. Последовательность работы:
- - предъявление объекта изучения;
- - индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;
- - озвучивание вопросов в группе;
- - фиксация всех вопросов на общем листочке;
- - обмен листочками между группами;
- - экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);
- - выступление экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;
- - отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.
5. Метод смысловых ассоциаций.
- Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий:
- - ученику предлагается какое-нибудь слово или слова;
- - ученик записывает к каждому слово список слов-ассоциаций;
- - ученик получает задание, связанное с осмысление данного потока ассоциаций. Например:
- используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;
- выбери из этого потока ключевое для вас слово;
- соедини два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.
Метод вживания.
- Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающие при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы – цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»
- Метод образного видения.
- Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например « Нарисуйте счастье»; «Нарисуйте имя Существительное».
- Прием чтения с пометками.
- Предлагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемика по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-« - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать; «^» - уже знал и т.д.
- Прием «Закончи предложение».
Его цель – организовать диалог участника мастерской с авторским мнением. Технология:
- мастер выписывает из текста художественного произведения начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора;
- закончить предложение;
- познакомиться с версиями других учеников;
- познакомиться с авторским вариантом;
- рефлексия.
Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем предоставить «продукт» совместного труда;
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. Дети должны обмениваться мнением, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбуждёнными выкриками, с разговорами в полный голос.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически.
Как подвести итоги? В конце работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтным ситуациям и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
Литература:
1. Кузнецова И.. Почему нужно работать в группах // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №11. - с.16.
2. Утеева Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе. – 1985. - №2. – с.10.
3. Чиханова О. В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №11. - с.22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).
Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...
Повышение эффективности уроков путем организации групповой формы работы.
Общение друг с другом формирует у детей умение обсуждать и обосновывать свой ответ, внимательно относиться к товарищам, прислушиваться к его мнению, формирует такое качество как ответственность за общ...
Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников
Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...
Организация групповых форм работы
Статья "Организация групповых форм работы"...
"Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе"
Ведущее место среди инновационных средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными л...
Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"
В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового) способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....
Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения
Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...