Рабочая программа по технологии 1 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 1 класс ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии 1 класс ОС "Школа 2100" | 36.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №75
с углубленным изучением немецкого языка
Петроградского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _____________Е.В.Короткая «_____»______________2012г. |
Учебная рабочая программа
1 класса начальной школы,
разработанная на
основе типовой программы «Школа 2100»
Учитель: Лосева Т.Ю.
Образовательная рабочая программа начальных классов для 1 класса «Технология».
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи курса.
- Стандарт начального общего образования по технологии
- Содержание обучения.
- Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе.
- Система контроля и учёта знаний обучающихся, нормы оценки знаний.
- Тематическое планирование на 2011 – 2012 учебный год.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Технология» для 1–4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева
Пояснительная записка
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:
- формированием общего представления о культурно-материальной среде;
- формированием эстетического компонента личности;
- начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.
Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внепредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В основе данной программы лежит авторский курс О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.
Программный материал отражает требования обязательного минимума содержания образования по технологии.
Программа состоит из трёх блоков.
Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок – трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания технологических основ умений и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружа-ющем мире и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность детям этого возраста, целесообразность, экологичность. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению:
- а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности;
- б) отдельных приемов изобразительной деятельности;
- в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста.
Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по выполнению изобразительных работ и изготовлению изделий.
Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное на-следие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п.
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.
Уроки художественного труда, построенные в контексте искусства, – это уроки творчества, целью которых является развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остается только освоение изобразительных и технологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: от пересказа по ролям прочитанных на уроках чтения произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра до театрализованных постановок на сцене и в кукольном театре.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера, проектов.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет « Технология»(труд) изучается с 1 по 4 класс. По учебному плану начального общего образования на 2010-2011учебный год в 1 классе отведен 1 час в неделю( 33 часа в год). В соответствии с данной расчасовкой в программе представлено тематическое планирование уроков на 2010-2011учебный год.
Результаты обучения представлены в основных требованиях к уровню подготовки учащихся 1 класса.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- расширение общекультурного кругозора учащихся;
- развитие качеств творческой личности, умеющей:
- а) ставить цель;
- б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
- в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
- г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
- д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
- формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Стандарт начального общего образования по технологии.
Изучение технологии а ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества4 способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности4 практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Содержание программы. 1-й класс – 33 часа.
Эстетические понятия
- Эстетическое в жизни и в искусстве.
1. Эстетическое как категория.
2. Эстетический идеал.
3. Эстетический вкус: критерии – мера, гармония, тождество, соотношение. - Основы композиции.
1. Мера – соотношение части и целого.
2. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.
3. Гармония в жизни и искусстве.
4. Соотношение частей. - Из истории развития искусства.
Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость. Связь утилитарного и эстетического.
Эстетический контекст
Эстетическое в действительности и в искусстве.
Эстетический идеал в искусстве разных народов.
Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества.
Деталь как часть произведения искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного творчества, литературы.
Симметрия в произведениях скульптуры, архитектуры.
Понятие орнамента (геометрического и растительного).
Повторение и инверсия.
Соотношение плоского и объемного в искусстве: живопись – скульптура, барельеф – горельеф.
- Мозаика в витражах, панно, картинах, мозаичная техника в живописи.
- Понятие сюжета. Чередование частей в изо, музыке, литературе, театре.
- Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.
Содержание трудовой и художественно-творческой деятельности выстраивается по горизонтальным параллелям, что обеспечивает интегративные связи.
№ п/п | Трудовая деятельность | Художественно-творческая изобразительная деятельность* |
I | 1. О материалах. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картона, пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность; плотность, влаго-проницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сбор и сушка природного материала. Выявление эстетического в простом материале. | 1. Художественно-графические материалы (рисовальная бумага, акварельные краски, гуашь, мелки, пастель, графит), пластические материалы (глина, пластилин), их названия, свойства, назначение. Выявление эстетического в простом материале. |
II | О конструкции. Однодетальные и многодетальные изделия, наподвижное соединение деталей. | Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей. |
III | Компоненты технологии. | Компоненты изобразительной деятельности:
|
IV | Профессии родителей. | Профессии: живописец, скульптор. |
V | Представление о художественно-декоративных промыслах и их мастерах: Гжель, Хохлома, Жостово. |
* В программу включены знания и умения по художественно-изобразительной деятельности, необходимые для реализации цели и задач данного курса в целом. Они не претендуют на оригинальность, исключительность, полноту охвата и могут частично повторять содержание известных программ по изобразительному искусству.
Общетрудовые умения: рациональные приемы организации рабочего места в соответствии с используемым материалом (под контролем учителя); с помощью учителя проведение анализа образца (задания), планирования последовательности выполнения практического задания, контроля качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).
Понятия:
- Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
- Технико-технологические: однодетальное и многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.
- Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу обучения в 1 классе.
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
По трудовой деятельности :
должны знать:
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления – шаблон, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединение с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами.
должны уметь:
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
По художественно-творческой изобразительной деятельности :
должны знать:
- особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа;
- компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.
должны уметь:
- реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Система контроля и учёта знаний обучающихся, нормы оценки знаний.
Особое внимание уделяется вопросу оценки деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.
Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям:
- качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом;
- степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная);
творческие поиски и находки (поощряются в словесной одобрительной форме).
Тематическое планирование на 2012 – 2013 учебный год
Тематическое планирование для 1 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования . Планирование рассчитано на 1 урок в неделю, всего 33 часа в год.
содержание | тематическое планирование | характеристика видов деятельности учащихся | формируемые УУД |
Жизнь и искусство(11 асов). | Познавательные: Умение формулировать учебную задачу. Умение планировать процесс труда. Умение применять выразительные средства для реализации собственного замысла. Умение использовать в работе ручные инструменты. Умение выявлять эстетическое в простом материале. Понятие об экономном расходовании материала. Умение определять форму, размер, цвет, последовательность изготовления изделия по рисунку, чертежу, схеме.
Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать свое предположение (версию).. Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем Умение отвечать на поставленные учителем вопросы. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности . Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Умение понять другие позиции (взгляды и интересы). Личностные: В предложенных ситуациях делать выбор Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
| ||
Процесс труда: планирование, организация рабочего места, контроль за ходом и результатами деятельности. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе с различными инструментами и материалами. Природные материалы. Их свойства. Рукотворный мир как результат труда человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду. Декоративная отделка изделий. Создание моделей несложных объектов(первоначальные умения проектной деятельности). Технология изготовления изделий из бумаги. Изготовление плоскостных изделий. | 1. Человек и жизнь 2 – 3 Отношение человека к природе. 4 - 5 Разные люди – разные культуры. 6 Мудрость народа 7 -8 Идеал в жизни и в искусстве 9 Мой идеал 10 - 11Художественная мастерская | Организовывать под контролем учителя рабочее место и поддерживать на нём порядок. Работать ручными инструментами. Различать виды материалов и применять их для реализации собственного замысла. Планировать предстоящую практическую работу. Определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий. Выполнять экономную размётку деталей по шаблону. Соединять детали. | |
Человек и художник(16 часов). | |||
Композиция. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом соотношение частей. Основы экономических знаний: понятие об экономном расходовании материала. Отделка. Овладение навыками бумагопластики. Многообразие материалов и область их применения. Овладение основными приёмами обработки бумаги, картона, природных, пластичных, текстильных материалов, фольги, проволоки. Овладение основными способами соединения деталей изделия. | 12 Человек_художник 13 Природа и изделие 14 Художественное изделие 15 Гармония 16 -17 Симметрия 18 Орнамент 19 20 Плоскость и объем 21 Художественная мастерская 22 Часть и целое 23 -24 Мозаика 25 - 26 Сюжет 27 Разыгрываем сказку! | Определять форму, размер, последовательность изготовления изделия по рисунку, схеме, эскизу, чертежу. Выражать своё отношение к произведению искусства в высказывании, рассказе. Делать размётку сгибанием, свободным рисованием, по шаблону, трафарету. Соединять детали. | |
Давным –давно(6 часов). | |||
Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей. Представление о роли искусства в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. | 28 Человек изобразил мир. 29 Родилась живопись 30 Родилась скульптура. 31 Родилась музыка 32 – 33 Родился театр ИТОГО 33 Ч | Определять форму, размер, последовательность изготовления изделия по рисунку, схеме, эскизу, чертежу. Выражать своё отношение к произведению искусства в высказывании, рассказе Изготавливать кукол по замыслу и воображению, инсценировать. Делать отделку изделия(аппликация, вышивка ит.п.) Работать с предметной инструкцией. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")
Рабочая программа по технологии (ОС "Школа 2100")...
Рабочая программа по технологии УМК Школа 2100 3 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы ...
Рабочая программа по технологии. 3класс. ОС-2100
Рабочая программа по технологии. 3 класс.ОС-2100...
Рабочая программа по технологии, УМК "Школа 2100"
Рабочая программа по технологии по УМК "Школа 2100" составлена на четыре года обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Поможет учителю при составлении КТП с 1 по 4 классы....
Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы: О.А.Куревина, Е.А. Лутцева (2 класс)...
Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева (3 класс)...
Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" (4 класс)
Рабочая программа по технологии УМК "Школа 2100" и календарно- тематическое планирование (4 класс)...