Народные промыслы. Изделие: «Дымковская игрушка».
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему
Технологическая карта урока технологии
Тема: Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка».
Образовательные технологии: личностно-ориентированные.
Форма проведения урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27.10.2016_tehnologiya.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока технологии
Дата проведения: 27.10.2016
Тема: Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка».
Образовательные технологии: личностно-ориентированные.
Форма проведения урока: изучение нового материала.
Цель: Совершенствование навыков лепки сложной фигуры из пластилина. Формирование мыслительной деятельности при работе по плану изготовления поделки, анализа изделия. Коррекция моторики мелких мышц пальцев. Воспитание аккуратности в работе, художественного вкуса.
Задачи урока:
Образовательные: обучить технике выполнения пластилиновой барыни и последующему украшению фигурки.
Развивающие: совершенствовать навыки работы со стеком и пластилином, способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению кругозора, осуществлению самоконтроля; рефлексии.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к работе, творческое мышление, эстетический вкус.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Положительное отношение к учению; уважительное отношению к мнению и деятельности одноклассников, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осуществление поиска и выделения необходимой информации из источников; постановка темы урока, поиск решения проблем творческого характера.
Регулятивные: планирование учебной деятельности; осуществление контроля, коррекции, регуляции своей деятельности при выполнении учебной задачи, оценка качества выполненной работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
Предметные:умение строить свою работу в соответствии с планом, выполнять работу по плану.
Формы организации деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник по технологии, музыкальный фрагмент «Барыня»
Материалы: пластилин, картон, цветная бумага.
Инструменты и приспособления: стек, дощечка
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент. | 1мин | Проверяется готовность обучающихся к уроку. | Личностные: формирование учебного мотива. | |
2.Актуализация опорных знаний | 3 мин | Мы с вами уже изучили два вида народных промыслов. Вспомните, какие именно. А что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью? (Посуду, предметы быта.) Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнились? Народные промыслы славятся не только своей расписной посудой, но и игрушками. Сегодня мы поговорим о дымковской игрушке | Рассказывают о применении выполненной на прошлом уроке поделки. Слушают учителя | Личностные: формирование учебного мотива и мотива в социально значимой деятельности. Познавательные: выделение и формулирование цели. |
3. Освоение нового материала | 10 мин | Учащиеся читают текст на с. 28 учебника. Учитель: «Как называется селение, где появилась дымковская игрушка? (Дымковская слобода.) Один из вариантов происхождения названия этой слободы (поселения) гласит, что по утрам хозяйки в этом поселении дружно топили печи и дымок весело поднимался к небу. Вся округа была заполнена дымом, вот и прозвали эту задымленную слободу Дымковской. Какой материал использовали для лепки изделий? (Красную глину.) Что именно лепили дымковские мастера? (Свистульки были в виде зверюшек и птичек.) Рассмотрите рисунки. В виде чего еще лепят дымковские мастера свои игрушки? (Это барыни-модницы с зонтиками, с сумочками, в нарядных юбках, фартуках со сборками, кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает, кормилицы, кавалеры.) (Учитель демонстрирует детям приготовленные заранее игрушки.) Какие цвета используют для росписи дымковских игрушек? (Яркие, праздничные. Можно попросить учащихся назвать все цвета, которые они видят на рисунках: желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный; яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.) Игрушки изначально делали для праздника Свистуньи, или Свистопляски, а на праздник принято одеваться ярко, празднично, красиво, вот и игрушки делали в соответствии с традициями, одевали их в нарядную, яркую одежду. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них. И в их памяти оживал яркий, шумный праздник. Посмотрите: у дымковских игрушек есть основной фоновый цвет. Какой он? (Белый.) А каким орнаментом расписывали игрушки?» (На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье обязательно ярко расписано: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры являются неотъемлемой частью украшения костюмов). Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. От дымковской игрушки Идет тепло и свет. И пусть он не иссякнет Десятки, сотни лет. | Личностные: формирование учебного мотива. Регулятивные: умение оценивать свои знания с выделением и осознанием того, что известно и что ещё нужно узнать. Познавательные: общеучебные - выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог Познавательные: общеучебные – умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнении) для формулирования вывода об элементах декора и росписи, определение материалов, инструментов и приемов работы; логические – осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу | |
Особенности дымковской росписи | – Кто лепил игрушки? (гончары). А в какой последовательности мастер выполнял лепку изделия? Расставьте по порядку технологические операции (см. дополнительный материал к уроку). – А кто расписывал игрушку? (художники). Хотя изготавливать игрушку от начала до конца мог и один человек. Каким узором украшены дымковские игрушки? Какими красками нарисованы узоры? Основной элемент дымковской росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски прямые и извилистые, круглые пятна, точки, клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие цвета, красный, малиновый, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой, а также позолота. Почему выбраны именно такие цвета? особенностью дымковской игрушки, как последовательность лепки. (если есть время) Последовательность работы над игрушкой представлена в виде таблицы. Определите, в какой последовательности мастера работали над дымковскими игрушками. | Работают по карточкам Дымковская игрушка была атрибутом праздника, поэтому расписывались яркими красками Работают в таблице | Личностные: Проявляют интерес к уроку технологии, удивление, желание узнать и научится новому. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях дымковской росписи, использовать образную речь при описании узора | |
4. Физминутка | 1 мин | Выполняются движения | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | |
5. Творческая практическая деятельность | 25 мин | Представимсебя в роли дымковских мастеров и начнём работу с более простой игрушки — лошадки. Обратите на план работы над поделкой: 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик. 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию | Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, понимают правила создания рукотворных предметов. | Познавательные: организовывают творческое пространство, умеют подготовить рабочее место к работе. Личностные: имеют знания о гигиене труда Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; делают умозаключения и выводы в словесной форме, производят логические и мыслительные операции (анализ, сравнение) для определения материалов, инструментов и приемов работы, осуществляют поиск информации из различных источников, расширяющей и дополняющей представление о дымковской игрушке; умеют наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки, анализировать образец, выявлять элементы декора. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать. ориентироваться в учебнике; самостоятельно планировать свою деятельность |
6. Подведение итогов урока. Выставка работ. Рефлексия | 5 мин | Организую выставку фигур – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно светла. И видна в ней радость молодая Ставшего искусством ремесла. | -Демонстрируют свои работы | Регулятивные: оценка деятельности и результата работы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: положительное отношение к учению; уважительное отношению к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу. |
7. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Тема «Народные промыслы. История матрёшки». | Слушают учителя |
Номер действия | Название и описание действия |
4 | Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенным на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу |
2 | Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом |
5 | Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками |
1 | Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-головку, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму — сгибали к талии. Затем барыню наряжали |
3 | Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности |
Хохломская роспись делается по дереву. В этой росписи есть орнамент — это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Он может быть растительным, геометрическим, использование мотивов, связанных с изображением животных, комбинированным (сочетание разных видов).
Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородской области. Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики. Использовали дерево для создания предметов быта. Мастера городецкой росписи изображали прогулки людей, всадников на конях, сцены чаепития, кареты, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы.
Основные особенности городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов — розана и купавки.
История дымковского промысла
Дымковский промысел – уникальное явление народного искусства. Считается, что возник он 9 - 16веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлыново-Вятки.
История дымковского промысла
В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
Вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.
ПЛАН 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик. 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию | ПЛАН 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик. 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию |
ПЛАН 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик. 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию | ПЛАН 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик. 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию |
ПЛАН 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик. 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию | ПЛАН 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части — голову и шею, из третьей — гриву, ушки и хвостик. 4. Роспись: вылепить из пластилина геометрические узоры — круги, овалы, полоски, точки — и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию |
Номер действия | Название и описание действия |
Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенным на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу | |
Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом | |
Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками | |
Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-головку, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму — сгибали к талии. Затем барыню наряжали | |
Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности | |
Номер действия | Название и описание действия |
Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенным на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу | |
Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом | |
Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками | |
Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-головку, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму — сгибали к талии. Затем барыню наряжали | |
Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)
Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...
Методическая разработка занятия "Беседа на тему: Русское народное творчество. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Русская матрешка"
Методическая разработка занятия для учащихся по программе "Путешествие в мир искусства"....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...
Конспект занятия «Народные промыслы». Изделие: «Матрёшка» в технике обрывной аппликации»
Цели деятельности: формирование у дошкольников представление о народных промыслах;формирование умения и навыков при работе с бумагой; выполнить изделие «Матрешка».Планируемые результатыПре...
Народные промыслы. Изделие «Матрёшка».
Конспект урока технологии по теме: "Народные промыслы. Изделие "Матрёшка"....
Технологическая карта урока технологии по теме: "Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома»". 2 класс. УМК "Перспектива".
Как изготовить миску, оформленную хохломской росписью, в технике папье-маше....
Технологическая карта урока технологии по теме "Народные промыслы. Изделие «Городецкая роспись".
Технологическая карта урока технологии....