ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ . РАБОТА С ТКАНЬЮ (ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ). Изготовление набивной игрушки из готового кроя - «Кукла».
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Урок трудового обучения в 4 классе коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_obuchenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ТЕМА УРОКА: РАБОТА С ТКАНЬЮ (ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ).                         

                          Изготовление набивной игрушки из готового кроя - «Кукла».

ЦЕЛЬ УРОКА: научить изготавливать набивную игрушку - куклу.

ЗАДАЧИ УРОКА: закрепление приемов изготовления мягкой игрушки; обучение составлению плана работы; ознакомление с историей народной тряпичной куклы и ролью куклы в народном быту;

коррекция и развитие мыслительных операций (сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения); умения ориентироваться в задании; координации движений; мелкой моторики рук; речь, память;

воспитание и привитие аккуратности, усидчивости, взаимопомощи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ХОД УРОКА

I Организация начала урока.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания.

(Приветствие; проверка готовности к уроку; сообщение темы, цели и задач урока)

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.

 -  Сегодня я приглашаю вас в сказочную, волшебную мастерскую. Все, кто работает в этой мастерской,  изготавливают волшебные вещи из различных материалов.  Вы хотите стать мастерами – волшебниками и делать волшебные чудесные вещи? Тогда будьте на уроке внимательны, сосредоточены, старательны и тогда у вас, все получиться!

Проверьте все ли готово к уроку.

II Подготовка к усвоению нового материала.

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся; сообщить тему, цель и задачи поставленные к уроку; показать практическую значимость изучения нового материала; привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

(На столе много разных игрушек)

- Что вы видите на столе? (Игрушки)

- Скажите какую игрушку вы видите, из какого материала она сделана?

(Пирамидка из пластмассы)

- Значит какая пирамидка? (Пирамидка пластмассовая)

(Мяч из резины – резиновый мяч; машинка из металла – металлическая машинка; кубики из дерева – деревянные кубики)

- Где же делают все эти игрушки? (На фабрике) СЛАЙД

- Отгадайте загадку.

Я своей подружке Кате

Одеваю утром платье.

Одеваю ей сапожки

На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку.

- О какой игрушке загадка? (О кукле) СЛАЙД

- Такие куклы не купить в магазине, эти куклы сделаны не на фабрике. На всем свете не найти вторую такую же куклу.

III Изучение нового материала.

Цель: дать учащимся представление об изучаемом вопросе.        

Игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. Каждый народ,

создавая свои игрушки, передавал в них свое мироощущение. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева, глины, соломы, кусочков ткани.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной народной игрушкой. В крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. Это несомненно относится и к рукотворной тряпичной кукле.  Посмотрите на экран, какие куклы делали раньше наши бабушки. СЛАЙД

А еще в глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Люди верили, что кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

(Словарная работа – ОБЕРЕГ, БЕРЕГИНЯ)

В старину кукол мастерили повсеместно и они были разнообразны: свадебные куклы, кукла берегиня, домашняя масленица, кукла – мокредина, кукла – сударушка, кукла – на выхвалку (на похвалу).

- Сегодня игрушки – куклы сделанные своими руками не несут такого глубокого смысла.

- Мы можем сделать себе и своим близким подарки. А какой самый лучший подарок? Ну, конечно же, это вещь, сделанная своими руками и подаренная от чистого сердца.

- Сегодня на уроке вы научитесь шить МЯГКИЕ (Какую букву напишем после буквы «Я», почему?) объемные игрушки из колготок.

- Все сделанные своим руками игрушки могут стать отличными сувенирами. Кстати, слово «СУВЕНИР» (На доске) произошло от французского, что означает «подарок на память». И пришло оно в наш язык еще в петровские времена.

Раньше сувениром считался такой подарок, который, прежде всего, напоминал о человеке, сделавшим его.

        Игрушки, сделанные с любовью своими руками, несут доброту и душевное тепло, которое вы передадите вместе с сувениром своим близким и друзьям.

        А если обратиться за помощью к мамам и папам, бабушкам и дедушкам, то общими усилиями вы быстро превратите  детскую комнату в ваш собственный мир, населенный сказочными персонажами, милыми и полезными вещицами, сделанными своими руками.

IV Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания и умения необходимые для работы учащихся; учить применять знания на практике.

Практическая работа.

1.        Вводный инструктаж учителя.

(Сообщение названия изделия; разъяснение задач практической работы; ознакомление с объектом труда (образцом); ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления); предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы; инструктаж по технике безопасности.)

- Мы знакомились на уроке с видами тканей. Назовите, какие вы помните. СЛАЙД

- Какие виды швов мы используем в работе? Назовите. СЛАЙД

- Все наши знания пригодятся в работе.

- Во время практической работы вы будете пользоваться ножницами и иглой, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

(Повторяем правила ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ)

- А ещё во все времена люди любили играть, я приглашаю вас встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку - чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

- Вы готовы творить? Тогда в путь! Мир мягкой игрушки ждет своих добрых волшебников.

2.        Работа учащихся над изделием под руководством учителя.

- План работы сегодня мы составлять не будем. Работаем одновременно со мной.

3.        Текущий инструктаж.

(Проверка организованности начала работы учащимися; проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.)

Практическая работа учащихся с учителем.

Зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

4.        Проверка усвоения новых знаний.

(проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;  инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.)

5.        Целевые обходы.

(инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом; концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций; оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащихся; контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения; рациональное использование учебного времени учащимися.)

6.        Заключительный инструктаж.

(анализ выполнения работы учащимися; разбор типичных ошибок учащихся; вскрытие причин допущенных учащимися ошибок; повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.)

V Подведение итогов урока.

Цель: сделать выводы и подвести итоги урока; отметить работу учащихся; выяснить, что нового узнали на уроке.

(сообщение учителя о достижении целей урока; объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся; сообщение о теме следующего урока.)

- Немного фантазии, терпения и  мастерства и у вас удивительная игрушка, сделанная своими руками.

- Вспомним порядок работы.

- Для чего раньше изготавливали кукол? (Как обереги)

- Для какой цели сейчас делают игрушки своими руками? (Дарят как подарок – сувенир)

- Все ли мы успели выполнить, что запланировали?

- Что было трудно выполнить?

- Все ли было понятно?

- Какое настроение у вас после работы?

  1. Задание на дом.

(Задание учащимся на подготовку к следующему уроку; инструктаж учителя по выполнению домашнего задания)

- Расскажите родителям, как можно сшить куклу своими руками. Можете дома попробовать сшить совместно с мамой или бабушкой.

  1.      Организованное окончание урока (уборка рабочих мест).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок трудового обучения. Работа с бумагой и картоном. Тема "Русская деревня"

Урок можно провести с презентацией "Русская деревня", где подробно рассказывается об устройстве русской избы, ее сакральных украшениях...

открытый урок по трудовому обучению. Работа с тканью "Роза"

Открытый урок по трудовому обучению. Работа с тканью "роза".Выполнение розы из синтетического материала....

Урок трудового обучения в 3 классе на тему «Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки»

Конспект составлен в соответствии с требования ФГОС. Цели и задачи урока:Ознакомить с созданием подвижного механизма складной доски Совершенствовать умение использовать чертёжные инструменты для ...

Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией. УМК Школа 21 века Тема: "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла."

Разработка урока технологии в 4 классе с презентацией УМК Школа 21 века. Тема "Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла"...

Технологическая карта урока технологии "Работа с текстильными материалами". "Аппликация из ткани Бабочка", (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся умений выполнения аппликации из ткани - «Бабочка». Задачи урока: Дидактические:1. Расширить знания о текстильных матери...